Файл: История государства и права россии вопросы к аттестации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.02.2024

Просмотров: 52

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


14 марта 1990 г. был учрежден пост Президента СССР, полномочия которого конкретизировались Законом от 26 декабря 1990 г. Президент возглавил систему органов государственного управления СССР, назначал членов союзного правительства с последующим представлением на утверждение Верховного Совета СССР, издавал общеобязательные указы. Правительство – Кабинет Министров СССР во главе с премьер-министром (образовано вместо прежнего Совета Министров СССР) – отвечало перед Президентом и перед Верховным Советом. Президент избирался Съездом Советов СССР. 15 марта 1990 г. на этот пост был избран М. С. Горбачев.

Президент СССР возглавлял Совет Федерации, который в основном занимался национальной политикой. Был создан Президентский совет, на который возлагалась разработка мер по реализации основных направлений внутренней и внешней политики СССР. Была введена должность вице-президента СССР, который мог замещать президента в случае невозможности осуществления им своих обязанностей.

В 1990 г. началось формирование многопартийной политической системы. В Конституцию были внесены изменения, согласно которым отменялось положение о руководящей роли КПСС, и предоставлялась возможность другим политическим партиям, общественным организациям и массовым движениям участвовать в управлении государством. 9 октября 1990 г. был принят Закон СССР «Об общественных объединениях», конкретизировавший новые конституционные нормы.

В декабре 1990 г. был принят закон о референдуме, который впервые в истории советского законодательства четко регламентировал процедуру проведения всенародного голосования. Предметами референдума могли быть принятие новых или изменение действующих законов СССР, выявление общественного мнения по наиболее важным вопросам. Право назначить референдум принадлежало Съезду или Верховному Совету СССР.

Либерализация политического режима породила новые и обострила старые социально-экономические противоречия. На этом фоне начались межнациональные конфликты, переросшие с 1988 г. в межнациональные вооруженные столкновения (в Нагорном Карабахе и др. регионах). Ослаблению государственного единства непосредственно способствовал кризис КПСС и развал плановой экономики, так как ранее именно партийные органы и централизованная экономическая система являлись тем каркасом, на котором держалось союзное государство.


На выборах в республиканские Верховные советы, прошедших весной 1990 г., победили национал-демократические силы. В марте 1990 г. Верховный Совет Литвы провозгласил независимость Литвы, а в мае 1990 г. аналогичное решение принял Верховный Совет Латвии. Руководство СССР пыталось предотвратить распад государства: в апреле 1990 г. были приняты законы о разграничении полномочий между союзным центром и республиками, о порядке выхода республик из состава СССР (такое решение могло быть принято только на референдуме), началась подготовка к подписанию нового Союзного договора. Но процесс суверенизации республик уже нельзя было остановить. Принимаются декларации о государственном суверенитете республик, в которых провозглашается верховенство республиканских законов над союзным законодательством.

  1. Распад Союза ССР: причины, юридическое оформление и последствия. Государственный суверенитет Российской Федерации.

Либерализация политического режима породила новые и обострила старые социально-экономические противоречия. На этом фоне начались межнациональные конфликты, переросшие с 1988 г. в межнациональные вооруженные столкновения (в Нагорном Карабахе и др. регионах). Ослаблению государственного единства непосредственно способствовал кризис КПСС и развал плановой экономики, так как ранее именно партийные органы и централизованная экономическая система являлись тем каркасом, на котором держалось союзное государство.

На выборах в республиканские Верховные советы, прошедших весной 1990 г., победили национал-демократические силы. В марте 1990 г. Верховный Совет Литвы провозгласил независимость Литвы, а в мае 1990 г. аналогичное решение принял Верховный Совет Латвии. Руководство СССР пыталось предотвратить распад государства: в апреле 1990 г. были приняты законы о разграничении полномочий между союзным центром и республиками, о порядке выхода республик из состава СССР (такое решение могло быть принято только на референдуме), началась подготовка к подписанию нового Союзного договора. Но процесс суверенизации республик уже нельзя было остановить. Принимаются декларации о государственном суверенитете республик, в которых провозглашается верховенство республиканских законов над союзным законодательством.


Пытаясь остановить распад, руководство СССР предпринимает попытки заключения нового союзного договора, проводится референдум по сохранению единого Союза, однако руководство СССР уже потеряло механизмы воздействия на республики и процесс распада СССР продолжался. Несмотря на то, что на референдуме 17 марта 1991 г. большинство населения страны проголосовало за сохранение СССР как федеративного государства, центробежные процессы продолжались.

Ситуацию резко обострила попытка государственного переворота, предпринятая членами образованного 19 августа 1991 г. Государственного комитета по чрезвычайному положению в СССР (ГКЧП). Б.Н. Ельцин, избранный в июне 1991 г. Президентом РСФСР, и парламент России выступили против путчистов, что способствовало провалу переворота. Деятельность КПСС была приостановлена, упразднялись Съезд народных депутатов СССР и должность вице-президента. На переходный период высшим органом признавался Верховный Совет СССР.

Для рассмотрения вопросов, затрагивающих интересы республик, был создан Государственный Совет СССР, в состав которого входили Президент СССР и высшие должностные лица республик. 6 сентября 1991 г. Совет признал независимость Литовской, Латвийской и Эстонской республик. В начале декабря после проведения соответствующего референдума объявила о своей независимости Украина.

