Файл: Лекции и практические занятия раздел работа в дипломном спектакле тема 78, 79. Художественная целостность спектакля и актерский ансамбль.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.02.2024

Просмотров: 78

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Проблема адаптации, гибкости и дипломатичности исполнительского мастерства в различных сценических условиях: выездные спектакли, гастроли, концертный вариант исполнения, оправдание купюр в готовом спектакле, освоение нового сценического пространства, изменение пластического рисунка роли. Проблемы словесного действия – спектакль в камерной обстановке и на открытой площадке, взаимодействие с новым партнером. Внешние трансформации: игра без грима, вместо костюма – деталь. Установка на творчество, восприятие препятствий как толчок к обновлению чувственных обстоятельств роли, психологический бокс со случайным зрителем, готовность к оправданию неожиданностей разного рода.

Практические занятия.

Гигиена роли.

  1. «Туалет-настройка» – речевая, пластическая, комплексная перед каждым выступлением на сцене.

  2. Импровизация и импровизационное самочувствие актера как постоянное обновление творческого процесса работы над ролью.

  3. Оправдывание случайностей, оживление роли с помощью физического самочувствия, новых приспособлений.

  4. Обновление киноленты видений, моментов восприятия событий и предлагаемых обстоятельств, пристроек к партнеру.

  5. Подчинение всех элементов выразительности актера сверхзадаче.

Литература (основная).

  1. Вахтангов Е.Б. Евгений Вахтангов: Сборник. М., 1984. – с. 166 – 169.

  2. Кристи Г.В. Воспитание актера школы К.С. Станиславского. 2-е изд. М., 1978. – с. 439 – 450.

  3. Станиславский К.С. Мое гражданское служение России. М., 1990. – с. 561 – 563.

  4. Станиславский К.С. Собр. соч.: В 8 т. Т.1. – с. 303. Т.3. – с. 231 – 272, 344 – 347.

Тема 85. Актер – центральная творческая фигура в спектакле, носитель эстетического начала в жизни и на сцене.

Актер – гражданин, носитель прогрессивных идей, нравственности, красоты. Главное выразительное средство театрального искусства – актер. Все в театре выражается через актера. Он говорит со сцены от лица автора, режиссера, целого коллектива. Весь этот сложный организм существует ради того, чтобы вышел на сцену человек и возникли секунды вдохновенного искусства. И как бы великолепно все остальное – пьеса, режиссерское решение, художественное оформление, музыка, свет, – но если, выйдя на сцену, актер оставит наше сердце холодным, значит искусство не состоялось. Если же сидя в зале, зритель начинает чувствовать, что жизнь в данный момент сосредоточилась только в этом человеке, который рассказывает со сцены о радостной или печальной чужой судьбе, как о своей собственной, – значит, происходит рождение подлинного искусства. Актер вступает в непосредственный контакт с людьми, ради которых и для которых данное произведение создавалось. Он первый переживает радость признания или горечь поражения. Все в театральном искусстве осуществляется через актера.


Живой, творчески действующий актер – основной материал и выразитель режиссерского замысла. Задачи режиссера в работе с актером – возбудить в актере творческий процесс, разбудить его органическую природу для самостоятельного творчества: поддерживая этот процесс направлять его к сверхзадаче в соответствии с идейно-художественным замыслом и непрерывно согласовывать между собой результаты творчества всех актеров, чтобы придти к целостности спектакля.

К.С. Станиславский утверждал, что «мастерство актера и режиссера имеет только одну цель – великолепно воплощать замысел, идею драматурга. И все его приемы преследуют эту цель». Только действие обеспечивает верное раскрытие и воплощение идеи драматурга. В основе действия – конфликт; вызывающий столкновение, борьбу. Обязанность режиссера – творческая организация сценического действия, выявление конфликта через взаимодействие между актерами. Действие неотделимо от актера. Сущность художника в актере, неотделима от его человеческих, нравственных качеств, общей культуры.

Работа К.С. Станиславского с актером. Постоянный эксперимент, поиск действий, раскрывающих типические черты характера, выявляющих мировоззрение, идеи, чувства, мысли. Метод действенного анализа пьесы, открытый К.С.Станиславским, – более качественный и эффективный прием работы с актером, помогает наилучшим образом вовлечь актера в действие, разбудить его органическую природу, воображение.

К.С. Станиславский огромное значение придавал изучению свойств артистической природы, указывал на необходимость знаний возможностей актера, воспитывал чувство слова, пластики, добивался целеустремленности, умения видеть и наблюдать жизнь и воссоздавать ее на сцене. Работа режиссера с актером для К.С. Станиславского немыслима без соблюдения этических норм.

Особенности работы с актером Вл.И. Немировича-Данченко: первооснова анализа – текст автора, поиск «зерна», физического самочувствия роли, знание атмосферы, эпохи, глубокое проникновение в стилистику автора. И
нтимные репетиции и индивидуальная работа с актером, максимальное вовлечение актера в сотворчество.

В.Э. Мейерхольд и своеобразие его метода работы с актером: четкий режиссерский замысел, жесткий пластический рисунок роли, необходимость развитой актерской техники, воображения, использование показа как основной формы работы без учета индивидуальности актера.

