Файл: Контрольные вопросы Понятие и характеристики управленческого труда.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 30

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Кафедра менеджмента общего и профессионального образования


ТЕМА 2. СОДЕРЖАНИЕ И ОСОБЕННОСТИ ТРУДА МЕНЕДЖЕРА
Контрольные вопросы


  1. Понятие и характеристики управленческого труда.

Управленческий труд - это вид трудовой деятельности, операции и работы по выполнению административно-управленческими работниками функций управления в организации.

Основная цель управленческого труда – создание необходимых условий (организационных, технических, социальных, психологических и т.д.) для реализации задач организации  (предприятия), установление гармонии между индивидуальными трудовыми процессами, координация и согласование совместной деятельности работников ради достижения конкретных запланированных результатов. Следовательно, управление – это, прежде всего, работа с людьми, а их трудовая деятельность служит объектом управляющего воздействия.

Информация – специфический объект управленческого труда, в связи с этим он имеет информационную природу. В управленческом труде сочетаются творческие, логические и технические операции, связанные с обработкой информации, а обмен деятельностью между субъектом и объектом управления, между самими субъектами управления носит информационный характер.

Достижение цели управления осуществляется путем подготовки и реализации совокупности управляющих воздействий. Управляющие воздействия на коллективы людей, на их трудовую деятельность - это  и есть специфический продукт управленческого труда. Основной формой такого воздействия является управленческое решение.

В процессе управления его субъекты решают самые различные проблемы – организационного, экономического, технического, социально-психологического, правового характера. Это многообразие также является важной особенностью управленческого труда.

Управление является процессом многогранным, неоднозначным. Соответственно, анализ внешней и внутренней среды, принятие на этой основе управленческих решений – процедура, зависящая от сложной и подвижной совокупности факторов, постоянно создающей нестандартные ситуации. Именно эти обстоятельства требуют от человека, занимающегося данной специфической деятельностью, творческого к ней подхода. Решения, принимаемые руководителями, зависят не только от их знаний и квалификации, но и от личностных качеств, практического опыта, здравого смысла, интуиции.


Средствами управленческого труда являются организационная и вычислительная техника, а уровень и полнота ее использования определяют культуру и эффективность управления.

Продукт управленческого труда - это управленческое решение.

Таким образом, управленческий труд имеет свои специфические особенности:

1) носит информационный характер непосредственного предмета и продукта его труда, обусловленный принципиальным различием трудового процесса по его содержанию и результатам от других видов труда, необходимых для производства продукции и услуг. Результаты труда персонала управления оцениваются не по количеству изданных распоряжений и выпущенных документов, а по их влиянию на деятельность коллектива предприятия;

2) участвует в создании материальных благ не прямо, а через труд других лиц;

3) в качестве предмета управленческого труда выступают управленческий процесс и люди, участвующие в нем;

4) его результатом являются управленческие решения;

5) средствами труда служит организационная и вычислительная техника;

6) это труд умственный, поэтому прямое измерение его производительности возможно лишь в отношении технических исполнителей и отчасти специалистов.


  1. Специфические особенности управленческого труда.

1. Опосредованность Руководитель планирует, организует, мотивирует и контролирует подчиненных, несет ответственность за положение дел, но саму работу выполняют в основном подчиненные. То есть, управленческая деятельность опосредуется по отношению к результатам групповой работы разнообразной деятельностью исполнителей.

2. Фрагментарность Руководитель не может ожидать однородности в своей работе, скорее характерным для него будет кратковременность, разнообразие, многоаспектность осуществляемой деятельности. Так, согласно исследованиям известнейшего специалиста по изучению особенностей управленческого труда Генри Минцберга, мастер выполняет в среднем 583 различных операции по управлению в день. Эти операции разнообразны и прерывисты во времени, выполнять их приходится фрагментарно, возвращаться к аспектам вновь и вновь. У исполнителей же, в основном, работа рационализирована, может повторяться, не прерываться и выполняться в своеобразном ритме.

3. Динамичность или работа в условиях постоянно меняющейся внешней среды Все мало предсказуемое поведение внешней среды, как экономической, социальной, так и политической сферы заставляет современного руководителя работать, во-первых,

приспосабливаясь к наметившимся тенденциям, а во-вторых, находиться в состоянии постоянной готовности к возможным изменениям в ближайшем будущем. «Неизменно только постоянство изменений». Эти слова принадлежат английским консультантам по управлению М.Вудкоку и Д.Френсису, которые пишут также: «Именно на управляющих всех уровней лежит задача сделать все возможное для создания подходящего варианта будущего и не дать втянуть себя (и людей, подчиняющихся вам) в водоворот неудач. Стать более умелыми с непредсказуемым будущим».

