Файл: Исследовательская работа Правовые аспекты решения проблем в сфере защиты прав потребителей Социальноэкономическое отделение.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.02.2024

Просмотров: 118

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Шиморская средняя школа

городского округа город Выкса Нижегородской области
Исследовательская работа

Правовые аспекты решения проблем в сфере защиты прав потребителей

Социально-экономическое отделение

Правоведческая секция

Выполнила:

ученица 9-в класса

Мамаева Виолетта Валерьевна

Руководитель:

Полюшина Светлана Федоровна
Р.п. Шиморское

2020г.

Исследовательская работа
Правовые аспекты решения проблем в сфере защиты прав потребителей

Социально-экономическое отделение

Правоведческая секция

9 класс

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение………………………………………………………………………4 – 6

Глава 1. Права потребителя: понятие и содержание ………………………6

1.1. Обзор литературы………………………………………………………..6 - 8

1.2. Законодательные основы защиты прав потребителей в

Российской Федерации………………………………………………………8 - 9

1.3. Право потребителей на просвещение в области защиты прав

потребителей…………………………………………………………………9 - 10

1.4. Право потребителя на безопасность товара………………………….10 – 11

1.5. Право потребителя на надлежащее качество товара. ……………….11 - 12

1.6. Право потребителя на возмещение ущерба…………………………..12 - 14

1.7. Несовершенство российского законодательства в сфере защиты прав потребителей…………………………………………………………………14 - 15

Глава 2. Претензии и иски потребителей……………………………… …16

2.1. Порядок заявления претензий и исков о защите прав потребителей…16 - 18

2.2. Самозащита и защита прав потребителей………………………………18 - 23

Глава 3. Правовой анализ защиты прав потребителя в г.о.г. Выкса………23

3.1. Анализ правовой грамотности населения в сфере защиты прав

потребителей………………………………………………………………….23 - 24

3.2. Анализ судебного права по защите прав потребителей в г.о.г. Выкса…24-26

3.3. Интервьюирование………………………………………………………27 -29


Заключение……………………………………………………………………29 - 30

Источники и литература……………………………………………………...30

Приложения


Введение

В связи с все более развивающимся рынком в нашей стране возникла острая необходимость в информировании, просвещении и защите прав потребителей. К сожалению, о своих правах потребитель узнает лишь тогда, когда он попадает в неприятную ситуацию, связанную с недоброкачественными товарами или услугами. Знание прав потребителя даёт возможность каждому человеку решить для себя проблему качества товаров, безопасности их для здоровья, жилища, природы, помогает в становлении нормальных рыночных отношений.

А. Аузан - президент Международной конференции общества потребителей в предисловии к книге «Потребитель в Законе» справедливо замечает, что в стране должна быть создана ситуация, когда не суд и не закон, а обычай и привычки защищать права потребителей в торговле, сфере услуг и производстве станут нормой жизни. Сегодня нет дефицита, нет диктата продавца, нам научились за покупку говорить «спасибо», у нас есть право выбора. Но как грамотно воспользоваться этим правом, как стать цивилизованным потребителем и как добиться цивилизованного поведения от всех наших партнеров по рынку? [1,35]

Я считаю, что каждый человек должен знать свои права и законы, так как, войдя во взрослую жизнь, он становится самостоятельным, и он должен защитить свои права потребителя в любой ситуации. Всем нам приходится ежедневно делать какие-то покупки, и здесь никто не застрахован от приобретения некачественного товара. Причем далеко не всегда дело заключается в злом умысле продавца - дефект может появиться и из-за нарушения технологии производителем, и по вине перевозчиков, и еще по сотне причин.

Но как защитить себя тем, кто уже стал жертвой одного из подобных обманов? Чтобы победить в противостоянии: «продавец — потребитель», чтобы защитить свои права, потребитель должен опираться на букву закона. Только закон, а не морально-бытовые представления о рынке помогут определить, «кто прав — кто виноват». Целью данного исследования является изучение проблем возникающих



между продавцом и покупателем в цивилизованном обществе, основных прав потребителей, способов и порядка их защиты.
Для достижения поставленной цели следует решить следующие задачи:

1) Провести теоретический анализ литературы в сфере прав потребителя.

2) Проанализировать законодательство в области прав потребителя.

3) Проанализировать статистику нарушений прав потребителя в округе.

