Файл: Понятие педагогической технологии. Классификация педагогических технологий.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 15
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
- ознакомить с приемами творческого воображения
- научить решать изобретательские задачи
Иванов: - воспитать общественно - активную творческую личность, способную приумножить общественную культуру, сделать вклад в построении правового демократического общества.
Личностно - ориентивованное РО.
Якиманская Ираида Сергеевна – доктор психологических наук, профессор, руководитель лаборатории РАО.
В этой технологии особое значение придается субъектному опыту жизнедеятельности, приобретенному ребенком до школы в конкретных условиях семьи социокультурного окружения, в процессе восприятия и понимания им людей и вещей.
Акцент целей: - развить индивидуальные познавательные способности каждого ребенка.
- максимально выявить, инициировать, использовать «окультурить» индивидуальный (субъект) опыт ребенка.
- помочь личности познать себя, самоопределиться, а формировать заранее заданные свойства.
Технологии саморазвивающего обучения
Селевко Герман Константинович – кандидат пед. Наук, научный руководитель авторской школы «школы доминанты самосовершенствования личности». Включает в себя все сущностные качества технологий РО и дополняет их важнейшими особенностями.
Акцент целей: - формирование человека самосовершенствующегося
- формирование СУМ личности
- воспитание доминанты самосовершенствования, саморазвития личности
- формирование индивидуального стиля учебной деятельности.
В математике используются технологии Занкова и Эльконина – Давыдова
Система РО Л.В. Занкова
Занков Леонид Владимирович (1901-1977)-педагог и психолог, академик, экспериментально подтвердил свою модель развивающего образования. Системы развивающего обучения по Занкову можно давать системой раннего интенсифицированного всестороннего развития личности.
Целевые ориентации:
- высокое общее развитие личности
- создание основы для всестороннего гармонического развития
Гипотезы Занкова
Развитие Занков принимает как появление новообразований в психике ребенка, не заданных напрямую обучением, а возникающих в результате внутренних, глубинных интеграционных процессов.
Общее развитие есть появление таких новообразований во всех сферах психики-ума, воли, чувств школьника, когда каждое новообразование становится плодом взаимодействия всех этих сфер и подвергает личность в целом.
Знания сами по себе еще не обеспечивают развитие, хотя и яв-ся его предпосылкой.
Только общее развитие создает фундамент гармонического развития человека (ЗУН+СУД+СУМ+СЭН+СДП). В процессе обучения возникают не ЗУН, а их психологический эквивалент - когнитивные (познавательные) структуры.
Когнитивные (познавательные) структуры – это субстракт умственного развития. Это относительно стабильные, компактные, обобщенно – смысловые системные представления знаний, способов их получения и использования, хранящиеся в долговременной памяти. Когнитивные структуры и есть та сущность которая развивается с возрастом и в процессе обучения.
Сложные структуры создаются из более простых, но они никогда не складываются из них, а всякий раз рождается новое качество. Для наиболее эффективности Занков разработал дидактические принципы РО:
-
Целенаправленное развитие на основе комплексной развивающей системы -
Системность и целостность содержания -
Ведущая роль теоретических знаний -
Обучение на высоком уроне трудности -
Быстрый темп обучения -
Осознание ребенком процесса учения -
Включение в процессе обучения не только рациональной, но и эмоциональной сферы -
Проблематизация содержания -
Вариативность процесса обучения, индивидуальный подход -
Работа над развитием всех детей
Особенности содержания
Во внимание берется не только классная, но внеклассная жизнь детей. Ведущая роль - теоретическое знание. Центральное место – четкое разграничение разных признаков изучаемых объектов и явлений. Путь – индуктивный. Особенности методики – основной мотивацией яв-ся познавательный интерес. Идея гармонизации требует сочетать в методике рациональные и эмоциональные факты и обобщения, коллективные и индивидуальные, информационные и проблемные, объяснительный и поисковые методы. Методика Занкова предполагает вовлекать учащегося в различные виды деятельности, использовать в преподавании дидактические игры, дискуссии.
Технология РО Эльконина - Давыдова
Эльконин Даниил Борисович (1918-1959)- виднейший советский психолог, автор всемирно известной периодизации возрастного развития. Давыдов Василий Васильевич – академик, вице-президент РАО, автор теории РО, теории содержательного обобщения.
Эта технология направлена на развитие логического, теоретического мышления.
Акцент целей: - формировать теоретическое сознание и мышление
- передать детям не столько знания ЗУН - ы, а сколько СУД
- воспроизвести в учебной деятельности детей логику научного познания
Особенности содержания: специальное построение учебного предмета, моделирующее содержание и методы научной области, организующее познание ребенком генетически исходных, теоретически существенных свойств и отношений объектов, условий их происхождения и преобразования.
Повышение теор. Уровня образования, передача детям не только эмпирических знаний и практических умений, но и «высоких» форм общественного сознания. Содержание построено на основе теор. знаний. Основу системы составляют содержательные обобщения. В дидактической структуре уч. предметов преобладает дедукция на основе содержательных обобщений. Содержание РО дидактически построено в логике теор. Уровня мышления.
Особенности методики.
Концепция целенаправленной уч. деятельности (ЦУД). ЦУД отличается от других видов уч. деятельности, прежде всего тем, что направлена получение теор. уровня мышления.
Особенности ЦУД:
-
Наличие у ребенка внутренних познавательных мотивов, идущих от познавательных потребностей -
Наличие цели сознательного самоизменения, понимания, принятия ребенком уч. задачи -
Позиции ребенка как полноценного субъекта деятельности, осуществляющего самостоятельно все этапы: целеполагание, планирование, реализацию цели и анализ результата. -
Направленность на усвоение теор. ЗУН, СУД, поиск и построение оснований действий , овладение общими принципами решения задач определенного класса. -
Ученик ставится в положение исследователя – творца.
Рефлексивный характер рассмотрения оснований собственных действий. Опыт творческой рефлексии яв-ся основополагающим элементом в формировании личности.
Проектной деятельности, Интерактивных методов обучения, Проблемно – диалогового обучения, Витагенного подхода в преподавании, Интегрированного обучения на основе межпредметных связей.