Файл: Понятие педагогической технологии. Классификация педагогических технологий.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 15

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


- ознакомить с приемами творческого воображения

- научить решать изобретательские задачи

Иванов: - воспитать общественно - активную творческую личность, способную приумножить общественную культуру, сделать вклад в построении правового демократического общества.

Личностно - ориентивованное РО.

Якиманская Ираида Сергеевна – доктор психологических наук, профессор, руководитель лаборатории РАО.

В этой технологии особое значение придается субъектному опыту жизнедеятельности, приобретенному ребенком до школы в конкретных условиях семьи социокультурного окружения, в процессе восприятия и понимания им людей и вещей.

Акцент целей: - развить индивидуальные познавательные способности каждого ребенка.

- максимально выявить, инициировать, использовать «окультурить» индивидуальный (субъект) опыт ребенка.

- помочь личности познать себя, самоопределиться, а формировать заранее заданные свойства.

Технологии саморазвивающего обучения

Селевко Герман Константинович – кандидат пед. Наук, научный руководитель авторской школы «школы доминанты самосовершенствования личности». Включает в себя все сущностные качества технологий РО и дополняет их важнейшими особенностями.

Акцент целей: - формирование человека самосовершенствующегося

- формирование СУМ личности

- воспитание доминанты самосовершенствования, саморазвития личности

- формирование индивидуального стиля учебной деятельности.

В математике используются технологии Занкова и Эльконина – Давыдова

Система РО Л.В. Занкова

Занков Леонид Владимирович (1901-1977)-педагог и психолог, академик, экспериментально подтвердил свою модель развивающего образования. Системы развивающего обучения по Занкову можно давать системой раннего интенсифицированного всестороннего развития личности.

Целевые ориентации:

- высокое общее развитие личности

- создание основы для всестороннего гармонического развития

Гипотезы Занкова

Развитие Занков принимает как появление новообразований в психике ребенка, не заданных напрямую обучением, а возникающих в результате внутренних, глубинных интеграционных процессов.

Общее развитие есть появление таких новообразований во всех сферах психики-ума, воли, чувств школьника, когда каждое новообразование становится плодом взаимодействия всех этих сфер и подвергает личность в целом.


Знания сами по себе еще не обеспечивают развитие, хотя и яв-ся его предпосылкой.

Только общее развитие создает фундамент гармонического развития человека (ЗУН+СУД+СУМ+СЭН+СДП). В процессе обучения возникают не ЗУН, а их психологический эквивалент - когнитивные (познавательные) структуры.

Когнитивные (познавательные) структуры – это субстракт умственного развития. Это относительно стабильные, компактные, обобщенно – смысловые системные представления знаний, способов их получения и использования, хранящиеся в долговременной памяти. Когнитивные структуры и есть та сущность которая развивается с возрастом и в процессе обучения.

Сложные структуры создаются из более простых, но они никогда не складываются из них, а всякий раз рождается новое качество. Для наиболее эффективности Занков разработал дидактические принципы РО:

  • Целенаправленное развитие на основе комплексной развивающей системы

  • Системность и целостность содержания

  • Ведущая роль теоретических знаний

  • Обучение на высоком уроне трудности

  • Быстрый темп обучения

  • Осознание ребенком процесса учения

  • Включение в процессе обучения не только рациональной, но и эмоциональной сферы

  • Проблематизация содержания

  • Вариативность процесса обучения, индивидуальный подход

  • Работа над развитием всех детей

Особенности содержания

Во внимание берется не только классная, но внеклассная жизнь детей. Ведущая роль - теоретическое знание. Центральное место – четкое разграничение разных признаков изучаемых объектов и явлений. Путь – индуктивный. Особенности методики – основной мотивацией яв-ся познавательный интерес. Идея гармонизации требует сочетать в методике рациональные и эмоциональные факты и обобщения, коллективные и индивидуальные, информационные и проблемные, объяснительный и поисковые методы. Методика Занкова предполагает вовлекать учащегося в различные виды деятельности, использовать в преподавании дидактические игры, дискуссии.

Технология РО Эльконина - Давыдова

Эльконин Даниил Борисович (1918-1959)- виднейший советский психолог, автор всемирно известной периодизации возрастного развития. Давыдов Василий Васильевич – академик, вице-президент РАО, автор теории РО, теории содержательного обобщения.

Эта технология направлена на развитие логического, теоретического мышления.



Акцент целей: - формировать теоретическое сознание и мышление

- передать детям не столько знания ЗУН - ы, а сколько СУД

- воспроизвести в учебной деятельности детей логику научного познания

Особенности содержания: специальное построение учебного предмета, моделирующее содержание и методы научной области, организующее познание ребенком генетически исходных, теоретически существенных свойств и отношений объектов, условий их происхождения и преобразования.

Повышение теор. Уровня образования, передача детям не только эмпирических знаний и практических умений, но и «высоких» форм общественного сознания. Содержание построено на основе теор. знаний. Основу системы составляют содержательные обобщения. В дидактической структуре уч. предметов преобладает дедукция на основе содержательных обобщений. Содержание РО дидактически построено в логике теор. Уровня мышления.

Особенности методики.

Концепция целенаправленной уч. деятельности (ЦУД). ЦУД отличается от других видов уч. деятельности, прежде всего тем, что направлена получение теор. уровня мышления.

Особенности ЦУД:

  • Наличие у ребенка внутренних познавательных мотивов, идущих от познавательных потребностей

  • Наличие цели сознательного самоизменения, понимания, принятия ребенком уч. задачи

  • Позиции ребенка как полноценного субъекта деятельности, осуществляющего самостоятельно все этапы: целеполагание, планирование, реализацию цели и анализ результата.

  • Направленность на усвоение теор. ЗУН, СУД, поиск и построение оснований действий , овладение общими принципами решения задач определенного класса.

  • Ученик ставится в положение исследователя – творца.

Рефлексивный характер рассмотрения оснований собственных действий. Опыт творческой рефлексии яв-ся основополагающим элементом в формировании личности.
Проектной деятельности, Интерактивных методов обучения, Проблемно – диалогового обучения, Витагенного подхода в преподавании, Интегрированного обучения на основе межпредметных связей.