Различие индивидуального почерка в работе ведущих режиссеров современного театра: А.Д. Попова, А.В. Эфроса, Г.А. Товстоногова и др. Общие принципы и характер взаимоотношений режиссера с актером: творческое взаимодействие с актером, необходимость знания жизни для обеих сторон.

Подавление творческой личности актера и утрата руководящей роли режиссера одинаково пагубны для спектакля. Умение режиссера увлечь актеров, раскрыть их творческие индивидуальности, сплотить в единой цели – сверхзадаче. Личный пример режиссера – верный путь для воспитания у актеров высоких этических качеств и дисциплины. Режиссер – воспитатель коллектива Подготовка режиссера к репетиции – залог ее успешного проведения.

Обязанности режиссера: знать события и предлагаемые обстоятельства, конфликт, линии действия, сверхзадачу пьесы и ролей, добиться правильного самочувствия актера.

Требования режиссера к исполнителям: знание линии роли, биографии действующего лица, второй план и внутренний монолог, подтекст, «течение дня», домашняя работа над ролью и активное сотворчество на репетициях, творческое оправдание задании режиссера.

Форма режиссерских заданий: словесное объяснение, подсказ, показ. Преимущества и недостатки метода показа: комплексное и синтетическое выражение сути эпизода, места в роли, единства мизансцены и слова, эмоциональное увлечение актера и экономия времени с одной стороны и опасность творческого обезличивания актера, механического
подчинения режиссерскому деспотизму.

Требования к показу: творческое состояние режиссера, учет индивидуальности актера и его возможностей, творческое использование показа актером, а не механическое повторение.

Препятствия, мешающие актерскому творчеству: отсутствие внимания, мускульный зажим, допущенная неправда, отсутствие творческой пищи, стремление сыграть чувство.

Современность актерской игры. Современность актерского исполнения заключается в том, чтобы быть впереди зрителя. Лаконизм актерской игры. Выразительность. Учет восприятия зрительного зала, способ отбора предлагаемых обстоятельств определяют природу чувств образа.

Практические занятия.

Актер – центральная фигура в спектакле, носитель эстетического начала в жизни и на сцене.

  1. Актер – гражданин, носитель прогрессивной идеи, направленности, красоты.

  1. Раскрытие и воплощение актером идеи драматурга.

  1. Творчески действующий актер – основной материал и
    выразитель режиссерского замысла.

  2. Значение личностных качеств в актерском творчестве.

  3. Основное предназначение актера – создание художест­венного образа, «жизни человеческого духа» на сцене.

  4. Современность актерской игры.

Литература (основная).

  1. Захава Б.Е. Мастерство актера и режиссера. 4-е изд., испр., доп. М., 1978.

  2. Кнебель М.О. О том, что мне кажется особенно важным: Статьи. Очер­ки. Портреты. М., 1971.

  3. Немирович-Данченко Вл.И. Рождение театра. М., 1989.

  4. Попов А.Д. Художественная целостность спектакля. М., 1959.

  5. Станиславский К.С. Мое гражданское служение России. М., 1990.

  6. Станиславский К.С. Собр. соч.: В 9 т. Т.1 – 4. М., 1988-1990.


РАЗДЕЛ 3. ПОДГОТОВКА К ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ. ПОВТОРЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА

Тема 86. Сценическая этика актера.

Театр – искусство коллективное. Он соединяет в «одно гармоническое целое творческую работу поэтов, артистов, режиссеров, музыкантов, танцоров, статистов, декораторов, электротехников, костюмеров и прочих деятелей сцены».

Поэтому необходимы определенные нормы поведения, регулирующие взаимоотношения в коллективе. Этика – это учение о творческой дисциплине, это художественные нравственные нормы, при которых формируется актер и без которых невозможно коллективное творчество, «Порядок, дисциплина, этика и прочее - нам нужны не только для общего дела, но главным образом для художественных целей нашего искусства и творчества» (К.С. Станиславский).

Главное в этике – учение об искусстве, которое призвано воспитывать и облагораживать зрителя. Нет такой стороны жизни театра, которая не была бы связана с этическими моментами. Прием актеров в труппу, распределение ролей, объяснение творческой удачи и неудачи, взаимоотношение молодого поколения и старшего – эти и многие другие аспекты требуют рассмотрения через призму этических установок. Актер должен помнить, что его роль некончается с опусканием занавеса, он и в жизни должен быть носителем ипроводником прекрасного, иначе он одной рукой будет творить, а другой разрушать создаваемое.

Театральная этика имеет глубокие корни. Еще Аристотель утверждал высшей добродетелью художника: необходимость знаний, умений, любовь к делу и технику. Л.Н. Толстой условием истинного художественного творчества считал правильное нравственное отношение автора к произведению, искренность и любовь к тому, о чем пишет.

Этика – учение о нравственности. Она вырабатывает правильные нравственные устои, которые помогают оберегать человеческую душу от растления и регулируют взаимоотношения отдельных людей и целых государств между собой. Задача этики – устранение причин, охлаждающих