Файл: 1. Предмет и метод конституционного права Предметом конституционного права рф.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 99

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Политическая партия создается свободно, без разрешения ОГВ или должностных лиц. Может быть создана на учредительном съезде политической партии с момента решения съезда о создании политической партии, ее региональных отделений, о принятии устава и программы, о формировании руководящих и контрольно-ревизионных органов.

Документы для регистрации политической партии подаются в течение 6 месяцев со дня принятия решения о создании политической партии учредительным съездом. Со дня получения документа о государственной регистрации - 15 дней на представление основных положений своей программы в «Российскую газету».

Ликвидация политической партии:

Производится решением съезда партии или принудительно Верховным Судом. Партия ликвидируется, если не участвует в выборах в течение 7 лет или нарушает требования по ее созданию. Однако партия не только участвует в выборах, у нее есть и другие задачи, но законодательство предусматривает ее ликвидацию именно за неучастие.

Права и обязанности политических партий:

В целом, они сходны с правами и обязанностями общественных объединений, однако есть исключения.

Партии имеют право:

а) свободно распространять информацию о своей деятельности, пропагандировать свои взгляды, цели и задачи;

б) участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления;

в) участвовать в выборах и референдумах в соответствии с законодательством РФ;

г) создавать объединения и союзы с другими политическими партиями и иными общественными объединениями без образования юридического лица.

33.Избирательное право в Российской Федерации: понятие и принципы

Понятие ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО употребляется в двух основных значениях.

1) – избирательное право в широком (объективном) смысле – представляет совокупность норм и правил, регулирующих порядок подготовки и проведения выборов. В этом смысле оно образует обширный институт конституционного права.

2) избирательное право в узком (субъективном) смысле — нормы, регулирующие порядок предоставления права участия в выборах.


К числу источников на федеральном уровне относятся:

Конституция РФ;

ФКЗ «О референдуме РФ»

ФЗ «О выборах Президента РФ»;

ФЗ «О выборах депутатов Г.Д.;

ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ»;

ФЗ «О Государственной автоматизированной системе РФ «Выборы»;

ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранными в органы МСУ» и др.

Нормативно-правовые акты о выборах закрепляют принципы избирательного права, под которыми понимаются основополагающие начала организации и проведения выборов.

1.) Принцип всеобщего избирательного права означает, что все взрослые граждане имеют право участвовать в выборах. Гражданин Российской Федерации может избирать и быть избранным независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

2) Принцип равного избирательного права - означает, что каждый избиратель имеет такое же количество голосов, что и любой другой избиратель (обычно один голос) и все избиратели участвуют в выборах на равных основаниях.

Участие в выборах на равных основаниях — обеспечивается тем, что ни один избиратель не имеет каких-либо преимуществ перед другим избирателем, а избирательные права всех российских граждан в равной мере охраняются законом.

3). Принцип прямого избирательного права - означает, что избиратели голосуют на выборах «за» или «против кандидатов (списка кандидатов) непосредственно.

4) Принцип тайного голосования - означает, что исключается возможность какого-либо контроля за волеизъявлением избирателей.

5) Принцип свободного и добровольного участия гражданина Российской Федерации в выборах. Никто не вправе воздействовать на гражданина, чтобы принудить его к участию или неучастию в выборах, а также на его свободное волеизъявление. Свободное волеизъявление избирателей во время выборов обеспечивается и тем, что проведение агитации в день выборов в помещении для голосования не допускается.

6) Принцип обязательности и периодичности проведения выборов. Обязательность означает, что ни одно выборное должностное лицо, ни один выборный орган не может легитимно получить властные полномочия иначе как на основании волеизъявления народа, осуществленного на выборах. Периодичность означает, что выборы должны проводиться через определенные законом промежутки времени, соответствующие срокам полномочий выборных органов и должностных лиц.



7) Принцип альтернативности выборов. Он означает, что на выборах должна присутствовать состязательность различных кандидатов и избирательных объединений, а избиратели должны иметь возможность выбора между реальными альтернативами. Голосование должно проводиться более чем по одному кандидату или списку кандидатов.

8) Принцип подлинности и нефальсифицированности выборов означает, что выборы должны отражать действительную волю народа. Государство должно обеспечивать функционирование действенного правового механизма, препятствующего осуществлению кем-либо фальсификаций на выборах, искажению истинных итогов голосования.

34.Активное и пассивное избирательное право: понятие и субъекты

Активное избирательное право — право участвовать с решающим голосом в избрании и отзыве членов выборных государственных органов.

Пассивное избирательное право — право быть избранным в качестве полномочного лица в выборные государственные органы.

Активным избирательным правом наделяются граждане по достижении ими 18 лет (т. е. с наступления гражданского совершеннолетия).

