Файл: Исследовательская работа Правовые аспекты решения проблем в сфере защиты прав потребителей Социальноэкономическое отделение.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.02.2024
Просмотров: 124
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Права потребителя: понятие и содержание
1.2. Законодательные основы защиты прав потребителей в Российской Федерации
1.3. Право потребителей на просвещение в области защиты прав потребителей
1.4. Право потребителя на безопасность товара
1.5. Право потребителя на надлежащее качество товара
1.6. Право потребителя на возмещение ущерба.
Право потребителя на возмещение причиненного ему вреда, возникшего вследствие нарушения других его прав, закреплено в ряде статей Закона РФ «О защите прав потребителей».
Так, ст. 12 предусматривает ответственность изготовителя (исполнителя, продавца) перед потребителем за ненадлежащую информацию как о самом предприятии, так и о товаре (работе, услуге). Если предоставление ненадлежащей информации о товаре (работе, услуге), а также об изготовителе (исполнителе, продавце) повлекло приобретение товара, не обладающего необходимыми потребителю свойствами, потребитель имеет право расторгнуть договор и потребовать полного возмещения убытков. Продавец обязан предоставить потребителю полную и достоверную информацию о характеристиках товара и его особых свойствах. Это прежде всего относится к сложной бытовой технике, правильная эксплуатация и использование которой по назначению невозможны без технического паспорта и руководства по эксплуатации. В ряде случаев использование таких приборов потребителем может не только привести к их преждевременному выходу из строя, но и нанести вред жизни, здоровью и имуществу гражданина. В таких случаях потребитель имеет право требовать от виновного лица полного возмещения всего ущерба и убытков, включая замену товара, возмещение затрат на устранение возникшего ущерба, восстановление здоровья и др.
Ст. 14 Закона РФ «О защите прав потребителей» предусматривает имущественную ответственность изготовителя (исполнителя, продавца) за вред, причиненный вследствие недостатков товара (работы, услуги). Например, вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие конструктивных, производственных, рецептурных или иных недостатков товара (работы, услуги), подлежит возмещению в полном объеме. Это относится к техническим приборам, медикаментам, строительным и ремонтным работам.
Изготовитель (исполнитель, продавец) может быть освобожден от ответственности, если он докажет, что вред причинен потребителю вследствие непреодолимой силы или нарушения потребителем установленных правил использования, хранения или транспортировки товара (работы, услуги). Кроме возмещения материального ущерба и убытков потребитель имеет право на компенсацию морального вреда. Это правило закреплено ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей» и ст. 151 Гражданского кодекса РФ. Под
моральным вредом понимаются физические или нравственные страдания, причиненные потерпевшему вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом) прав потребителя и неисполнения или ненадлежащего исполнения им своих обязанностей.
К моральному вреду относятся устойчивые, а не временные физические страдания или нравственные переживания, вызванные повреждением здоровья, невосполнимыми имущественными потерями и т.п., проявившиеся вследствие использования некачественных товаров (работ, услуг).
Законом предусмотрено, что размер возмещения морального вреда определяется судом, а заявляется самим потребителем исходя из конкретной ситуации. При рассмотрении искового заявления суд может принять во внимание различные обстоятельства в пользу потребителя. Размер возмещения морального вреда не зависит от размера имущественного и подлежит компенсации независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных убытков. Однако следует иметь в виду, что моральный вред возмещается изготовителем (исполнителем, продавцом) только при наличии его вины.
1.7. Несовершенство российского законодательства в сфере защиты прав потребителей
1. Неточность терминологии в законе «О защите прав потребителя».
-
необходимо раскрыть такие понятия как товар, работа, услуга, финансовая услуга в Закон РФ «О защите прав потребителей». Так же наиболее четко разработать положения о моральном вреде потребителя и неустойке. Теминологическая неопределенность приводит к тому, что права потребителя в отдельных случаях сложно отстоять в судебном порядке; -
необходимо конкретизировать положения ст. 8 «Закона о защите прав потребителей», которая дает обобщенную характеристику формы доведения информации до потребителя; -
российское потребительское законодательство во многом не соответствует динамике рыночной экономики, новым форматам торговли и
оказания услуг;
-
необходимость совершенствования потребительского законодательства
вызвана тем, что в период 2013–2018 годов в ряд законов, затрагивающих сферу интересов потребителей, были внесены значительные изменения без должного учета приоритетов национальной потребительской политики.
2. Низкий уровень муниципального контроля в сфере прав потребителя.
-
необходимо дать органам местного самоуправления больше прав и возможностей; -
на законодательном уровне закрепить за ними право на проведение экспертиз, что в значительной степени облегчит работу по защите прав потребителей; -
дать органам местного самоуправления право на привлечение к административной ответственности нерадивых продавцов и изготовителей; -
следует внести дополнения в ст.44 Закона «О защите прав потребителей».
3. Потребительская неграмотность.
-
жители населенной местности слабо информированы относительно своих прав как потребителей; -
защита прав потребителей заключается в информировании о товарах и
услугах, имеющихся на рынке, об их изготовителях, исполнителях, продавцах.
Необходимо выделить следующие методы и задачи направленные на устранения проблем в сфере защиты прав потребителей:
-
Повышение правовой грамотности и информированности населения, стимулирование повышения качества товаров, работ и услуг. -
Для информирования жителей создать буклет, который проинформировал бы население об основных правах потребителя и способах их защиты и организовать акцию по раздаче буклетов покупателям. -
Наиболее эффективным методом борьбы с правонарушениями на
потребительском рынке, в большей степени отвечающим интересам жителей, является не защита уже нарушенных прав, а их предупреждение и профилактика.