4) Разработать и провести эмпирическое исследование по вопросу правовой грамотности потребителя.

5) Обработать полученный результат и выработать буклет по защите прав потребителя, как средство повышения грамотности потребителя.

Гипотеза: если потребитель будет знать свои права в сфере потребительства, он сможет обезопасить себя от недобросовестных продавцов и защитить свои права.

Объект исследования: отношения между потребителем и продавцом в свете законодательства Российской Федерации.

Предмет исследования: законодательная и правовая база, регулирующая права участников рынка.

Теоретической основой исследования послужили работы таких российских исследователей, как А. Аузан, Е. Овчинникова, Д . Головина.

В ходе работы были использованы следующие методы и приемы исследования:

- изучение нормативно-правовой базы;

- изучение монографических публикаций и статей;

- аналитический  метод;

- интервьюирование;

- синтез.

Проблемы взаимоотношений продавца и покупателя – это часто обсуждаемый вопрос. Но новизна нашего исследования состоит в том, что мы нацелены не решать проблемы вызванные незнанием законов, а сформировать привычку у граждан пользоваться законом для грамотных цивилизованных отношений на рынке.

Актуальность

В условиях современной жизни всё более актуальным становится вопрос о том, как обезопасить себя от произвола на потребительском рынке. Продукты
питания, лекарства, косметика, бытовая химия, техника — всё это может оказаться опасным для здоровья и жизни граждан, а, значит, вполне естественно их желание обезопасить себя и своих близких.


Наше общество невозможно представить без товарно - денежных отношений, без отношений в сфере услуг. Консюмеризм (защита прав потребителя) - становится повседневностью. Быть потребителем нам приходится каждый день. И каждый из нас рано или поздно сталкивается с приобретением некачественных товаров или предоставлением некачественных услуг. 3ачастую мы не знаем, как поступить в проблемной ситуации.

Знание прав потребителя даёт возможность каждому человеку решить для себя проблему качества товаров, безопасности их для здоровья, жилища, природы, помогает в становлении нормальных рыночных отношений. Заявлять о своих правах потребителя можно и нужно.


Глава 1. Права потребителя: понятие и содержание

1.1. Обзор литературы


Общества потребителей действуют на территории бывшего СССР еще с 1988 года. Позже появились законы, защищающие права потребителей, накоплена богатейшая юридическая практика по реализации этих прав, слово "потребитель" получило права гражданина. Теперь бы еще потребителю стать активным гражданином, - таков замысел авторов книги  «Потребитель в законе» Викторовой С.В. и Комаровского О. Д. [3].

Самоучитель разумного потребительского поведения
Закон РФ «О защите прав потребителей» - один из немногих законов в сфере частного права, имеющий публично-правовой характер. Поэтому не удивительно, что реализация его норм вызывает на практике ряд проблем. Пути решения некоторых из них приведены в статье юриста Бронислава Журбина [4].

На сегодняшний день вопросы правового регулирования прав потребителей в РФ и их защиты являются достаточно актуальными. Объясняется это тем, что в последние годы возрастает объем дел,
рассматриваемых судами о защите прав потребителей. О теории и практике в этой сфере написал Левошин С.В. в книге «Проблемы защиты прав потребителей» [6].

В сборнике научных трудов III Международной научно-практической конференции [9] сказано: в Российской Федерации все покупатели защищены Федеральным законом «О Защите прав потребителей», что в свою очередь дает высокие шансы на положительное разрешение судебного спора. После принятия закона «О Защите прав потребителей», решение потребительских споров в судебном порядке на настоящем этапе общественного развития страны является единственным эффективным механизмом в отстаивании прав/

В статье «Защита прав потребителей при продаже товаров ненадлежащего качества» Абдурахманов Р.Р. рассматривает основные положения Закона в области защиты прав потребителей при продаже товаров ненадлежащего качества. Автор анализирует и выделяет особенности механизма защиты прав потребителей, выявляет пробелы Закона в соответствующей части [2].

Казиева А.М. и Джиоева Л.Г. являются авторами статьи «Актуальные проблемы защиты прав потребителей». В статье рассмотрены недостатки правового регулирования защиты прав потребителей. Автором обосновывается вывод о необходимости совершенствования законодательства в этой сфере. Внимание уделено потребительскому праву и способам его реализации [5].