Файл: Вопрос 2 Л. И. Брежнев (1906 1982 гг.) Внутренняя политика ссср к 1980м гг.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 8

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вопрос №2 Л.И. Брежнев (1906 –1982 гг.) Внутренняя политика СССР к 1980-м гг.
период правления Брежнева называется «Застой» т.к. отсутствовали действия в политической жизни страны за исключением принятой конституции в 1977г. Новая Конституция СССР получила название «Конституции развитого социализма». В тексте Конституции СССР 1977 г. появились новые права и свободы человека, которых не было в предыдущих Конституциях. К политическим правам были добавлены право обсуждения государственных вопросов и вопросов местного значения, а к социальным – право на охрану здоровья, жилище, выбор профессии и свободу творчества. После 18 лет пребывания у власти Брежнев окончательно развалил до этого мощную экономику СССР, восстановить которую его преемникам так и не удалось.

1963г. договор между СССР, США и Великобританией, о запрещении ядерных испытаний в воде, в воздухе и на земле

1970г. установление прямой связи между столицами ядерных держав, достижения, договоренности о сотрудничестве, о нераспространении ядерного оружия.

1972г. Договор об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-1).

1972г. договор об основах взаимоотношений между СССР и США зафиксировал понимание державами недопустимости возникновения ядерной войны

1979г. договор по ограничению стратегических вооружений (ОСВ-2), установивший ограничения на качественные параметры совершенствования ядерного оружия.

1955г. между СССР и ФРГ установили дипломатические отношения.

1971г. компромиссное соглашение СССР, США, Великобритании и Франции по заданному Берлину. В нём учитывалось, что СССР не признает этот город частью ФРГ.

1972г. установление дипломатических отношений между ФРГ и ГДР, которые были приняты в ООН

1975г. В Хельсинки был подписан заключительный Акт совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе между странами Западной и Восточной Европы, СССР, США и Канады.

Вопрос №3 Л.И. Брежнев Внешняя политика СССР к 1980-м гг.
Но все же были и некоторые достижения, которыми мог похвастаться Леонид Брежнев. В первую очередь это касалось разрядки напряженной политической обстановки в 70-е годы, когда с Америкой было подписано соглашение, предусматривающее ограничения стратегических вооружений. Брежнев участвовал в подписании хельсинкских соглашений, которые касались вопроса нерушимости европейских границ и политики невмешательства во внутреннюю политику других государств. В 1977 Леонид Ильич поставил свою подпись под советско-французской декларацией о моратории на ядерное оружие. Во время правления Брежнева Советский Союз успел повоевать во Вьетнаме и на Ближнем Востоке. С согласия главы СССР страны Варшавского договора, оккупировали Чехословакию в 1980 развернулась военная интервенция в соседнюю Польшу и это подорвало авторитет СССР в глазах мировой общественности.

1963г. договор между СССР, США и Великобританией о запрещении ядерных испытаний в воде, воздухе и на земле. 1972 - СССР и США заключили договор об ограничении стратегических вооружений ( ОСВ-1 ). 1979 - Второй договор по ограничению стратегических вооружений ( ОСВ-2 ), установивший ограничения на качественные параметры совершенствования ядерного оружия. 1975 - Подписание в Хельсинки заключительного акта. Совещания по безопасности и сотрудничестве в Европе между странами Западной и Восточной Европы, СССР, США и Канады. Документ зафиксировал обязательства стран Западной и Восточной Европы, СССР, США и Канады уважать целостность существующих в Европе границ государств, их суверенитет, базовые права человека, принимать меру по укреплению безопасности и взаимного доверия в Европе, развивать взаимовыгодное сотрудничество.

Вопрос №4 Афганская война и ее последствия.
просьба военной помощи.

В конце 1979 решено ввести войска
РФ хотела утвердится на Южных границах.
Проверка Российских вооружённых сил и Российского вооружения.

Реакция мирового сообщества: «РФ не имела права вводить войска на территорию суверенного государства» от РФ отвернулись многие страны Ближнего востока, РФ потеряла союзников.
Огромные траты денег и человеческие жертвы
В российской историографии Афганской войной называют военный конфликт в 1979-1989 годах, который развернулся на территории Демократической Республики Афганистан. С одной стороны участниками этого конфликта были правительственные силы (их поддерживал Советский Союз), с другой – афганские моджахеды.
Последствия:
-чрезмерная финансовая нагрузка на государственный бюджет.
-Значительные человеческие потери.
-Пошатнувшиеся позиции на международной арене
-Разрушение хрупких основ миропорядка, построенного в эпоху разрядки напряженности, привело к тому, что вскоре начала разваливаться и мировая система социализма, а затем распался и Советский Союз.

Вопрос №5 Ю.В. Андропов (1914 – 1984 гг.)

Внутренняя политика СССР в 1982-1984 гг.
Боролся с коррупцией (1982-1984). Признавал необходимость

модернизации экономической и

политической системы «реального

социализма», однако при сохранении и

усилении контроля КПСС и КГБ над

населением; Началась борьба с «нетрудовыми

доходами» и мелкой спекуляцией.

Развернулась кампания по укреплению

трудовой дисциплины, как основное

средство решения экономических

проблем; предполагалось перейти к расширению

самостоятельности предприятий,

хозрасчету, кооперативам ит. д.

Вопрос №6 Ю.В. Андропов Внешняя политика СССР в 1982-1984 гг.
Как таковую внешнюю политику Андропова выделить сложно, поскольку он правил чуть более 1 года и главным образом сосредоточился на внутренних проблемах страны. Тем не менее именно в эту эпоху начался новый виток Холодной войны: усилилась гонка вооружения, были размещены ракеты в Европе, началась мощная пропаганды. Это были обоюдные меры и Запад сам активно шел на обострение обстановки.
Началась борьба со взяточничеством.

Появился термин «теневая экономика»

Вопрос №7 М.С. Горбачёв. Курс на демократизацию общества. «Стратегия ускорения».
Михаил Сергеевич Горбачев (1931-2022 гг.) – первый и последний президент СССР, общественный деятель. В биографии Горбачева есть немало моментов, за которые его, в зависимости от политических предпочтений, и уважают, и презирают. К его правлению относится период «перестройки». В апреле 1985 г. на Пленуме ЦК КПСС М. С. Горбачев изложил стратегический курс реформ. Речь шла о необходимости качественного преобразования советского общества, его обновления, о глубоких переменах во всех сферах жизни. Ключевым словом реформаторской стратегии стало «ускорение». Предполагалось ускорять развитие средств производства, научно-технический прогресс, социальную сферу и даже деятельность партийных органов. Термины «перестройка» и «гласность» появились позднее. Постепенно акцент был перенесен с «ускорения» на «перестройку», и именно это слово стало символом курса, проводимого М. С. Горбачевым во второй половине 1980-х гг. Гласность означала выявление всех недостатков, препятствующих ускорению, критику и самокритику исполнителей сверху донизу. А перестройка предполагала внесение структурных и организационных изменений в хозяйственные, социальные, политические механизмы, а также в идеологию с целью достижения ускорения общественного развития.

Вопрос №8 Экономическая реформа 1987 г. и причины её незавершённости.

