Файл: Русский язык и деловые коммуникации (лекции).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.02.2024

Просмотров: 41

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



      1. Деловая встреча

«О встрече договариваются, как правило, за два-три дня. Подготовку к деловой встрече рекомендуется начать с информации о собеседнике. Какое положение он занимает? Как он к вам относится? Что он за человек? Каковы его намерения?

Место встречи предлагает приглашающий, однако последнее слово всегда остается за приглашаемой стороной.

Желательно оговорить число участников встречи, составить список вопросов, которые следует обсудить во время предварительного разговора, наметить ориентировочный план встречи.

Наиболее важные встречи желательно назначать в первой половине дня. Заранее обозначаются временные рамки встречи.

На встречу необходимо приходить вовремя. Другая сторона может отказаться от встречи, если вы опоздали.

Не принято затягивать встречу сверх отведенного для нее времени, если, конечно, это не связано с решением важного вопроса.

Мнение делового партнера об учреждении и его руководителе во многом зависит от первого впечатления, от уровня организации встречи и вида приемной, а также от личности секретаря.

Секретарь должна иметь хорошие манеры, обладать чувство такта, чтобы при случае уметь сгладить трудные ситуации, в частности объяснить посетителю причины затруднения его встречи с нужным человеком.

Приглашать посетителя в кабинет руководителя без предварительного доклада не следует ни при каких обстоятельствах. Представляя посетителя, секретарь должна четко назвать его фамилию, должность и учреждение, которое он представляет.

Хозяин кабинета, в свою очередь, не просто кивает в ответ, а выходит из-за стола и идет навстречу вошедшему, приветствуя его. Здороваться через стол  признак дурного тона.

После этого главы делегаций представляют своих сотрудников. Первой должна быть представлена принимающая делегация. Порядок представления делегаций  «по убывающей», то есть сначала представляют тех, кто занимает более высокое положение. Участники могут обменяться визитными карточками.

Делегации рассаживаются так, чтобы члены каждой делегации, занимающие примерно равное положение, были напротив друг друга. Первым садится за стол глава принимающей стороны. В ходе встречи ему принадлежит инициатива. Он начинает беседу, следит, чтобы не было пауз в ходе встречи, которые могут быть восприняты как сигнал к окончанию.


Не следует во время разговора без нужды перебирать бумаги, демонстрируя занятость; приветствовать третьих лиц; подписывать документы; разговаривать по телефону. Если кто-либо обратился к вам с речью, необходимо прервать дела и внимательно выслушать, о чем он вам сообщает.

Для успеха встречи очень важен этап ее завершения. Заключение должно быть ярким, содержащим наиболее важные аргументы в пользу предлагаемых решений и в то же время легко воспринимаемым, чтобы у собеседника не осталось неясных представлений.

В конце встречи не должно быть места лишним словам, расплывчатым формулировкам. Всегда заканчивайте встречу вовремя. Объявляйте перерыв точно по расписанию, чтобы участники заранее знали, что они могут распоряжаться своим временем» [Зарайченко 2006: 178-179].
3.3.2. Разговор по сотовому телефону

1. «Разговор по сотовому телефону не должен метать окружающим нас людям, поэтому, когда мы говорим по телефону, следует отойти в сторону от скопления людей.

2. В том случае, если телефонный звонок застает нас в толпе, надо или сказать абоненту, что мы перезвоним, или очень коротко и по-деловому ответить на вопрос, если он безотлагательный.

3. Нарушением этикета является одновременный разговор по телефону и обслуживание клиента, что, к сожалению, еще часто встречается н поликлиниках, в магазинах, в салонах.

4. Разговор в присутствии посторонних должен быть коротким, деловым, четким. Голос должен быть приглушенным, лишенным эмоциональности.

5. Идя в театр, концерт или в музей, следует отключить звонок или вообще выключить телефон.

6. Что делать, если мы ждем звонка, и сигнал сотового телефона за-стал нас во время беседы, обеда с деловым партнером. В этом случае обязательно надо извиниться, а сам разговор свести к минимуму. То же относится и к ситуации, когда нам надо сделать срочный звонок. Лучше при этом отойти в сторону.

7. Когда мы звоним на номер сотового телефона, нам следует помнить, что наш собеседник может быть в дороге, за рулем автомашины. Поэтому надо быть кратким и отложить обсуждение деталей до другого раза.

8. Сотовые телефоны недешевы, разговор по ним в несколько раз дороже, чем по обычной телефонной линии. Громкий и без особой нужды продолжительный разговор в окружении многих людей характеризует владельца телефона не с лучшей стороны» [Акишина 2012: 118-119].

