Файл: Проект создания Школьной службы примирения (медиации).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 14

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Основная общеобразовательная школа № 6»

Проект создания

«Школьной службы примирения (медиации)»

Разработчики:

Романюк С.Д. учитель русского языка и литературы

I квалификационной категории,

социальный педагог

Чеченкова Е.В.

учитель начальных классов I

квалификационной категории

Арсеньевский городской округ

2016 год

Актуальность.

В настоящее время очень остро стоит вопрос о росте детской и молодежной преступности. Профилактикой занимаются специалисты многих учреждений – проводят с подростками беседы, тестируют их, встречаются с их родителями, помогают в решении материальных проблем семьи, успеваемости и посещаемости уроков и т.д. В ряде случаев эта работа приносит положительные результаты, но так происходит далеко не во всех случаях. Реакция правонарушителей на оказываемую помощь зачастую не соответствует ожиданиям специалистов, они не исправляются, не испытывают благодарности, очень часто избегают сотрудников учреждений и относятся к ним отчужденно или даже враждебно. Подросток, не удовлетворив позитивным путем свои потребности в безопасности, признании и самореализации, реализует их через совершение противоправных действий. Кроме этого, все это осложняется известными социальными и семейными условиями.

Многие конфликты между школьниками скрыты от глаз взрослых - ведь дети не всегда охотно пускают их на свою «территорию». Тлеющий конфликт может проявиться внезапно и в обостренной форме. Такой конфликт урегулировать сложнее, чем «по горячим следам», к тому же он чреват серьезными последствиями. Иметь свой круг общения и быть частью группы, объединенной общностью интересов, - естественное желание подростка. В школьном возрасте это является насущной потребностью, и ребенок настойчиво ищет группу сверстников, с которой бы его что-то связывало. Эта потребность настолько высока, что зачастую дети оказываются в компаниях, исповедующих асоциальные идеалы, лишь потому, что у них не остается выбора.

Школьная  служба примирения является альтернативой другим способам реагирования на спор, конфликты, противоправное поведение или правонарушения несовершеннолетних.


Наша школа вступила в проект создания «школьной службы примирения» в 2016 году.

Начиная с 2016 года, был принят ряд нормативно-правовых документов:

  • «Рекомендации по организации служб школьной медиации» (30.01.2016 г.);

  • «Концепция развития до 2017 года сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигшие возраста, с которого наступает уголовная ответственность в Российской Федерации» (30.07.2014 г.);

  • Конституция Российской Федерации;

  • Гражданский кодекс Российской Федерации;

  • Семейный кодекс Российской Федерации;

  • Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Конвенция о правах ребенка;

  • Конвенции о защите прав детей и сотрудничестве, заключенные в г. Гааге, 1980, 1996, 2007 годов;

  • Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)».


В соответствии с перечисленными документами, такие службы должны появиться в каждом регионе страны и в каждом образовательном учреждении.

Начиная работу в проекте, мы задумались над вопросом, что же такое «Школьная служба примирения» (ШСП), и действительно ли она нужна в образовательном учреждении?

Оказывается, нужна. В образовательном учреждении ООШ №6 обучаются три категории детей. Это воспитанники детского дома, реабилитационного центра «Ласточка» и домашние дети. Из-за частой смены коллектива учащихся, между ними часто происходят конфликты.

Решая конфликтные ситуации, дети проявляют агрессию, конфронтацию, противоправные действия. Все это перерастает в перераспределение и завоевание власти и статуса, борьбу за свое место в коллективе и стремление действовать безнаказанно, и становится способом самоутверждения.

В нашей школе таких острых проблем нет, но более мелкие локальные конфликты возникают. При этом их решению уделяется мало внимания. Одной из попыток разрешить сложившуюся ситуацию стало создание школьной службы примирения.

«Служба примирения — это новая технология решения конфликтных ситуаций в школе с привлечением детей-медиаторов».Она создает условия «не карательного, а конструктивного разрешения конфликтов». «Это форма социально-психологической помощи всем участникам образовательного процесса в конфликтах, тяжелых жизненных ситуациях, случаях правонарушений обучающихся». В нашей школе детей – медиаторов называют «миротворцы». Это название придумали дети себе сами.


Создание детской службы примирения может помочь не только в профилактике и коррекции девиантного поведения обучающихся, но и в создании благоприятного психологического климата образовательного учреждения. «Именно школьная медиация на сегодняшний день способна грамотно помочь в разрешении национальных и иных социокультурных конфликтов при помощи независимого посредника — школьного медиатора».

Цель:

Оптимизация с участием третьей стороны процесса поиска конфликтующими сторонами решения проблемы, который позволил бы прекратить конфликт.

