Файл: Практикум Разработка концепции геоинформационной онлайнсистемы.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 15
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Как было отмечено ранее, основные бизнес-процессы направлены на предоставление товаров или услуг. УНИИФ оказывает услуги по 4 основным направлениям (рис. 5):
-
медицинская деятельность; -
образовательная деятельность; -
организационно-методическая деятельность; -
фармакологическая деятельность.
Медицинская деятельность в УНИИФ подразумевает оказание населению медицинских услуг по нескольким основным направлениям:
-
врачебные консультации; -
диагностика; -
терапия; -
хирургия.
Образовательная деятельность в учреждении ведется по нескольким программам послевузовского образования:
-
аспирантура «Фтизиатрия» (очная, заочная); -
ординатура «Фтизиатрия», «Торакальная хирургия»; -
повышение квалификации руководящих специалистов.
Направление организационно-методической деятельности в УНИИФ включает в себя:
-
проведение научно-технических исследований по государственным целевым программам; -
организация конгрессов, съездов, конференций и семинаров; -
написание и публикация научных статей; -
издание печатной продукции о научной деятельности организации.
К фармакологической деятельности УНИИФ относится:
-
изготовление и получение лекарственных препаратов; -
хранение и отпуск лекарственных средств населению.
Рис. 5. Услуги УНИИФ
Для эффективной организации деятельности, руководству необходимо нанять сотрудников и грамотно распределить между ними бизнес-процессы. На данный момент главой УНИИФ является директор, в его непосредственном подчинении находятся:
-
заместитель директора по научной работе; -
заместитель директора по организационно-методический работе; -
заместитель директора по медицинской части; -
заместитель директора по КЭР И ККМП; -
главный бухгалтер; -
заместитель директора по экономическим вопросам; -
заместитель директора по хозяйственным вопросам; -
глава служба охраны труда; -
начальник службы кадров и документационного обеспечения; -
начальник отдела закупок; -
начальник технического отдела; -
главная медсестра; -
заведующий научной библиотекой.
В свою очередь, перечисленные должностные лица также имеют в своем подчинении разных специалистов: начальников отделов, заведующих отделениями, лабораториями, кабинетами и так далее.
Моделью, демонстрирующей иерархию внутри компании, является модель организационной структуры. Она схематично выражает направления работы компании, взаимосвязь сотрудников и распределение ответственности, прав и обязанностей (рис. 6).
Рис. 6. Организационная структура УНИИФ
Матрица распределения ответственности показывает взаимосвязи между протекающими в организации бизнес-процессами и трудоустроенными сотрудниками. Требуется провести работу по перераспределению обязанностей, если в матрице присутствуют:
-
процессы, не переданные на исполнение ответственным лицам; -
лица, не ответственные ни за один бизнес-процесс; -
несоответствие между важностью и сложностью процесса и количеством ответственных (перегруз или недоработки при исполнении обязанностей).
Рассмотрим фрагмент (часть должностей и процессов) матрицы распределения ответственности за выполнение бизнес-процессов, протекающих в УНИИФ между сотрудниками данного учреждения (табл. 8).
