Файл: Контрольная работа по предмету История театра и кино.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 8

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

Тюменский государственный институт культуры

Факультет социально - культурных технологий

Кафедра социально-культурной деятельности, культурологии и социологии

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по предмету «История театра и кино»
«Модерн» (второе барокко) общая характеристика и особенности различных «измов» в Европе и России

Выполнила:

ФИО, студентка 3 курса, заочной формы обучения, специальности 51.03.03 «Социально-культурная деятельность»
Научный руководитель:

ФИО, должность

Подпись студента__________

Подпись научного руководителя________

Дата защиты «__»_________2022 г.

Оценка _______________________


Тюмень, 2022

Содержание
Введение……………………………………………………………….……….……3

1. Русское искусство начала XX века (Модерн)………………………………….4

2. Общая характеристика и особенности различных «измов» в Европе и России7

Заключение……………………………..…………………………………….........11

Библиографический список…..…..…………………………….……………….12
Введение
Модерн - международное художественное движение рубежа XIX-XX веков, ставившее целью выработку нового художественного языка искусства и посредством этого создание нового художественного стиля.

В англо- и франкоязычной литературе за явлением закрепился термин «ар-нуво», что в переводе означает «новое искусство». В различных странах модерн получил иные именования.

Несколько устаревшим считается взгляд на модерн, как на единый сложившийся художественный стиль, по аналогии с принятой в академической науке классификацией стилей искусства - готикой, барокко, классицизмом и так далее.

Также устаревшим считается определение модерна, как «моста» между историзмом и модернизмом - чрезвычайно популярной ранее концепции, высказанной Николусом Певзнером в 1970-х годах.

Модерн являлся сложным явлением, охватывавшим самые разнообразные художественные направления и школы, объединённые антиэклектической идеей преодоления искусства предыдущей эпохи. Основные художественные черты модерна - орнаментальность и декоративность.


Объектом исследования является история второго барокко.

Предмет исследования – различные «измы» в Европе и России.

Целью работы является анализ модерна (второго барокко), характеристики и особенностей различных «измов» в Европе и России.

Для достижения поставленной цели требуется решение ряда задач:

- рассмотреть русское искусство начала XX века (Модерн);

- изучить общую характеристику и особенности различных «измов» в Европе и России.

Структура работы состоит из введения, двух параграфов, заключения и библиографического списка.
1. Русское искусство начала XX века (Модерн)

Модерн (под различными названиями: «ар нуво» в Бельгии и Франции, «сецессион» в Австро-Венгрии, «югендштиль» в Германии, «стиль либерти» в Италии, «модерн стайл» в Великобритании, «стиль Тиффани» в США, «стиль модерн» в России) проявился как общеевропейское явление особенно отчетливо в архитектуре, в прикладном искусстве и моде.

Основная идея нового художественного движения - сотворение прекрасного, которого нет или мало в действительности, что ведет к искусству для искусства, к эстетству, либо к преобразованию окружающей жизни красотой.

Эпоха модерна в России, казалось бы, синхронная с явлениями искусства в развитых странах Европы и в США, имела свои особенности, каковые обретали решающее значение в отдельных видах искусства и как умонастроение у различных слоев общества.

Модерн в архитектуре в России - это первый буржуазный стиль, даже в большей мере купеческий, явление, впервые наблюдаемое в странах Западной Европы в эпоху Возрождения и вполне вызревшее в России на рубеже XIX-XX столетий [4, c. 52].

Модерн на новом историческом этапе как бы повторяет развитие новой русской архитектуры от барокко, с обращением к древнерусской архитектуре, до классицизма, с преодолением романтизма достигшей высоты ренессансной классики в Золотой век русской культуры. Внедрение искусства в жизнь, преобразование среды обитания человека по законам красоты в России носит чисто ренессансный характер.

Если устремления отдельных художников объединения «Мир искусства» можно принять за чистый эстетизм, то Серов, Левитан, Серебрякова основывают свое творчество на природе, выявляя ее красоту, как и в жизни человека. Этой же эстетики придерживался Чехов.


Недаром ведущим архитектором русского модерна явился Ф.О.Шехтель (1859-1926), выпускник Училища живописи, ваяния и зодчества, как и Левитан, с которыми в одни годы сформировался студент медицинского факультета Московского университета как писатель.

И такими созвездиями полна та эпоха. Шехтель строил частные особняки, - хрестоматийный пример: особняк С.П.Рябушинского в Москве (1900-19002), со всем его внутренним убранством, - доходные дома, здания торговых фирм, вокзалов, театров, кинематографов [2, c. 132].

Модерн как умонастроение различных слоев общества напрямую отразился в развитии театра, что в России впервые наблюдается именно в среде купечества, то есть интеллигенции из купечества.

Если в архитектуре Рябушинские выступали заказчиками особняков, то в развитии театра приняли самое непосредственное участие Савва Мамонтов и Алексеев из купцов как художники-творцы, что говорит о ренессансности этого явления, чего не было в Европе уже и в помине. В том же и причина революции в театре, что связывают с МХТ.

Модерн - это панэстетизм, отголосок Золотого века русской культуры, дворянского периода ее развития, с ощущением его конца, - о чем заявил Дягилев на устроенной им грандиозной выставке исторических портретов в Таврическом дворце в 1905 году, - с зарождением и развитием демократической и буржуазной культуры, соотношение между которыми в России совершенно иное, чем в странах Западной Европы.

Российское государство с запоздалой отменой крепостного права только-только вступило на капиталистический путь развития, и дворянской элите противостояла не буржуазия, а крестьянство и разночинная интеллигенция, воспитанная на русской классической литературе, которая, формируясь в течение XIX века, была поэзией, философией и религией эпохи Возрождения в России.

