Файл: Вопросы к зачету по предмету Родная литература.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.02.2024

Просмотров: 64

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
случае заявляется не просто жанровая специфика, поскольку вряд ли здесь стоит искать обращения к системе ожидания современной читающей публики. В этой отсылке, выходящей за рамки ожиданий среднего читателя, скорее всего, стоит видеть определенную программу письма, модель повествования, представления действительности, которой берется следовать автор. Поскольку на современном этапе модификация жанровых форм связана во многом с кризисом представления реальности, современный автор вынужден иметь дело с фрагментарной, множественной, коллажной картиной действительности, в отношении которой в качестве само собой разумеющейся признана невозможность целостности и единства изобразительной модели. Как же в таких условиях возможно повествование, раскрывающее сложность отношений внутри семьи, чьей судьбой оказывается столкновение со страшной реальностью постреволюционной России, кошмаром 30-х годов, войны и послевоенных процессов? В настоящей работе мы беремся доказать, что осуществляемую заглавием отсылку к древней саге нужно рассматривать как рефлексию над самой природой романного повествования, возможностью развертывания исторического повествования из семейной хроники, из описания маленького, но целостного мира семьи, выбранного в качестве модели осмысления самых значительных исторических событий.

34. Юрий Трифонов. Повести «Обмен», «Дом на Набережной», «Предварительные итоги», «Другая жизнь», «Долгое прощание» - «московские повести». Москва и москвичи Юрия Трифонова.

В тексте Ю. В. Трифонова поднимается проблема значимости воспоминаний для человека, прошедшего войну.

Раскрывая обозначенную проблему, автор рисует образ молодого человека, вернувшегося с войны и переживающего новые впечатления от встречи с родным городом, память о котором хранил пять лет фронтовой жизни: «В полуночном Венском лесу и в диких горах Хингана ему часто вспоминалось Замоскворечье…».Во время военных будней воспоминания о родине помогали ему преодолевать лишения и трудности и подкрепляли мечту о скорейшем возвращении к мирной жизни.

Автор считает, что человеку, прошедшему войну, память позволяет не только вернуться в прошлое, но и с благодарностью принять новую жизнь, «ради которой он одолел так много трудностей и прошёл в кирзовых сапогах полсвета».


Позиция автора мне близка. Я тоже считаю, что, люди не могут жить без воспоминаний, особенно память значима для тех, кто прошёл войну. Там их согревали воспоминания о доме и родных, после возвращения с победой они идут к новой жизни с верой в то, что их лишения и страдания были не напрасны. Воспоминания заглушить невозможно. Их роль важна не столько для углубления в прошлое, сколько для адекватного восприятия настоящего и созидания во имя будущего с учётом прожитого.
35. Булат Окуджава. Стихи о Москве: «Песенка об Арбате», «Арбатский романс», «Арбатский дворик», «Трамвай», «Полночный троллейбус». Романтика Москвы 20-го века в стихах поэта.

Говоря о теме Москвы в лирике Б.Ш.Окуджавы, мы высказали мысль о том, что московская тема стала семантическим и духовным центром его лирики. Москва, ее улицы, люди, любимый Арбат давали ему силы всегда оставаться самим собой, там истоки его высокой духовности, интеллигентности, светлой доброты. Там родился кодекс чести, который поэт сохранит на всю жизнь.

Методом работы стал лингвистический анализ текста. Была составлена картотека стихотворений поэта, проведен историко-литературный анализ, который позволил уверенно говорить о том, что Б.Ш.Окуджава немыслим без Москвы, ее стареньких улочек, ее знаменитого Арбата. Он стал в буквальном смысле певцом Москвы и Арбата. Понятия духовности, высокой нравственности, чистой совести для него тесно слиты с Москвой, Арбатом, Отечеством. Москва – ядро его творчества, «маленький арбатский дворик» - место духовного мужания поэта. Таким образом, результаты лингвистического анализа стихотворений Б.Ш.Окуджавы позволяют уверенно говорить, что московская тема – семантическое и духовное ядро лирики поэта, ключ к пониманию творчества.

Материалы работы были использованы на уроках литературы, на факультативных занятиях и при подготовке литературного вечера, посвященного творчеству Б.Ш.Окуджавы.

Стихотворения о Москве занимают в творчестве Б.Ш.Окуджавы значительное место. «Моя родина – это Арбат»,- так говорил сам поэт. «Я родился на Большой Молчанке, воспитывался на Арбатском дворе. Потом меня стали возить в Грузию, родину отца и матери. Я учился в Тбилисском университете, но чувствовал себя арбатцем». Арбат в творчестве Окуджавы – своеобразный город в городе.

Арбат особенно любим поэтом, недаром он появляется в словесном ряду: «Солнце, май, Арбат, любовь…» Соседство с солнцем, любовью, весной только усиливает светлый поэтический образ Арбата.

