Файл: История государства и права россии вопросы к аттестации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.02.2024

Просмотров: 63

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Во главе дистриктов, или уездов, стояли выборные из числа дворян – земские комиссары, помощниками которых были нижние комиссары, мостовые надзиратели и др.

Основной целью всей реформы местного управления было обеспечение армии всем необходимым.

В 1775 г. была произведена реформа губерний, которая опять изменила административно-территориальное деление России. Тогда же сокращается количество коллегий, остаются только три самые важные, а полномочия других передаются губерниям, число которых увеличивается почти в два раза (около 50), провинции упраздняются, но уезды остаются. Наряду с вице-губернатором появилась должность генерал-губернатора, которому подчинялись от 1 до 3 губерний вместе с военными, а сам он подчинялся лично императрице. Создавались губернское правление, казенные палаты, приказ общественного призрения.
  1. 1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


Суд в России в период становления и расцвета абсолютизма (XVIII в.).

При Петре I в России впервые появились собственно суды (т.е. государственные Высшей судебной инстанцией был монарх. Его компетенция в сфере судопроизводства была неограниченной.

Следующей инстанцией был Сенат, подчинявший себе Юстиц-коллегию (в числе всех других) и всю систему судебных учреждений. Сенат являлся высшей апелляционной инстанцией и его решения были окончательными.

Судебными функциями (по делам своих чиновников) наделялись приказы и коллегии. Коммерц-коллегия рассматривала торговые и вексельные споры. Вотчинная коллегия рассматривала земельные споры. Мануфактур-коллегия разбирала дела членов цехов (мастеров, рабочих и учеников). Камер-коллегия рассматривала финансовые правонарушения. Юстиц-коллегия была апелляционной инстанцией для нижестоящих судов. Проводила для них работу по обобщению судебной практики и подбор кадров. Судебные органы были многообразными. В 1713 г. в губерниях учреждались ландрихтеры.

С 1719 г. страна была разделена на судебные округа, в которых учреждались надворные суды, состоявшие из президента, вице-президента и двух — шести членов суда. Надворный суд рассматривал дела по доносам фискалов, уголовные и гражданские дела города, где он учреждался. Он руководил и выступал в качестве апелляционной инстанции к нижним судам.

В 1720 г. при надворных судах учреждались прокуроры. Надворному суду подчинялись нижние суды двух видов: коллегиальные и единоличные. Их юрисдикция распространялась на дворянское сословие. Крестьян по малозначительным делам судили помещики. Горожане судились в магистратах. Духовенство в консистории при епархиальных архиереях, в духовных дел управлениях и в Синоде. Политические дела рассматривались в Преображенском приказе или в Тайной канцелярии.

В 1722 г. была проведена радикальная судебная реформа. Были упразднены нижние суды. В провинциях учреждались новые провинциальные суды, состоявшие из провинциального воеводы и асессоров.

В отдаленных от провинциального центра городах воевода назначал судебного комиссара, получавшего право рассматривать незначительные уголовные и гражданские дела.

В качестве апелляционной инстанции для провинциальных судов сохранялись надворные суды, исключительным правом которых являлось рассмотрение дел, по которым назначалась смертная казнь.


Параллельно с гражданской судебной системой образовывались военные суды. Высшей инстанцией в этой системе являлся генеральный кригсрехт, рассматривавший наиболее важные дела, связанные с государственными и воинскими преступлениями.

Нижней инстанцией стал полковой кригсрехт, рассматривавший все остальные дела.

Военные суды также были коллегиальными, при каждом из них состоял аудитор, наблюдавший за законностью правосудия. Приговоры генерального кригсрехта выносились на утверждение в военную коллегию.

  1. Уголовное право и процесс по Воинскому уставу 1716 г.

Свою систематизацию и развитие нормы уголовного права в петровскую эпоху получили в Артикуле воинском. Хотя в нём и отсутствует Общая часть, в нём говорится о необходимости установления причинной связи между действием и преступным результатом, о вине, целях и задачах наказания, необходимой обороне, крайней необходимости.

Артикул воинский состоит из 24 глав, разделённых на 209 артикулов (статей). Ряд статей имеют специальные толкования. Следует отметить, что толкования имели силу закона и касались порой весьма важных вопросов, в них обычно разъяснялся смысл закона и порядок его применения.

Воинские артикулы - были приняты в 1715 г., вошли в Устав воинский, который вступил в силу с 1716 г. Воинские артикулы были посвящены вопросам уголовной и административной ответственности военнослужащих. За их основу было взято шведское, немецкое и датское законодательство.

Воинские артикулы - это свод военно-уголовного законодательства, акт материального права. В нём впервые в русском законодательстве появляется понятие «преступление».

К составлению Воинского устава Петр I приступил весной 1712 года, а уже в апреле 1715 года в Санкт-Петербурге из печати вышли его вторая и третья книги: "Артикул воинский купно с процессом надлежащий судящим" (кн. II) и "Книга о экзерциции, церемониях и должностях воинским людям надлежащих". С 1715 года Петр I начинает работу над первой книгой собственно Устава, которая выходит из печати в 1716 году. В 1717 году вышло второе издание. Книга содержала изложение обязанностей всех военных чинов. Становление русского военно-морского флота сопровождалось составлением различного рода законодательных документов, регулирующих все аспекты его деятельности. Работа по формированию военно-морского законодательства петровского времени была огромна по объему и завершилась только на исходе первой четверти XVIII века изданием таких важнейших документов, как Устав морской (1720 г.) и Адмиралтейский регламент (1722 г.).