  1. расширение самостоятельности предприятий на принципах хозрасчета и

самофинансирования.

  1. постепенное возрождение частного сектора экономики (на начальном этапе -

через деятельность кооперативов в сфере услуг и производства товаров народного потребления).

  1. отказ от монополии внешней торговли

  2. более глубокая интеграция в мировой рынок

  3. сокращение числа отраслевых министерств и ведомств.

  4. признание равенства на селе пяти основных форм хозяйствования (наряду с

колхозами и совхозами агрокомбинатов, арендных кооперативов и фермерских хоз-в.

  1. закрытие убыточных предприятий.

  2. создание коммерческих банков.

Вопрос №9 Концепция нового политического мышления.
1987-1988 году Горбачев выдвинул концепцию нового политического мышления, которая позволила завершить холодную войну.
- Предполагалось признать, что угрозы применения ядерного оружия ровно, как и обладание им, перестали служить достижением рациональных политических целей. Делался вывод необходимости радикального сокращения вооружений, вплоть до ликвидации ядерного оружия к двухтысячным годам.
- Новое политическое мышление провозглашало высшим приоритетом общечеловеческие, а не классовые ценности. Подчеркивалось, что внешняя политика должна служить решением глобальных проблем, связанных с ядерной и экологической угрозой и развитием освободившихся стран. ---- Предполагалось отказаться от логики и идеологии противостояния. Главной целью становилось обеспечение взаимодействия государств на международной арене.

Выдвижение, новые концепции само по себе не могло обеспечить прекращение холодной войны, первоначально новое политическое мышление воспринималось странами запада, как тактический ход. призванный дать СССР и его союзникам пропагандистские преимущества, выигрыш времени для решения внутренних проблем. Однако реальные шаги советской дипломатии вскоре убедили правящие круги стран НАТО.
В 1987 году СССР согласился ликвидировать собственные ракеты средней дальности не только в Европе, но и в Азии. В обмен на отказ США от размещения ракет такого же назначения в Европе.
В 1988 году было объявлено о крупных односторонних сокращениях государственных вооруженных сил.
В 1990 году страны Варшавского договора и НАТО подписали соглашение о сокращении обычных вооружений и вооруженных сил в Европе.

В 1991 году был подписан 1 договор между СССР и США по сокращению стратегических вооружений.
В 1989 году СССР вывел войска из Афганистана. Большое влияние на международный климат оказала позиция, занятая СССР в 1990 году в связи с нападением Ирана на Кейвут.
В целом ситуация в мире в 1990-1991 году свидетельствовала о завершении холодной войны.




Вопрос №10 Углубление кризиса советского общества. Программа С.С. Шаталина и Г.А. Явлинского «500 дней».
В конце 80-х годов экономическое положение СССР стало быстро ухудшаться. В 1988 году сократилось аграрное производство, упали доходы населения. В 1989 году в стране прокатилась волна забастовок, самыми активными были шахтёры. Причинами кризиса состояли в непоследовательности реформ в 1987-1988 году проводившихся сверху, чтобы вывести экономику из кризиса, экономисты Шаталин и Явлинский предложили программу 500 дней её цель состояла в ускоренном переводе экономики на рыночные принципы функционирования, но Павлов пошел на проведение денежной реформы, что еще больше вызвало рост забастовочного решения.
Летом 1990 года состоялся 28 съезд КПСС, который одобрил новую программу партии её целью было провозглашено строительство демократического социализма.
Многие радикально настроенные члены КПСС покидали ее ряды и присоединялись к новым политическим движениям, которые начали играть заметную роль в жизни общества. В России их лидером стал Ельцин. При поддержке демократических сил Ельцину удалось с большим перевесом добиться избрания в Верховный совет Российской Федерации. После упорной борьбы он стал его председателем. В 1990 году он заявил о своем выходе из рядов КПСС. На демократических выборах 12 июня 1991г. Ельцин стал первым президентом Российской Федерации.


Вопрос № 11 Парад суверенитетов
В марте 1990 г. декларации о суверенитете приняли верховные советы Грузии, Литвы, Эстонии в мае Латвии. 12 июня 1990 Верховный совет РСФСР принял декларацию о государственном суверенитете Российской Федерации. Этому примеру последовали Узбекистан, Молдавия, Украина, Белоруссия. Подобный шаг еще не означал выхода республик из состава СССР, речь шла о фактическом выражении недоверия союзным властям, стремлении расширить полномочия республиканских органов за счёт союзного центра.
Суверенитет – независимость гос-ва во внешних делах и верховенство государственной власти во внутренних делах.

Референдум – всенародное голосование результат которого имеет законную силу.

Парад суверенитетов (1990—1991 гг.) — конфликт республиканского и союзного законодательства, связанный с объявлением приоритета республиканских законов над союзными.

Вопрос №12 Распад СССР и образование СНГ. Россия на путях суверенного развития.

Причины распада СССР - отсутствие реальных прав и полномочий у союзных республик, разрыв в уровнях экономического развития боязнь потери национальной самобытности, воспоминание о репрессиях, стремление части республиканского парт аппарата закрепить свое положение, создавали писем предпосылки для подъема широких национальных движений, стремившихся на определенном этапе к выходу из СССР.
В декабре 1991 на территории Белоруссии в беловежской гуще руководители России, Украины и Белоруссии(Ельцин, Кравчук, Шушкевич) заявили о прекращении действия Союзного договора, роспуска СССР и создание СНГ (Содружество независимых государств) в содружество вошли 11 из 15 бывших союзных республик, Кроме Литвы, Латвии, Эстонии, Грузии. 25 декабря 1991 Горбачев, президент уже не существующего государства подал в отставку.

Вопрос № 13 Кризисы социализма и «Бархатные революции» в странах восточной Европы.
Термин «бархатная революция» впервые был применён для обозначения бескровного перехода от социалистической системы к либеральной сначала в Чехословакии, а затем в других странах Восточной Европы в конце 1980-х — начале 1990-х гг. Вскоре этот термин стали использовать для обозначения ненасильственной революции вообще. Волна демократического обновления началась с Польской Народной Республики. За ней последовали демократические революции, как правило, мирные, в ГДР Чехословацкой Социалистической Республике, Венгерской Народной Республике и Народной Республике Болгария. Процессы, вызванные советской «Перестройкой», произошедшие осенью 1989 года в странах социалистической ориентации Центральной и Восточной Европе, привёдший к смене власти во всех из них. Произошедшие в Восточной Европе изменения значительно ускорили падение коммунистических режимов, распад Югославии и Советского Союза, роспуск Организации Варшавского договора и СЭВ. Приход к власти в странах Центральной и Восточной Европы проевропейских сил привел к разрушению сферы влияния СССР и резкому изменению баланса сил в Европе и в мире. На саммите на Мальте 3 декабря 1989 года лидеры США и СССР объявили об окончании Холодной войны. В июле 1990 года канцлер объединяющейся Германии Гельмут Коль обратился к Михаилу Горбачёву с предложениями снять возражения по вхождению объединённой Германии в НАТО в обмен на экономическую помощь. В ноябре 1990 года на саммите в Париже фактически было объявлено об окончании Холодной войны.
1 июля 1991 года на встрече в Праге была официально распущена Организация Варшавского договора."

