Файл: История государства и права россии вопросы к аттестации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.02.2024

Просмотров: 57

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В ст. 70 Конституции СССР характеризовался как единое союзное федеративное многонациональное государство. Подчеркивая советский и социалистический характер союзных республик (ст. 76), Конституция не называла их национальными, имея в виду усиление централизации государства. Из Конституции было исключено установленное еще в 1944 г.право республик на военное управление и собственные воинские формирования, но сохранилось закрепленное в том же 1944 г. право внешних сношений. Реально такое право использовали только Украина и Белоруссия, которые имели своих представителей в ООН. Декларировался суверенитет республик, однако, не был предусмотрен механизм защиты суверенных прав от возможных посягательств со стороны союзного центра. Каждая республика по-прежнему имела право выхода из состава СССР, но в законах не был определен порядок выхода, что делало такое право формальным. Республики могли иметь собственные конституции, и в 1978 г. «организованно» приняли новые Основные законы, согласованных с союзной конституцией.

Конституция 1977 г. - вошла в историю как "Конституция развитого социализма".

Конституция 1977 года, в отличие от прежних, состоит из крупных разделов, посвященных основам общественного строя и политики СССР, проблеме соотношения государства и личности, национально-государственному устройству страны. Прежние Конституции характеризовали Советское государство, как государство рабочих и крестьян. Основной закон 1977 года включает в эту формулу интеллигенцию.

Значение Конституции СССР 1977 г. в развитии государственного (конституционного) права России и его источников очень велико. Ее принятие стало важнейшим стимулом и точкой отсчета целого периода развития законодательства об общественном и государственном строе. Тщательный анализ источников государственного права советского периода позволяет сделать вывод о первостепенном месте в целом этапе развития конституционного законодательства, которое связано именно с принятием и вступлением в действие Конституции СССР 1977 г., с ее дальнейшей судьбой. Конституция СССР 1977 г. в контексте всей правовой инфраструктуры закладывала многие гуманитарные и демократические начала, которые пусть трудно и не сразу, но неодолимо разворачивались и в застойные времена.

Конституция установила курс на развитие форм народовластия, впервые был введен в законодательный оборот термин “политическая система”, зафиксировано право общественных организаций участвовать в управлении государственными и общественными делами. И хотя в течение целого десятилетия мало, что было реализовано, но даже этот отрицательный результат сыграл в последствии позитивную роль: расхождения между положениями Конституции и реальным состоянием дел
наиболее ярко высветили накопившиеся проблемы, что способствовало скорейшему осмыслению и оценке в первые годы перестройки происшедших в политической системе деформаций.

Конституция СССР 1977 г., как и прежние Советские конституции, была традиционно российской, т.е. преимущественно коллективистской во многом ставила интересы общества вперед интересов отдельного человека. Но уже одно то, что в структуре Основного Закона раздел о взаимоотношениях государства и личности был восстановлен на соответствующем ему втором месте после основ общественного строя и политики, а содержание самого раздела было значительно расширено, является существенным шагом вперед.

Принятие новой Конституции СССР в 1977 года отражало непрерывность развития конституционной системы бывшего СССР. На её базе в 1978 году был принят Основной закон РСФСР.

На протяжении срока своего действия Конституция 1978 года подвергалась значительным изменениям. Эти изменения затрагивали не только содержание конкретных норм, но и саму сущность Основного закона. В ней утверждался статус РСФСР как союзной республики в составе СССР, а затем и как независимого государства после распада Союза.

Поэтому данная Конституция на последних этапах своего существования была самой нестабильной, причем изменения имели существенный характер. По этой причине характеристика Конституция РСФСР 1978 года имеет различное содержание в зависимости от периода действия, что является её особенностью.

До 1989 года Конституция РСФСР находилась в полной неприкосновенности, даже малые поправки, — например, аналогичные июньским поправкам 1981 года, — в Конституцию СССР 1977 года не вносились. Вопрос о необходимости изменения Конституции РСФСР впервые встал лишь в 1988—1989 годах в связи с необходимостью приведения российского Основного Закона в соответствие с новой редакцией Конституции СССР. В соответствии с этим 27 октября 1989 года Верховный Совет XI созыва принял первые поправки к конституции. Высшим органом государственной власти становился Съезд народных депутатов, избираемый сроком на 5 лет на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании гражданами старше 18 лет. Но Съезд не был постоянным органом — он собирался раз в год. Съездом народных депутатов избирался Верховный Совет РСФСР, собиравшийся на сессии дважды в год и осуществлявший полномочия законодательного органа власти между съездами. Верховный Совет теперь состоял из двух (а не одной, как это было в 1938—1990 годах) палат —
Совета Национальностей и Совета Республики, организацию их работы обеспечивал Президиум Верховного Совета. Функции высшего должностного лица РСФСР осуществлял Председатель Верховного Совета.

31 мая 1990 года число избираемых Съездом заместителей, — не считая Первого заместителя, — Председателя ВС РСФСР увеличено с одного до трёх.

