Файл: Объект исследования общественные отношения, обеспечивающие охрану прав сотрудников правоохранительных служб на социальную защиту. Предмет исследования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.02.2024

Просмотров: 31

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
45. Поэтому дело было направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции – Тверской районный суд г. Москвы в ином составе суда, длязащита нарушенных прав и законных интересов Э.В. Уварова.

Основные проблемы в социальной защите сотрудников правоохранительных органов Российской Федерации заключаются в нехватке ведомственного жилищного фонда.

Однако, несмотря на некоторую положительную тенденцию улучшения жилищных вопросов сотрудников остается непроработанным вопрос в части сотрудников, которые приобрели жилье в ипотечное кредитование. Если сотрудник приобрел жилье общей площадью более 15 кв. м на одного члена семьи, то в соответствии с действующим законодательством он лишается возможности постановки на учет для получения единой социальной выплаты46.

Также изучая характер социальной защиты сотрудников правоохранительных органов в различных нормативных правовых актах, было обнаружено, что значительное количество норм социальной защиты не включают вопросы данной защиты для работающих женщин. Поэтому хотелось бы выделить вопрос социальной защиты женщин-сотрудников правоохранительных органов.

По данным на 2021 год, женское население примерно на 1 миллион больше мужского на фоне сокращения мужского населения, а доля женского персонала в правоохранительных органах РФ увеличивается. Тем не менее, действующее правоохранительное право не учитывает в достаточной мере специфику несения службы женщинами. В результате, нет никакой гарантии  социальной защиты для работающих женщин, которая может повлиять на производительность отдельных работников и деятельности обслуживающих групп, а также на их моральное и психологическое состояние47.

Для того, чтобы наполнить содержанием категорию «социальная защита женщин-сотрудников», были проанализированы нормативно-правовые акты, в которых, в большинстве своем, нет разделения служащих на мужчин и женщин.

Однако в большинстве актов не упоминаются сотрудницы-женщины или они носят фрагментарный характер (защита материнства). Это подразумевает разработку более эффективного механизма правового регулирования женщин-сотрудников правоохранительных органов.

Представляется необходимым иметь в федеральных законах и других основополагающих актах об отдельных видах правоохранительной службы главу «Особенности прохождения службы и меры социальной защиты женщин-сотрудников».


Необходимо разработать и принять отдельный Федеральный закон, который бы детально раскрывал все аспекты социальной защиты женщин-служащих, акцентируя внимание на принципах равенства и недискриминации по признаку пола, гарантий равного доступа к профессиональному образованию, профессиональной подготовке, повышению квалификации, возможности занятия руководящих должностей, перспективы служебной карьеры48.

Необходимо учитывать психоэмоциональную составляющую женщин, которые в неблагоприятных условиях более подвержены такой проблеме как эмоциональное выгорание, которое в кротчайшие сроки приведет к профессиональному выгоранию и проявлению различных форм агрессии, которые, в свою очередь, могут навредить рабочему процессу всего коллектива49.

Специфичность служебной деятельности в правоохранительных органах Российской Федерации требует от государства усиленных мер по созданию благоприятных условий для сотрудников и членов их семей. От полного и качественного социального пакета зависит уровень престижа профессии, психологической подготовленности сотрудника и желание качественно выполнять свои обязанности.

Проблема социальной защиты женщин, служащих в правоохранительных органах внутренних дел Российской Федерации является актуальной, особенно в настоящее время, когда общая стратегия и приоритетные направления государственной политики в области улучшения положения женщин в России направлены на создание условий и правовых норм, необходимых для осуществления на практике конституционного принципа равных прав и возможностей.

Оставление службы в правоохранительных органах является основанием для прекращения выплаты денежного довольствия. При этом, не имеет значения причина увольнения и продолжает ли болеть уволенный сотрудник, заболевший в период прохождения службы. Окончание срока служебного контракта, в случае если сотрудник за два месяца до окончания срока контракта был об этом уведомлен, является безусловным основанием для его расторжения и увольнения сотрудника50.

Но именно в том частном случае, когда аттестованный сотрудник заболел до увольнения, на практике возникают проблемы. Достаточно просмотреть форумы как действующих, так и бывших сотрудников правоохранительных органов, где обсуждается, в том числе, и этот вопрос. К сожалению, специальное законодательство не содержит положений об особенностях оплаты периода временной нетрудоспособности уволенных со службы сотрудников. По этой причине бывшие сотрудники, порой отдавшие службе не один год, заболев в первые два года после увольнения со службы, сталкиваются с неожиданной для них неприятностью. Предъявив листок нетрудоспособности к оплате своему новому работодателю, получают требование о предъявлении справки о сумме заработной платы за два года, на которую были начислены страховые взносы, без которой невозможно рассчитать средний заработок, от которого будет вестись расчёт пособия по временной нетрудоспособности
51.

Обратившись за указанной справкой в бухгалтерию своего бывшего места прохождения службы, бывший сотрудник получает отказ в связи с тем, что такие справки выдают только гражданскому (не аттестованному) персоналу правоохранительных органов, потому что только за них, как застрахованных в системе обязательного медицинского страхования уплачиваются страховые взносы. За аттестованных сотрудников такие взносы не уплачиваются. Как уже говорилось выше, сотрудники правоохранительных органов не подлежат обязательному страхованию на случай временной нетрудоспособности в системе медицинского страхования. В результате, установленная для сотрудников собственная система социального страхования и освобождение их от уплаты взносов в ФОМС, в случае прекращения службы приводит к тому, что заработок, который необходимо учитывать при расчёте пособия по временной нетрудоспособности, у таких граждан отсутствует.