Вопрос № 14 Объединение Германии и ликвидация ОВД и СЭВ.
Распад Организации Варшавского договора (ОВД) и Совета экономической взаимопомощи (СЭВ) ознаменовали конец присутствия СССР в Восточной Европе в военном и экономическом смысле, что было сопряжено с развалом социалистического блока в европейских странах. Распад ОВД и СЭВ является одними из ключевых событий времен

холодной войны.
В обозначенных условиях ОВД перестала выполнять ранее возложенные на нее функции. В связи с этим 25 февраля 1991 года было объявлено о роспуске организации, а 30 июня-1 июля 1991 года — о прекращении действия Варшавского договора. С этого времени бывшие социалистические республики получили право самостоятельного выбора военных или политических союзников.
5 января 1991 года состоялось заседание комитета СЭВ в Москве, где было принято решение преобразовать существующую структуру в Организацию международного экономического сотрудничества.

28 июня 1991 года на заседании Совета СЭВ в Будапеште Болгария, Вьетнам, Польша, Венгрия, СССР, Монголия, Куба, Чехословакия и Румыния расформировали СЗВ, что означало конец экономической интеграции стран бывшего социалистического лагеря.
В августе 1990 г. был подписан Договор об объединении Германии. С падением советской модели социализма в странах Восточной Европы по их настоянию весной 1991 г. были распущены Организация Варшавского договора и Совет Экономической Взаимопомощи. Восточноевропейские страны начали переориентацию своих экономических связей на Запад, сокращая торговлю с СССР, что способствовало дальнейшему обострению его экономических проблем.

Вопрос № 15 Переход к рыночной экономике. «Шоковая терапия».
По инициативе молодых членов правительства исполняющий обязанности премьер-министра Гайдарова, Шохина Чубайса было начато осуществление мер по оздоровлению экономики и ее быстрому переводу на рельсы рыночного хозяйства. Их деятельность получила название шоковой терапии. Предполагалось, что приватизация государственных предприятий приведет к формированию, слоя собственников, заинтересованных в процветании экономики, а свободная конкуренция, в том числе и с зарубежными товаропроизводителями создаст стимулы для ускорения модернизации. Реформа началась с либерализации цен, т.е. есть отказа от их государственного регулирования были сняты ограничения на частно предпринимательскую деятельность. Началась приватизация: граждане Российской Федерации получили приватизационные чеки(ваучеры), дающие право на приобретение акций предприятий.

Вопрос № 16 Б.Н. Ельцин (1931 – 2007 гг.) Общественно-политическое развитие в 1991-1993 гг.
Экономическая политика президента РСФСР Б. Н. Ельцина в начале 90-х гг. вела к росту социальной напряженности в обществе и обострению политической борьбы. С весны 1992 г. авторитет оппозиционных сил быстро рос. Постепенно главным центром оппозиции стали Съезд народных депутатов и Верховный Совет РСФСР.
В 1992 —1993 гг. неоднократно происходили столкновения между оппозиционными демонстрантами и милицией и внутренними войсками. Призрак гражданской войны витал над Россией. 21 сентября 1993 г. Ельцин приостановил деятельность Съезда народных депутатов и Верховного Совета. Одновременно вышел Указ о поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации. Верховный Совет своим постановлением от 22 сентября 1993 г. признал указ президента недействительным, как противоречащий Конституции. Руководство Верховного Совета заявило об отстранении Ельцина от власти. Исполняющим обязанности президента был назначен генерал А.В. Руцкой, вице-президент Российской Федерации. Белый дом, где обосновался Верховный Совет, был блокирован силами Министерства вну­тренних дел и спецслужб.

В Москве противники Ельцина организовали демонстрации. Поскольку телевидение тенденциозно освещало события, 3 октября защитники Белого дома предприняли попытку овладеть Останкинским телецентром, но она оказалась неудачной: по со­бравшимся в Останкине людям был открыт огонь.

4 октября по приказу Ельцина войска стали расстреливать из танков здание Белого дома. Несколько сот человек были убиты, многие ранены. К вечеру депутаты покинули здание, руковод­ство Верховного Совета было арестовано. Основным итогом событий осени 1993 г. стал демонтаж системы советской власти. В соответствии с Конституцией Российской Федерации, которая была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., президент получил полномочия формировать правительство, вносить законодательные инициативы, распускать органы законодательной власти в оговоренных случаях, издавать указы по ключевым политическим вопросам. Законодательным органом власти выступал двухпалатный парламент — Федеральное собрание. Оно состояло из Совета Федерации, представленного субъектами Федерации, и Государственной думы, депутаты которой избирались как по избирательным округам, так и по партийным спискам.

Вопрос № 17 Политический кризис 1993г. Двоевластие: борьба за власть между Президентом и РФ и Верховным советом.
В 1992 г. между президентом Ельциным и Верховным Советом возник конфликт. Новое окружение президента стремилось играть главную роль и оттеснить на второй план председателя Верховного Совета Хасбулатова и вице-президента Руцкого (которые вместе с Ельциным победили в августе 1991 г.), что вызывало их недовольство. В 1992 г. обязанности председателя правительства исполнял Гайдар Е.Т. Верховный Совет и Съезд Народных Депутатов выразили недоверие правительству Гайдара; Ельцин был вынужден в декабре 1992 г. отправить его в отставку и назначить главой правительства Черномырдина В.С. В апреле 1993 г. состоялся референдум, в котором участвовало 62% граждан; большинство из них поддержало президента и его политику.

21 сентября 1993 г. Ельцин издал указ о роспуске Верховного Совета и Съезда Народных Депутатов и проведении в декабре того же года выборов в Государственную Думу, т.е. превысил свои полномочия. Против указа выступили Верховный Совет и большинство Конституционного Суда (определявшего соответствие Конституции решений органов власти). Верховный Совет отстранил Ельцина от должности и назначил президентом Руцкого. 2 октября в Москве проходили демонстрации сторонников Верховного Совета, а 3 октября они заняли мэрию и предприняли штурм телецентра «Останкино» (но неудачно). В ночь на 4 октября в Москву были введены войска; утром танки обстреляли Белый Дом (где заседал Верховный Совет); сопротивление было сломлено. Старые Советы были распущены; их заменили назначенные или избранные главы администраций, а позже были выбраны представительные органы (областные и краевые Думы, муниципальные Советы).

Вопрос № 18 Выборы в государственную думу в 1993г. и принятие конституции в 1993г.
12 декабря 1993 г. состоялся референдум, на котором 58,4% участвовавших в нем (32,3% от общего числа избирателей) одобрили президентский проект Конституции. Одновременно прошли выборы в нижнюю палату нового законодательного органа - Государственную думу. Основное значение произошедших в 1993 г. событий состояло в том, что России в условиях обостряющегося социально-экономического кризиса и роста противоречий в обществе удалось избежать серьезных социальных потрясений и удержаться на пути демократического развития. Важное значение имело принятие новой Конституции. В Основной закон государства были включены положения о базовых правах человека и гражданина, гарантиях их соблюдения. Утверждался демократический принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной власти. При этом полномочия Президента значительно расширялись. Он формировал правительство, имел право распустить парламент и назначить досрочные выборы, издавать указы по важнейшим вопросам политической жизни. Пост вице-президента был упразднен. Высшим законодательным органом власти стал двухпалатный парламент - Федеральное Собрание. Большая роль отводилась Конституционному суду.

