Файл: Лекции и практические занятия раздел работа в дипломном спектакле тема 78, 79. Художественная целостность спектакля и актерский ансамбль.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.02.2024
Просмотров: 78
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Проблема адаптации, гибкости и дипломатичности исполнительского мастерства в различных сценических условиях: выездные спектакли, гастроли, концертный вариант исполнения, оправдание купюр в готовом спектакле, освоение нового сценического пространства, изменение пластического рисунка роли. Проблемы словесного действия – спектакль в камерной обстановке и на открытой площадке, взаимодействие с новым партнером. Внешние трансформации: игра без грима, вместо костюма – деталь. Установка на творчество, восприятие препятствий как толчок к обновлению чувственных обстоятельств роли, психологический бокс со случайным зрителем, готовность к оправданию неожиданностей разного рода.
Практические занятия.
Гигиена роли.
-
«Туалет-настройка» – речевая, пластическая, комплексная перед каждым выступлением на сцене. -
Импровизация и импровизационное самочувствие актера как постоянное обновление творческого процесса работы над ролью. -
Оправдывание случайностей, оживление роли с помощью физического самочувствия, новых приспособлений. -
Обновление киноленты видений, моментов восприятия событий и предлагаемых обстоятельств, пристроек к партнеру. -
Подчинение всех элементов выразительности актера сверхзадаче.
Литература (основная).
-
Вахтангов Е.Б. Евгений Вахтангов: Сборник. М., 1984. – с. 166 – 169. -
Кристи Г.В. Воспитание актера школы К.С. Станиславского. 2-е изд. М., 1978. – с. 439 – 450. -
Станиславский К.С. Мое гражданское служение России. М., 1990. – с. 561 – 563. -
Станиславский К.С. Собр. соч.: В 8 т. Т.1. – с. 303. Т.3. – с. 231 – 272, 344 – 347.
Тема 85. Актер – центральная творческая фигура в спектакле, носитель эстетического начала в жизни и на сцене.
Актер – гражданин, носитель прогрессивных идей, нравственности, красоты. Главное выразительное средство театрального искусства – актер. Все в театре выражается через актера. Он говорит со сцены от лица автора, режиссера, целого коллектива. Весь этот сложный организм существует ради того, чтобы вышел на сцену человек и возникли секунды вдохновенного искусства. И как бы великолепно все остальное – пьеса, режиссерское решение, художественное оформление, музыка, свет, – но если, выйдя на сцену, актер оставит наше сердце холодным, значит искусство не состоялось. Если же сидя в зале, зритель начинает чувствовать, что жизнь в данный момент сосредоточилась только в этом человеке, который рассказывает со сцены о радостной или печальной чужой судьбе, как о своей собственной, – значит, происходит рождение подлинного искусства. Актер вступает в непосредственный контакт с людьми, ради которых и для которых данное произведение создавалось. Он первый переживает радость признания или горечь поражения. Все в театральном искусстве осуществляется через актера.
Живой, творчески действующий актер – основной материал и выразитель режиссерского замысла. Задачи режиссера в работе с актером – возбудить в актере творческий процесс, разбудить его органическую природу для самостоятельного творчества: поддерживая этот процесс направлять его к сверхзадаче в соответствии с идейно-художественным замыслом и непрерывно согласовывать между собой результаты творчества всех актеров, чтобы придти к целостности спектакля.
К.С. Станиславский утверждал, что «мастерство актера и режиссера имеет только одну цель – великолепно воплощать замысел, идею драматурга. И все его приемы преследуют эту цель». Только действие обеспечивает верное раскрытие и воплощение идеи драматурга. В основе действия – конфликт; вызывающий столкновение, борьбу. Обязанность режиссера – творческая организация сценического действия, выявление конфликта через взаимодействие между актерами. Действие неотделимо от актера. Сущность художника в актере, неотделима от его человеческих, нравственных качеств, общей культуры.
Работа К.С. Станиславского с актером. Постоянный эксперимент, поиск действий, раскрывающих типические черты характера, выявляющих мировоззрение, идеи, чувства, мысли. Метод действенного анализа пьесы, открытый К.С.Станиславским, – более качественный и эффективный прием работы с актером, помогает наилучшим образом вовлечь актера в действие, разбудить его органическую природу, воображение.
К.С. Станиславский огромное значение придавал изучению свойств артистической природы, указывал на необходимость знаний возможностей актера, воспитывал чувство слова, пластики, добивался целеустремленности, умения видеть и наблюдать жизнь и воссоздавать ее на сцене. Работа режиссера с актером для К.С. Станиславского немыслима без соблюдения этических норм.
Особенности работы с актером Вл.И. Немировича-Данченко: первооснова анализа – текст автора, поиск «зерна», физического самочувствия роли, знание атмосферы, эпохи, глубокое проникновение в стилистику автора. И
нтимные репетиции и индивидуальная работа с актером, максимальное вовлечение актера в сотворчество.
В.Э. Мейерхольд и своеобразие его метода работы с актером: четкий режиссерский замысел, жесткий пластический рисунок роли, необходимость развитой актерской техники, воображения, использование показа как основной формы работы без учета индивидуальности актера.
