Файл: Исследовательская работа Правовые аспекты решения проблем в сфере защиты прав потребителей Социальноэкономическое отделение.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.02.2024
Просмотров: 118
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Права потребителя: понятие и содержание
1.2. Законодательные основы защиты прав потребителей в Российской Федерации
1.3. Право потребителей на просвещение в области защиты прав потребителей
1.4. Право потребителя на безопасность товара
1.5. Право потребителя на надлежащее качество товара
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Шиморская средняя школа
городского округа город Выкса Нижегородской области
Исследовательская работа
Правовые аспекты решения проблем в сфере защиты прав потребителей
Социально-экономическое отделение
Правоведческая секция
Выполнила:
ученица 9-в класса
Мамаева Виолетта Валерьевна
Руководитель:
Полюшина Светлана Федоровна
Р.п. Шиморское
2020г.
Исследовательская работа
Правовые аспекты решения проблем в сфере защиты прав потребителей
Социально-экономическое отделение
Правоведческая секция
9 класс
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение………………………………………………………………………4 – 6
Глава 1. Права потребителя: понятие и содержание ………………………6
1.1. Обзор литературы………………………………………………………..6 - 8
1.2. Законодательные основы защиты прав потребителей в
Российской Федерации………………………………………………………8 - 9
1.3. Право потребителей на просвещение в области защиты прав
потребителей…………………………………………………………………9 - 10
1.4. Право потребителя на безопасность товара………………………….10 – 11
1.5. Право потребителя на надлежащее качество товара. ……………….11 - 12
1.6. Право потребителя на возмещение ущерба…………………………..12 - 14
1.7. Несовершенство российского законодательства в сфере защиты прав потребителей…………………………………………………………………14 - 15
Глава 2. Претензии и иски потребителей……………………………… …16
2.1. Порядок заявления претензий и исков о защите прав потребителей…16 - 18
2.2. Самозащита и защита прав потребителей………………………………18 - 23
Глава 3. Правовой анализ защиты прав потребителя в г.о.г. Выкса………23
3.1. Анализ правовой грамотности населения в сфере защиты прав
потребителей………………………………………………………………….23 - 24
3.2. Анализ судебного права по защите прав потребителей в г.о.г. Выкса…24-26
3.3. Интервьюирование………………………………………………………27 -29
Заключение……………………………………………………………………29 - 30
Источники и литература……………………………………………………...30
Приложения
Введение
В связи с все более развивающимся рынком в нашей стране возникла острая необходимость в информировании, просвещении и защите прав потребителей. К сожалению, о своих правах потребитель узнает лишь тогда, когда он попадает в неприятную ситуацию, связанную с недоброкачественными товарами или услугами. Знание прав потребителя даёт возможность каждому человеку решить для себя проблему качества товаров, безопасности их для здоровья, жилища, природы, помогает в становлении нормальных рыночных отношений.
А. Аузан - президент Международной конференции общества потребителей в предисловии к книге «Потребитель в Законе» справедливо замечает, что в стране должна быть создана ситуация, когда не суд и не закон, а обычай и привычки защищать права потребителей в торговле, сфере услуг и производстве станут нормой жизни. Сегодня нет дефицита, нет диктата продавца, нам научились за покупку говорить «спасибо», у нас есть право выбора. Но как грамотно воспользоваться этим правом, как стать цивилизованным потребителем и как добиться цивилизованного поведения от всех наших партнеров по рынку? [1,35]
Я считаю, что каждый человек должен знать свои права и законы, так как, войдя во взрослую жизнь, он становится самостоятельным, и он должен защитить свои права потребителя в любой ситуации. Всем нам приходится ежедневно делать какие-то покупки, и здесь никто не застрахован от приобретения некачественного товара. Причем далеко не всегда дело заключается в злом умысле продавца - дефект может появиться и из-за нарушения технологии производителем, и по вине перевозчиков, и еще по сотне причин.
Но как защитить себя тем, кто уже стал жертвой одного из подобных обманов? Чтобы победить в противостоянии: «продавец — потребитель», чтобы защитить свои права, потребитель должен опираться на букву закона. Только закон, а не морально-бытовые представления о рынке помогут определить, «кто прав — кто виноват». Целью данного исследования является изучение проблем возникающих
между продавцом и покупателем в цивилизованном обществе, основных прав потребителей, способов и порядка их защиты.
Для достижения поставленной цели следует решить следующие задачи:
1) Провести теоретический анализ литературы в сфере прав потребителя.