Глава 2. Претензии и иски потребителей
В случае нарушения прав потребителя, ему нужно действовать следующим образом: прежде всего, нужно оставить запись в жалобной книге. Такая книга есть в любой компании, реализующей товар (работы, услуги). Контролирующие органы при совершении контроля над состоянием работы компании обязательно проверяют книгу на наличие в ней записей. В случае отказа руководством компании от соблюдения Закона о правах потребителя, а также отказа от предоставления книги, в которой можно задокументировать данный факт, потребитель имеет право обратиться в суд с целью удовлетворения своих законных требований.
2.1 Порядок заявления претензий и исков о защите прав потребителей
Каким образом можно заявить претензию рассмотрим на примере. Данный пример нам привел юрист, который занимается, в частности, вопросами защиты прав потребителей в г.о.г. Выкса. В мае 2017 г. в магазин обратился покупатель и потребовал принять от него бракованную обувь, которую он, по его словам, приобрел в этом магазине в апреле 2017 г. Чек он не предъявил, но двое других граждан подтвердили факт покупки обуви в данном магазине. В сложившейся судебной практике встречаются случаи, когда суд выносит решение об обмене товара при отсутствии чека на основании свидетельских показаний ( Приложение 1).
Как в данном случае следует поступить магазину? При покупке обуви в магазине гражданин заключил договор розничной купли-продажи, согласно которому продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью (ст. 492 ГК РФ). Договор считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара. Отсутствие у покупателя указанных документов не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания в подтверждение заключения договора и его условий (ст. 493 ГК РФ).
В пункте 5 ст. 18 Закона РФ от 07.02.92 № 000-1 «О защите прав потребителей», регулирующего отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами, установлено, что требования потребителя рассматриваются при предъявлении потребителем товарного или кассового чека, а в отношении товаров, на которые устанавливаются гарантийные сроки, – технического паспорта или иного заменяющего его документа. Если существуют разногласия между ними, то обе стороны имеют право обратиться в суд [1].
Следует обратить внимание на то, что принятое в соответствии с вышеназванным Законом РФ «О защите прав потребителей», постановление Правительства РФ от 08.10.93 N 995 «О правилах продажи отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров», в том числе устанавливает для сезонных товаров (одежды, обуви и других изделий) специальный порядок исчисления срока заявления претензий (с момента наступления соответствующего сезона), с учетом местных климатических условий (п. 12 Постановления).
Обязательного предварительного порядка урегулирования споров для розничной купли-продажи обуви не установлено, т. е. покупатель может напрямую обратиться в суд (данное положение также нашло отражение в Постановлении Пленума ВС РФ от 29.09.94 N 7.
Что касается судебной защиты прав потребителей, то, как было отмечено в п. 21 вышеуказанного Постановления Пленума ВС РФ (абз. 3 п. 5), отсутствие у потребителя товарного чека или другого соответствующего ему документа не может служить основанием для отказа в судебной защите его прав. Поскольку договор купли-продажи в системе розничной торговли
, как правило, заключается в устной форме, и время заключения договора совпадает с его исполнением, потребитель в соответствии со статьями 159, 493 ГК РФ вправе доказывать факт покупки товара с помощью свидетельских показаний, которые оцениваются судом в совокупности со всеми собранными по делу доказательствами. Таким образом, для разрешения дела суд исследует все представленные материалы в совокупности. Свидетельские показания
признаются доказательствами наравне с объяснениями сторон и третьих лиц, письменными, вещественными доказательствами и заключениями экспертов (ч. 2 ст. 49 ГПК РСФСР). Кроме того, можно привлечь к делу экспертов, которые, проведя экспертизу вещественного доказательства (обуви), могут установить, что действительный износ не соответствует сроку, в течение которого покупатель носил обувь, или, что недостатки в обуви возникли по вине покупателя и т. п.
Если продавец уверен в качестве своего товара или в том, что данная пара обуви не приобреталась в его магазине, в его распоряжении достаточно много способов отстоять в суде свои права как добросовестной стороны договора.
2.2. Самозащита и защита прав потребителей
Самозащита гражданских прав была впервые выделена в ГК РФ (ст. 14) в качестве самостоятельного способа защиты.
В гражданско-правовой науке самозащиту права принято рассматривать как совершение управомоченным лицом действий фактического порядка, направленных на охрану его личных и имущественных прав и интересов. Действия юридического порядка охватываются понятием «меры оперативного воздействия».
Способ самозащиты гражданских прав - это действие или система действий по защите гражданских прав без обращения в соответствующие государственные или иные правоохранительные органы. Выбор способа самозащиты зависит от характера нарушения и тех вредных последствий, которые возникли в результате этого нарушения. В Законе "О защите прав потребителей" (ст. 23, 28) установлены конкретные способы защиты нарушенных прав, которые могут самостоятельно быть реализованы управомоченным лицом без обращения в соответствующие государственные органы (изменение или прекращение правоотношения). Разновидностью самозащиты права является претензионный порядок урегулирования споров. Это значит, что при нарушении прав потребителя при оформлении покупки или заказа необходимо обратиться с устной претензией к должностному лицу предприятия. Например, если потребителем приобретен некачественный товар,