Файл: Машины Времени Сергей Кавагоэ перешёл в новую команду на барабаны. Позже место сологитариста Воскресения займёт кузен Андрея Алексей Макаревич. Маргулис какоето время окажется участником обеих команд одновременно.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.02.2024

Просмотров: 18

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Но «Агата Кристи» делала ставку на готик- и глэм-рок, поэтому композиции скорее похожи на страшные сказки, нежели на политические высказывания. Потом «Агата Кристи» поэкспериментирует со звучанием, дойдя до полной электроники на альбоме «Чудеса». А в 2010-м окончательно распадётся, после чего каждый из лидеров начнёт сольную карьеру
ГЛАВА 5. РОК ИЗ УФЫ
В советские времена именно там зародилась одна из главных групп русского рока — «ДДТ» под руководством Юрия Шевчука. Уже в 1980 году команда записала свой первый магнитоальбом с будущими хитами «Не стреляй» и «Дождь». По большей части группа делала акцент на социальные и сатирические композиции.

После первых успешных концертов и записей «ДДТ» всё чаще вызывала недовольство властей. Музыкант покинул Уфу и перебрался в Ленинград. Шевчук собрал новый состав и выступил с ним на пятом фестивале рок-клуба. Пика популярности группа достигнет в начале девяностых с выходом альбома «Актриса весна». На нём перезапишут классический «Дождь», там же появится «В последнюю осень», «Родина» и хит на все времена «Что такое осень?»

Шевчук так и останется одним из самых социальных музыкантов, за что его будут иногда называть «совестью русского рока». Он будет ездить в Чечню во время военных кампаний и бороться с засильем поп-музыки. В конце девяностых с клавишником Константином Шумайловым (до этого долго игравшим в «Телевизоре») начнёт эксперименты со звучанием, добавив в музыку электронные сэмплы. Популярность «ДДТ» не спадёт и в 21 веке

ГЛАВА 6. ПАНК ИЗ СИБИРИ
В начале 1980-х в сибирском Омске появилась группа «Гражданская оборона». Летов начал играть примерно с 16 лет. Вскоре познакомился с гитаристом Константином Рябиновым, который станет его постоянным напарником в нескольких будущих коллективах. Начинающие музыканты нашли басиста, случайно придумали название «Гражданская оборона» и даже записали на домашней студии два альбома: «Поганая молодёжь» и «Оптимизм», которые не удалось издать.

Поначалу команда писала максимально абсурдные песни, демонстрируя таким образом протест против реальности. Однако потом их творчество стало всё более политизированным. За группой и начал следить КГБ. В 1985 году Рябинова отправили в армию, а Летова положили на принудительное лечение в психиатрическую больницу. Летова накачивали нейролептиками и галоперидолом, чтобы он максимальное количество времени оставались пассивными. Чтобы окончательно не потерять себя, он сочинял стихи и рассказы. Освободили Летова через три месяца, и вскоре он вернулся к музыке: записывался на домашней студии, чтобы оставаться независимым. Причём некоторое время Егор лично исполнял все партии на всех инструментах.


Качество звука на альбомах «Гражданской обороны» получалось плохим. Он отказывался от мастерства в пользу экспрессии и содержания. Музыкант также познакомился артисткой Янкой Дягилевой и отправился с ней в поездку по стране. В путешествии он написал множество песен для своего альбома «Всё идёт по плану». Летов будет собирать и распускать электрические составы своей группы и выступать с концертами.

«Гражданская оборона» со временем станет символом панк-рока в СССР и России. Летов будет поддерживать различные радикальные партии, но к началу 21 века открестится от политики. годом позже музыкант умрёт от сердечной недостаточности.

ГЛАВА 7. НОВАЯ ВОЛНА
7.1 Выход из тени и «рок за мир»
В 1985 году должность Генерального секретаря ЦК КПСС занял Михаил Горбачёв, объявивший политику «гласности», то есть предания огласке проблем и недостатков существующего строя, а затем и «перестройки». Тут все обратили внимание на музыкантов, долгие годы пытавшихся рассказывать об этом со сцены. Конечно, перемены происходили не слишком быстро — на местах оставались те же чиновники, поэтому от «литования» текстов отказались не сразу, а концерты иногда запрещали. Однако четвёртый фестиваль Ленинградского рок-клуба состоялся уже во Дворце культуры «Невский», а пятый — вовсе в «Ленинградском дворце молодёжи». В Москве и Свердловске основали свои подобные организации.

