Файл: 1. Предмет и метод конституционного права Предметом конституционного права рф.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 82
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Существенно то, что решения, принятые на референдуме Российской Федерации, являются общеобязательными и не нуждаются в дополнительном утверждении. В качестве недостатка референдума признается ограниченность выносимых на него вопросов и предполагаемость однозначных на них ответов.
В целом можно сказать, что референдум – один из путей расширения демократии, привлечения граждан к решению важнейших вопросов государственной жизни. В данном случае народ непосредственно осуществляет определенный акт законодательной власти, принимает правотворческое решение.
II. Представительная демократия, судя по названию, отличается следующим: население, имеющее право голосовать выбирает своих полномочных представителей (депутатов в России), которые от имени народа осуществляют законодательную или муниципальную власть. Представительная демократия включает следующие компоненты: а) систему избираемых представительных органов государственной власти или местного самоуправления; б) выборных должностных лиц государства или местного самоуправления (депутат, глава муниципального образования); б) систему нормативных правовых актов, на основании которых функционируют институты представительной демократии; в) отношения связи избранных лиц с избирателями, населением, информирование о своей деятельности и мероприятиях соответствующего представительного органа и др.
Следовательно, речь идет об осуществлении народом власти через своих представителей (выборные органы государственной власти, выборные общественные, партийные органы), о принятии основных решений выборными учреждениями. Основной смысл рассматриваемой демократии – в опосредованном участии граждан в принятии государственных решений, в выборе ими в органы власти своих представителей, призванных выражать их интересы, принимать законы, иные управленческие решения, распоряжения.
Особенность представительной демократии в том, что она необходима в условиях больших территорий, а также когда принимаются сложные решения, требующие основательной, всесторонней предварительной подготовки, т.е. решения труднодоступные для понимания неспециалистов. Отметим весьма важное положение: представительная (репрезентативная) демократия предполагает более высокую по сравнению с непосредственной демократией компетентность и ответственность лиц, принимающих решения.
Представительная демократия, означающая осуществление власти народом через своих представителей, – наиболее результативная форма демократии в современной России
К недостаткам представительной демократии в юридической литературе относят следующие: существует тенденция развития бюрократии и коррупции в системе представительных структур, депутатского корпуса; нередко проявляется отрыв представителей от своих избирателей; имеет место принятие решений в интересах не большинства граждан, а номенклатуры, крупного капитала, различного рода лоббистов и т.д. Есть факты манипулирования общественным мнением в представительных органах власти, принятие неугодных большинству депутатов решений с помощью сложной, многоступенчатой системы власти и др.
По-видимому, в целом непосредственная и представительная демократии соотносятся, в том смысле, что посредством и той и другой решаются важные, необходимые для общества задачи. И та, и другая формы демократии способствуют достижению целей управления, участию граждан в политическом процессе.
15. Референдум - высшая форма непосредственной демократии. Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации».
Референдум — это форма непосредственного волеизъявления граждан, выражающаяся в голосовании по наиболее значимым вопросам общегосударственного, регионального или местного масштаба.
Основными признаками референдума являются:
1) референдум — это форма непосредственного осуществления народом своей власти, позволяющая выявлять волю народа в своем «чистом» виде, не опосредованном представительством депутатов;
2) референдум — это всегда голосование - способ выявления воли большинства населения;
3) законопроекты, принятые на референдуме, как правило, могут изменяться (отменяться) только путем принятия нового решения на референдум;
4) решение, принятое на референдуме, не нуждается в утверждении каким-либо другим органом и вступает в силу, как правило, с момента официального опубликования результатов референдума.
Классификация референдумов осуществляется по разным основаниям. В зависимости от предмета референдума - выносимого на него вопроса выделяются конституционный, законодательный, международно-правовой и административный референдумы. Предметом конституционного референдума является внесение изменений в конституцию либо принятие нового проекта конституции. Предметом законодательного референдума является принятие законопроекта, внесение изменений или отмена действующих законов.
Международно –правовой референдум проводится для решения вопросов, возникающих в межгосударственных отношениях. Предметом такого референдума может быть вступление в международные организации, ратификация или денонсация международных договоров, решение вопросов о международно-правовой судьбе территории. Административный референдум проводится по вопросам, не связанным с принятием, изменением или отменой нормативно-правовых актов. Предметом административного референдума может быть изменение административно-территориального деления, досрочного прекращения полномочий должностных лиц, вопросы местного значения (строительство сооружений, * прокладка дорог и т. п.). Российское законодательство допускает проведение всех приведенных видов референдума.