4. Насыщенность взаимодействием с людьми Постоянное взаимодействие с людьми, в большей степени с подчиненными, называется управленческим взаимодействием и направлено оно прежде всего на организацию и стимулирование эффективной работы сотрудников. В управленческом взаимодействии руководитель реализует три основные функции:

- выдача распорядительной информации (распоряжение, указание, рекомендация, совет и просьба)

- получение обратной информации, позволяющей определить как поняли его подчиненные, как выполняются задачи

- выдача оценочной информации, при помощи которой доводится суждения руководителя о качестве результата
5. Дефицит временных ресурсов Современный руководитель находится в ситуации, где нужно быстро принять решение по данному вопросу, наметить план действий по другому вопросу и тут же переключиться на что-то третье. Поэтому многие сетуют на то, что не хватает времени для решения всех проблем и приходится задерживаться допоздна на работе. Американский консультант по управлению Р.А.Маккензи пишет, что многие руководители к моменту прихода на рабочее место думают, что смогут выполнить месячный объем дел, но затем наступает горькая реальность, так как совершенно незапланированные мероприятия уже поджидают на пороге. Поэтому возникает необходимость четкого планирования собственной деятельности и распорядка дня, а также, умения делегировать свои полномочия.

Специфика профессиональной деятельности руководителя в системе государственной службы еще дополняется тем, что она:

- реализуется в строго иерархической среде с четко разграниченными категориями и разрядами среди субъектов профессиональной деятельности

- обладает формализованными и регламентированными средствами по достижению поставленных целей


- имеет слабо выраженную критериальную основу для оценки эффективности результатов деятельности

- протекает во внешней среде, часто характеризующейся отсутствием конкуренции

- вынужденность находиться в состоянии постоянной готовности представить необходимые материалы вышестоящему руководству.

К еще одной специфике управленческого труда можно отнести и карьеру руководителя.


  1. Понятие и задачи организация управленческого труда.

Организация управленческого труда представляет собой систему использования живого труда в сфере управления, обеспечивающую его функционирование с целью достижения полезного эффекта трудовой деятельности.
По характеру участия в процессе управления все работники управленческого труда подразделяются на три группы: руководителей, специалистов, служащих. Перечень должностей руководителей, специалистов и служащих определен «Квалификационным справочником».
Организация управленческого труда как система включает в себя совокупность элементов, находящихся в определенной связи друг с другом и образующих единое целое.
Задачи управленческого труда:
Экономические задачи;

Психофизиологические задачи;

Социальные задачи.
Экономические задачи - это задачи, сущность которых заключается в росте производительности труда руководителя при экономии времени и энергий.
Психофизиологические задачи направлены на всестороннее оздоровление и облегчение условий труда, позволяющее сохранять здоровье и трудоспособность сотрудников.
Смысл социальных задач состоит в создании условий для всестороннего и гармоничного развития личности сотрудников, повышение их квалификации, воспитания чувства ответственности за результаты его труда, использование рациональных форм материального и морального стимулирования.


  1. Элементы организации управленческого труда, их характеристика.

К элементам организации управленческого труда относятся:


  • Разделение и кооперация управленческого труда в рамках управляющей системы в целом и каждого ее звена (отдела, сектора, бюро);

  • Подбор и расстановка управленческих кадров, обеспечение требуемого квалификационного уровня работников в соответствии с возложенными на них должностными обязанностями;


Подбор кадров заключается в установлении пригодности работников и отборе наиболее подготовленных из них для выполнения обязанностей по определенной должности.

Расстановка кадров предполагает обоснованное и экономически целесообразное распределение работников по структурным подразделениям и должностям в соответствии с тpeбуемым уровнем и профилем подготовки, опытом работы, деловыми и личными качествами.

Таким образом, подбор и расстановка кадров решают две взаимосвязанные задачи: назначение на должность наиболее подходящих работников и нахождение для каждого из них наиболее соответствующей его данным сферы трудовой деятельности. Решение этих задач должно способствовать не только качественному выполнению должностных обязанностей, но и развитию квалификационного и творческого потенциала работника.

За подбор и расстановку кадров на предприятии или в учреждении ответственность несет его руководитель, а непосредственно осуществляет эти функции кадровая служба совместно с руководителями подразделений, для которых подбираются кадры. При этом они должны исходить из интересов производства с учетом стратегии его развития; возможностей более полного использования работника в соответствии с его специальностью и квалификацией; соответствия личных и деловых качеств, профессиональных знаний и опытa работников характеру деятельности.

Подбор и расстановка кадров состоят из ряда процедур:

  • определения наиболее важных специфических требований к работнику для выполнения должностных обязанностей;

  • сбора данных о претендентах на должность и оценки их индивидуальных качеств, составления характеристик на каждого из них;

  • сопоставления качеств кандидатов с требованиями, необходимыми для данной должности;

  • сравнения данных различных кандидатов и выбора наиболее подходящего для замещения должности;

  • назначения кандидата на должность.




  • Организация процессов труда по управлению;

Процессы управленческого труда представляют собой совокупность различных работ и операций, выполняемых руководителями, специалистами и техническими исполнителями для осуществления эффективного управления деятельностью подразделений и служб предприятия (организации).