Файл: Вопросы к зачету по предмету Родная литература.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.02.2024

Просмотров: 53

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
изданию поэт немного изменил текст, но при жизни тот так издан не был.

Главная тема стихотворения — величие России. В произведении показывается история Родины от Петра Великого до Отечественной войны 1812 года. Идея патриотизма и героизма народа — основная в произведении.

Краткий отрывок:

Навис покров угрюмой нощи

На своде дремлющих небес;

В безмолвной тишине почили дол и рощи,

В седом тумане дальний лес;

Чуть слышится ручей, бегущий в сень дубравы,

Чуть дышит ветерок, уснувший на листах,

И тихая луна, как лебедь величавый,

Плывет в сребристых облаках.

С холмов кремнистых водопады

Стекают бисерной рекой,

Там в тихом озере плескаются наяды

Его ленивою волной;

А там в безмолвии огромные чертоги,

На своды опершись, несутся к облакам.

Не здесь ли мирны дни вели земные боги?

Не се ль Минервы росской храм?

11. М. Ю. Лермонтов. Очерк «Панорама Москвы».

В творчестве М. Ю. Лермонтова значительное место занимают различные философские и психологически наполненные произведения. Но основа такого творчества начала закладываться еще . в ранних произведениях. Например, в юнкерском сочинении М. Ю. Лермонтова-«Панорама Москвы», написанном по заданию преподавателя русской словесности в Школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров В. Т. Плаксина. В небольшом повествовании отражены все те моменты, которые найдут свое более полное развитие в дальнейшем творчестве прозаика и поэта. С самых первых строк перед нами предстает не просто безжизненный город с его ансамблями и населением. Перед нами словно разворачиваются страницы истории. Лермонтов начинает свое повествование с древней величественной Москвы. Автор отмечает, что он представляет собой не безмолвную громаду камней, город наделен своей душой и жизнью. Поэтому жители подчиняются ее плавному течению.

Так, с самого начала повествования создается многогранный образ столицы. Он развернут на историческом полотне и в то же время показан в своей глубине, то есть наделен человеческими качествами. Поэтому каждая его черта важна не только для населения города, но и для ищущих и творческих людей, которые порой находятся очень далеко от этого места.

12. Поэма «Песня про царя Ивана Васильевича…». Москва – действующее лицо поэмы.


Действие в поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» происходит в Москве. Москва является центральным местом действия.

Площадь перед Кремлем была центром всей московской жизни. Прямо перед Кремлем тянулись торговые ряды. Около Покровского собора (больше известен под названием храма Василия Блаженного) стояли пушки и возвышалось лобное место, с которого читались царские указы, говорили с народом воеводы. Сюда стекались толпы народа, полного гнева, в дни мятежей. Здесь же происходила и кровавая расправа царя с народом. С утра до вечера на площади стояли крик, ржание коней. Среди палаток, ларьков, распряженных телег в толпе крестьян и посадских людей сновали блинники, сбитенщики, пирожники, громко выкрикивая свой товар. А в торговых рядах, около лавок с шелками, сукнами, мехами, важно расхаживали бояре и боярины, которых зазывали к себе купцы. А то вдруг пройдет с веселой песней пестрая толпа скоморохов, раздастся пронзительный крик юродивого или протяжная песня нищих слепцов — «калик перехожих». Но вот наступает вечер. В церквах отзвонят вечерню, и площадь начинает быстро пустеть. Скоро заскрипят на все лады окованные железом тяжелые ворота кремлевских башен, в конце улиц расставят решетки, охраняемые сторожами, так что из улицы в улицу нельзя будет и пройти. Наступит ночь, темная и тревожная, с грабежами и убийствами. И чтобы не застала их ночь, купцы спешат закрыть свои лавки тяжелыми засовами и уходят домой к себе в Замоскворечье, где живут в высоких бревенчатых домах «в два жилья», с тесовыми кровлями. В каждом доме — множество кладовых, каждый дом — маленькое самостоятельное хозяйство.