По стране прошли первые крупные рок-фестивали. В этом же году по инициативе Аллы Пугачёвой состоялся благотворительный фестиваль «Счет 904» в поддержку жертв и ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС, где выступили «Браво» и Градский, а также «Автограф» и «Круиз». Интересно, что мероприятие напрямую разрешил один из руководителей ЦК КПСС, обойдя все согласования программ и текстов песен. Несколькими годами ранее такое было бы просто невозможно. В это время в США издали первую официальную пластинку с советским роком — Red Wave: 4 Underground Bands From The USSR, в которую вошли песни «Аквариума», «Кино», «Алисы» и «Странных игр». Но окончательную точку в выходе рок-музыки на большую сцену поставил фестиваль «Музыканты за мир» в 1988 году. Годом позже всё в тех же Лужниках соберут не только отечественные артисты, но и Оззи Осборн, Scorpions, Bon Jovi, Mötley Crüe и другие звёзд мировой рок-сцены.

Во многом рок-музыке помогли выйти из подполья экономические причины, а не сменившаяся идеология. «Мелодия» осознала, что выгоднее записывать популярных рок-музыкантов, а не идеологически песни. А появившиеся кооперативные агентства позволили и самим группам зарабатывать на концертах.

7.2 Свобода девяностых и поп-рок
Разумеется, самое важное событие этого десятилетия — распад СССР и развитие рыночной экономики. Классические рок-музыканты в это время вовсю ездили с концертами по стране и отмечали всевозможные юбилеи. «Бригада С» и Nautilus Pompilius на долгие годы задали тренд на концерты с приглашёнными друзьями.

Самое необычное событие на рок-сцене девяностых — массовое участие групп в избирательной кампании Бориса Ельцина «Голосуй, или проиграешь». Мотивы понятны: его главным конкурентом на пост президента был коммунист Геннадий Зюганов. В акции приняли участие «Чайф», «Алиса», «Агата Кристи» и множество других рок- и поп-артистов.

Из новичков можно отметить Сергея Чигракова. Строго говоря, он начал играть намного раньше: сначала в родном Дзержинске в «Группе продлённого дня», потом в Харькове в «Разных людях» Александра Чернецкого Именно работая с Чернецким, Чиж выпустил первый сольный альбом «Буги-Харьков». В 1993 году Чиграков перебрался в Северную столицу и при поддержке Бориса Гребенщикова записал альбом «Чиж». Затем он собрал новую команду из местных музыкантов, тоже не слишком усложняя название — «Чиж & Co». Группа в своём звучании сочетала классический рок и почти народную музыку под аккордеон. Позже Чиграков всё больше будет склоняться к блюзам, а с 2001 года и вовсе перестанет писать новые песни, выступая со старыми хитами

Кстати, не все помнят, что и многие ранние песни Чигракова — каверы. Самый известный альбом «О любви» примерно на две трети составлен из композиций его друзей, в том числе и заглавный трек. Да и один из самых массовых хитов группы «Фантом» — обработка старой дворовой песни.

7.3 Колхозный панк и страшные сказки
Массовую популярность обрёл «Сектор Газа» Юрия Клинских. Он сумел совместить панковский драйв с типичными уличными частушками и смешными байками. Но всё же народность вкупе с простейшим построением песен и обилием ненормативной лексики и сделала песни «Сектора газа» популярными среди молодёжи.

Но, конечно, главный поставщик страшных сказок под панковскую музыку в девяностых — «Король и Шут» Михаила Горшенёва и Андрея Князева. Первый отвечал за драйв, музыку и хулиганский имидж, второй написал большую часть текстов группы — тех самых историй про вурдалаков, зомби и прочих мистических существ. В 1996 году вышел их первый альбом «Камнем по голове». Звучание «Короля и Шута» смягчилось на «Акустическом альбоме», который записывали почти без участия Горшенёва. Он тогда лежал в больнице и появился только для записи вокала. Это и позволило Князеву реализовать свои старые наработки: многие песни он придумал ещё во время службы в армии. Соответствуя названию, альбом оказался более лёгким, в мелодиях стала играть важную роль скрипка, а в текстах появился юмор.


Тогда в группе и возникли первые споры о дальнейшем развитии. Но всё же «Король и Шут» просуществует как дуэт двух вокалистов аж до 2011 года, и команда выдаст несколько ярких альбомов. После чего Андрей Князев создаст сольный проект.

