Файл: 1. Характеристики судна.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.02.2024

Просмотров: 29

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
возле автопилота, возле навигационного стола и возле персонального компьютера.

Усердное, многократное нажатие кнопки никак не увеличит время ожидания, которое было установлено ранее.

8. Комплекты карт и пособий( комплектование, хранение, корректировка).

Для обеспечения безопасности плавания на каждом морском судне должны быть постоянно в наличии необходимые карты, руководства и пособия для плавания, обязательный перечень которых для конкретного судна определяется службой мореплавания судовладельца с учетом типа судна, плана перевозок, закрепления судна на той или иной судоходной линии, а также возможных вариантов изменения районов плавания.

Капитан судна имеет право дополнить этот запас по своему усмотрению.

При отсутствии на район плавания отечественных МНК нужных масштабов, их дополняют иностранными.

Для получения необходимых карт, руководств и пособий для плавания 3-й помощник капитана составляет заявку в 2-х экземплярах, подписывает ее у капитана судна и за 10суто к до даты получения сдает ее (заявку) в службу мореплавания пароходства.

Стандартного порядка размещения карт, руководств и пособий для плавания (КРиПДП) на судне нет, и он осуществляется для каждого судна отдельно.

Пользование КРиПДП разрешается только лицам, имеющим непосредственное отношение к этим документам, без выноса из специально отведенных служебных помещений.

Карты судовой коллекции должны храниться в ящиках штурманского стола, либо на специальных стеллажах или в пеналах; руководства и пособия для плавания – в шкафах или на специальных полках.

9. Работа и проверки АР.

Системы автоматического управления курсом удерживают судно на прямом заданном курсе в любую погоду при скорости хода более 5 узлов, а также позволяют изменять заданный курс при введении градусной поправки.

За 12 ч до отхода судна в рейс производить проверку работы как основных, так и аварийных каналов управления рулём. При этом должны быть проверены основной и вспомогательный рулевые приводы, система дистанционного управления рулевым приводом, посты управления рулём на ходовом мостике, аварийное энергопитание, указатели положения руля, аварийная сигнализация, работа автоматических ограничителей угла перекладки руля, а также работа средств связи мостика с румпельным отделением.

10. Судовые чек-листы.

Чек-лист А-1: Знакомство с оборудованием мостика.

Чек-лист А-2: Постановка на якорь и вахта на якоре.


Чек-лист А-3: Ограниченная видимость.

Чек-лист А-4: Плавание в штормовых условиях.

Чек-лист А-5: Плавание в ледовых условиях.

Чек-лист А-6: Ежедневные испытания и проверки

Чек-лист А-7: Подготовка судна к выходу в море

Чек-лист А-8: Приём/сдача лоцмана

Чек-лист А-9: Океанское плавание

Чек-лист А-10: Плавание в прибрежных водах / системах разделения движения

Чек-лист А-11: Смена вахты

Чек-лист А-12: Подготовка к прибытию в порт

Чек-лист А-13: Стоянка судна в порту

Чек-лист А-14: Тестирование рулевого привода согласно СОЛАС

Чек-лист А-15: Форма ознакомление и обучение с судовым «ЭКНИС»

Чек-лист А-16: Действия при выходе из строя «ЭКНИС»

Чек-лист А-17: Планирование перехода на судах, оборудованных ЭКНИС

Чек-листы служат для записи любого события, происшествия на судне. Чек-листы позволяют документировать выполнение необходимых действий в простой и удобной форме путем проставления отметок, фиксировать передачу ответственности или согласованности действий. Чек-листы, в случае их заполнения, являются отчетным документом, позволяют экономить время, поскольку записи в судовые журналы становятся более простыми: “произведена проверка по чек-листу №_, замечаний нет”. Подробный регламент работы с чек-листами, порядок и обязательность их заполнения, порядок хранения, передачи в компанию, требования к записи о проверках в судовые журналы приведены в соответствующих комментариях к чек-листам.