Таблица 8. Фрагмент матрицы распределения ответственности УНИИФ
№ п/п | Бизнес-процесс | Краткое описание | Ответственный за процесс, должность | |||||||||
Директор | Зам. дир. по экономическим вопросам | Глав. бух | Зам. дир. по медицинской части | Зам. директора по КЭР и ККМП | Зам. директора по ОМР | Начальник службы кадров | Начальник технического отдела | Зам. дир. по хоз. вопросам | Зав.лаб. информ. обеспечения и орг-ции противотуберкулезной работы | |||
1 | Стратегический менеджмент | Долгосрочное планирование деятельности организации | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
2 | Оказание специализированной медицинской помощи | Оказание специализированной консультативно-диагностической помощи | | | | + | + | | | | | |
3 | Управление персоналом | Поиск и отбор кандидатов, прием на работу, увольнение | + | | | | | | + | | | |
4 | Бухгалтерский и налоговый учет | Подготовка бухгалтерской и налоговой отчетности | | | + | | | | | | | |
5 | Финансовое планирование | Экономический анализ хозяйственной деятельности, учет экономических показателей | + | + | | | | | | | | |
6 | Образовательная деятельность | Организация образовательной деятельности института | | | | | | + | | | | |
7 | Поддержка ИТ | Создание и поддержка современной ИТ-инфраструктуры | | | | | | | | + | | |
8 | Административно-хозяйственное обеспечение | Техническое обслуживание зданий, помещений, оборудования и т.д. | | | | | | | | | + | |
9 | Мониторинг распространения инфекций | Проведение мониторинга распространения инфекции туберкулеза и сочетанных инфекций (ВИЧ, гепатиты) | | | | | | | | | | + |
В результате анализа уровня бизнес-архитектуры УНИИФ не было выявлено проблем в организации его деятельности на этом уровне: все стратегические цели были сопоставлены с соответствующими бизнес-процессами, на которые назначены ответственные лица, что обеспечивает возможность их достижения и говорит о грамотной организации работы института (при данной степени детализации моделей).
Моделирование уровня архитектуры приложений.
Для организации эффективной деятельности и управления учреждением, в УНИИФ используется комплекс сервисов и программного обеспечения, такого как: 1С: Предприятие, Visocall IP, Федеральная электронная медицинская библиотека и Microsoft Office.
Однако основным программным продуктом, который используется при выполнении большинства процессов медицинского учреждения, является Единая государственная информационная система в сфере здравоохранения, которая создана для обеспечения эффективной информационной поддержки органов и организаций системы здравоохранения, а также граждан в рамках процессов управления медицинской помощью и ее непосредственного получения. Данная система включает в себя 5 основных подсистем:
-
централизованный сервис информирования о взаимодействии лекарственных средств; -
подсистема мониторинга реализации Федеральных целевых программ; -
подсистема мониторинга реализации государственного задания по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи за счет средств федерального бюджета; -
подсистема ведения расписания приемов специалистов, проведения консультаций, в том числе телемедицинских, и загрузки мощностей организации, а также электронной записи на прием к врачу; -
подсистема ведения интегрированной электронной медицинской карты и сервисов доступа к ней.
1С: Предприятие служит для эффективного выполнения процессов управления деятельностью организации, а также части обеспечивающих бизнес-процессов. Установленные конфигурации: 1С:Бухгалтерия, 1С:Медицина, 1С:Кадры, 1С: Финансы и учет.
Система Visocall IP предназначена для обеспечения внутреннего взаимодействия между всеми сотрудниками данной организации.
Базовый пакет приложений Microsoft Office (MS Word, MS Excel) используется при работе специалистов с большинством электронных документов и подготовке печатной продукции о научной деятельности УНИИФ. С помощью программного продукта Microsoft Project в УНИИФ выполняется стратегическое планирование.
Федеральная электронная медицинская библиотека необходима для обеспечения всех направлений образовательной деятельности, которую ведет данное учреждение.
Единая государственная информационная система в сфере здравоохранения используется сотрудниками организации при выполнении большинства основных бизнес-процессов, для исполнения которых необходимы специализированные программные средства.
Для установления взаимосвязей между приложениями и выполняемыми ими функциями, может быть построена соответствующая модель (рис. 7).
Рис.7. Связь между приложениями УНИИФ и их функциями
Для оценки качества автоматизации бизнес-процессов может быть построена матрица связей бизнес-процессов и приложений (табл.9).