Различие индивидуального почерка в работе ведущих режиссеров современного театра: А.Д. Попова, А.В. Эфроса, Г.А. Товстоногова и др. Общие принципы и характер взаимоотношений режиссера с актером: творческое взаимодействие с актером, необходимость знания жизни для обеих сторон.
Подавление творческой личности актера и утрата руководящей роли режиссера одинаково пагубны для спектакля. Умение режиссера увлечь актеров, раскрыть их творческие индивидуальности, сплотить в единой цели – сверхзадаче. Личный пример режиссера – верный путь для воспитания у актеров высоких этических качеств и дисциплины. Режиссер – воспитатель коллектива Подготовка режиссера к репетиции – залог ее успешного проведения.
Обязанности режиссера: знать события и предлагаемые обстоятельства, конфликт, линии действия, сверхзадачу пьесы и ролей, добиться правильного самочувствия актера.
Требования режиссера к исполнителям: знание линии роли, биографии действующего лица, второй план и внутренний монолог, подтекст, «течение дня», домашняя работа над ролью и активное сотворчество на репетициях, творческое оправдание задании режиссера.
Форма режиссерских заданий: словесное объяснение, подсказ, показ. Преимущества и недостатки метода показа: комплексное и синтетическое выражение сути эпизода, места в роли, единства мизансцены и слова, эмоциональное увлечение актера и экономия времени с одной стороны и опасность творческого обезличивания актера, механического
подчинения режиссерскому деспотизму.
Требования к показу: творческое состояние режиссера, учет индивидуальности актера и его возможностей, творческое использование показа актером, а не механическое повторение.
Препятствия, мешающие актерскому творчеству: отсутствие внимания, мускульный зажим, допущенная неправда, отсутствие творческой пищи, стремление сыграть чувство.
Современность актерской игры. Современность актерского исполнения заключается в том, чтобы быть впереди зрителя. Лаконизм актерской игры. Выразительность. Учет восприятия зрительного зала, способ отбора предлагаемых обстоятельств определяют природу чувств образа.
Практические занятия.
Актер – центральная фигура в спектакле, носитель эстетического начала в жизни и на сцене.
-
Актер – гражданин, носитель прогрессивной идеи, направленности, красоты.
-
Раскрытие и воплощение актером идеи драматурга.
-
Творчески действующий актер – основной материал и
выразитель режиссерского замысла. -
Значение личностных качеств в актерском творчестве. -
Основное предназначение актера – создание художественного образа, «жизни человеческого духа» на сцене. -
Современность актерской игры.
Литература (основная).
-
Захава Б.Е. Мастерство актера и режиссера. 4-е изд., испр., доп. М., 1978. -
Кнебель М.О. О том, что мне кажется особенно важным: Статьи. Очерки. Портреты. М., 1971. -
Немирович-Данченко Вл.И. Рождение театра. М., 1989. -
Попов А.Д. Художественная целостность спектакля. М., 1959. -
Станиславский К.С. Мое гражданское служение России. М., 1990. -
Станиславский К.С. Собр. соч.: В 9 т. Т.1 – 4. М., 1988-1990.
РАЗДЕЛ 3. ПОДГОТОВКА К ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ. ПОВТОРЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА
Тема 86. Сценическая этика актера.
Театр – искусство коллективное. Он соединяет в «одно гармоническое целое творческую работу поэтов, артистов, режиссеров, музыкантов, танцоров, статистов, декораторов, электротехников, костюмеров и прочих деятелей сцены».
Поэтому необходимы определенные нормы поведения, регулирующие взаимоотношения в коллективе. Этика – это учение о творческой дисциплине, это художественные нравственные нормы, при которых формируется актер и без которых невозможно коллективное творчество, «Порядок, дисциплина, этика и прочее - нам нужны не только для общего дела, но главным образом для художественных целей нашего искусства и творчества» (К.С. Станиславский).
Главное в этике – учение об искусстве, которое призвано воспитывать и облагораживать зрителя. Нет такой стороны жизни театра, которая не была бы связана с этическими моментами. Прием актеров в труппу, распределение ролей, объяснение творческой удачи и неудачи, взаимоотношение молодого поколения и старшего – эти и многие другие аспекты требуют рассмотрения через призму этических установок. Актер должен помнить, что его роль некончается с опусканием занавеса, он и в жизни должен быть носителем ипроводником прекрасного, иначе он одной рукой будет творить, а другой разрушать создаваемое.
Театральная этика имеет глубокие корни. Еще Аристотель утверждал высшей добродетелью художника: необходимость знаний, умений, любовь к делу и технику. Л.Н. Толстой условием истинного художественного творчества считал правильное нравственное отношение автора к произведению, искренность и любовь к тому, о чем пишет.
Этика – учение о нравственности. Она вырабатывает правильные нравственные устои, которые помогают оберегать человеческую душу от растления и регулируют взаимоотношения отдельных людей и целых государств между собой. Задача этики – устранение причин, охлаждающих