11. Pilot card, Ship Particulars.

Лоцманская карточка. Лоцманская карточка, подлежащая заполнению капитаном, предназначена для предоставления информации лоцману, принимающего судно под проводку. Эта информация должна дать предоставление о состоянии судна в период проводки в части загрузки, двигателей и движителей, рулевого и подруливающего устройства и другого соответствующего оборудования. Для заполнения лоцманской карточки проведение специальных ходовых испытаний не требуется.



12. Судовые журналы, заполняемые штурманом.

Журнал ГМССБ, поправок компаса, хронометра, журнал операций с мусором(стар.пом.), журнал инструктажа по ПБ, журнал операций со сточными водами, журнал контроля и проверки посетителей у трапа судна(вахт.матросы), журнал нефтяных операций (стар.пом.часть II), судовой журнал.



13. Сбор, хранение и сдача мусора на суднах.

При входе в район, где выброс мусора за борт запрещен, капитан должен предупредить экипаж.

Мусор должен храниться на судне в течение всего времени нахождения судна в районах моря, где сброс его запрещен. Пищевые отходы допускается хранить в мусоросборниках-контейнерах на борту судна не более двух суток.

По мере накопления отходов пластмасс в контейнере они перекладываются в пластиковые мешки, которые затем складируются в завязанном виде в одном из подсобных помещений, выделенных по указанию старшего помощника капитана, и по прибытии в порт сдаются на береговые приемные сооружения.

14. Правила сброса мусора за борт.



15. Действие экипажа, ВПКМ, КМ при падении человека за борт, схемы маневрирования.

Тревогу «человек за бортом» объявляет вахтенный помощник капитана при падении человека за борт или при обнаружении на море людей или спасательных средств.

В том случае, когда падение человека за борт замечается сразу или человек на воде обнаруживается сразу, вахтенный помощник капитана отдаёт команду рулевому перейти на ручное управление и начинает манёвр, сбрасывает спасательный круг со свето-дымящимся буйком (тем самым фиксируется начало манёвра, что облегчает поиск), объявляет тревогу «Человек за бортом», организует наблюдение.

В качестве наблюдателя может быть любой матрос, находящийся вблизи навигационного мостика. Если таковых нет, наблюдение осуществляет сам вахтенный помощник капитана, пока не придёт помощь, чтобы не потерять из вида человека на воде (круга или буя).

Если вахтенный помощник капитана на мостике один, то порядок действий другой: он сбрасывает спасательный круг со свето-дымящимся буйком, объявляет тревогу «Человек за бортом», начинает манёвр.

В том случае, если о падении человека за борт сообщено с большим опозданием, вахтенный помощник капитана докладывает об этом капитану и действует по его указаниям.

При обнаружении на воде спасательных средств или сигнала бедствия в тёмное время суток вахтенный помощник капитана организовывает наблюдение и маневрирует таким образом, чтобы не потерять их из виду, объявляет тревогу «Человек за бортом» и при необходимости выбрасывает спасательный круг со свето-дымящимся буйком для фиксирования места.

При выборе первоначального манёвра для возвращения в точку падения (нахождения) человека вахтенный помощник капитана руководствуется состоянием погоды, видимостью с судна, возможностью остановки для спуска шлюпки. Не следовало бы отбрасывать корму от выпавшего человека, как рекомендовалось раньше. При современных скоростях судов и инерции такие действия бесполезны.


Поднявшись на мостик, капитан, отдаёт указания какую шлюпку готовить к спуску.

При объявлении тревоги «Человек за бортом» вахтенный механик использует падение скорости на циркуляции для уменьшения оборотов, чтобы в конце манёвра быстрее остановить судно.

По окончанию манёвра, подходу к человеку или спасательному средству, остановке судна, спуском шлюпки руководит капитан.

Вахтенный помощник капитана по прибытии наблюдателей согласно расписанию, по тревоге указывает им сектор наблюдения и особенности наблюдения. Секторы наблюдения по возможности, дублируются.

Организуется сообщение о случае. В светлое время суток поднимается флаг «OSCAR» по МСС. В любое время суток делаются сообщения по радиотелефону с указанием координат возможного места падения человека за борт. По указанию капитана информация о случае может быть также передана в радиотелеграфном режиме.

