Файл: Вопросы к зачету по предмету Родная литература.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.02.2024

Просмотров: 49

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вопросы к зачету по предмету «Родная литература»

1. Древнерусская повесть, летопись. Повести о начале Москвы

Повесть древнерусская - общее условное обозначение произведений древнерусской литературы (XI-XVII веков), различных по своей художественной структуре и объединённых лишь признаком повествовательности - связным описанием неких событий.

Название «повесть» могло встречаться в заглавиях житий святых (напр., «Повесть о житии...»), при описаниях чудес, примыкавших к житиям, но не входивших в их состав; «повестями» именовались произведения религиозно-назидательного характера, летописи («Повесть временных лет»), пространные биографии царей и полководцев. Синонимами «повести» выступали «сказание» и «слово» (реже). Повестью древнерусской принято называть как самостоятельные, законченные произведения, так и фрагменты, входящие в состав летописей (воинские повести и «повести о княжеских преступлениях», описывающие вероломные поступки русских князей).

Летописью называли хронологическую, ведущуюся год за годом, запись исторических событий. Название этой записи произошло от общепринятого начала этого вида произведения - «в лѣто …» (то есть «в году …»)

Летопись была одним из основных исторических жанров в Древней Руси. Как правило, они составлялись в каждом городе по отдельности. Поэтому летописи отражали события, присущие общественной жизни одного конкретного города. При этом летописи были хронологически ограниченными, в связи, с чем после завершения одной летописи приходилось начинать создание другой. Таким образом, в целях охвата одним памятником событий на большей по площади территории или большего периода времени летописи соединялись и образовывали летописные своды.

Повести о начале Москвы — название в истории литературы цикла произведений литературы с XVI века по XVII век.

На характер изложения текста в произведениях повлияла «повесть о взятии Царьграда турками в 1453 году».

«Повести о начале Москвы», имели в себе информацию об возведении Москвы легендарного и полулегендарного характера. Материалы для написания повести взяты из летописей: «О разорении Москвы ордынцами», написанной в 1238 году и «О князьях Иване Калите, Дмитрии Донском и др»

Написано было всего 4 повести:

  • «Повесть о зачале Москвы», здесь главную роль играет формирование Москвы на пространстве поселения, которое принадлежало полулегендарному боярину Кучке. В этой повести первостроителем города является князь Юрий Долгорукий.

  • «Сказание об убиении Даниила Суздальского и о начале Москвы», здесь также, как и в первой главную роль играет формирование Москвы на пространстве поселения, принадлежащего Кучке. Здесь первостроитель — князь Андрей Александрович Владимирский.

  • «Сказание о зачатии Москвы и Крутицкой епископии», в этом произведении первостроитель — Даниил Иванович (Даниил Александрович) Московский.

  • «Предание об основании Москвы Олегом», в повести повестуется, что первостроитель — киевский князь Олег.




2. Эстетические идеалы Древней Руси в авторской литературе России.

Традиции византийской эстетики и художественной культуры были активно продолжены средневековой, или Древней, как ее обычно называют в науке, Русью после принятия ею в конце X в. христианства в качестве официальной религии. В истории древнерусской эстетики условно можно выделить два основных периода: собственно средневековый (XI-XVI в.) и переходный от Средних веков к Новому времени (XVII в.).

Для первого периода характерен предельно имплицитный тип эстетического сознания - когда оно находило наиболее адекватные формы выражения в искусстве, церковном культовом действе, религиозной жизни человека (в частности, в монастырской жизни). Однако и на вербальном уровне в структуре самых разных по содержанию текстов (летописях, житиях святых, религиозно-полемических сочинениях, постановлениях церковных соборов и т.п.) можно обнаружить достаточно рельефную совокупность эстетических представлений средневековых русичей.