Право граждан быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления (пассивное избирательное право) предоставляется либо в 18 лет, либо позднее 21 год — для избрания в депутаты Государственной Думы (ч. 1 ст. 97 Конституции); 35 лет и постоянное проживание в РФ не менее 10 лет — для избрания в качестве Президента Российской Федерации (ч. 2 ст. 81 Конституции).

Ограничения на граждан, не способных по своему психическому или умственному состоянию в полной мере осуществлять свои гражданские права и исполнять гражданские обязанности (в этом случае недееспособность лица должна быть признана в судебном порядке). Также не имеют право избирать и быть избранными лица, находящиеся в местах лишения свободы по вступившему в законную силу приговору суда. Такое ограничение не распространяется на лиц, находящихся в местах заключения, если в отношении них еще не вынесен приговор суда и они не признаны виновными в том или ином преступлении, влекущем за собой лишение свободы.


35.Избирательные системы в Российской Федерации: понятие и виды

Избирательная система в широком смысле — это совокупность общественных отношений, связанных с порядком избрания представительных органов власти (Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы, других федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, выборных органов местного самоуправления)

В понятие избирательной системы входят также действия граждан, избирательных комиссий, избирательных объединений, органов государственной власти по составлению списков избирателей, выдвижению и регистрации кандидатов, проведению предвыборной агитации, голосованию и подведению его итогов и другие избирательные действия.

Под избирательной системой в узком смысле понимают порядок определения результатов выборов.

В зависимости от способа распределения депутатских мандатов между кандидатами, от результатов голосования избирательные системы принято подразделять на три вида: мажоритарную, пропорциональную и смешанную.

В нашей стране сочетаются два вида избирательных систем: мажоритарная и пропорциональная.

При мажоритарной системе избранными считаются те кандидаты, которые получили установленное большинство голосов. В зависимости от того, как закон определяет большинство голосов выделяют мажоритарные системы:

- абсолютного большинства голосов, т.е. получения кандидатом более 50% голосов избирателей (50% + 1 голос), принявших участие в голосовании;

- относительного большинства, т.е. получения кандидатом большего числа голосов, чем получили другие кандидаты. При этом используются одномандатные и многомандатные округа.

- квалифицированного большинства (2/3; 3/4).

Пропорциональная система обеспечивает соответствие между количеством голосов избирателей, полученных списком кандидатов от конкретной политической партии, и числом доставшихся им мандатов. Смысл пропорциональной системы заключается в том, чтобы каждая политическая партия, участвующая в выборах, получила в парламенте число мандатов, пропорциональное числу поданных за нее голосов. Для этого используется метод избирательной квоты или метод избирательного частного – это наименьшее число голосов, необходимое для избрания одного кандидата. При этом существует определенный барьер, который необходимо преодолеть, чтобы участвовать в распределении мандатов (в России он равен 5%). Он нужен для того, чтобы избежать засилья в парламенте мелких конфликтующих группировок, отражающих интересы незначительного числа избирателей.


36.Избирательный процесс: понятие и стадии.

Избирательный процесс как политико-правовая категория – это урегулированная законами деятельность государственных структур, избирателей, политических партий, общественных объединений по приготовлению и проведению выборов в государственные и муниципальные органы.

Избирательный процесс представляет собой форму реализации объективного и субъективного избирательного права, которая представляет собой важнейшую процедуру реализации народовластия.

В узком смысле избирательный процесс состоит из последовательно сменяющих друг друга стадий, которые установлены законом. Любые выборы в обязательном порядке должны пройти через все основные стадии без исключения. При этом ряд стадий процесса имеют факультативный характер (например, стадия повторного голосования).

Порядок проведения и стадии выборов в основной части устанавливается процессуальными нормами избирательного права. Избирательный процесс показывает тип политической системы, а также оказывает на неё непосредственное влияние.

Стадии избирательного процесса

Выборы – это длящаяся во времени кампания, предполагающая наличие совокупности этапов и стадий, действий и процедур, установленных законами и иными нормативными правовыми актами.

Исследователи выделяют ряд стадий избирательного процесса.

1. Назначение выборов: проявляется в установлении даты голосования. Как правило, парламентские выборы назначает глава государства или правительства.

2. Формирование избирательных округов. Он представляет собой территорию, образованную в соответствии с избирательным законодательством. Непосредственно от данной территории избираются депутаты представительных органов различных уровней власти и выборные должностные лица. Имеется три основных вида избирательных округов: общегосударственные, одномандатные, многомандатные.

3. Создание избирательных участков. Избирательный округ включает более мелкие единицы (избирательные участки), которые объединяют избирателей общим местом для голосования.

4. Избирательные органы. Подготовку, организацию и проведение выборов обеспечивают специальные коллегиальные органы: избирательные трибуналы, советы, комиссии и т.д. Существует четыре вида избирательных комиссий: центральные, территориальные, окружные, участковые.