Файл: Лекции и практические занятия раздел работа в дипломном спектакле тема 78, 79. Художественная целостность спектакля и актерский ансамбль.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.02.2024

Просмотров: 72

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ток. Эстетика театра становится действенной, когда обретает характер энергетического потока. Как только возникает устойчивый ряд энергетических коммуникаций между сценой и зрительным залом, начинается акт театрального искусства. Необходим определенный настрой «психофизического аппарата» каждого актера и коллектива исполнителей в целом ежедневно, перед каждой репетицией, спектаклем. Особая концентрация «духовных сил», постоянное накопление и мощный «энергетический выброс». Это предполагает наличие у исполнителя подвижной нервной системы, обостренного мировосприятия и заряженности активным действием – тогда происходит генерация энергии.

Человеческий организм обладает безграничными возможностями, чтобы их реализовать, преобразовать в творческую энергию «воздействия актера на зрителя» и вызвать ответный «поток» – необходим поиск устойчивой методологии – системы тренировочных занятий и установления закономерностей возникновения в зрительном зале плотного, гипотетического контакта.

Для того, чтобы на сценевозникло живое, непредсказуемое для зрителя поведение актера – задача творца: привести свой актерский организм к чужому, импровизационному режиму существования. Помимо блистательной техники, умения слышать и коллекционировать нюансы человеческого поведения необходима волевая, нервная основа для навязывания зрителю сложного, зигзагообразного эмоционального движения, абсолютная уверенность в собственных возможностях. Стать хозяином на сценических подмостках, сбить зрителя с привычного прогнозирования, расстаться с комплексом актерской неполноценности, иметь дополнительные энергетические возможности, о которых не подозревает зритель. Импровизация тесно связана с труднейшим способом существования актера, когда он «независим от зрителя», «демонстративно, пренебрегает его симпатиями и вкусами. Он занят своим делом, уверен в себе».

Встречаются актеры, по природе дарования особенно властные, легко фокусирующие в своем бытии внимание зрителей. Это уровень связи природный, но еще не творческий. «Теснота» творческого взаимодействия, коммуникативная связь актера и зрителя является следствием не индивидуально-психологических свойств актера, а его созидательно-творческих усилий. Зрительный зал может обладать мощным энергетическим
излучением. Случайно собравшийся в зрительном зале коллектив обретает некоторый общий нервный режим существования. Актер, выходящий на сцену должен заявить себя «неформальным лидером» коллектива. Необходима настройка актера на действенный конфликтный лад, когда в ход идут едва различимые сигналы оповещения партнера о своем превосходстве всеми выразительными средствами. «Предпочтение оказывается той особи, которая постоянно демонстрирует силу и неоспоримое преимущество... Тончайшая сигнализация о своих правах на лидерство должна обрушиваться непременно и на коллектив зрителей. Лучше сразу договориться, что сценические партнеры – всего лишь посредники в организации главной атаки на психику зрителя» (М.Захаров).

Сегодня зритель мгновенно «просчитывает» и сам сюжет и сценические приспособления. Задача – сбить его с прогнозирования сценических поступков, решается она методом дерзких проб и ошибок. Нужно готовить не линию роли, но «коридор», в котором сценический персонаж свободно импровизиру­ет некоторое непредсказуемое для зрителя зигзагообразное движение к намеченной цели. Чтобы идти по «коридору», необходима актерская отвага, огромная уверенность в своих силах и определенная склонность к смелой и неожиданной для себя импровизации. При этом М. Захаров советует оставлять белые пятна, не загадывать заранее зигзаги своего пути, ре­шения принимать молниеносно в зависимости от энергии партнеров, состояния зрительного зала и собственного внутреннего настроя.

Каждый поворот, неожиданный слом есть сценическое событие, осязаемое для всех или невидимое для посторонних глаз, относяще­еся к тайнам жизни человеческого духа. Иногда событием является, та последняя капля, которая приводит к спонтанному движению, пос­тупку. Он считает, что событием может оказаться любое слово, объ­ект материального мира и само ощущение.