В поэме Лермонтова живо встает картина древней Москвы, а Москва дана на фоне любимой поэтом русской природы, на фоне зимы. Мы слышим, как распевает метелица, когда запирает свою лавку Степан Парамонович, торопясь домой, и мы представляем себе вместе с ним, как в зловеще сгустившемся мраке «валит белый снег, расстилается, заметает след человеческий», когда с возрастающей тревогой смотрит он в окно, ожидая Алену Дмитриевну. Наконец она появляется. Ее косы русые «снегом-инеем пересыпаны». В метель происходит встреча Алены Дмитриевны с Кирибеевичем, «снегами рассыпчатыми» умывается заря алая в день поединка, и на «холодный снег» падает пораненный смертельным ударом Кирибеевич, «на холодный снег будто сосенка»...


13. Стихотворение «Бородино». Понятие Москва и Родина.

Традиционным для творчества М.Ю. Лермонтов является обращение к историческим событиям своей родины, к ратным подвигам своего народа. Глубокий анализ стихотворения «Бородино» М.Ю. Лермонтова предполагает обязательное принятие во внимание этого факта. Стихотворение Лермонтова «Бородино» представляет собой отклик поэта на события 1812 года. Оно написано в год 25-летия победы русского народы в войне с французами. Произведение раскрывает тему родины в понимании человека из народа.

Сюжет стихотворения – это повествование о Бородинском сражении от лица солдата, принимавшего участие в Отечественной войне 1812 года. Рассказ простого солдата вызван вопросом представителя молодого поколения о той битве:

«Скажи-ка, дядя, ведь не даром

Москва, спаленная пожаром,

Французу отдана?»

Подробное описание событий Бородинского сражения участник боя начинает с сожаления о том, что прошли те героические времена, и нынешнее поколение уступает в отваге и благородстве тем, кто не щадил жизней на Бородинском поле:

«Да, были люди в наше время,

Не то, что нынешнее племя:

Богатыри – не вы! »

Весь рассказ солдата пронизан неподдельной гордостью за смелость народа, частью которого он является, восхищением его отвагой.

Примечательно, что в процессе повествования рассказчик использует как местоимение «я», так и местоимение «мы» («Забил заряд я в пушку туго», «Уж мы пойдем ломить стеною, уж постоим мы головою за родину свою»). Это говорит о том, что восприятие солдатом себя сливается с восприятием русского народа в целом. Он говорит от лица всех солдат, выражая истинный народный дух, народное чувство любви к Отечеству.
14. Поэма «Сашка». Гимн древнему городу. Признание в любви к Москве.

Поэма «Сашка» — одно из самых крупных произведений М. Ю. Лермонтова переломного периода его творчества (1835—1836 гг.). Именно в эти годы существенно меняется характер его романтизма, Лермонтов овладевает реалистическим методом.

Этот поворот в творчестве Лермонтова совпал с общим движением русской литературы, с началом нового периода в ее истории. Как раз в середине 30-х годов появились в печати произведения художественной и эстетической мысли, на многие годы определившие основное направление русской литературы.

В поэме “Сашка”
поэт признается, что ему никогда не был близок Петербург, в котором “жизнь грязна, пуста и молчалива...”. Поэт клянется не разлюбить Москву до конца своих дней и создает настоящий гимн великому древнему городу: Москва, Москва!.. люблю тебя, как сын, Как русский, — сильно, пламенно и нежно!

15. А. И. Герцен. Мемуарная хроника «Былое и думы». Юношеская клятва на Воробьевых горах. Университетские годы.

"Былое и думы" - пространная мемуарная хроника Александра Герцена, которая представляет беспримерную в русской литературе панораму отечественной и европейской жизни середины XIX века. Посвящена книга Н. П. Огарёву.