16. Экономические и социальные основы конституционного строя Российской Федерации
Экономическая основа.
Экономической основой конституционного строя Российской Федерации является находящееся в стадии становления социальное рыночное хозяйство. Их участниками выступают частные субъекты хозяйствования, конкурирующие между собой.
1. В РФ гарантируются:
- единство экономического пространства;
- свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств
- поддержка конкуренции - запрещаются соглашения между конкурентами, угрожающие условиям конкуренции;
- свобода экономической деятельности;
В Российской Федерации действует также Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" и ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006 года.
2. Российская Федерация стремится обеспечивать свободу экономической деятельности, предпринимательства и труда, добросовестную конкуренцию и общественную пользу, чтобы регулирование государством хозяйственной жизни осуществлялось в интересах человека и общества, а экономические отношения строились на социальном партнерстве между человеком и государством, работником и работодателем, производителем и покупателем.
Государство в различных формах должно нести ответственность за наиболее важные стороны организации производства и распределения в стране в целом, в особенности за то, что в наибольшей степени затрагивает интересы населения.
3. Конституция РФ (ст. 8) исходит из того, что экономической системе Российской Федерации присуща собственность в ее различных формах - частной, государственной, муниципальной и др.
Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
Конституция РФ устанавливает (ст. 35), что в России иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами вправе каждый. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения
Социальное государство.
Статья 7: 1. Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Согласно Конституции (ст. 7), Российская Федерация является социальным государством. Главная задача социального государства - достижение такого общественного прогресса, который основывается на закрепленных правом принципах социальной справедливости, всеобщей солидарности и взаимной ответственности. Социальное государство призвано обеспечить каждому достойное человека существование (равномерное содействие всем гражданам, обеспечение для каждого прожит минимума и возможности заработать).
В Конституции РФ содержится право (ст. 37) "свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию", права на защиту от безработицы (ст. 37).
Социальное государство в тех случаях, когда работающие в семье не могут заработать для удовлетворения ее определенных потребностей, несет особую ответственность за доступность для таких семей жизненно важных благ.
Одной из важнейших целей социального государства является сглаживание социального неравенства, преодоление его крайних форм с помощью налогов, законов, субсидий и пр. Для людей, потерявших все из-за болезни, потери кормильца и др – соц обеспечение. Зависит от возможностей государства и общества. Демократическое социальное государство стремится к сглаживанию неравенства на основе роста благосостояния.
Наиболее характерные черты социального государства отражаются в его социальной политике, которая в соответствии с Конституцией РФ (ст. 7) направлена "на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека". Социальная сфера перекликается с другими.
1. Охрана труда и здоровья людей.
стипендии в период профессиональной подготовки, переподготовки или повышения квалификации; пособия по безработице; возможности для участия в оплачиваемых общественных работах, здоровые и безопасные условия труда
2. Установление гарантированного минимального размера оплаты труда.
3. Обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан.
4. Развитие системы социального обслуживания. Социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Гражданин (семья) признается нуждающимся в социальном обслуживании по следующим основаниям:
1) частичная или полная утрата способности к самообслуживанию и/или передвижению в связи с пожилым возрастом (женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет);
2) инвалидность;
3) сиротство, безнадзорность и беспризорность несовершеннолетних;
4) семейное неблагополучие, социально опасное положение (конфликты, жестокое обращение в семье, асоциальное поведение детей и/или родителей, отсутствие одного из родителей либо обоих родителей);
5) наличие ВИЧ-инфицированных членов семьи, членов семьи с устойчивой наркотической или алкогольной зависимостью;
6) наличие в семье инвалидов и/или детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов;
7) признание гражданина (семьи) малоимущим (малоимущей) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о государственной социальной помощи;
8) отсутствие определенного места жительства и определенных занятий, в том числе в связи с освобождением из мест лишения свободы;
9) негативные последствия чрезвычайных ситуаций, вооруженных и межэтнических конфликтов, противоправных действий других лиц, а также катастроф природного и техногенного характера.