Другие члены экипажа собираются в местах, указанных в расписании по тревоге, с индивидуальными спасательными средствами и в соответствующей одежде. При необходимости из их числа выделяется смена или пополнение для дежурной шлюпки.

После поднятия пострадавших на борт или при прекращении поиска организуется сообщение всем абонементам об окончании операции.

Действия экипажа дежурной шлюпки по тревоге «Человек за бортом» отрабатывается согласно требованиям Конвенции SOLAS –74.

Схема маневра Вильямса (применяется в момент обнаружения падения человека за борт)

Переложить руль на борт (Если данный маневр выполняется сразу после падения человека за борт, то руль необходимо переложить на борт, с которого человек упал за борт).

После того как судно отвернет от первоначального курса на 60º, руль перекладывают на противоположный борт.

Когда судно повернет на курс, на 20º меньше контркурса, руль перекладывают в положение «прямо» и приводят судно на контркурс.



16. Палубные механизмы. Описание. Техника безопасности при работе.

Рулевая машина (включает в себя штурвальную тумбу, внутри которой располагается зубчатая передача (ведущая и ведомая шестерни), тяговый барабан (при штуртросовой проводке) или звездочки (при цепном штуртросе). Вся система приводится в движение от штурвального колеса, поворачиваемого руками штурвального);

шпиль, брашпиль (Брашпиль — палубный механизм лебёдочного типа представляющий собой горизонтальный ворот. Используется для подъёма якорей и создания натяжения тросов при швартовке. Имеет горизонтальный вал, в отличие от шпиля. Предназначен для обслуживания якорных цепей обоих бортов. Брашпили бывают электромеханические, паровые, гидравлические, ручные Шпиль — один из важнейших механизмов, служащий не только для подъема якоря (в этом случае его называют якорным шпилем), но и для подъема реев, спуска и подъема шлюпок.


Буксирные и грузовые лебедки (специальные мощные механизмы, усилие тяги у которых передается при помощи сверхпрочного троса, толстого каната или железной цепи, или другого подобного гибкого элемента. Приводной барабан может включаться посредством электричества, ручной сил или от двигателя внутреннего сгорания. Лебедка судовая предназначена для поднятия и перемещения грузов.)

Техника безопасности

Заводку основных швартовных канатов следует производить по схеме, рекомендованной проектантом судна.

При подготовке к швартовным работам все посторонние предметы должны быть заблаговременно убраны, а основные швартовные канаты аккуратно и в достаточном количестве разнесены по палубе, бросательные концы приготовлены к подаче; иллюминаторы в районе производства работ задраены.

Все члены экипажа, участвующие в швартовных работах, должны быть в защитных касках и одеты в соответствующую спецодежду и спецобувь.

При проведении швартовных и якорных работ лицам командного состава и участвующим в них членам экипажа запрещается оставлять без надзора работающие механизмы.

Подавать швартовые канаты на берег или другие суда следует при помощи бросательного конца.

Руководители швартовных групп постоянно следят за заведенными на причал швартовными канатами и при появлении признаков, свидетельствующих о возможности их чрезмерного натяжения, докладывают лицу, руководящему швартовкой судна.

Для стопорения стальных канатов следует применять цепные стопоры длиной 2 — 4 м. Один конец цепи следует крепить на палубе за рым или кнехт. К ходовому концу цепного стопора должен быть прикреплен надежный растительный канат.

Перед накладыванием огона каната на кнехт, швартовную тумбу или другое швартовное приспособление бросательный конец должен быть снят с огона.

При накладывании швартовного каната на кнехты или швартовные битенги руки следует держать с наружной стороны огона.

Если канат пробуксовывает на турачке, швартовный механизм должен быть остановлен, а на турачку положены дополнительные шлаги.

Подбирать швартовные канаты можно только после получения подтверждения с берега, что канат закреплен и чист.

После окончания швартовных работ производится уборка швартовов и рабочего места.

17. Различные схемы швартовки к причалу.

Швартовка судна лагом к причалу при отсутствии ветра и течения