По Воинскому Артикулу преступным считалось не только нарушение законов и воли государя, но и любое напрямую не запрещенное законом действие или бездействие, причинившее вред государству. Вводится уголовная ответственность за самоубийство, дуэли, что свидетельствовало о безусловном приоритете интересов государства, которое закрепило за собой монопольное право распоряжаться судьбами подданных. Больше внимания стало уделяться специальным субъектам преступления – должностным лицам, военнослужащим.

По-прежнему на первом месте по степени общественной опасности стояли религиозные преступления, так как именно церковь являлась идеологической опорой феодального государства. С дальнейшим укреплением абсолютизма было связано особое внимание законодателя к государственным преступлениям. Любое посягательство на монарха, даже просто преступный умысел, каралось смертной казнью и конфискацией имущества.

К государственным преступлениям по степени опасности для монархического государства приравнивались должностные преступления – взяточничество и казнокрадство – наказуемые смертной казнью в случае причинения серьезного ущерба. Впервые в законодательстве детально регламентируется вопросы ответственности за воинские преступления. Сурово карались дезертирство, неявка на службу, неисполнение требований воинской дисциплины,нарушение правил караульной службы.

Усложняется система наказаний. Основными целями наказания по-прежнему являлись устрашение и возмездие. Этим объясняется широкое применение смертной казни, как простой, так и квалифицированной. Вместе с тем, учитывая острую необходимость в обеспечении рабочей силой развернувшихся в XVIII в. масштабных преобразований,государству стало невыгодно уничтожать и калечить преступников. Появляется еще одна цель наказания – использование труда осужденных. В связи с этим вводится новое наказание – каторжные работы, сокращается применение членовредительских наказаний. Наиболее распространенной санкцией остаются болезненные телесные наказания, от которых постепенно были освобождены только лица из высших сословий.

Для высших слоев населения применялось такое наказание, как лишение чести и достоинства. Оно осуществлялось посредством особой процедуры шельмования, а также в виде различных позорящих наказаний.

В целом назначение и применение наказаний в рассматриваемый период имело ряд особенностей. Выходцы из низших социальных групп, как правило, карались более сурово. В законодательстве санкции зачастую формулировались крайне неопределенно, что создавало простор для произвола судей и использования суда в качестве орудия репрессий. При рассмотрении дел о государственных и религиозных преступлениях широко практиковалась коллективная ответственность родственников, а при вынесении приговоров по воинским преступлениям – выборочная ответственность членов воинского подразделения.


  1. Создание и развитие прокуратуры в России.

12 января 1722 года в соответствии с Именным Высочайшим Указом Петра I Правительствующему Сенату была учреждена Российская прокуратура При создании прокуратуры Петром I перед ней ставилась задача «уничтожить или ослабить зло, проистекающее из беспорядков в делах, неправосудия, взяточничества и беззакония».

Первым Генерал-прокурором Сената император назначил графа Павла Ивановича Ягужинского. Представляя сенаторам Генерал-прокурора, Петр I сказал: «Вот око мое, коим я буду все видеть».

Эта мысль нашла отражение и в Указе от 27 апреля 1722 года «О должности Генерал-прокурора»: Указ также устанавливал основные обязанности и полномочия Генерал-прокурора по надзору за Сенатом и руководству подчиненными органами прокуратуры. В обязанности прокуроров времени Петра I входило: надзирать за ходом дел; напоминать о необходимости решения важнейших отложенных дел и предупреждать о приближающихся сроках окончания текущих дел; опротестовать в случае неправильно решенных дел. Помимо многочисленных канцелярских обязанностей в ведении тогдашних прокуроров находились арестантские и казенные дела, как правило, связанные с взиманием податей.

Петровская прокуратура выполняла сугубо контрольные функции. Болезнь и последовавшая затем смерть не позволили Петру I довести реорганизацию правоохранительной системы до логического завершения. Начатые им преобразования органов правопорядка пришлось завершать Анне Иоанновне.

В 1731 году прокурорский надзор был введен по всей империи. 2 апреля 1731 года Сенатом был издан Указ «Об определении прокуроров в Юстиц-коллегию и в губернии и о сочинении им Инструкции для порядочного отправления дел по их должности».

Согласно Инструкции губернские прокуроры посещали тюрьмы, осуществляли контроль за питанием арестантов, составляли списки взятых под стражу, участвовали в деятельности рекрутских присутствий, в освидетельствовании умалишенных, выполняли и другие надзорные функции. Важнейшей же задачей губернских прокуроров являлась борьба с противозаконными действиями чиновничества и губернским произволом. Прокурорам присваивались гражданские чины коллежских асессоров, надворных и коллежских советников VIII-VI классов.

Институт губернских прокуроров просуществовал 138 лет, до конца 60-х годов ХIХ века. Взошедший на престол Александр II приступил к реформированию империи, и одной из важнейших сторон его деятельности стало переустройство судебной системы.