Файл: Машины Времени Сергей Кавагоэ перешёл в новую команду на барабаны. Позже место сологитариста Воскресения займёт кузен Андрея Алексей Макаревич. Маргулис какоето время окажется участником обеих команд одновременно.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.02.2024

Просмотров: 16

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


«Машины Времени» Сергей Кавагоэ перешёл в новую команду на барабаны. Позже место соло-гитариста «Воскресения» займёт кузен Андрея — Алексей Макаревич. Маргулис какое-то время окажется участником обеих команд одновременно. Из-за этого на совместных юбилейных концертах обеих групп он будет стоять посередине сцены, меняя гитару на бас.

Историю рок-музыки во второй столице СССР — Ленинграде — стоит начать с команды «Санкт-Петербург» с её бессменным лидером Владимиром Рекшаном. В1967 году собралась студенческая группа «Корабль дураков», игравшая хиты рок-н-ролла. Через пару лет талантливый автор и музыкант организовал новый коллектив «Санкт-Петербург». Эта команда появилась позже московских аналогов — в 1969 году. Но зато именно Рекшан первым решился выступать перед зрителями с полностью русскоязычной программой. «Санкт-Петербург» неплохо раскрутится в Ленинграде и на время даже получит славу по всему СССР. В команде будет играть виртуоз Никита Зайцев, одинаково хорошо владеющий гитарой и скрипкой — потом он уйдёт в «ДДТ» и исполнит там самые запоминающиеся скрипичные партии.

Но всё же «Санкт-Петербург» так и остался скорее культовой группой, точно так же, как и «Мифы» Сергея Данилова и «Россияне» Георгия Ордановского. Всенародная слава ленинградского рок-н-ролла началась с «Аквариума» Бориса Гребенщикова. В 1972 году он вместе со своим другом Анатолием Гуницким основал «поэтически-музыкальный проект». Причём, в отличие от большинства рок-групп, «Аквариум» обычно играл акустику. Присоединившийся к ним Андрей Дюша Романов быстро сменил клавиши на флейту, потом появился Всеволод Гаккель с виолончелью. Причём команда не замыкалась в одном стиле, ориентируясь на самых разнообразных западных музыкантов: от Боба Дилана до Лу Рида.

Всё того же БГ будут называть своим кумиром музыканты новой волны русского рока: Виктор Цой, Константин Кинчев. Сам же «Аквариум» сменит составы и стиль чуть ли не десяток раз. Гребенщиков будет увлекаться русским фольклором, буддизмом, панк-роком и прочими стилям. Каждый раз звучание группы будет меняться под его интересы.

Несмотря на то, что в семидесятых рок уже вовсю гремел среди музыкальной молодёжи, найти официальные записи большинства групп было совершенно невозможно. Официальные власти попросту отказывались признавать и выпускать эту музыку. Да и сами артисты считали сотрудничество с «Мелодией» чем-то постыдным. Исключение составляли разве что «Цветы». В 1973 году у них вышли два сингла. Но творчество большинства коллективов записывалось и распространялось подпольно. И здесь важную роль сыграли магнитоальбомы. Как понятно из названия — записи на катушечные магнитофоны.

Эта практика берёт своё начало ещё из шестидесятых. Первое время выступления бардов записывали просто «с воздуха» — то есть через микрофон, направленный на сцену. Вот только если голос и акустическая гитара в авторской песне звучали хоть сколько-то разборчиво, то электрические инструменты, да ещё и с плохим оборудованием (и исполнением) у молодёжных групп превращались в неразборчивый шум. Именно поэтому немалая часть первых советских рок-групп не оставила после себя никаких записей.

Первым рок-музыкантом, начавшим записывать полноценные и даже хорошо звучащие альбомы, стал Юрий Морозов. Здесь дело не только в таланте, но и в стечении обстоятельств. Он работал звукорежиссёром на ленинградской «Мелодии» и по ночам записывал на штатном оборудовании собственные песни. Кстати, Морозов, что редкость для советских рокеров, вскоре почти отказался от концертов в пользу студийной работы.

Где-то к восьмидесятым в СССР появились более качественные стереомагнитофоны: венгерский STM и отечественный «МЭЗ-62». А особо настойчивые умельцы научились подключаться к звукорежиссёрским пультам и записывать концерты через линейные выходы.

В Москве одним из пионеров подпольной студийной записи оказался Александр Кутиков, игравший на тот момент в «Високосном лете». Он работал уборщиком в «учебной речевой студии» ГИТИСа и точно так же по ночам приглашал дружественные коллективы. Там создали первые альбомы «Машины времени» и «Воскресения».

