Файл: Вопросы к зачету по предмету Родная литература.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.02.2024

Просмотров: 50

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, дружеские, бытовые, промышленные. Например, читатель узнает об архитектуре, искусстве, устройстве города из диалогов персонажей или из монологов главного нарратора. Таким образом, включение в книгу различных персонажей нужно для одной цели -- создания образа Москвы, а также для описания горожан, их быта, особенностей их жизни и характера. В данной книге мы не видим становления (или эволюции) ни одного персонажа-человека, зато сам город представлен «организмом» изменяющимся, никогда не находящимся в статике.

Например, рассказчик говорит со своим другом об основании Москвы («Выход» первый, «Московская старина»), воссоздает облик города до пожара 1812 года («Выход» второй, «Петровский парк и воксал»), уделяет внимание изменениям в жизни самих москвичей («Выход» первый, «Московский старожил»; «Два Московских бала в 1801 году»), а также описывает современное ему пространство города, отмечает новый быт москвичей, изменения в их поведении и характерах (например, говоря, что в современном ему мире «одержимость» всем французским была гораздо сильнее, чем «сейчас», но влияние европейской моды все еще слишком значительно - глава под названием «Два слова о нашей древней и современной одежде», «выход» третий). Таким образом, автор сосредоточен на образе Москвы, описании типов москвичей и их нравов, а не на отдельных персонажах. Собирательным героем является сама Москва.


6. Историческая проза, очерковая проза, очерки второй половины 19-го века (Н. Успенский, Н. Помяловский)

Жанр очерка был особенно любим писателями круга «Современника», вокруг которого после раскола в редакции группировались в основном писатели-разночинцы, именуемые обычно «шестидесятниками». Н. В. Успенский (1837-1889), Н. Г. Помяловский (1835-1863). Большинство из них были выходцами из мелкого провинциального духовенства, имели за плечами семинарию. Все они в определенный момент порвали со своей средой и, увлеченные популярными тогда идеями о необходимости практически полезного и «достоверного» знания, отправились поступать в университеты или Медико-хирургическую академию, стремясь приобщиться к естественным наукам: медицине, физиологии, химии, биологии. Чаще всего эти будущие писатели были не готовы ни к поступлению в университет, ни к систематическому учению вообще и потому либо бросали все это
, либо превращались в «вечных студентов».

Центральной темой творчества шестидесятников стала жизнь простого народа, крестьян, низов городского мира. Созданный ими образ народа шокировал современников неслыханной беспощадностью и натуралистичностью. Низы общества изображались как почти животные существа, живущие биологическими потребностями, неспособные понять простейшие законы и гражданские общественные установления, незнакомые с элементарной арифметикой (как в рассказе Н. Успенского «Обоз»). Такое видение было обусловлено не только жизненным опытом разночинцев, столкнувшихся в детстве и юности с грубостью и жестокостью жизни, с неприглядным бытом, но и той идеологией радикальных революционеров, которую они восприняли и стремились отразить в своих произведениях, – в основе ее лежало представление о человеке как о биологическом существе, чья жизнь регулируется прежде всего физиологическими потребностями.

В результате нарисованный ими образ народа неожиданно оказался окрашен глубоким пессимизмом. Люди из простонародья, населяющие многочисленные очерки шестидесятых годов выглядят совершенно неготовыми к революции. Герои очерков «Обоз», «Хорошее житье», «Деревенская аптека» Н. Успенского, «Питомка». Они не способны даже помыслить о том, что для того, чтобы начать жить лучше, необходимо изменить социальные условия. Социальная система для героев шестидесятнических очерков страшна и непонятна.

7. А.С. Грибоедов. Комедия «Горе от ума». Москва как высшая после Петербурга точка дворянской цивилизации. Сатирические ноты в обрисовке московского общества 20-х годов 19 в. (Скалозуб, Загорецкий, Репетилов, Хрюмина, Тугоуховские). Фамусовский дом в центре Москвы.

А. С. Грибоедова «Горе от ума» создан великолепный обобщенный образ барской Москвы начала XIX века. С первых страниц автор вводит нас в быт дворянской семьи, знакомит с нравами дворянского общества, приоткрывает взаимоотношения действующих лиц. Первые сцены в доме Фамусова знакомят нас с одними героями (Фамусов, Софья, Молчалин, Лиза) и подготавливают появление других (Скалозуб, Чацкий).

По мере развития сюжета мы начинаем осознавать, что всех этих людей — таких, на первый взгляд, разных, объединяет общая идеология, общий, прочно укрепившийся и устоявшийся быт. Однако в этом обществе все-таки уже ощущается разделение на два лагеря: приверженцев старых традиций, защитников крепостного строя и представителей передовой дворянской молодежи, уверенных в необходимости переустройства мира.


Самым ярким представителем первого лагеря в комедии выступает Фамусов. Это ярый защитник самодержавно-крепостнических порядков. «Как все московские», он ценит в людях только чины и богатство, заявляя Софье: «Кто беден, тот тебе не пара». Собственные принципы Фамусов считает непререкаемыми, а традиции своей среды — нерушимыми и единственно правильными. Он старается убедить Чацкого в необходимости служить «на старших глядя». Когда же тот отказывается от службы, объясняя это тем, что «служить бы рад, прислуживаться тошно», Фамусов объявляет его опасным человеком, не признающим властей, и угрожает ему судом. Убежденный защитник самодержавия, этот богатый барин искренне восхищается старыми порядками, верностью москвичей дворянским традициям, старым устоям жизни. Он считает вполне законным право помещика распоряжаться людьми по собственному усмотрению: наказывать, продавать, отправлять в ссылку, на каторгу или поселение.