8 декабря 1991 г. на встрече в Беловежской пуще руководители Белоруссии, России и Украины подписали Соглашение о создании Содружества независимых государств (СНГ) и заявили о роспуске Союза ССР. На состоявшейся в Алма-Ате 21 декабря 1991 г. встрече президенты Азербайджана, Армении, Белоруссии, Казахстана, Кыргызстана, Молдовы, Российской Федерации, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана и Украины подписали Декларацию, в которой подтверждалось образование СНГ и прекращение существования СССР. В этой ситуации 25 декабря 1991 г. М. С. Горбачев вынужден был сложить с себя полномочия Президента СССР. Так закончилась политическая история СССР.

  1. Федеративный договор 1992 г. и изменения в государственно-территориальном устройстве России.

ФЕДЕРАТИВНЫЙ ДОГОВОР - один из основных источников конституционного права РФ в области регулирования федеративных отношений. Включает три самостоятельных договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами власти РФ и соответственно органами власти:


а) суверенных республик в составе РФ;

б) краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга РФ;

в) автономной области, автономных округов в составе РФ.

Федеративный договор, подписанный 31 марта 1992 г., имеет важное историческое значение для Российского государства. Он способствовал сохранению России как целостного государства, положил начало дальнейшему ее развитию на принципах подлинного федерализма. Итогом разрешения сложившихся непростых внутренних отношений в России явилось то, что центральное руководство государства и лидеры регионов признали необходимым подписать договоры, которые фиксировали бы официальное признание территориальных единиц субъектами Российской Федерации, способствовали бы укреплению федеративных связей во внутренних отношениях; оговаривали бы статус отдельных групп субъектов.

Федеративный договор - уникальный политико-юридический документ, на основе которого реализуется крупная государственно-правовая реформа конституционного строя России.

Ф.Д. был Подписан 31 марта 1992 г. представителями РФ и всех субъектов РФ (кроме Татарстана и Чечено-Ингушетии). 10 апреля 1992 г. Съезд народных депутатов РФ одобрил подписанный Ф.д. и постановил включить его содержание как составную часть в Конституцию РФ.

Однако и после этого Ф.д. продолжал существовать как самостоятельный конституционно-правовой акт. Конституция РФ 1993 г. (в п. 1 раздела второго) объявила о верховенстве своих норм над нормами Ф.д., но одновременно подтвердила (в п. 3 ст./11) его действие в сфере регулирования федеративных отношений, что позволяет считать РФ федерацией конституционно-договорного типа

  1. Конституционное развитие России в постсоветский период. Принятие Конституции РФ 1993 г.

Современный этап истории государства и права России начинается с момента принятия на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. Конституции РФ.

Конституция РФ – Основной закон РФ, который обладает высшей юридической силой на всей территории РФ и прямым действием.

Структура Конституции РФ: краткая преамбула; первый раздел, который в свою очередь разбит на 9 глав; второй раздел.

Основные принципы Конституции РФ:

1) верховенство Конституции;

2) прямое действие конституционных норм.

Проект Конституции готовился специальной конституционной комиссией по поручению М. С. Горбачева (президента СССР), высказанном на I Съезде народных депутатов РСФСР летом 1990 г. В состав этой комиссии входил (и ее возглавлял) будущий первый президент РФ Б. Н. Ельцин.


Общая концепция Конституции, подготовленная этой комиссией, была принята на первом же обсуждении проекта Конституции на Съезде народных депутатов, однако проект все же не был утвержден. Это затрудняло подготовку и проведение в жизнь новой Конституции.

Возникла необходимость более решительных мер со стороны сторонников перехода к новой демократической форме власти в России. В августе 1991 г. произошел переворот в системе власти России, в результате которого глава конституционной комиссии стал главой государства.

В начале 1993 г. было созвано Конституционное совещание, которое и подготовило несколько проектов Конституции, один из которых был подготовлен с участием самого Б. Н. Ельцина. На обсуждении проектов Конституции большинство голосов получил (а позднее был выдвинут на референдум) так называемый «президентский проект» Конституции.

12 декабря 1993 г. состоялось всенародное голосование по проекту Конституции Российской Федерации и проведены выборы Государственной Думы.

Конституция закрепила единство и суверенитет России, верховенство Конституции и федеральных законов России, единое гражданство. Законодательным органом России стал парламент (Федеральное Собрание), состоящий из двух палат: верхней – Совета Федерации и нижней – Государственной Думы. В Совет Федерации входили по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации. Государственная Дума включала в свой состав 450 депутатов, избранных по одномандатным округам и по партийным спискам. Принятые Думой федеральные законы должны быть одобрены Советом Федерации. Исполнительная власть возлагалась на Президента и Правительство Российской Федерации (ранее – Совет Министров), Председатель которого назначается Президентом с согласия Думы. Президент, как глава государства, получил широкие полномочия, в частности имел право роспуска Государственной Думы, самостоятельного принятия решения об отставке правительства. Правительство полностью подотчетно Президенту. Таким образом, Российская Федерация по форме правления стала президентской республикой.

В Конституции практически не было четких положений, определяющих систему государственной власти на местах. В большинстве субъектов федерации такими органами стали законодательные собрания (а также думы, парламенты и др.) и избранные непосредственно населением губернаторы. В некоторых субъектах федерации избираются президенты.