Референдум – всенародное голосование результат которого имеет законную силу.

Вопрос № 19 Конституция в 1993г.
Основное значение произошедших в 1993 году событий состояло в том, что России в условиях обостряющегося социально экономического кризиса и роста противоречий в обществе удалось избежать серьезных социальных потрясений и удержаться на пути демократического развития. Важное значение имело принятия новой Конституции. В основной закон государства были включены положения о базовых правах человека и гражданина, гарантиях их соблюдения, утверждался демократический принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной власти. Конституция 1993 года была принята в сложный для страны период, который являлся переходным. Этот документ стал одним из главных факторов, способствующих стабилизации новых экономических и государственных структур. С. Алексеев и С. М. Шахрай по праву стали считаться основными авторами текста действующей Конституции Российской Федерации. Голосование состоялось 12 декабря 1993 года. За принятие конституции проголосовало 58,43 %, против — 41,57 %. Новая конституция была принята и вступила в действие со дня её опубликования в «Российской газете» — 25 декабря 1993 года. 15 октября 1993 года президент Борис Ельцин подписал указ о всенародном голосовании по проекту Конституции России и утвердил «Положение о всенародном голосовании по проекту Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 года».




Вопрос № 20 Выборы в государственную думу в 1995г. выборы президента РФ в 1996г.
В декабре 1995 г. состоялись очередные выборы в Государственную Думу, принесшие успех лишь 4 политическим объединениям
Победа левых партий (прежде всего – КПРФ) стала следствием недовольства населения продолжающимся падением уровня жизни и отсутствие ясной социальной политики правительства. Образовавшееся в Думе левоцентристское большинство добилось избрания на пост председателя Государственной Думы Г. Селезнева (КПРФ). Ключевым фактором политической и экономической жизни России летом 1996 г. стали президентские выборы. В отличие от предшествовавших им думских выборов выборы Президента РФ означали и выбор направления развития российского общества на годы вперед. Во многом благодаря поддержке А.И. Лебедя (назначенного Ельциным 19 июня секретарем Совета Безопасности и помощником Президента РФ по национальной безопасности), во втором туре нелегкую победу одержал Б.Н. Ельцин. Кроме того, из 108 миллионов избирателей 40 миллионов проявили равнодушие к политическому выбору страны и не пришли на избирательные участки. Ельцин обещал закончить войну в Чечне, провести реформу вооруженных сил и начать решительную борьбу с преступностью. Но ни одну из этих задач Ельцину решить не удалось.


Вопрос № 21 Внутриполитический кризис 1999г. Отставка Б.Н. Ельцина.
Ситуацию осложняло то, что Президент Ельцин и его ок­ружение долго не могли найти человека, относительно которого они были бы убеждены, что он оградит их от судебных пресле­дований или какой-либо внесудебной расправы. Проявлением этих метаний Ельцина была частая смена премьер-министров, наступившая после отставки Черномырдина.

Кризис продолжал разрастаться. КПРФ начала борьбу за досрочный уход Ельцина в отставку, для чего были организо­ваны голосования в Государственной Думе и Совете Федера­ции. После того как Ельцин публично заявил: «Никуда я не уйду!», КПРФ инициировала процесс импичмента (отстранения от должности по уголовному обвинению). Параллельно шел процесс самоорганизации элиты с целью определить преемника независимо от Ельцина. Политическим выражением этого процесса стало создание политических движений «Отечество» (лидер — Ю.М. Лужков) и «Вся Россия» (лидер — президент Татарстана М.Ш. Шаймиев). Лужков все более явно готовился стать кандидатом в Президенты. Другим вероятным кандидатом являлся председатель правительства Е.М. Примаков.
В этой ситуации Ельцин пошел на решительный шаг. В мае 1999 г., накануне голосования в Государственной Думе по импичменту, он отправил правительство Примакова в отставку. После провала попытки смещения Президента в качестве кандидата в премьер-министры Ельцин предложил министра внутренних дел С.В. Степашина. Депутаты сразу дали согласие на его назначение. Однако на этом кризис не завершился. Примаков после отставки присоединился к движению Лужкова. Был создан блок «Отечество — Вся Россия» (ОВР). Раскол в правящих верхах и во власти стал очевиден. Россия оказалась на пороге очередного кризиса.
31 декабря 1999 года россияне узнали о добровольной отставке Бориса Ельцина

Ельцин находился на посту Президента с 1991 по 1999 годы. Он пришел к власти в совершенно непростой период. За время правления Ельцин принял ряд важных решений, изменивших историю России, но не менее

значимым поступком стал его уход из политики.

Вопрос № 22 Особенности и этапы развития многопартийности в России. Политические партии России.

Многопартийность
- Единая Россия. В.В. Путин, Медведев Дмитрий Анатольевич
-ЛДПР (Либерально Демократическая Партия России) Леонид Слудский (Жириновский)
-КПРФ (Коммунистическая партия РФ) Геннадий Зюганов
-Яблоко Явлинский
-Выбор России Гайдар
-Справедливая Россия – Миронов
Новые люди (2020) Алексей Нечаев

Вопрос № 23 Причины обострения отношений между федеральным центром и Чечнёй. Первая Чеченская компания.
Наиболее сложная ситуация сложилась в Чечне. В 1991 г. были провозглашены её независимость и выход из состава СССР (Союз Советских Социалистических Республик) и РСФСР (Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика), начали формироваться чеченские воинские части .Президентом самопровозглашенного государства стал Д.М.Дудаев (1944-1996). В кризисном 1991 г. ни российские, ни союзные власти не имели возможности уделить должного внимания положению в Чечне. В итоге в 1991-1994 гг. сложилось парадоксальное положение. Независимость Чечни не была признана ни одной страной мира, её границы с Россией оставались открытыми. Тем не менее законы Российской Федерации на территории Чечни не действовали. Она стала перевалочным пунктом международной торговли наркотиками, оружием, нелегального ввоза и вывоза товаров из России. Русское население в Чечне подвергалось террору и запугиванию. В этих условиях федеральные власти предприняли попытку использовать существование в Чечне оппозиции власти Дудаева. 11 декабря 1994 г. российские войска перешли границу Чечни и к лету 1995 г. после тяжелых боев заняли все основные населенные пункты. Чеченские боевики были оттеснены в горы. После захвата группой боевиков в июне 1995 г. города Будденовска в Ставропольском крае и превращения его жителей в заложников федеральные власти начали переговоры с лидерами Чечни. Одновременно продолжались и боевые действия. В апреле 1996 г. Д.Дудаев был убит, однако это не изменило ситуацию. В августе 1996 г. боевики отбили у федеральных войск столицу Чечни - город Грозный. После этого в городе Хасавюрт были подписаны соглашения, предусматривавшие вывод войск России с территории Чечни, проведение в республике демократических выборов. Решение вопроса о статусе Чечни было отложено на 5 лет. Новые чеченские лидеры (в 1997 г. президентом Чечни был избран А.А.Масхадов, р.в 1951) расценили этот договор как фактическое признание независимости Чечни.