3.3.3. Выступление на совещании, собрании

«Руководитель, председательствующий не должны перебивать вы-ступающего, комментировать его слова. Докладчик должен помнить:

  • текст письменный и текст, который воспринимается ка слух,  это два совершенно разных текста. Текст, который будут воспринимать на слух, должен содержать две-три идеи, состоять из простых, коротких предложений и иметь немного цифр и фактов, но только самых важных;

  • читать текст от начала и до конца не следует. Главные мысли и формулировки следует зачитывать, остальной материал должен свободно проговариваться докладчиком;

  • важно иметь выразительный голос и акцентировать главные мысли. Люди начинают сонно зевать уже через 5-7 минут, если выступающий говорит без интонаций, сухо и монотонно.

Всем выступающим следует стремиться говорить предельно кратко и по существу.

Большое значение имеет и правильность самого изложения материала. Грамотность, логичность, эмоциональная окраска  все это обязательное условие любого служебного контакта.

В качестве основных причин, мешающих продуктивному общению, психологи выделяют следующие:

  • использование обидных, некорректных слов, различных колкостей;

  • попытки интерпретировать слова другого человека (например: «Ты молчишь, потому что тебе нечего сказать»);

  • использование слов «всегда», «никогда»;

  • приписывание другому невысказанных им мыслей (например: «Ты думаешь...»);

  • использование прямых указаний.

Большое значение при проведении делового совещания имеет тон разговора.

Результаты выступления зависят не только от содержания, но и от внешнего поведения докладчика. Слушатели присматриваются к выступающему: как он одет, как он стоит, каково выражение его лица, какая походка, что он делает с руками. […]

Во время выступления помните о контакте со слушателями, потерять который до обидного легко: достаточно время от временя посматривать в окно. Меняйте взгляд и его направление не случайно, а во время перехода к новой мысли, а пока тезис не доказан, смотрите на данную группу слушателей» [Зарайченко 2006: 234-235].

Литература
Акишина, А.А. Этикет русского телефонного разговора / А.А. Акишина, Т.Е. Акишина.  М., 2012.

Андреев, В.И. Деловая риторика: практический курс для творческого саморазвития делового общения, полемического и ораторского мастерства.  Казань, 1993.


Введенская, Л.А. Культура речи государственного служащего / Л.А. введениская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева.– Ростов н/Д., 2011.

Вербицкая, Л.А. Давайте говорить правильно.  М., 1993.

Головин, Б.Н. Основы культуры речи.  М., 1988.

Гольдин, В.Е.   Русский язык и культура речи: Учебник для студентов-нефилологов / В.Е.  Гольдин, О.Б. Сиротинина, М.А. Ягубова. – Саратов, 2008.

Гольдин В.Е. Речь и этикет.  М., 1983.

Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка.  М., 1981.

Данцев, А.А. Русский язык и культура речи для технических вузов / А.А. Данцев, Н.В. Нефедова. – Ростов н/Д, 2005.

Дмитриева, О.И. Речеведение /О.И. Дмитриева, Н.М. Орлова, Л.П. Прокофьева, А.П. Романенко. – Саратов, 2009.

Добрович А. Общение: наука или искусство?  М., 1978.

Зарайченко, В.Е. Этикет государственного служащего.  Ростов н/Д., 2006.

Иванов, Л.Ю. Коммуникативные качества речи / Л. Ю. Иванов, Т. В. Матвеева, С. Б. Донгак // Культура русской речи: Энциклопедический словарь-справочник / Под ред. Л.Ю. Иванова, А.П. Сковородникова, Е.Н. Ширяева и др. – М., 2003.

Культура русской речи / Под ред. Л.К. Грайдиной. Е.Н. Ширяева.  М., 1999.

Матвеева, Т.В. Полный словарь лингвистических терминов. – Ростов н/Д., 2005.

Михальская А.К. Основы риторики: Мысль и слово.  М., 1996.

Сиротинина, О.Б. Культура русской речи // В.Е.  Гольдин, О.Б. Сиротинина, М.А. Ягубова. Русский язык и культура речи: Учебник для студентов-нефилологов. – Саратов, 2008.

Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения.  М., 1979.
Словари

Большой толковый словарь русского языка / Под ред. С. А. Кузнецова.  СПб., 2000.

Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы / Под ред. Р. И. Аванесова.  М., 2000.

Справочно-информационный портал ГРАМОТА.РУ – русский язык для всех // http://gramota.ru/