Но всё же центром звукозаписи оставался Ленинград, где вовсю старался один из важнейших людей в рок-музыке — Андрей Тропилло. Будучи сыном известного инженера, он с юности познакомился с радиотехникой, а в конце семидесятых, как и вся молодёжь, влюбился в рок-н-ролл. В качестве первой пробы Тропилло свёл всё ту же программу «Машины времени» «Маленький принц». Только его версия отличалась от московской: группа даже играла в ином составе. Для своей подпольной работы звукорежиссёр раздобыл самодельный пульт и комплект микрофонов. После этого он долго скитался в поисках подходящего помещения, пока не обосновался в Доме юного техника Красногвардейского района — там Тропилло будет вести некий «кружок», знакомясь со многими перспективными музыкантами.


Для магнитоальбомов делали самопальные обложки с портретами музыкантов, а потом отдавали бобины людям, которых называли «писателями» (иногда ещё «жучками»). Они многократно копировали записи и продавали их поклонникам. Причём один из главных историков русского рока Александр Кушнир утверждает, что он и вовсе раздавал альбомы бесплатно, только чтобы познакомить как можно больше людей с новыми группами. Благодаря такому кустарному производству рок-музыка разошлась в массы.

Звукозапись советских групп заслуживает отдельной большой статьи. Но интересующимся лучше почитать книгу Кушнира «100 магнитоальбомов советского рока».

ГЛАВА 3. ЛЕНИНГРАДСКИЙ РОК-КЛУБ И БОРЬБА СО СТРОЕМ
До начала восьмидесятых рокеры очень редко контактировали с властями. Однако в новом десятилетии даже советское руководство осознало, что новое направление не отомрёт само, как другие молодёжные веяния. «Автограф» и «Машина времени» официально зарегистрировались в «Москонцерте». Официальные власти и комсомол решили как-то организовать творческую молодёжь. В начале восьмидесятых в Ленинграде Ленинградский рок-клуб. В первый состав клуба вошло 10 ленинградских групп, среди которых «Мифы», «Россияне», будущая легенда «Пикник» и «Земляне» а также менее известные сейчас коллективы вроде «Кронверка». Но после скандала с «Аквариумом» на тбилисском фестивале один из руководителей рок-клуба написал на Гребенщикова жалобу. После чего тот поднял волну протеста против организации, потакающей цензуре. И вскоре «Городской экспериментальный клуб любителей современной молодежной музыки» развалился.

Но уже в 1981 году появился первый в стране официальный рок-клуб. Эта организация как бы соблюдала баланс между свободой неформальной музыки и обязательной советской структурой. В клубе избирали совет и президента, после чего руководство устраивало заседания и составляло протоколы. На первых порах чаще обсуждали приобретение аппаратуры и прочие организационные моменты. Кроме того, составляли устав и определяли, кто сможет стать членом клуба. В 1981 году организацию приняли 14 команд. В марте этого года состоялось официальное открытие. Выступали «Мифы», «Россияне», «Зеркало» и «Пикник». Публика и артисты чувствовали воодушевление от одного лишь факта такого концерта.

Конечно же, клубу назначили своих кураторов из КГБ, поэтому руководство занималось «литовкой» текстов. Все песни заранее согласовывали. Именно благодаря этой организации ленинградская сцена пополнилась новыми яркими группами. В 1981 году в рок-клуб вступила группа «Зоопарк». Этого музыканта потом назовут первым человеком, который начал играть «рок-н-ролл по-русски». Он брал за основу классические мелодии в стиле Чака Берри и писал тексты про жизнь простых людей. В противовес философским стихам «Аквариума» или социальности ранней «Машины времени» склонялсись скорее к разговорному стилю.
«Зоопарк» получит недолгий, но яркий период славы, будет гастролировать в Москву, а потом и давать концерты по всей стране

Науменко и рок-клуб сыграли свою роль и в продвижении ещё одной будущей легенды — Виктора Цоя. Этот автор и певец объединился с приятелем Алексеем Рыбиным в коллективе под названием «Гарин и гиперболоиды», но вскоре музыканты переименовались в «Кино». В этом составе группа записала на студии Андрея Тропилло первый альбом «45» и дала несколько концертов. Вскоре Рыбин уйдёт из «Кино», а Виктор Цой найдёт гитариста Юрия Каспаряна, а потом и полный электрический состав. К концу восьмидесятых «Кино» будет выступать на забитых под завязку стадионах. В 1990 году Виктор Цой погибнет в автомобильной аварии.

На втором фестивале появилась «Алиса», в которую только что влился молодой московский вокалист и автор Константин Кинчев. Там же выступали и даже получили награды группа «Телевизор» Михаила Борзыкина и «Кино» Цоя.