Вопрос № 24 Вторая Чеченская компания.

Осень 1999 года ознаменовалась новым обострением положения в Чечне. Отряды чеченских боевиков вторглись на территорию Дагестана. В сентябре в ряде городов России в том числе в Москве, были совершены террористические акты, унесшие жизни нескольких сот человек.

Решительные действия правительства, начавшего контртеррористическую операцию в Чечне, в результате которой боевики были оттеснены в горы, укрепили авторитет Владимира Владимировича Путина в стране. На выборах в государственную думу успеха добилось проправительственное движение «Единство». 31 декабря 1999г. Б.Н.Ельцин подал в отставку с поста президента страны исполнение обязанностей главы государства было возложено на В.В.Путина.

Вопрос № 25 Роль элитарной и массовой культуры в информационном обществе
ХУИТА

Вопрос № 26 хуита

Вопрос № 27 поебота

Вопрос № 28 В.В. Путин. Внутренняя политика России в начале 21 века.

По итогам президентских выборов 2000 года Путин одержал убедительную победу главой правительства стал Хасьянов. 2004 году Путин вновь был избран президентом России. В 2008 год президентом был избран Медведев, а Путин стал главой правительства в 2012 году Путина вновь стал президентом на 6 лет. В 2018 году Путин 2 раз становится президентом на 6 лет с 2000 по 2012 год произошли большие изменения в социально экономической, правовой и политической сферах. До 2008 года продолжался рост Российской экономики, начало повышаться и благосостояние населения. Успехи в экономики позволили Путину выступить инициатором принятия национальных проектов.

Вопрос № 29 Национальные проекты – как попытка решения важнейших государственных задач.
Были разработаны 4 таких проекта «здоровье», «качественное образование», «комфортное и доступное жилье», «развитие агропромышленного комплекса». На реализацию проектов были выделены значительные средства. Главной целью новых программ является повышение качества жизни и социальной защиты жителей России. Большие внимание уделялось решению демографической проблемы по инициативе Путина с 2007 года были увеличены пособия на детей до 3 лет, а за рождение 2 ребенка женщинам начисляли так называемый материнский капитал.

Вопрос № 30 Восстановление позиций России во внешней политике (Сотрудничество России с ООН, НАТО и др.)

На 1 января 2000 г. государственный внешний долг России составлял порядка 60% ВВП (132,8 млрд долларов), а суммарный внешний долг —177,7 млрд долларов. Способность России своевременно производить выплаты по долгу ставилась под сомнение всеми кредиторами. Кредиторы,

в первую очередь МВФ, а также члены Парижского клуба, стремились использовать долговую проблему для оказания давления на Россию.

Эти обстоятельства привели к переоценке российским обществом отношения к действиям западных партнеров.

После избрания Президентом РФ Владимира Путина позиции кредиторов в отношении России несколько смягчились. Снижение угрозы

сепаратизма в России сделало ситуацию в стране более предсказуемой для зарубежных партнеров. На этом фоне Россия пыталась достичь

договоренностей о реструктуризации внешнего долга. Парижский клуб согласился на отсрочку текущих платежей в 1999 и 2000 гг. в размере 8

млрд долларов. Также в 2000 г. было достигнуто соглашение с Лондонским клубом о реструктуризации задолженности в размере 29 млрд

долларов. Но улучшение в 2000 г. внешнеэкономической конъюнктуры и экономический рост внутри страны сняли с повестки дня разговоры о

реструктуризации или списании внешнего долга. Лишь осенью 2001 г. удалось договориться с Чехией о списании 2,5 из 3,6 млрд долларов

задолженности. В 2006 г. Россия выплатила все долги Парижскому клубу кредиторов.

Решению долговой проблемы были посвящены и внешнеполитические действия российского руководства в 2000—2006 гг.

Москва пыталась получить средства и со своих должников. К 1991 г. 57 стран были должны Советскому Союзу порядка 150 млрд. долларов.

Однако, поскольку кредиты выдавались зачастую по политическим мотивам, в рублях или переводных рублях, а также в товарах, большинство

стран отказывались признавать курс Госбанка СССР. Более того, после вступления в 1997 г. в Парижский клуб кредиторов Россия согласилась

списать от 70 до 90% задолженности перед СССР. Наконец, долги большинства государств России являлись бесперспективными, т. е.

вероятность возврата долга была минимальная. Рыночная стоимость долгов перед СССР оценивалась экспертами в 5—7 млрд. долларов.

Всего с 1997 по 2006 г. Россия списала долгов на сумму около 40 млрд. долларов. Однако, надо подчеркнуть, что большая часть этих долгов

была бесперспективной, т. е. шансов на их возврат не было.

Для досрочного погашения долга были использованы возможности Стабилизационного фонда. Россия досрочно полностью расплатилась по

долгам перед Международным валютным фондом. Также была достигнута договоренность о полном погашении задолженности перед Парижским

клубом. Россия избавилась от наиболее обременительных долгов, которые брала под высокие проценты (до 15% годовых).

Вопрос № 31 Отношения России со странами ближнего зарубежья

Вопрос № 32 Исламский сепаратизм. Террористические акты и меры по борьбе с терроризмом.


Вопрос № 33 Наиболее влиятельные международные организации. Их значение в современном мире. (ВТО, ЕС и др.)
ЕврАзЭС-(Евроазиатское экономическое сообщество) создано в 2000г. В его состав вошли Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизстан, Таджикистан в рамках ЕврАзЭС проходит согласование таможенно-тарифной и валютно-финансовой политики. Идёт строительство совместных объектов в области и транспорта, направленность экономическая.
ШОС (шанхайская организация сотрудничества), созданная Россией, Китаем, Казахстаном, Киргизией, Таджикистаном в 2001 году. Направленность: экономико-политическая.
Организации Объединённых Наций (ООН) на современном этапе.
ООН была создана в 1945 году в Сан-Франциско

Направления деятельности:

  1. Прекращение всех конфликтов

  2. Соблюдение всех границ

  3. Соблюдение прав человека

  4. Решение всей проблем миров

Совет безопасности:

  • Россия

  • США

  • Китай

  • Франция

  • Великобритания

ЕС- Европейский союз, созданный в 1949 году.
1992 год в результате долгих переговоров и десятилетий сближения страны Европейский Союз в Голландском городе Маастрихт подписали, документы о валютно-экономическом и политическом союзе. Сегодня союз объединяет около 30 стран с населением более 500 млн. человек. Это с одной стороны упрочило позиции Европейского союза, но с другой способствует обострению внутренних противоречий в нём. В 1996г. Россия вступила в совет Европы, приняв на себя обязательства соблюдать правовые нормы, действующие в странах Европейского союза, тем самым закладывались предпосылки дальнейшего сближения России со странами Европейского союза, являющимися ее важнейшими торговыми партнерами. Выражая на словах поддержку продвижению России по пути демократизации страны Запада, не выполняли обещаний по предоставлению помощи России в реформировании экономики. Принимались меры по ограничению доступа российских производителей на мировой рынок. Наиболее жестко в этом плане действовали и действуют США.