Современный актер должен владеть методом работы над ролью и приобретать режиссерские навыки. Основная режиссерская задача – воссоздать жизненный процесс как зигзагообразное развитие чело­веческих намерений, развитие, проходящее по цепочке событийного ряда, выявить эти загадочные точки в сознании и подсознании дейс­твующего актера, найти нюансы психологического свойства, которые являются переломными зонами. Очень важно идти не по сюжетным
напряжения. Ситуации, в которых оказываются герои, должны вызывать обязательное зрительское сопереживание. Незави­симо от актерской заразительности, экстремальные обстоятельства должны касаться людей, сидящих в зале, волновать их, касаться жиз­ненных обстоятельств, в которые они могут попасть. Выход из создавшейся ситуации должен быть непредсказуем. Не обязательно по сюжету. Важно как актер совершает поступок.

Сегодня особенно важно актеру научиться искусству модели­рования глубинных процессов нервного свойства, опирающихся на реальные биоэнергетические реакции человека. Зритель всегда ощу­щает эту энергетическую отдачу, повышение ее или понижение. Спек­такль премьерный, наполненный актерским волнением, в театре часто затем теряет свой тонус. Актеры плохо умеют контролировать свою технику, не владеют аутогенной тренировкой в ее сложных формах. Режиссер, как правило, создает актеру монтаж экстремальных ситу­аций, но этого недостаточно. Заразительный настоящий экстремизм ситуации возникает лишь тогда, когда действует реальная актерская энергетика. Задача режиссера – построить для актера взлетную поло­су и подальше от него, подарив ему возможность идти по «коридору» самостоятельно. Актер, верящий в себя, в чистоту собственной души обойдется без мелких мизансценических подпорок. Пусть актер не боится отправиться по лабиринту непредсказуемых поисков.

Практические занятия (семинар).

Традиции и новаторство в современном актерском искусстве.

  1. Островский А.Н. О причинах упадка театрального дела в России.

  2. Основные тенденции современного театра.

  3. В чем заключается новаторство современного актера и режиссера?

  4. М.А. Захаров и его теория зигзагов и монтажа экстремальных ситуаций.

  5. «Энергетический мост» как особая информационная коммуникация между сценой и зрительным залом.

  6. Способы генерации актерской энергетики.

  7. Актерское лидерство, пути его воздействие на зрителя, значение в создании художественного образа.

  8. «Коридор роли» и «линия роли» – взаимосвязь понятий и сущность новизны актерской технологии создания сценического образа в непосредственном процессе зрительного восприятия.

  9. Значение инновационных технологий в рождении «живого театра».

Литература (основная).

  1. Захаров М.А. Режиссура зигзагов и монтаж экстремальных ситу­аций. // Мастерство режиссера I-V курсы. ГИТИС - студентам. Учебное пособие. – М.: ГИТИС, 2002. – С. 283 – 300.

  2. Мейерхольд В.Э. Лекции: 1918-1919. Составитель О.М. Фель­дман. – М.: О.Т.И., 2000. – С. 280.

  3. Островский А.Н. Полн. собр. соч. Т. XII. Статьи. Речи. Письма. – М.: Худож. литература. - 387 с.

  4. Сазонова В.А. Традиции и новаторство в современном актерском искусстве. // Научный вестник. Вып. 3. – Тамбов: Першина, 2006. – С. 52 – 61.


Литература (дополнительная).

  1. Таиров А.Я. Зритель // А.Я. Таиров. Записки режиссера. Статьи. Беседы. Речи. Письма. – М.: ВТО, 1970. – С. 181-195.

  2. Товстоногов Г.А. Зеркало сцены: В 2-х кн. Кн. 1. – Л.: Искусство, 1984. – С. 290 – 303.

Тема 83, 84. Особенности работы над ролью в период возобновления спектакля, «ввода» и переноса спектакля на различные сценические площадки.