В 1907 году в Москве состоялась выставка группы молодых художников, закончивших недавно Училище живописи, ваяния и зодчества, под названием «Голубая роза». Это была единственная выставка, но ее участники вошли в историю русского искусства. На картинах «Мираж в степи» (1912) П.В.Кузнецова, «Финиковая пальма. Египет» (1911) М.С.Сарьяна впервые возникает, как это ни удивительно, многоцветье советского искусства. Представители «Голубой розы» преображение действительности связали с театром, а именно с символическим театром. Н.И.Сапунов, С.Ю.Судейкин принимали участие в постановках пьес М.Метерлинка, Ибсена, Блока.


В 1910-1911 гг. оформилась новая группа художников под названием «Бубновый валет». Она отвергла стилизм «Мира искусства», всякую мистику в настроениях и символизм «Голубой розы».

Ставилась задача преодоления импрессионизма во всех его модификациях и возвращения живописи к предмету, как в народном творчестве.

Критиками утверждалось, что художники «Бубнового валета» «искали вдохновения в фольклоре, в лубке, в домотканой пестряди, самодельных набойках, в пряниках архангельского изделия, в ремесленном примитиве вывесок с кренделями, сахарными головками и бутафорскими дынями...»

От Сезанна к Матиссу и к кубизму и обратно шли И.И.Машков, П.П.Кончаловский, Р.Р.Фальк, А.В.Лентулов, М.Ф.Ларионов, Н.С.Гончарова, не отрываясь от предметности, как В.В.Кандинский и К.С.Малевич, теоретики и практики абстракционизма в России. Мировое искусство оказалось в трущобах модернизма.

В 1912 году К.С.Петров-Водкин создает картину «Купание красного коня», смысл и значение которого сам художник вполне осознает после Октябрьской революции. Четко проступает эстетика древнерусской живописи, то есть иконописи, здесь и лубок, и сказка, вместе с тем конь и юноша-отрок при всей его внутренней сосредоточенности реальны, полны жизни, хотя место действия отнюдь не берег озера, а скорее сцена с полотном декорации, или арена цирка. А цвета коня и юноши звучат, как музыка. Как торжество новой жизни.

2. Общая характеристика и особенности различных «измов» в Европе и России

Неизменные в течение нескольких веков принципы и структуры изобразительного искусства в начале 20-го века не отвечали требованиям передовых мыслящих людей.

В начале 20-го века был открыт новый метод пластического мышления и новые ресурсы живописного языка. Эти перемены были настолько новаторскими, что направления, появившиеся в искусстве в период с 1905 по 1914 г. назвали «авангардными». 

В искусстве 20-го века термин «авангард» (фр. - передовой отряд) употребляют в качестве собирательного обозначения всех новейших течений, таких как фовизм, кубизм, орфизм, футуризм, кубофутуризм, экспрессионизм, абстракционизм, супрематизм, примитивизм, сюрреализм, дадаизм [5, c. 185].

Первой попыткой классификации авангардных течений искусства 20-го века была изданная в 1925 году русским живописцем, архитектором и дизайнером Элем Лисицким в Мюнхене вместе с немецким художником-дадаистом Гансом Арпом книга «Kunstism 1914-1924» - «Измы искусства». Какие-то названия утвердились в истории искусства, какие-то остались как характеристика более частных индивидуальных направлений.


Рассмотрим наиболее распространенных авангардных стилях 20-го века:

Фовизм (с франц. Fauve – «дикий») - одно из первых авангардных течений искусства 20-го века. Впервые слово «фовизм» было использовано критиком Луи Векселем. Основным элементом живописи фовисты считали цветные соотношения. Причем на их полотнах преобладали «чистые» (несмешанные) и контрастные цвета: красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий и фиолетовый.

Кубизм - это Авангардистское художественное направление изображавшее предметы действительности деформированными либо разложенными на простые геометрические формы. Основной идеей кубизма было отрицание трехмерной реальности. Кубисты не хотели, чтобы их картины были похожи на фотографии, и не считали такие достижения академической живописи как «светотень», «переспектива», «оптический реализм» ведущими средствами художественной выразительности. Таким образом, главное отличие кубизма от классического искусства это то, что он не основан на имитации.

Робер Делоне переосмысливая принципы кубизма пришел к беспредметным формам контрастных цветов. Гийом Апполинер назвал новое течение в искусстве термином»Орфизм», так как нашел в композициях Делоне сходство с музыкой. А музыка в греческой мифологии олицетворялась в образе Орфея.

Орфизм - одно из первых проявлений беспредметного искусства. Яркие цвета и геометричные формы напоминают звезды и музыку космоса. 

Футуризм (от лат. «футурум» - «будущее»). Течение сложилось в самом начале ХХ века – в 1909 году, когда Филиппо Томазо Маринетти в парижской газете «Фигаро» опубликовал манифест «Футуризм».  Футуристы мечтали о создании новой расы людей, которые двигаются со скоростью 300 км/час на высоте 5, 10-ти  тысяч метров. В искусстве преобладают динамичные абстрактные формы, созданные под влиянием новейших достижений техники, скорости, шума в современных городах, грубые, необработанные поверхности. В графическом дизайне - отказ от традиционных правил размещения текста. 

Экспрессионизм (лат. – «выражение») – направление в изобразительном искусстве 20 века, провозгласившее единственной реальностью субъективный духовный мир человека, а его выражение – главной целью искусства.

Экспрессионизм складывался на фоне строительства крейсеров и дирижаблей, эксплуатации колоний, деградации культуры и общественной морали, приближении  первой мировой войны. Художники ощущали негатив  и душевную тяжесть