Древнерусская эстетика имела два основных источника: художественную культуру и мифологическое сознание восточных славян (дохристианского периода) и византийскую эстетику, регулярно проникавшую на Русь с конца X в., нередко в южнославянской редакции («Шестоднев» Иоанна Экзарха Болгарского, и другие тексты). Для восточнославянского (глубинного, архетипического) пласта древнерусского эстетического сознания характерны тенденции к конкретности, материальности, пластической осязательности (телесности) духовных феноменов, к сакрализации природных явлений, к иллюзорности и «документальной» определенности потустороннего мира, к ощущению магической взаимосвязанности всех вещей и явлений. Византийско-православная культура и эстетика, пришедшие на Русь с христианизацией восточных славян, уже накладывались на этот по-своему богатый, целостный и самодостаточный пласт сознания и переформировывали его, подвергаясь одновременно активному обратному воздействию. В письменных источниках XI - первой половины XIV в. хорошо отразился этот процесс становления христианизированных эстетических представлений. В «Слове о полку Игореве», «Повести временных лет», в произведениях Илариона, Кирилла Туровского, игумена Даниила и других книжников хорошо отражаются новые представления древних русичей о красоте (природной, духовной, художественной), об искусстве, возвышенном, героическом, сочетающие в себе элементы языческого и христианского миропониманий.



3. Н. М. Карамзин. «Московский журнал». Москва как город символ исторического прошлого России. Повесть «Бедная Лиза». Жизнь и быт москвичей конца XVIII века. Географические и топографические названия в повести: Симонов монастырь, пруд Симонова монастыря. Сентиментальные мотивы.

Первый номер «Московского журнала» вышел в январе 1791 года. В период с 1791 по декабрь 1792 года было выпущено всего восемь частей журнала. Каждая часть журнала содержала три книжки. Н. М. Карамзин объявил о подписке осенью 1790 года в одном из номеров газеты «Московские ведомости» и тогда же он изложил программу будущего издания. Карамзин предполагал включить в издание следующие рубрики:

  • Русские сочинения в прозе и стихах;

  • Переводы иностранных произведений;

  • Литературная критика русских произведений;

  • Информация о театральных пьесах;

  • Происшествия и описания, особенно из жизни писателей.

Карамзин отмечал, что в издание не будут входить мистические, теологические, «слишком ученые педантические, сухие пиесы».

Таким образом, Н. М. Карамзин отмежевался от изданий масонско-религиозной ориентации и от изданий научно-информативного направления. А лояльность к правительству означала отказ от обсуждения на страницах издания политических вопросов и публикации социальной сатиры. Таким образом, «Московский журнал» был чисто литературным журналом, в котором мог присутствовать критический элемент, но только в критико-библиографических разделах, которые завершали каждую книжку журнала. Они состояли из рецензий на книги и на театральные спектакли.

Журнал Н. М. Карамзина имел четкую структуру. Каждая книжка – месячный номер» открывался разделом поэзии, где постоянно печатались И. И. Дмитриев, Г. Р. Державин и сам Н. М. Карамзин. Кроме того, в этом разделе публиковали свои произведения С. С. Бобров, Ю. А. Нелединский-Мелецкий, Н. П. Николаев, Н. Львов, князь С. Урусов. Г. Р. Державин опубликовал в журнале такие произведения, как: «Ода к Эвтерпе»; «Видение Мурзы»; «Памятник герою»; «Прогулка в Царском селе»; «Ласточка» и т.д. И. И. Дмитриев здесь опубликовал свои лучшие «сказки» - «Картина», «Молодая жена», «Быль», а также басни, эпиграммы, зарисовку «Отставной вахмистр», песню «Сизый голубочик». Сам Н. М. Карамзин в «Московском журнале» опубликовал стихотворения: «Раиса, древняя баллада»; «Выздоровление»; «Граф Гваринос»; «Филлиде»; «Осень»; Ода «К милости».


После стихотворного раздела шел раздел прозы, в которой помещались переводные и оригинальные произведения. Среди иностранных материалов особенно выделятся опубликованный в нескольких книжках цикл повестей «Вечера» Мармонтеля, а также биографическая повесть «Жизнь и дела Иосифа Бальзамо» Калиостро. В этом же разделе публиковались драматические произведения, например, мелодрама «София», сцены из драмы «Сакунтала» индийского писателя Калидасы. Основным автором прозаических произведений в журнале являлся сам Н. М. Карамзин. в каждом номере публиковались его «Письма русского путешественника», оказавшие значительное влияние на современников писателя. Это произведение стало художественным открытием Н. М. Карамзина. Эпистолярная форма соответствовала традиции сентиментального путешествия, которая была утверждена в европейской литературе Л. Стерном.