Сверх-сверхзадача спектакля (возобновления постановки) должна быть актуализирована необходимостью сегодняшнего дня. Большую роль играет мироощущение исполнителей. «Природа чувств» актера и соотношение с реалиями в окружающей жизни (ритм, восприятие, ценностные ориентиры современника). Изменение эстетики спектакля в соответствии с требованиями времени. Поиск новых выразительных средств.

Импровизационность самочувствия – одушевление роли и спектакля. Способ воздействия со зрительным залом. Темпо-ритмическое изменение в отдельных моментах роли, поиск «нового тона», создание атмосферы спектакля, насыщенность свежими «красками», поиск новых приспособлений в роли. Особое внимание уделяется процессу взаимодействия, общения с партнером. Словесное действие обретает новые черты выразительности в связи характерными приметами времени и индивидуальностью новых исполнителей. Определенное воздействие оказывает изменение сценографии и костюма. Репетиционный период возобновления спектакля целесообразнее начинать этюдным методом. Возможны варианты создания музыкальных, пластических лейтмотивов роли, ассоциативный ход возобновления линии действий, поступков и событий в жизни персонажей. Всякая роль имеет несущие опоры, общие принципы содержательности и выразительности. И подвижное, изменчивое заметно именно на фоне постоянного, основного.

Перемены, входящие в роль по мере ее исполнения (или возобновления) можно подразделить на общесмысловые, частные, ритмические, относящиеся к выразительным средствам (жест, интонация и т.п.), тактические (связанные с пристройкой к залу.)

Общий смысл роли со временем становится весомей, определенней, активней. Центральные моменты роли обретают новый смысл, центрируют роль заново и корректируют ее общее звучание.

Предотвратить опасность омертвления роли можно только заботясь о
постоянном освежении творчества. Станиславский называет это гигиеной роли. Она связана с тем, как актер готовиться к выступлению; осуществляет настрой перед выходом на сцену; необходима «духовная» подготовка, внутренний «туалет-настройка».

Необходимо обратить внимание на сенсорную сферу – органы чувств, способность улавливать на сцене мельчайшие изменения в окружающей обстановке и поведении партнеров. Это вносит элемент новизны и оживляет роль. Надо научиться пользоваться новыми раздражителями – это позволяет сохранить импровизационное самочувствие при многократном повторении.

Кроме случайностей, возникающих по ходу спектакля, эту «новую пищу» дает сама жизнь, она воздействует на настроение и сознание актера. Пред началом творчества следует обновлять киноленту видений, обогащая ее «в резерве сегодняшнего дня», чтобы не забалтывать теста роли.

Тренинг на старших курсах и в ходе театральных репетиций не прекращается, он должен включать упражнения, помогающие вырабатывать умение повторять готовую роль, не повторяясь, произносить заученный текст по-сегодняшнему, обновлять логику действий и мыслей новизной впечатлений.

Важно развивать новизну и первичность приспособлений при исполнении знакомых действий, моменты восприятия, ориентировки, пристройки к партнеру, процесс мышления в образе.

Импровизация и импровизационное самочувствие актера как условие постоянного обновления творческого процесса работы над ролью.

Оправдание случайностей, привнесение в каждый спектакль, оживление роли с помощью физического самочувствия, новых приспособлений. Обновление киноленты видений, моментов восприятия событий и предлагаемых обстоятельств, пристройки к партнеру. Проверка и закрепление сквозного действия, сверхзадачи. Подчинение всех элементов выразительности актера сверхзадаче.

Этические взаимоотношения актера с творческим коллективом во время «ввода» в готовый спектакль. Индивидуальная работа с режиссером над ролью. Не копирование, а самостоятельный творческий подход к освоению «зерна» характера, поиски индивидуальных средств выразительности, артистическая смелость и такт, отказ от комплексов, чувство целого, создание художественного образа в организованной структуре спектакля, поиски сценического единства, слияние с актерским ансамблем, продолжение совместного поискав работе над ролью.