Задачи:

  1. сократить общее количество конфликтных ситуаций, которые вовлекаются дети, а также их остроту;

  2. повысить эффективность ведения профилактической и коррекционной работы, направленной на снижение проявления асоциального поведения обучающихся;

  3. сократить количество правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, в том числе повторных;

  4. повысить квалификацию работников образовательной организации по защите прав и интересов детей;

  5. оптимизировать взаимодействие с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Ресурсы:

  1. информационные;

  2. педагог-психолог;

  3. социальный педагог;

  4. классные руководители;

  5. ученики;

  6. заместитель директора по УВР;

  7. материально-технические;

  8. финансовые.

  9. Служба примирения создается на базе школы. Желательно для этих целей выделить отдельный кабинет, который будет оформлен соответствующим образом и где никто не сможет прервать процесс примирения.

  10. Медиаторами выступают ученики основного звена.

  11. Организовать службу и обучить медиаторов должен социальный педагог школы, так же он должен контролировать их работу.

Формы и методы:

  • обучение школьников для работы в качестве школьных медиаторов, или в качестве помощников школьных медиаторов;

  • создание «групп равных»(учатся самостоятельно регулировать собственные конфликты);

  • проведение тренингов по общению с учащимися;

  • создание «служб примирения»;

  • школьные конференции

  • стандартизованные (тесты, аппаратурные тесты(электрон диагностика агрессивности подростка)

  • клинические (метод медиации, м разрешения споров, метод интервью, наблюдения, беседы, метод опроса, сочинение, метод анализа и сбора информации,

  • метод обработки информации (ранжирования)

  • «Школьная медиация» - это инновационный метод, который применяется для разрешения споров и предотвращения конфликтных ситуаций между участниками образовательного процесса в качестве современного альтернативного способа разрешения споров.

  • мини-лекции, дискуссии, практикум, ролевые и имитационные игры, разбор кейсов, демонстрационные сессии, интерактивный метод обучения с обратной видеосвязью, супервизия, вебинары, видеоуроки, миниуроки.


Срок реализации проекта:

Сентябрь 2016г. по июнь 2019 г.
Риски:

  1. С длительными пропусками уроков, возникшими вследствие серии конфликтов с одноклассниками и учителями.

  2. С конфликтами в ситуации низкого статуса учителя среди учеников класса.

  3. С разрушенными отношениями в коллективе (классе).

  4. С разрушенными отношениями в семье учащегося.

  5. С социально-психологической «заброшенностью» ребенка.

  6. С криминальными ситуациями в среде подростков.

  7. С ситуацией прихода нового ученика в старшем классе.

  8. С ситуацией смены любимого учителя (приходом нового).

  9. С ситуациями дискриминации ученика одноклассниками по национальному, социальному, культурному или иному признаку.

  10. Проект требует активной, заинтересованной и ответственной позиции взрослого, который будет поддерживать ребят, будет направлять их к тем, кто поссорился;

  11. Недопонимание со стороны педагогов, которым страшно доверить детям решение конфликтов.


Критерии эффективности:

  • увеличилось количество родителей, вошедших в медиацию;

  • обучили сотрудников образовательной организации, обучающихся 
    и их родителей (законных представителей) методу «Школьная медиация»;

  • обучили руководителя службы школьной медиации и ее будущих специалистов – школьных медиаторов по программе «Школьная медиация»;

  • провели ряд цикл семинаров-тренингов для родителей, проявивших  интерес к работе создаваемой службы школьной медиации с привлечением сотрудников образовательной организации, прошедших обучение по программе «Школьная медиация»;

  • обучили методу школьноймедиацииобучающихся «групп равных».

План работы

Школьной службы медиации (службы примирения)

МОБУ «ООШ № 6»
Цель: создание условий успешной социализации несовершеннолетних; снижение количества конфликтов через внедрение модели реализации восстановительных технологий в систему профилактики конфликтных ситуаций в школьной среде.
Задачи:

  • распространение среди участников образовательного процесса цивилизованных форм разрешения споров и конфликтов (восстановительная медиация, переговоры и другие способы);

  • обучение учащихся (воспитанников) и других участников образовательного процесса цивилизованным методом урегулирования конфликтов и осознания ответственности;

  • организация просветительных мероприятий и информирование участников образовательного процесса о миссии, принципах и технологии восстановительной медиации.







п./п.