16 июня 1990 года была принята поправка, устанавливающая многопартийную систему в РСФСР. В отличие от союзного закона новая редакция 6-й статьи Конституции РСФСР не упоминала о КПСС.

15 декабря 1990 года в Конституцию были внесены наиболее масштабные поправки, которые во многом вывели республику из общесоюзного правового поля. В частности, была включена преамбула и статья 1-я Декларации о государственном суверенитете РСФСР
  1. 1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   13


Реформа политической и правовой системы (конец 1980-х – начало
1990-х гг.). Изменения в системе государственных органов СССР и РСФСР.


К концу 70-х гг. достаточно четко обозначился кризис советской модели государственного развития. Плановая экономика демонстрировала устойчивую неспособность к интеграции достижений научно-технического прогресса. Росла «теневая экономика», усиливалась коррупция на всех уровнях административного и партийного аппарата. Преклонный возраст узкого круга партийных лидеров обусловил частую смену руководителей партии и государства. В течение 1982 – 1985 гг. в СССР умерли три главы государства: Л.И. Брежнев, Ю.В. Андропов и К.У. Черненко. Становилась очевидной неспособность старой партийной бюрократии обеспечить поступательное движение страны вперед.

В этих условиях в 1985 г. КПСС и советское государство возглавил М.С. Горбачев, который стал инициатором политики «перестройки», призванной реформировать советскую систему, сделать ее более демократичной и открытой для заимствования опыта зарубежных стран, сохранив при этом власть в руках коммунистической партии.

Либерализация режима началась с того, что было разрешено достаточно свободное обсуждение общественных проблем в прессе и на телевидении, открыт дозированный доступ к ранее засекреченной информации о советской истории. Одновременно происходила либерализация экономической жизни. Законом «О государственном предприятии» (1987 г.) предприятиям предоставлялось право самостоятельно планировать свою деятельность, заключать договоры с другими субъектами хозяйствования, распоряжаться полученной прибылью.

Широкими правами наделялись советы трудовых коллективов, вводилась выборность руководителей предприятий, появились трудовые контракты как особая форма трудовых договоров. Гарантировалось право трудовых коллективов на проведение забастовок. Была легализована частная предпринимательская деятельность, создавались частные кооперативы. В 1990 г. принимаются Законы «О собственности в СССР» и «О предприятиях в СССР», в которых вместо понятия частная собственность использовалось понятие «собственность советских граждан». На основе такой собственности могли создаваться индивидуальные и семейные предприятия. В аграрном секторе разрешалась долгосрочная (до 50 лет) аренда земли и формировались фермерские хозяйства.


В рамках перехода к "экономическим методам управления" и полному хозрасчету предприятий было проведено радикальное изменение всей структуры управления. За один год в отраслях было полностью ликвидировано среднее звено управления с переходом к двухзвенной системе "министерство-завод". В центральных органах управления СССР и республик было сокращено 593 тыс. работников, из них только в Москве 81 тыс. (они были трудоустроены в других учреждениях отраслей). На 40% было сокращено число структурных подразделений центрального аппарата. Прямым результатом этой акции было разрушение информационной системы народного хозяйства.

В 1987 г. был начат процесс слияния и разделения министерств, в котором невозможно усмотреть какую-либо единую систему ("министерская чехарда"). Поскольку он коснулся почти всех ведомств, приведем лишь три примера. 20 июля 1987 г. ликвидированы Министерство тракторного и сельскохозяйственного машиностроения СССР и Министерство машиностроения для животноводства СССР, и на их базе создано Министерство тракторного и сельскохозяйственного машиностроения СССР; 2 декабря 1988 г. оно было ликвидировано. Одновременно было ликвидировано Министерство автомобильной промышленности СССР, а затем создано Министерство автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения СССР.

В ноябре 1985 г. были ликвидированы шесть сельскохозяйственных ведомств и учрежден Госагропром СССР. В апреле 1989 г. он был упразднен, часть его функций взяла на себя Государственная комиссия СМ СССР по продовольствию и закупкам. Она была ликвидирована в апреле 1991 г., и образовано Министерство сельского хозяйства СССР. В августе 1986 г. Министерство строительства СССР было "районировано" - на его базе было создано 4 министерства, ведающих строительством в разных районах СССР. В 1989 г. они были упразднены.

В 1988 г. началась конституционная реформа. Создавался Съезд народных депутатов СССР, состоявший из 2250 депутатов, которые избирались как в территориальных избирательных округах, так и от партий, профсоюзов и общественных организаций. К исключительному ведению Съезда относились принятие и изменение Конституции СССР, определение государственной границы СССР и ряд других вопросов. Из числа депутатов Съезда формировался двухпалатный Верховный Совет СССР как постоянно действующий законодательный, контрольный и распорядительный орган, подотчетный Съезду. Президиум Верховного Совета СССР превратился в технический орган, обеспечивающий организацию работы Съезда народных депутатов и Верховного Совета.