Таблица 9. Фрагмент матрицы связей бизнес-процессов и приложений УНИИФ
№ п/п | Бизнес-процесс | Краткое описание | Приложения | |||||
Microsoft Project | 1С: Предприятие | Visocall IP | Федеральная элек-тронная медицин-ская библиотека | Microsoft Word, Excel | Единая государственная информационная система в сфере здравоохранения | |||
1 | Стратегический менеджмент | Долгосрочное планирование деятельности организации | + | | | | + | + |
2 | Оказание специализированной медицинской помощи | Оказание специализированной консультативно-диагностической помощи | | | | | + | + |
3 | Управление персоналом | Поиск и отбор кандидатов, прием на работу, координация работы, увольнение | | + | + | | + | |
4 | Бухгалтерский и налоговый учет | Подготовка бухгалтерской и налоговой отчетности | | + | | | + | |
5 | Финансовое планирование | Экономический анализ хозяйственной деятельности, учет экономических показателей | | + | | | + | |
6 | Образовательная деятельность | Организация образовательной деятельности института | | | | + | + | |
7 | Поддержка ИТ | Создание и поддержка современной ИТ-инфраструктуры | | | + | | + | |
8 | Административно-хозяйственное обеспечение | Техническое обслуживание зданий, помещений, оборудования и т.д. | | | + | | + | |
9 | Мониторинг распространения инфекций | Сбор информации из диспансеров по заболеваемости, изучение и анализ показателей заболеваемости, отчетность, проведение мониторинга распространения инфекции туберкулеза и сочетанных инфекций (ВИЧ, гепатиты) | | + | | | + | |
У каждого приложения имеется своя функция и целевое назначение, а, следовательно, есть и определенные категории пользователей, у которых выполнение их должностных обязанностей непосредственно связано с работой в данном программном продукте. Продемонстрировать эти взаимосвязи помогает матрица связей приложений и специалистов (табл. 10).
Таблица 10. Фрагмент матрицы связей приложений и специалистов УНИИФ
№ п/п | Пользователь (должность) | Краткое описание использования приложения | Приложения | |||||
Microsoft Project | 1С: Предприятие | Visocall IP | Федеральная элек-тронная медицин-ская библиотека | Microsoft Word, Excel | Единая государственная информационная система в сфере здравоохранения | |||
1 | Директор | Стратегическое планирование, контроль выполнения медицинских целевых программ, взаимодействие с подчиненными | + | + | + | | + | + |
2 | Зам. директора по экономическим вопросам | Финансовое планирование и контроль за госфинансами, выделенными на оказание медицинской помощи и исследовательской работы, взаимодействие с директором и подчиненными | | + | + | | + | + |
3 | Глав. бух. | Ведение бухгалтерского и налогового учета, взаимодействие с директором и под-чиненными | | + | + | | + | |
4 | Зам. директора по медицинской части | Организация, распределение и контроль медицинской помощи, анализ результатов | | | + | | + | + |
5 | Зам. директора по КЭР и ККМП | Выполнение клинико-экспертных работ и контроль качества мед.помощи | | | + | | + | + |
6 | Зам. директора по ОМР | Обеспечение, подготовка и проведение образовательных программ | | | + | + | + | |
7 | Начальник службы кадров | Разработка кадровой политики и кадровой стратегии, осуществление работ по подбору, отбору и расстановке кадров на основе оценки их личных и деловых качеств, контроль правильность использования работников в подразделениях | | + | + | | + | |
8 | Начальник технического отдела | Осуществление технической и ИТ-поддержки УНИИФ | | | + | | + | |
9 | Зам. директора по хоз. вопросам | Организация системы закупки, хранения и распределения средств механизации и автоматизации труда. Организация и контроль учета поступления и расходования средств, выделяемых на АХО, и поступления и расходования приобретаемых на них материальных ценностей и услуг | | + | + | | + | |
10 | Зав. лабораторией информ. обеспечения и организации противотуберкулёзной работы | Сбор информации из диспансеров, изучение и анализ показателей заболеваемости, квартальная отчетность, мониторинг распространения инфекций | | + | | | + | |