Крепостных он не считает людьми, не признает в них человеческого достоинства, права на собственное мнение, на личную жизнь. Поэтому со слугами он разговаривает грубо, обзывает ослами, чурбанами, называет Петрушками, Фильками, Фомками, независимо от их возраста. Самодержавно-крепостнический строй является основой благополучия людей, подобных Фамусову, потому все новое они воспринимают как угрозу собственной безбедной и спокойной жизни. Эти люди не привыкли к каким-то действиям, к активной жизни. Все суждения они «черпают из забытых газет», расшитым мундиром прикрывают свое слабодушие и «рассудка нищету». Наука, просвещение непонятны, недоступны и чужды представителям фамусовского общества. Они видят в образовании и образованных людях угрозу собственному благополучию.



8. А. С. Пушкин. Трагедия «Борис Годунов». Отождествление Москвы и России.

Конечно, А. С. Пушкин скорее петербургский писатель, но родился он в Москве и на всю жизнь сохранил любовь к этому городу. И это неудивительно. Петербург традиционно воспринимается русскими писателями как город, возникший неестественным путем, «из тьмы лесов, из топи блат». Другое дело — Москва. В трагедии «Борис Годунов» Пушкин отождествляет Москву и Россию в целом. Не зря Курбский говорит Самозванцу:

Там ждут тебя сердца твоих людей:

Твоя Москва, твой Кремль, твоя держава.

Пушкин восхищается Москвой в прекрасных строках из 7-й главы романа «Евгений Онегин». Вспоминая о героических страницах Отечественной войны 1812 года, поэт с гордостью говорит о «недавней» славе столицы, стойкости ее защитников и о том достоинстве, с которым Москва встречает Наполеона:

Нет, не пошла Москва моя

К нему с повинной головою.

Не праздник, не приемный дар,

Она готовила пожар

Нетерпеливому герою.

Поэт видит живую красоту древней столицы и понимает, что Москва дорога сердцу каждого русского человека:

Москва… как много в этом звуке

Для сердца русского слилось!

Как много в нем отозвалось!

Москва — «ярмарка невест» — провинциальна, в чем-то патриархальна. Если при описании Петербурга в романе «Евгений Онегин» поэт использует большое количество глаголов, то образ Москвы складывается из существительных, что на художественном уровне подчеркивает неподвижность этого города:

Мелькают мимо будки, бабы,

Мальчишки, лавки, фонари,

Дворцы, сады, монастыри,

Бухарцы, сани, огороды,

Купцы, лачужки, мужики…

И действительно, с того момента, как мать Татьяны Лариной покинула столицу, в ней, по сути, ничего не изменилось:

Но в них не видно перемены;

В них все на старый образец…

Описывая московское дворянство, Пушкин зачастую саркастичен: в гостиных он подслушивает «бессвязный пошлый вздор» и с грустью отмечает, что в разговорах людей, которых видит в гостиной Татьяна, «не вспыхнет мысли в целы сутки».

Пушкин понимает, что после того, как столица государства была перенесена в Петербург, прежнее значение Москвы утрачивается («И перед младшею столицей померкла старая Москва…»), но поэт называет ее царственной «порфироносной вдовой». Древний город бесконечно дорог сердцу Пушкина:


Как часто в горестной разлуке,

В моей блуждающей судьбе,

Москва, я думал о тебе!

9. Роман «Евгений Онегин». Восхищение Москвой в 7 главе романа. Жизнь и быт русского дворянства.

В 7 главе романа читателю представляется описание Москвы. К главе приведены 3 эпиграфа: Грибоедова, Баратынского и Дмитриева. Проезд Лариных по Москве автор растягивает на 4 строфы, более того, проставляет одну пустую строфу, чтобы подчеркнуть утомительность и длительность прогулки. Приведены подробные зарисовки домов, улиц, людей, что очень отличает краткие наброски, описавшие Петербург. Однообразная красота Петербурга противопоставлена яркой и многогранной Москве. Широкая, купеческая и домашняя для Пушкина Москва, не закрытая от аристократизма и просвещения, намного ближе автору, чем Санкт-Петербург. Тверскую улицу Пушкин обрисовал точно и живо, в городе есть мозаика светских привычек, лиц, исторических примет.

Пушкин рисует Москву живой и естественной благодаря своей любви и теплоте, которые он испытывает к городу. Перед нами разворачивается детальный пейзаж Москвы. Держа путь мимо Петровского замка, в котором Наполеон спасался от пожара в 1812 г., Пушкин напоминает о героических событиях, происходивших в Москве, взвывая к патриотическим чувствам читателя. Автор особенно подчеркивает тот факт, что Москва выстояла, не покорилась французской оккупации, а вместо сдачи, поклона ответила пепелищем.

Перед глазами Татьяны Лариной возникают купола церквей, монастырей, кресты, императорские дворцы. Впечатление от города усиливается описанием разговоров кумушек, встреч со знакомыми и удивления родственников. Но город для Татьяны, приехавшей из тиши деревни , кажется высокомерным и надменным. Приводится описание жизни Татьяны в Москве, поутру ее будит колокольный перезвон, но, проснувшись, она видит не привычную сердцу природу, а московские дома, соборы, незнакомый двор.

10. Стихотворение «Воспоминание в Царском Селе».

Стихотворение А.С. Пушкина «Воспоминание в Царском Селе» — одно из самых известных в его творчестве, посвящённое лицею, где Пушкин развивался как поэт и как личность. Оно было написано поэтом в 1814 году (октябрь-ноябрь) в возрасте 15 лет. Юный Пушкин прочитал его на экзамене по переходу на старший курс 1815 года, где присутствовал Г.Р. Державин. Именно его одобрение сделало произведение столь узнаваемым. Напечатано стихотворение было в журнале «Российский музеум…» в 1815 году после выступления Пушкина на экзамене. Однако в 1819 году при подготовке к