Рок-клуб просуществовал до девяностых годов, после чего распался на фоне выхода групп на большие сцены. Но всё же свою роль он выполнил: ленинградские музыканты объединились и заявили о себе. А потом по их примеру образовались «Московская рок-лаборатория» и «Свердловский рок-клуб». Но это случилось уже в 1986, а до этого музыкантам пришлось преодолеть ещё немало преград.
3.1 Музыка протеста
В начале восьмидесятых могло показаться, что рок-музыка вовсю движется к официальному признанию: первые концерты, первый рок-клуб. Но уже спустя несколько лет пошла обратная тенденция. В 1983 году Министерство культуры приняло указ, регулирующий деятельность музыкальных коллективов. Самый проблемный пункт в этом документе состоял в том, что в репертуаре профессионального ансамбля должны звучать минимум 80% песен, написанных членами Союза композиторов. Ужесточили проверку концертных программ всех зарегистрированных коллективов и начали жёстче отслеживать запись и распространение музыки. Будущий генеральный секретарь ЦК КПСС Константин Устинович Черненко рассказывал о пагубном влиянии западной рок-музыки на молодёжь и призывал снизить количество подобных ансамблей до нуля. Следующие несколько лет на подпольные концерты регулярно совершали облавы.

Но с 1984-го начались жёсткие гонения и на «любительские» коллективы: пытались запретить и концерты, и плёночные записи. Власти даже составили список нежелательных коллективов, в который вошли практически все яркие рок-группы того времени. Как сказано выше, «Ленинградский рок-клуб» пытался сохранить официальный статус, убирая из программ самые провокационные части. Но на третий фестиваль всё равно явились представители Минкульта. Копирование записей, конечно, остановить было попросту невозможно. Зато культура запретов породила новую волну песен уже более прямолинейно и грубо протестующих против советской власти. Например, этим занималась «Алиса». Кинчев в своих текстах прямо заявлял лозунги: «Мы вместе», «Моё поколение молчит по углам».
В последующие годы Кинчев сохранит этот плакатный и пафосный стиль, разве что темы песен будут меняться. С годами музыкант всё больше будет склоняться к православию и патриотическим текстам.

ГЛАВА 4. СВЕРДЛОВСКОЕ ВТОРЖЕНИЕ, СИБИРСКИЙ ПАНК И ПРОЧИЕ РЕГИОНЫ
История главной группы Свердловска началась стандартно: двое друзей — Вячеслав Бутусов и Дмитрий Умецкий — решили вместе музицировать. Вдохновляясь примером «Трека» и «Урфин Джюса», они собрали команду, исполняя поначалу кавер-версии иностранных композиций. Вскоре написали собственные песни и попробовали их записать. Первый альбом «Переезд» Бутусов и сотоварищи создали при поддержке музыкантов «Урфин Джюса» и лично Пантыкина. В первую очередь повлияло знакомство с поэтом Ильёй Кормильцевым. Именно его жёсткие и необычные стихи, наполненные отсылками к литературе и нестандартными метафорами, станут одной из отличительных черт группы. В середине восьмидесятых «Наутилус» склонялся к более электронному звучанию, разбавлял атмосферу разве что саксофон Алексея Могилевского. Тогда же придумали странный имидж для музыкантов: с макияжем на лицах и военной формой. Записав в Свердловске ставший впоследствии легендарным альбом «Разлука», команда распалась из-за усталости музыкантов. После этого Бутусов переберётся в Москву, а потом в Ленинград, будет записываться с разными составами, пока снова не соберёт в группе почти всех коллег с родины. Nautilus Pompilius просуществует до 1997 года. Затем Бутусов начнёт сольную карьеру, запишет несколько альбомов и поработает с гитаристом «Кино» Каспаряном. Но всё же на концертах основной акцент всегда будут делать на старых песнях.

Параллельно с «Наутилусом» своё творчество начинала и группа «Чайф». Быстро пройдя первое увлечение панк-роком, друзья Владимир Шахрин и Владимир Бегунов склонились к лёгкой музыке под акустическую гитару, именно такая простота сделала «Чайф» по-настоящему «народной» командой.

Ещё одна группа, без которой невозможен рассказ о свердловском роке, — «Агата Кристи» братьев Самойловых. Свою узнаваемую форму команда обрела с программой «Второй фронт». В это время на бас гитаре начал играть Глеб Самойлов, позже ставший и вторым вокалистом. Поскольку группа появилась уже в годы облегчения цензуры и начала перестройки, в её творчестве полностью отсутствовала социальная проблематика.