Отдельные главы писались с разрывом в несколько лет и публиковались в "Полярной звезде", главным образом в 1852 - 1855 года, хотя дописывать и пересматривать свою главную книгу Герцен продолжал практически до конца жизни до 1868 года. Успех первых глав про юношескую клятву на Воробьёвых горах, университетские годы и т. д. был необычайный.

Написанию книги предшествовала тяжёлая полоса в жизни Герцена: рушились не только его революционные воззрения, но и семья. Уже посмертно увидела свет самая, пожалуй, откровенная и знаменитая глава "Кружение сердца" об отношениях Герцена и его жены с парой Гервегов.

Для большинства читателей эта автобиография остаётся главной книгой Герцена. Её привлекательность главным образом в её свободе и очевидной искренности. Не то, чтобы в ней вовсе не было позы, - Герцен слишком француз и слишком романтик, чтобы обойтись без позы. Герцен - один из последних великих русских писателей, выросших на французском языке, и ничуть не боится честного и неприкрытого галлицизма. Это язык человека, который одинаково свободно говорит на многих языках. Но это именно его, герценовский язык, и он обладает совершенно стихийной жизненной силой. В нём очарование свободы и непосредственности, это текучая и богатая речь страстного, блестящего собеседника.

Герцен - великий портретист-импрессионист, и его впечатления фр. impressions об отце и других родных, о московских идеалистах и вождях европейской революции незабываемо-живые. Легкость его прикосновения, скользящего, без всякого нажима, сообщает этим портретам на диво убедительную подвижность. Не менее замечательны те пассажи книги, где он подводит под свой рассказ широкую историческую базу; в первых частях, повествующих о его жизни до ссылки, содержится самый широкий, самый правдивый и самый проницательный обзор русской социальной и культурной истории первой половины девятнадцатого столетия. Это великая историческая классика.


16. Л. Н. Толстой. Трилогия «Детство», «Отрочество», «Юность».

«Детство» (1852) — первая повесть автобиографической трилогии Льва Толстого. Эта книга описывает психологические переживания, которые испытывают многие мальчики в детстве: первая влюблённость, чувство несправедливости, обида, стеснение.

«Когда я писал «Детство», то мне казалось, что до меня никто еще так не почувствовал и не изобразил всю прелесть и поэзию детства»,— эти слова, сказанные Л. Н. Толстым через пятьдесят шесть лет после окончания повести и за два года до смерти, показывают, чем именно это произведение было дорого его крайне взыскательному автору.

«Отрочество» (1852—1854) описывает события, происходящие в жизни подростка во время отрочества: первое предательство, смена моральных ценностей и т. п.

«Юность» (1855—1857) описывает университетские годы жизни главного героя и его сокурсников.

17. Роман-эпопея «Война и мир». Описание Москвы как духовного центра столицы и ее жертвенной роли во время Отечественной войны 1812 года.

Л.Н.Толстой писал: «Всякий русский человек, глядя на Москву, чувствует, что она мать…». Этот город сыграл большую роль в жизни писателя, в судьбе России, а также на страницах произведений Толстого. Так, в романе-эпопее «Война и мир» Москва стала не только одним из композиционных центров, но и полноправным участником происходящих событий.

Москва в романе имеет свой дух, своё лицо. Это хлебосольная, простая и весёлая купчиха, с распростертыми объятиями встречающая своих гостей. Именно в этом городе на улице Поварской находится особняк Ростовых. Они – типичные москвичи, олицетворяющие собой национальный менталитет, широту русской души. Толстой симпатизирует их семейству, поэтому поселяет своих героев в Москву, а не в холодную столицу империи.
В Санкт-Петербурге живёт семья Курагиных и весь высший свет, так негативно представленный в романе. Для них есть только выгода, лесть и внешнее соблюдение правил приличия. Курагины представляют собой людей, живущих наслаждениями, ненастоящими чувствами, ведущими аморальный образ жизни. Таков весь высший свет, который сосредоточен в Северной столице. Ему, как совершенно иному полюсу русской жизни, противопоставлена простая, настоящая,