Конечно, уволившемуся сотруднику выдадут справку по форме 2-НДФЛ, но это не будет иметь никакого значения опять же по той самой причине, что с получаемого сотрудником денежного довольствия не уплачивались страховые взносы.

На размер пособия по временной нетрудоспособности влияет и страховой стаж, т.е., период, когда за работника уплачивались страховые взносы в ФОМС, а также иные периоды, включаемые в страховой стаж. В соответствии с положениями ст. 7 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» от 29.12.2006 № 255-ФЗ лицу, имеющему страховой стаж восемь и более лет пособие выплачивается в размере 100 процентов среднего заработка, имеющему стаж от пяти до восьми лет – 80 процентов и до пяти лет – 60 процентов. Если стаж меньше шести месяцев, то пособие выплачивается в размере не превышающем минимальный размер оплаты труда (МРОТ) за полный месяц. Указанный закон в п 1.1. ст. 1621 содержит положение о том, что в страховой стаж, наравне с периодами работы и (или) иной деятельности засчитываются периоды прохождения военной службы, а также службы, предусмотренной Законом РФ от 12.02.1993 № 4468-1 (ред. от 22.02.2017) «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей». Иначе, период службы в правоохранительных органах включается в страховой стаж и должен учитываться при определении размера процента среднего заработка
52.

Очевидно, что законодатель с одной стороны сделав правильное уточнение в законодательстве, касающееся учёта в страховом стаже периода военной и правоохранительной службы, допустил серьёзный промах, не доведя это положение до логического конца.

Рассмотренная выше проблема является грубейшим нарушением конституционного права граждан на социальное обеспечение и подлежит исправлению. Необходимо внести изменения в законодательство с тем, чтобы получаемый сотрудниками доход (денежное довольствие) учитывался при расчёте среднего заработка для пособия по временной нетрудоспособности. В этом случае социальные гарантии, установленные для военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов, получат своё логичное завершение. Закрепив положение об учёте для страхового стажа периода службы, законодатель обязан учесть требования законодательства о страховом обеспечении по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности, определяющему, что для расчёта пособия одного стажа недостаточно, что требуется ещё и уплата страховых взносов в ФОМС. Законодатель должен приравнять период получения денежного довольствия к периоду уплаты страховых взносов по системе обязательного медицинского страхования.

Одной из проблем на сегодняшний день в части социальных гарантий является также проблема предоставления детям сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации мест в общеобразовательных и дошкольных образовательных учреждениях по месту жительства и в летних оздоровительных лагерях53.

Также нельзя игнорировать дифференциацию мер поддержки среди различных правоохранительных органов России, в связи с чем с целью изменения отдельных нормативных правовых актов, касающихся мер социальной поддержки сотрудников различных служб и министерств, видится целесообразным предпринять следующие меры:

– провести комплексный статистический анализ наиболее часто используемых и действенных социальных гарантий;

– на основе полученных данных провести сокращение менее значимых мер поддержки, сохраняя или преувеличивая наиболее значимые;

– уравнять в социальных гарантиях сотрудников всех служб и ведомств;

– апробировать некоторые зарубежные меры государственной поддержки сотрудников
54.

Конечно, говорить о реформировании данной отрасли сейчас не представляется возможным в связи с обостренной ситуацией, вызванной пандемией коронавирусной инфекции COVID-19, которая потребовала от аппарата государственного управления пересмотра распределения денежных масс в стране. Основные средства в период пандемии выделяются на борьбу с заболеванием, поддержку незащищенных слоев населения, а также на социальные выплаты медицинским работникам, следовательно, на данный момент Правительство РФ не обладает необходимыми финансовыми возможностями, необходимыми для реализации такой задачи. Однако в долгосрочной перспективе представляется вероятным улучшение положения сотрудников правоохранительных органов России. В частности, уравнивание в социальных гарантиях сотрудников различных силовых ведомств может послужить повышению престижа отдельных служб, чьи гарантии сегодня выражены в меньшем объеме. Использование опыта зарубежных стран тоже может оказать позитивное влияние, поскольку применяемые в других государствах меры социальной помощи действенны и могут оказать положительный эффект и в нашей стране.

Следует также обратить внимание на пенсионное обеспечение граждан, сменивших место жительство и гражданство на российское, соответственно, возникают ситуации, когда граждане, служившие в правоохранительных органах другой страны, могли там претендовать на социальные гарантии, но при смене гражданства теряют это право.

Например, В.В. Корышев обратился в суд с иском к ГУ МВД России по г. Москве о признании решения об отказе в осуществлении пенсионного обеспечения незаконным, признании права на назначение и получение пенсии по выслуге лет, обязании назначить пенсию за выслугу лет с 15 января 2017 г.

До 01 января 2002 г. Государственная противопожарная служба входила в структуру Министерства внутренних дел, сотрудники, уволенные из МЧС РФ, получают пенсию в УМВД России55.

Свои требования истец мотивировал тем, что в период с 29 ноября 1991 г. по 23 апреля 2011 г. истец проходил службу в ГУ МЧС Украины, выслуга лет на день увольнения в календарном исчислении составила 21 год и 12 дней. 27 сентября 2011 г. истцу была назначена и выплачивалась в Украине пенсия по выслуге лет.

В связи с переездом на постоянное место жительства в Россию, выплата пенсии на территории Украины приостановлена, пенсия выплачена по 30 октября 2014 г.