Мероприятия

Сроки проведения

Предполагаемый результат

Ответственный

Нормативно-правовое обеспечение деятельности

1

Создание ШСМ:

  • изучение нормативно-правового обеспечения деятельности;

  • определение состава (педагоги и учащиеся;

  • разработка Положения

Сентябрь

Приказ о создании школьной службы примирения


Утверждение Положения

Директор

2

Разработка должностных инструкций специалистов

Сентябрь

Утверждённые должностные инструкции

Директор

Организационно-методическая деятельность

3

Планирование работы на учебный год

сентябрь

Утверждение плана работы

Куратор СШМ

4

Формирование электронной библиотеки «Восстановительные технологии»

В течение учебного года

Создание электронной библиотеки

Члены СШМ

5

Информирование участников образовательного процесса (учителей, родителей, учащихся) о задачах и работе СШМ

Октябрь

Информированность педагогов, учащихся и родителей о СШМ




Просветительская деятельность

6

Размещение информации о деятельности СШМ на сайте школы МОБУ «ООШ № 6»

Октябрь

Создание страницы

Куратор СШМ, администратор сайта школы МОБУ «ООШ № 6»

7

Организация и проведение ознакомительного семинара «Работа ШСМ»

Октябрь

Расширение знаний о деятельности СШМ

Педагог-психолог

8

Оформление стенда «СШМ»

Октябрь

Информирование о работе СШМ

СотрудникиСШМ

9

Создание буклета о деятельности СШМ

Ноябрь

Буклет

Педагог-психолог

10

Обучение учащихся – членов СШМ

Октябрь

Расширение знаний о деятельности СШМ

Педагог-психолог

11

Обучение педагогов – членов ШСМ

Январь-февраль

Расширение знаний о деятельности СШМ

Педагог-психолог

12

Анкетирование учащихся 5-9 классов по выявлению причин конфликтов

Октябрь

Анализ наиболее распространенных причин конфликтов

Члены СШМ

13

Проведение классных часов на тему: «Знакомство со службой школьной медиации», 5-9 классы;

«Разрешение конфликтных ситуаций в школе», 5-9 классы.

Ноябрь-март

Расширение знаний у учащихся о деятельности СШМ

Классные руководители,

педагог-психолог

соц. педагог

14

Классный час в 2-3-х классах на тему: «Расскажи о своем друге».

В течение года




Классные руководители

15

Проведение классных часов по теме: «Школа  - территория мира и согласия», 1-9 классы

В течение года

Получение базовых знаний по наиболее важным аспектам права и конфликтологии (всего 11 часов)

Классные руководители

16

Тренинг «День примирения»

В течение года

Расширение знаний по наиболее важным аспектам права

Педагог-психолог

17

Психологические игры на сплочённость, 1-4 классы:

Групповые занятия «Конфликтные ситуации и способы их преодоления», 1-4 классы

В течение года

(по запросу)

Расширение представления учащихся о возможности разрешения спора методом восстановительных технологий

Педагог-психолог

18

Проведение ознакомительной встречи с родителями в рамках проведения общешкольных собраний (1-9 классы)

Сентябрь-декабрь

Расширение знаний о деятельности СШМ

Директор

19

Сотрудничество с органами и учреждениями профилактики безнадзорности и правонарушений, опеки и попечительства, доп. образования

В течение года

Защита и представление прав учащихся


Куратор СШМ


20

Оформление информационного стенда о работе СШМ

Ноябрь

Расширение знаний о деятельности СШМ

Куратор СШМ

Реализация восстановительных процедур

21

Работа с обращениями

По мере необходимости

Полная информация о ситуации

Члены СШМ

22

Сбор информации о ситуации, с которой организуется восстановительная процедура

По мере необходимости

Полная информация о ситуации

Члены СШМ

23

Анализ документов

По мере необходимости

Полная информация о ситуации

Члены СШМ

24

Проведение программ примирения с предоставлением отчётов о проделанной восстановительной работы

По мере необходимости

Защита законных интересов участников образовательного процесса

Члены СШМ

25

Консультирование законных представителей несовершеннолетних, специалистов работающих с участниками реализуемых воспитательные программы

По мере необходимости

Подготовка и выдача рекомендаций, получение согласия родителей на проведение воспитательной программы

Главный специалист по социальной работе, педагог-психолог

26

Обсуждение проведённых программ примирения

Май

Проведение мониторинга

Члены СШМ

Межведомственное взаимодействие

27

Консультирование со специалистами других служб медиации

В течение учебного года

Отработка механизма передачи информации

Члены СШМ

28

Участие в семинарах, проводимых на городском уровне по ШСМ

В течение учебного года

Отработка механизма передачи информации

Члены СШМ

Экспертная деятельность

29

Подготовка отчёта, заключения о работе с конкретной семьёй, подростком по запросу

В течение учебного года

Защита законных интересов несовершеннолетних

Главный специалист по социальной работе

30

Проведение мониторинга деятельности СШМ

2 раза в год

Отслеживание механизма эффективности внедрения СШМ

Куратор СШМ, члены СШМ

31

Участие в заседаниях суда в качестве свидетеля, в КДН (в качестве эксперта).

В течение учебного года

Защита законных интересов несовершеннолетних

Главный специалист по социальной работе