Вопрос № 34 Нормализация ситуации на Северном Кавказе.

Вопрос № 35 Д.А. Медведев. Назовите основные направления его деятельности и дайте их краткую характеристику. 1965 – дата рождения
Российский государственный и политический деятель. Заместитель председателя Совета Безопасности Российской Федерации с 16 января 2020 года. Председатель партии «Единая Россия» с 26 мая 2012 года.
31 августа 2008 г. Д. Медведев огласил «5 позиций» внешней политики России:

1. Первенство основополагающих принципов международного права.

2. Неприятие однополярного мира и строительство многополярности.

3. Избежание изоляции и конфронтации с другими странами.

4. Защита жизни и достоинства российских граждан, «где бы они не находились».

5. Защита интересов России в «дружественных ей регионах».

Вопрос № 36 Укажите основные направления деятельности Организации Объединённых Наций (ООН) на современном этапе.
ООН была создана в 1945 году в Сан-Франциско

Направления деятельности:

  1. Прекращение всех конфликтов

  2. Соблюдение всех границ

  3. Соблюдение прав человека

  4. Решение всей проблем миров

Совет безопасности:

  • Россия

  • США

  • Китай

  • Франция

  • Великобритания



Вопрос № 37 Развитие науки в России в конце ХХ века.
В результате сокращения государственного финансирования начался процесс коммерциализации учебных и научных учреждений. В государственных ВУЗах были созданы коммерческие отделения, число студентов на них росло за счет сокращения бесплатного приема. Платной стала аспирантура. И в средней и в высшей школе активно формировался негосударственный (частный) сектор образования. Это привело к тому, что для многих молодых людей из малообеспеченных семей сокращается возможность получения высшего образования. Российская система образования все больше сближается в своих стандартах с европейскими. В ходе модернизации российского образования в 2002 г. был предпринят эксперимент по проведению Единого Государственного Экзамена, который по мнению его инициаторов, должен обеспечить учащимся всех регионов страны равные условия для поступления в ВУЗы. Эти новации находятся в поле зрения общества, активно обсуждаются, так как общество не желает разрушения ныне действующей конкурентоспособной, одной из лучших в мире государственной системы образования. В современных условиях фактором развития общества становится использование новейших информационных технологий, включая «Internet». Информатизация в сфере образования и воспитания делает доступным молодому поколению многие достижения отечественной и мировой науки и культуры, что позволяет интенсивно наращивать образовательный и культурный потенциал личности.

Таким образом, конец XX – начало XXI вв. оказался критическим периодом в истории страны. Реализация инициированного Президентом Б.Н. Ельциным курса либерально-радикальных экономических реформ не привела к стабилизации политической сферы и экономики. В.В. Путин, продолжил модернизацию страны с целью обеспечения демократического развития России, становления цивилизованного рынка и правового государства. Реформы 2000-2005 гг. привели к определенным позитивным сдвигам, но еще не преодолена зависимость от внешней конъюнктуры. Негативно влияют на развитие страны противоречия в экономической, социальной, политической и духовной сферах. Новый президент реформирует исполнительную, законодательную и судебную власти, согласованно работает с парламентом, укрепляет новую российскую государственность.

Вопрос № 38 Развитие культуры в конце ХХ века.
Ярким модернистским течением в искусстве в начале нового века был символизм. Возникший в 80-е гг. XIX в. как направление французской литературы, он нашел приверженцев во многих странах Европы. В 1890-е гг. в это общеевропейское течение свежим потоком влилась волна русского символизма. Наивысший творческий взлет ему суждено было пережить именно в начале XX в. Русское изобразительное искусство на рубеже XX в. переживало период бурного расцвета. Среди художников-реалистов первое место, безусловно, принадлежало И. Е. Репину. Интересные самобытные картины были написаны и его учеником В. А. Серовым. Н. А. Римский-Корсаков много работает с коллективами Московской частной оперы Саввы Мамонтова и Мариинского театра и создает такие оперные шедевры, как "Сказка о царе Салтане" (1899-1900), "Кащей бессмертный" (1901- 1902) и др. Русская архитектура в начале XX в. переживает яркий период расцвета, связанный с появлением нового стиля "модерн". В целом для него характерны асимметрия и закругленность линий, свободная планировка и пластичность форм, активное применение новейших достижений строительной техники и новых материалов (железобетона, стали, стекла). В начале XX в. в России зарождается новый вид искусства - кино. К 1903 г. относится появление первых стационарных кинотеатров. На грани веков, в столкновении противоположных течений и направлений - реализма и модернизма - возникло уникальное явление, которое вошло в историю мировой культуры под названием "Серебряный век" русской литературы и искусства. Живым символом единства русской литературы XIX в. и литературных процессов начала XX в. стал Л. Н. Толстой. Также к началу XX в. относятся важнейшие исследования русского ученого-естествоиспытателя И. П. Павлова, создавшего учение о высшей нервной деятельности и основавшего крупнейшую физиологическую школу современности.

Вопрос № 39 Государства СНГ в мировом сообществе (ЕврАЗЭС, ШОС и др.)
ЕврАзЭС-(Евроазиатское экономическое сообщество) создано в 2000г. В его состав вошли Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизстан, Таджикистан в рамках ЕврАзЭС проходит согласование таможенно-тарифной и валютно-финансовой политики. Идёт строительство совместных объектов в области и транспорта, направленность экономическая.
ШОС (шанхайская организация сотрудничества), созданная Россией, Китаем, Казахстаном, Киргизией, Таджикистаном в 2001 году. Направленность: экономико-политическая.


Вопрос № 40 Причины создания ООН основные направления деятельности ООН.
Защита от войн, подобной Второй мировой войны.
Согласно Уставу, ООН преследует четыре основных цели:

-Поддержание международного мира и безопасности.

-Развитие дружественных отношений между странами.

-Сотрудничество в разрешении международных проблем и в -обеспечении уважения прав человека.

-Согласование действий разных стран.

Указанные цели реализуются в восьми основных направлениях деятельности ООН:

  • Мир и безопасность.

  • Экономическое развитие.

  • Социальное развитие.

  • Права человека.

  • Окружающая среда.

  • Международное право.

  • Гуманитарные вопросы.

  • Здравоохранение.

Вопрос № 41 Парламентские и президентский выборы, 2003 и 2004 год.
Политика президента и правительства (Путин-президент, Касьянов-возглавлял правительство) встретила одобрение и понимание большинства граждан России. Свидетельством этого стала победа солидарная с курсом президента партии Единая Россия на выборах в государственную думу в декабре 2003г. она получила более 37% голосов и, опираясь на поддержку многих кандидатов, избранных по одномандатным округам, обеспечила себе большинство мест в российском парламенте. На 2-м месте оказалась КПРФ более 12% голосов, на 3-ем месте ЛДПР-11,5% голосов. В думу прошел также избирательный блок «Родина». 14 марта 2004г. в России состоялись очередные выборы президента страны. Владимир Владимирович Путин добился убедительной победы уже в 1 туре, получив более 70% голосов избирателей.