2) Проанализировать законодательство в области прав потребителя.
3) Проанализировать статистику нарушений прав потребителя в округе.
4) Разработать и провести эмпирическое исследование по вопросу правовой грамотности потребителя.
5) Обработать полученный результат и выработать буклет по защите прав потребителя, как средство повышения грамотности потребителя.
Гипотеза: если потребитель будет знать свои права в сфере потребительства, он сможет обезопасить себя от недобросовестных продавцов и защитить свои права.
Объект исследования: отношения между потребителем и продавцом в свете законодательства Российской Федерации.
Предмет исследования: законодательная и правовая база, регулирующая права участников рынка.
Теоретической основой исследования послужили работы таких российских исследователей, как А. Аузан, Е. Овчинникова, Д . Головина.
В ходе работы были использованы следующие методы и приемы исследования:
- изучение нормативно-правовой базы;
- изучение монографических публикаций и статей;
- аналитический метод;
- интервьюирование;
- синтез.
Проблемы взаимоотношений продавца и покупателя – это часто обсуждаемый вопрос. Но новизна нашего исследования состоит в том, что мы нацелены не решать проблемы вызванные незнанием законов, а сформировать привычку у граждан пользоваться законом для грамотных цивилизованных отношений на рынке.
Актуальность
В условиях современной жизни всё более актуальным становится вопрос о том, как обезопасить себя от произвола на потребительском рынке. Продукты
питания, лекарства, косметика, бытовая химия, техника — всё это может оказаться опасным для здоровья и жизни граждан, а, значит, вполне естественно их желание обезопасить себя и своих близких.
Наше общество невозможно представить без товарно - денежных отношений, без отношений в сфере услуг. Консюмеризм (защита прав потребителя) - становится повседневностью. Быть потребителем нам приходится каждый день. И каждый из нас рано или поздно сталкивается с приобретением некачественных товаров или предоставлением некачественных услуг. 3ачастую мы не знаем, как поступить в проблемной ситуации.
Знание прав потребителя даёт возможность каждому человеку решить для себя проблему качества товаров, безопасности их для здоровья, жилища, природы, помогает в становлении нормальных рыночных отношений. Заявлять о своих правах потребителя можно и нужно.
Глава 1. Права потребителя: понятие и содержание
1.1. Обзор литературы
Общества потребителей действуют на территории бывшего СССР еще с 1988 года. Позже появились законы, защищающие права потребителей, накоплена богатейшая юридическая практика по реализации этих прав, слово "потребитель" получило права гражданина. Теперь бы еще потребителю стать активным гражданином, - таков замысел авторов книги «Потребитель в законе» Викторовой С.В. и Комаровского О. Д. [3].
Самоучитель разумного потребительского поведения
Закон РФ «О защите прав потребителей» - один из немногих законов в сфере частного права, имеющий публично-правовой характер. Поэтому не удивительно, что реализация его норм вызывает на практике ряд проблем. Пути решения некоторых из них приведены в статье юриста Бронислава Журбина [4].
На сегодняшний день вопросы правового регулирования прав потребителей в РФ и их защиты являются достаточно актуальными. Объясняется это тем, что в последние годы возрастает объем дел,
рассматриваемых судами о защите прав потребителей. О теории и практике в этой сфере написал Левошин С.В. в книге «Проблемы защиты прав потребителей» [6].
В сборнике научных трудов III Международной научно-практической конференции [9] сказано: в Российской Федерации все покупатели защищены Федеральным законом «О Защите прав потребителей», что в свою очередь дает высокие шансы на положительное разрешение судебного спора. После принятия закона «О Защите прав потребителей», решение потребительских споров в судебном порядке на настоящем этапе общественного развития страны является единственным эффективным механизмом в отстаивании прав/
В статье «Защита прав потребителей при продаже товаров ненадлежащего качества» Абдурахманов Р.Р. рассматривает основные положения Закона в области защиты прав потребителей при продаже товаров ненадлежащего качества. Автор анализирует и выделяет особенности механизма защиты прав потребителей, выявляет пробелы Закона в соответствующей части [2].
Казиева А.М. и Джиоева Л.Г. являются авторами статьи «Актуальные проблемы защиты прав потребителей». В статье рассмотрены недостатки правового регулирования защиты прав потребителей. Автором обосновывается вывод о необходимости совершенствования законодательства в этой сфере. Внимание уделено потребительскому праву и способам его реализации [5].