Михаил Горшенёв скончается двумя годами позже. Остатки группы переименуются в «Северный флот» и продолжат музицировать.
7.4 Брит-поп и рокапопс
«Сплин» Александра Васильева ссылался на типичный брит-поп. Эта команда образовалась в начале девяностых записала демо-альбом «Пыльная быль», с которого тут же пошли в народ и на радио песни «Жертва талого льда» и «Сказка». Через пару лет «Сплин» превратился в одну из самых известных рок-групп нового времени. В 1998 году у команды вышел «Гранатовый альбом» с двумя хитами: «Выхода нет» и «Орбит без сахара». И ровно тогда же представители The Rolling Stones выбрали «Сплин» в качестве разогрева для своего московского концерта. Группа с переменными взлётами и падениями популярности существует и по сей день. Их звучание не слишком меняется, но всегда всё держится на голосе Александра Васильева и его текстах.

Кстати, в конце девяностых продюсер группы «Сплин» Александр «Хип» Пономарёв взялся за продвижение культового коллектива — «Би-2». Фактически история группы уходит корнями в 1985 год, когда её основатели Шура (Александр Уман) и Лёва (Егор Бортник) решили вместе выступать, в 1989 году объединившись в группу «Би-2». В те годы группа называла себя «припанкованной». В 1991 году музыканты переехали в Израиль, а позже — в Австралию. В 1998 году «Би-2» записала альбом «Бесполая и грустная любовь», который из-за кризиса вышел в 2004 году. В девяностые услышать песни группы можно было, в основном, на радио. В сентябре 1999 года они вернулись в Россию. После выступления на «Нашествии» и съёмок в фильме Алексея Балабанова «Брат 2» дела пошли в гору. В 2000 году вышел альбом «Би-2», а благодаря успеху фильма песня «Полковнику никто не пишет» стала хитом.

Параллельно со «Сплином» набирал популярность коллектив «Мумий тролль». Эта команда тоже начала своё существование намного раньше — в восьмидесятых, но Лагутенко уехал из страны. Полноценно артист вернулся к музыке только в 1996 году. Вскоре первый альбом «Морская», где прозвучали хитовые «Утекай», «Кот кота» и «Владивосток 2000». С этого момента «Мумий тролль» регулярно выпускает альбомы (в том числе и англоязычные) и выступает с концертами.


Разумеется, упомянуть всех значимых артистов девяностых невозможно, тем более, что грань между рок- и поп-музыкой становилась всё более размытой. Но без ещё одного имени точно нельзя обойтись. Земфира Рамазанова — второй крупный подарок Уфы российскому року после «ДДТ».

На первых порах Земфире сильно помогала команда Лагутенко. Тот выступил саунд-продюсером её первой записи. А среди музыкантов, участвовавших в работе, значился барабанщик «Мумий тролля».

Большинство песен с первого альбома (его назвали просто «Земфира») ушли в народ. А «Ариведерчи» и «Ракеты» тут же взяли в ротацию на радио.

Уже через несколько лет Земфира превратилась чуть ли не в главную рок-певицу страны. Каждый её альбом становился хитом. Хотя со временем артистка стала всё реже давать концерты, да и записи теперь выходят не раз в два года, а с перерывами около шести лет.
7.5 Радиофестивали и журналы
Уже с конца восьмидесятых рок-группы всё чаще звучали по радио и телевидению: показывали живые выступления, снимали видеоклипы. Но с девяностых рок-культура получила и собственные специализированные издания и даже станции.

Первопроходцем в популяризации русского рока на радио можно считать Михаила Козырева. Устроившись программным директором на Maximum в 1994-м, он предложил расширить репертуар композициями отечественных музыкантов. Годом позже состоялся первый фестиваль «Максидром», организованный станцией, где выступили популярные рок-группы: «Агата Кристи», «Неприкасаемые», «Чиж & Co» и многие другие. Фестиваль станет ежегодным, но со временем к отечественным артистам будут добавляться западные звёзды.

Всё тот же Козырев в 1998 году с подачи Бориса Березовского организовал «Наше радио» — станцию, полностью посвящённую российской рок-музыке. Первый эфир стартовал с песни «В наших глазах» группы «Кино». Хотя в разное время на «Нашем радио» звучала и хип-хоп команда «СТДК», и даже Кристина Орбакайте, основное направление до сих пор остаётся неизменным.

Иронично, но фестиваль этой станции «Нашествие» вскоре стал главным конкурентом «Максидрома», а потом и вовсе самым масштабным рок-концертом страны. После первого опыта в ДК Горбунова, фестиваль быстро переехал на ипподром в Раменском, потом несколько раз менял дислокацию и обосновался на огромном поле в Большом Завидово Тверской области. В разные годы количество посетителей «Нашествия» доходило до 200 тысяч человек.