Вопрос № 42 Россия и СНГ.
Россия в СНГ. Содружество Независимых Государств (СНГ) — международная организация, призванная регулировать отношения сотрудничества между некоторыми государствами, входившими ранее в состав СССР. СНГ образовано 8 декабря 1991 года руководителями Республики Беларусь, Российской Федерации и Украины, подписавшими Соглашение о его создании. 21 декабря 1991 года в Алма-Ате главы одиннадцати суверенных государств (кроме прибалтийских государств и Грузии) подписали Протокол к этому Соглашению, в котором подчеркнули, что Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызской Республика, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан и Украина на равноправных началах образуют Содружество Независимых Государств. Участники встречи единодушно приняли Алма-Атинскую Декларацию, подтвердившую приверженность бывших союзных республик к сотрудничеству в различных областях внешней и внутренней политики, провозгласившую гарантии выполнения международных обязательств бывшего Союза ССР. Позднее, в декабре 1993 года, к Содружеству присоединилась Грузия. В соответствии с указанным Соглашением и Уставом СНГ целями Содружества являются развитие равноправного и взаимовыгодного сотрудничества народов и государств в области политики, экономики, культуры, образования, здравоохранения, охраны окружающий среды, науки, торговли, в гуманитарной и иных областях, содействие широкому информационному обмену, добросовестное и неукоснительное соблюдение взаимных обязательств. На начало 2011 г. Сейчас в состав СНГ входят Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан.

Вопрос № 43 Страны Балтии. Эстония, Латвия и Литва на рубеже 20-21 века.
в 1990 году верховные советы Литвы Эстонии Грузии Латвии приняли декларацию о государственном суверенитете. Став независимыми государствами, Эстония, Латвия и Литва должны были решить множество сложных проблем. 90% их товарооборота было связано со странами СНГ. Спад производства имел катастрофический характер. Множество предприятий разорилось и прекратило существование. Рост цен на российские энергоносители (электричество, нефть, газ) вызвал в странах Балтии энергетический кризис. Угроза, что придется прекратить теплоснабжение жилых домов и предприятий, была столь велика, что глава эстонского правительства предложил ввести в стране чрезвычайное положение.
Ситуация изменилась с началом рыночных реформ. Либерализация цен, приватизация, формирование предпринимательства вывели экономику из состояния острого кризиса. Экономическое развитие постепенно стабилизировалось. К середине 90-х гг. частным сектором производилось в Эстонии и Литве более 65%, в Латвии — 60% национального совокупного продукта.
Как и в других странах СНГ, первый этап рыночных реформ имел высокую цену для общества. Снизился жизненный уровень населения. Обострилось имущественное неравенство, появилась безработица. Личные сбережения людей были утрачены.
В 1992 — 1993 гг. в странах Балтии состоялись выборы. В 1994 г. с их территории были полностью выведены российские войска. После этого страны Запада начали оказывать им полномасштабную политическую и военную поддержку. Весной 1993 г. Литва и Эстония, а в 1995 г. Латвия стали членами Совета Европы. С 1995 г. они были приняты в Европейское сообщество, а в 1998 г. объявили о намерении вступить в НАТО.

Вопрос № 44 Русская православная церковь в новой России.
Сегодня русская православная церковь имеет возможность вернуться ко многим практическим запрещенным в советский период видам деятельности: 1)Открытой пропагандой веры; 2)Социальному служению обездоленным; 3)Беспрепятственному развитию религиозного образа; 4)Восстановлению и строительству новых храмов и монастырей.
Оставаясь ныне наиболее значительные по численности верующих религиозной конфессией и занимая активную общественную позицию. Русская православная церковь является одной из самых значимых и активных сил российского общества, оказывая плодотворное влияние на его внутреннюю жизнь и деятельность. Активная роль русской православной церкви в жизни современного общества проявляется во многих делах: 1) При монастырях организуются детские приюты для сирот; 2) Во многих школах России организовано факультативное занятие по курсу «основы православной культуры»; 3) Ведется большая воспитательная работа с военнослужащими.
Русская православная церковь, отмечает терпимость в отношении других конфессий, готовность к диалогу с ними во имя решения тех задач, которые стоят перед страной.

Вопрос № 45 Политические процессы в России в 2010-2019 гг.

1 марта 2014 года Совет Федерации РФ удовлетворил официальное обращение президента Путина о разрешении на использование российских войск на территории Украины. 16 марта 2014 г. в Автономной Республике Крым состоялся референдум, на котором большинство жителей полуострова высказались за присоединение Крыма к России. 17 марта, на основании итогов референдума, была провозглашена независимая Республика Крым. 18 марта 2014 года Республика Крым подписала с Россией договор о вхождении в состав РФ. Были образованы два новых субъекта РФ — Республика Крым и город федерального значения Севастополь. 11—12 февраля 2015 г. на саммите в Минске руководителями Германии, Франции, Украины и России был согласован «Комплекс мер по выполнению Минских соглашений» (т.н. Второе минское соглашение), имеющий целью урегулирование вооружённого конфликта на востоке Украины. Документ был подписан Контактной группой по мирному урегулированию ситуации на востоке Украины, состоящей из представителей Украины, России, ОБСЕ и непризнанных Донецкой и Луганской народных республик. Позднее Минские договорённости были одобрены специальной резолюцией Совета Безопасности ООН. 30 сентября 2015 г, после обращения президента Сирии Башара Асада к России с официальной просьбой об оказании военной помощи, началась военная операция России в Сирии против террористических формирований. В этот же день самолёты Воздушно-космических сил России нанесли первые удары по террористам. Действия ВКС РФ переломили ход борьбы с терроризмом в этой стране, был предотвращён распад сирийского государства, разгромлены крупные бандформирования. Также в операции приняли участие сухопутные войска, ВМФ, Силы специальных операций, военная полиция.

Вопрос № 46 Социально экономические процессы в Российской Федерации в 2010, 2019 гг.
По итогам первого квартала 2010 года, по темпам роста ВВП (2,9 %) и роста промышленного производства (5,8 %) Россия вышла на 2-е место среди стран «Большой восьмёрки», уступив только Японии.[76] По итогам 2010 года рост ВВП России составил 4,5 %.[3] Россия вышла на 6-е место среди стран мира по объёму ВВП по ППС.[77]
Рост ВВП России в 2011 году составил 4,3 %, темпы роста не изменились по сравнению с предыдущим годом[3]. По итогам 2011 года инвестиции в России достигли рекордного за последние 20 лет уровня в 370 млрд долларов за год. Таким образом каждый день в экономику России инвестируется более 1 миллиарда долларов[78][78][78]. Темпы инфляции опустились до рекордно низкого уровня со времён распада СССР, за 2011 год индекс цен вырос только на 6,6 %[79]. С 1 января 2012 года начало работу Единое экономическое пространство России, Белоруссии и Казахстана. 22 августа того же года Россия вступила во Всемирную торговую организацию[80].
По итогам 2012 года рост экономики начал замедляться и составил 3,3 %, инфляция составила 6,6 %[8]. Всего за 2012 год российское промпроизводство выросло на 2,6 процента (для сравнения за 2011 г. — на 4,7 процента[81], в 2010 году — на 8,2 процента[82]).
В 2013 году экономический рост в России снизился под влиянием структурных проблем и снижения инвестиционной активности[83][84]. Рост ВВП составил 1,3 %[85], инфляция составила 6,5 %[86], рост промышленности составил 0,8 % процента[87]. В 2014 году экономический рост в России составил 0,6 %[5], инфляция составила 11,4[88], рост промпроизводства составил 1,7%[89].
В декабре 2014 года, после обвального падения курса рубля по отношению к доллару США и евро, в России начался финансовый кризис.