4. Сентиментализм как литературное направление. Сентиментальная проза второй половины 20-го века.

Сентиментализм — направление в западноевропейской и русской культуре и соответствующее литературное направление. Произведения, написанные в рамках данного художественного направления, делают особый акцент на чувственность, возникающую при их прочтении. В Европе существовал с 20-х по 80-е годы XVIII века, в России — с конца XVIII до начала XIX веков.

Сентиментализм — литературное направление (в России — в конце XVIII и нач. XIX в.), возникшее как протест против оторванности классицизма от жизни и отличавшееся излишней чувствительностью и идеализированным изображением людей, их переживаний, жизненной обстановки и природы.

Наиболее выдающиеся представители сентиментализма — Джеймс Томсон, Эдуард Юнг, Томас Грей, Лоренс Стерн (Англия), Жан Жак Руссо (Франция), Николай Михайлович Карамзин (Россия).

Новый этап развития русской литературы начинается со второй половины 1980-х годов, точнее, с 1986 г. Он тесно связан с политическими и социальными переменами в жизни страны. За небольшой период страна пережила несколько переломных в историческом плане моментов – перестройку и ее крах, распад СССР, изменение социально-политической ориентации, идеологических и нравственных координат.

В середине 1980-х годов в литературе произошел информационно-эстетический взрыв. Начали публиковаться произведения литературы русского зарубежья – В. Набокова,


И. Шмелева, М. Алданова, 3. Гиппиус, Д. Мережковского, Г. Газданова. Открылась читателям “возвращенная” литература – произведения, написанные в разные годы в Советском Союзе, но (по причинам чаще всего идеологического характера) не публиковавшиеся.

Русская литература пополнилась романами “Жизнь и судьба” В. Гроссмана, “Белые одежды” В. Дудинцева, “Зубр” Д. Гранина, “Овраги” С. Антонова, рассказами В. Шаламова, множеством неопубликованных прежде произведений. Стало очевидно, что русская литература богата и разнообразна в стилевом отношении и не укладывается в рамки социалистического

5. М. Н. Загоскин. Цикл очерков «Москва и Москвичи» (1814-1840). Появление особого жанра «сцен из домашней и общественной жизни» - живых и увлекательных очерков.

В 1839 году М.Н. Загоскин пишет очерк под названием «Нескучное», который был опубликован в альманахе «Утренняя заря» Загоскин М. Н. Нескучное // Утренняя заря. Альманах на 1840 год, изданный В. Владиславлевым. Второй год. СПб.: Типография А. Плюшара, 1840.. Именно с этого текста начнется история создания цикла очерков «Москва и москвичи», чьим главным героем является город. Этот первый текст задает тематическое направление всему сочинению Загоскина: само по себе название - один из московских топонимов - является центрообразующим элементом для «Москвы и москвичей».

В этой книге нет ни единого сюжета, ни фабулы, которые, как правило, являются одними из основных «двигателей» повествования. Читатель видит микро-сюжеты, относящиеся к каждому очерку по отдельности. Особенностью книги является то, что в ней нет и главных героев, чьи образы были бы в той или иной мере раскрыты автором. На первый взгляд может показаться, что таким героем «Москвы и москвичей» является рассказчик, Богдан Ильич Бельский: во всяком случае, читатель располагает некоторой информацией о его прошлом, о характере его жизни и о некоторых его убеждениях. Однако этот персонаж, как и другие, в сущности, инструментален и нужен автору для того, чтобы описать городское пространство.

В книге Загоскина все формы человеческой деятельности читаются как текст и оказываются элементом полилога, и фоном, и предметом которого служит Москва. Этот полилог включает различные виды коммуникаций -- семейные