История Москвы избрала этот район для наиболее полного самовыражения. Арбат – сердце Москвы – район, страна, живая история, наша культура. «Я даже подозреваю,-говорит поэт,- что у него есть душа, и она вот уже несколько столетий источает невидимые волны, благотворно действующие на наше нравственное здоровье». Арбат для Окуджавы включает в себя не только понятие Родины, это еще мерило духовности и человечности. Арбат – романтический город, где дома не имеют замков, где на улицах можно встретиться с Пушкиным и поболтать с ним, а жители знакомы и близки читателю – об этом свидетельствуют формы имен: Ленька, Наденька, Оля.


36. Венедикт Ерофеев. Поэма в прозе «Москва – Петушки»

Поэма Венедикта Васильевича Ерофеева «Москва — Петушки», написанная в 1969-1970х годах, с первого взгляда может показаться произведением странным и совершенно непонятным, даже грязным. В процессе чтения в глаза бросаются непомерное стремление главного героя напиться любым доступным способом и одновременно его абсолютно парадоксальная и неоспоримая эрудиция. Таким образом, книга состоит из пересечений «высокого» и «низкого» начал, и в этой неоднозначности можно усмотреть попытку постичь многогранность человеческой личности.

В основе произведения лежит история подмосковных скитаний Венички – интеллигентного человека средних лет, злоупотребляющего спиртным. Он сначала собирался, а потом добирался из Москвы в Петушки на пригородной электричке навстречу свой возлюбленной. Собственно, главной является непосредственно сама поездка, главы делятся по станциям и местам пребывания героя. На протяжении всего повествования он выпивает все спиртное, что попадается на его пути. Немыслимые коктейли вдохновляют его на откровения. Он ведет беседы со случайными спутниками, а когда остается 1 станция до Петушков, Веничка засыпает и просыпается уже на пути в обратно в Москву. Там его начинают преследовать «четверо», которые и подводят героя к трагичному финалу.

37. Братья Вайнеры. Романы «Эра милосердия», «Петровка 38». Описание послевоенной Москвы 20-го столетия.

Действие происходит в сентябре-октябре 1945 года в Москве. Война окончена. Владимир Шарапов, фронтовик, направлен для прохождения дальнейшей службы в милицию. Хотя Шарапов опытный разведчик, его юридические знания невелики. Поэтому его, для учёбы и стажировки, назначают в одну из оперативных групп московского уголовного розыска (МУР). Эта группа возглавляется Глебом Жегловым и входит в отдел по борьбе с бандитизмом (ОББ).

Группа Жеглова должна ликвидировать банду «Чёрная кошка». Банду так называют потому, что после каждого дела они оставляют на месте преступления либо живого чёрного котёнка, либо просто рисунок кошки. Эта банда раньше грабила граждан, но с некоторого времени переключилась на другой «род деятельности» — теперь бандиты «работают» по-крупному и грабят продуктовые магазины.


Одновременно группу подчиняют следователю прокуратуры, который должен раскрыть убийство гражданки Ларисы Груздевой.
38. Дмитрий Глуховский. Фантастический роман «Метро 2033». Реалии и артефакты современной Москвы.

Книга повествует о людях, оставшихся в живых после ядерной войны. В романе война упоминается лишь вскользь. В результате обмена ядерными ударами все крупные города были стёрты с лица земли. Почти всё действие разворачивается в Московском метрополитене, где на станциях и в переходах живут люди. Благодаря оперативным действиям служб гражданской обороны метрополитен удалось оградить от радиации: почти на всех станциях были закрыты гермозатворы, а в системах вентиляции и водоснабжения активированы противорадиационные фильтры. При этом лишь менее половины станций обитаемы: часть станций заброшена, часть изолирована обрушением тоннелей, часть сгорела. Некоторые станции захвачены существами с поверхности.

Живущие в метро питаются тем, что смогли вырастить в тоннелях. В основном это не требующие света грибы, но на некоторых станциях выращиваются также картофель, помидоры и огурцы. Также на многих станциях разводятся свиньи и другие животные. Ряд станций обеспечивается электричеством от генераторов различного типа, однако в силу их малой мощности на станциях зачастую действует только маломощное аварийное освещение. Большинство предметов быта (исключая изначально находившиеся в метро), а также оружие, медикаменты, топливо и т. п. добывается многочисленными сталкерами, периодически поднимающимися в полуразрушенный город. В подземном мире действует торговля, универсальной валютой являются патроны калибра 5,45×39 мм, изготовленные ещё до Войны.

Вскоре после ядерной войны централизованная система метрополитена распалась. Станции стали существовать по отдельности. Некоторые объединялись вокруг идей, религий, более сильных станций и т. п.