. Основные направления социально-экономического развития страны на период 2014-2019 гг.

Возрождение института государственного стратегического планирования народного хозяйства – Госплана. Замещение им функций МЭРТ, Минфина и других министерств. Возрождение на новой технологической платформе системы планирования отраслей народного хозяйства, основной инструмент – межотраслевой баланс (МОБ). Возрождение системы 5-летнего планирования народного хозяйства.

Национализация сырьевых отраслей, связанных с добычей и экспортом природных ресурсов без добавленной стоимости – добыча и экспорт нефти, газа, пресной воды, леса, металлов и пр.

Национализация некоторых отраслей для формирования доходной части государственного бюджета – алкоголь, табак, бензин, земли и недвижимость промышленного назначения и пр.

Национализация 3-4 ведущих банков для проведения государственной политики по стимулированию приоритетных отраслей на основе разработанного Госпланом пятилетней программы развития.

Формирование доходной части государственного бюджета за счет национализированных отраслей и банков, а также экспортно-импортных операций.

Отмена большинства налогов для крупного бизнеса, полная отмена налогов для среднего и малого бизнеса приоритетных отраслей. В первую очередь – полная отмена НДС. Должны быть сохранены не более 2-3 наиболее простых налога, в сумме дающих эффект десятины – исторически справедливой доли налогов и пошлин в доходах человека или бизнеса.

Временное закрытие импорта за счет тарифных или нетарифных инструментов для стимулирования развития приоритетных отраслей народного хозяйства,

Кардинальное (до 80%) сокращение чиновников, не приносящих никакой пользы и добавленной стоимости (налоговые и иные органы, министерства и ведомства и пр.). Формирование за счет чиновников трудового резерва для развития реального сектора экономики.

Вопрос № 47 Внешняя политика РФ в 2010-2019 гг.
Во время войны в Южной Осетии Ющенко обвинил Россию в «агрессии против Грузии». Более того, Украина передала Грузии установки ПВО[1], из которых сбивались российские самолеты, причем работали на этих установках украинские военные. Обострение газовых споров привело к тому, что Россия 1 января 2009 года прекратила поставлять газ на Украину.

В ответ Украина стала забирать из газопровода тот газ, который предназначался для европейских стран. Только к 19 января Россия и Украина смогли договориться о новом контракте на поставку газа. Эти события подтолкнули Россию к строительству новых газопроводов, которые позволили бы поставлять газ в Европу в обход Украины. Уже в апреле 2010 года началось строительство «Северного потока» – газопровода из России в Германию, который проходит по дну Балтийского моря. В феврале 2010 года президентские выборы на Украине выиграл Виктор Янукович, представлявший интересы восточных регионов страны. В результате отношения России и Украины тут же улучшились. Уже в апреле 2010 года страны подписывают Харьковские соглашения. По ним гарантировалось пребывание Черноморского флота в Севастополе до 2042 года. При этом Украина получала скидку в 30% на российский газ.

Самые масштабные протесты происходили в Крыму, где доля русского населения составляла 65%. В итоге протестов парламент Крыма принял решение отделиться от Украины и присоединиться к России, по этому вопросу был назначен референдум (всенародное голосование). Россия поддержала это решение. В Крыму находились военнослужащие Черноморского флота, они заблокировали украинских военных в Крыму, а также крымско-украинскую границу, чтобы украинская армия не смогла помешать проведению референдума. На референдуме, прошедшем 16 марта 2014 года, 96,57% крымчан проголосовали за вхождение Крым в состав России. Уже 18 марта договор о присоединении Крыма к России был подписан в Кремле. Украина и западные страны осудили референдум, назвав его незаконным. Заметим, что на референдум приехало 135 наблюдателей из других стран, которые подтвердили отсутствие нарушений в ходе голосования. Российские военные в процесс голосования не вмешивались, они лишь не давали сорвать его украинским военным.

Вопрос № 48 Принцип федеративного устройства России. Проблемы и тенденции во взаимоотношениях федерального центра и субъектов РФ. -----------------------------------------------------------------------------------------------ф

Вопрос № 49 Формирование и особенности современной политической системы в России.
Политическая система современного российского общества представляет собой совокупность взаимодействующих между собой норм, идей и основанных на них государственных органов и организаций, олицетворяющих собой государство, политических партий и общественных объединений, участвующих в политической жизни страны.

В российском государстве установлена выборность органов законодательной власти и представительных органов местного самоуправления, ряда руководящих должностных лиц - Президента Российской Федерации, главой региональной и местной администрации.

Особенности данной политической системы, равно как и особенности других политических систем, обусловливаются теми конкретными экономическими, политическими, социальными и иными объективными и субъективными жизненными обстоятельствами, при которых эта система возникает, укрепляется и развивается.

В современной политической системе:

1.)В целом повысилась оперативность рассмотрения законодательных инициатив.

2.)Усиление социальной направленности бюджетных расходов.

3.)Увеличение финансирования сельского хозяйства, здравоохранения и спорта, а так же ряда других направлений.

4.)Повышение минимального размера оплаты труда.

5.) Реальные - за вычетом инфляции, роста цен - располагаемые доходы населения увеличились, пенсии выросли примерно на 5%, зарплата, по разным подсчетам, - от 10 до 12,5%. Сократилось количество безработных.

В современной российской политической системе этот вопрос решается иначе. Фактическим центром выработки решений при при Путине стал орган - Администрация Президента РФ, которая в Конституции Российской Федерации упомянута в статье 83, как, по сути, чисто технический орган, обеспечивающий работу Президента Российской Федерации. И это не случайно: политическая роль, отдельные, частичные политические функции, в том объеме, в котором они не посягают на решающую роль Президента Российской Федерации, все больше сосредотачиваются в руках высшей бюрократии .1

Функции федеральных представительных органов ограничиваются обсуждением, внесением мелких поправок и штампованием решений, принятых в кругах исполнительной власти. На основе всего выше сказанного можно сделать вывод, что политическая система современной России представляет собой совокупность взаимодействующих между собой норм, идей и основанных на них государственных органов и организаций, олицетворяющих собой государство, политических партий и общественных объединений, участвующих в политической жизни страны. Политическая система современной России мало чем отличается от политических систем других стран. Она так же как и другие системы имеет сходную структуру в виде государственных, партийных и общественных организаций, выполняет ряд функций политической системы.

Вопрос № 50 Развитие культуры в РФ в 2010-2019г.