Файл: 1. Жизненный цикл и возрастная структура технической системы 3.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 84

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание


Введение 2

1. Жизненный цикл и возрастная структура технической системы 3

1.1 Возрастная структура и реализуемые показатели качества автомобиля и парка 6

1.2 Управление возрастной структурой парка 10

2. Основы работоспособности технической системы 15

2.1 Понятие об отказах и неисправностях 16

2.2 Основные признаки неисправности 18

2.3 Нормативная база технической системы 21

Заключение 23

Список литературы 24



Введение


В наше время автомобильный транспорт как техническая система имеет очень большое значение, по объему перевозок грузов и пассажиров. Автомобильный парк нашей страны с каждым годом непрерывно увеличивается и составляет основу транспортной системы, обеспечивая потребности населения.

Актуальность темы. Средний возраст и возрастная структура парков достаточно стабильны для отрасли и объединений, но для отдельных автотранспортных предприятий (АТП) могут существенно изменяться за небольшие промежутки времени, что не может не отразится на показателях эффективности работы парка в целом (коэффициент технической готовности, производительность, потребность в рабочей силе, потребность в производственно технической базе), т.е. возрастная структура парка существенно влияет на работу технической эксплуатации автомобилей (ТЭА) и автомобильного транспорта в целом. Поэтому необходимо, во-первых, правильно определять существующую возрастную структуру парка; во-вторых, прогнозировать ее с учетом объема поставки новых и списанных старых автомобилей; в-третьих, управлять возрастной структурой парков.

Цель - управление возрастной структурой парка АТП.

Задачи:

- определить жизненный цикл и возрастная структура технической системы;

- изучить возрастную структуру и реализуемые показатели качества автомобиля и парка;

- проанализировать управление возрастной структурой парка;

- исследовать основы работоспособности технической системы.

1. Жизненный цикл и возрастная структура технической системы

Любое изделие или услуга зарождаются в ответ на потребности общества, воспроизводят (обновляются) в течение определенного времени, со временем устаревают, заменяются более совершенными и постепенно изымаются из сферы эксплуатации (применения). Все это составляет жизненный цикл системы и ее отдельных элементов, которые могут различаться. Типичным примером технической системы является автомобильный парк определенной модели, например, автобусов «ЛИАЗ». Парк таких автобусов существует уже более 30 лет. Элементами этой системы являются конкретные автобусы, срок службы которых в городских условиях составляет 5…7 лет, а списание осуществляется при наработке 500…700 тыс. км.


Полный жизненный цикл технической системы, охватывающий науку – технику – производство – эксплуатацию, включает следующие основные этапы.

  1. Возникновение идеи на основании потребностей рынка, научного предложения, гипотезы или открытия. Например, идея применения газомоторного топлива на транспорте, диктуемая возможным дефицитом жидкого топлива и экологического требованиями.

  2. Выдвижение теории, применительно к техническим, технологическим и организационным решениям, т.е. известной комбинации существующих знаний, методов, технологических и других приемов, которые могут дать необходимый эффект. На этом этапе определяются схемы соответствующих решений, предполагаемый потребитель и масштабы применения нововведения.

  3. Проверка теории или концепции проекта путем лабораторного эксперимента, демонстрирующего правильность теории или принципиальную осуществимость проекта.

  4. Опытная проверка, обеспечивающая получение полезного эффекта в принципиально пригодной для практического использования форме. Это может быть модель технического устройства, образец материала, процесс, пробная услуга и т.д.

  5. Эксплуатационные испытания или рыночная апробация, демонстрирующие работоспособность нового технического средства или процесса. Для услуг проверяется их восприимчивость и востребованность потенциальными потребителями и уточняется возможный спрос. На основании этого этапа определяются направления доработки или переработки изделия, или услуг, уточняются требования к сфере эксплуатации. Например, применительно к газомоторному топливу создание сети газозаправочных пунктов, переоборудование автомобилей, приспособление производственно-технической базы к обслуживанию газобаллонных автомобилей, подготовка персонала и др.

  6. Промышленное внедрение, означающее начало производства нового технического средства или предоставление новой услуги, характеризующее готовность к их практическому применению.

  7. Внедрение, позволяющее оценить действительный эффект и рыночную нишу с учетом ряда факторов, которые невозможно было полностью учесть на начальных стадиях.

  8. Постепенная замена изделия, услуги, технологии нововведениями – формирование новой или обновленной системы.

  9. Вывод из эксплуатации устаревающих элементов системы и их постепенная замена новыми следующими поколениями.

  10. Частичное вторичное использование подсистем и элементов старой системы.


Жизненный цикл элементов системы проще и короче жизненного цикла самой системы. Например, жизненный цикл элемента большой системы (автомобильного парка) – автомобиля складывается из его приобретения и обкатки, перевозочного процесса, хранения, технического обслуживания и ремонта, модернизации; списания (перепродажи) и утилизации. Показателем жизненного цикла элемента является его ресурс, т.е. наработка (часы, км) до списания или реализации. Абсолютное большинство свойств автомобиля (см. «Теоретические основы технической эксплуатации» дисциплины «Техническая эксплуатация автомобилей») ухудшается по мере его старения (таблица 1, 2), что влияет на показатели качества не только конкретного автомобиля, но и вышестоящей системы – автомобильного парка, в котором могут быть автомобили разных возрастных групп (рис. 1).

Таблица 1 Технико-эксплуатационные показатели работы автобуса на городских маршрутах

Интервал пробега с начала эксплуатации, тыс. км

Коэффициенты (готовность, выпуск), %

Наработка на операцию ремонта, %

Наработка на линейный отказ, %

Доходы на один автобус, %

Потери линейного времени по техн. причинам, случай/час, %

Удельный простой в ремонте, %

αт

αв

0-100

100

100

100

100

100

100/100

100

101-200

98

98

87

68

99

156/138

122

201-300

93

92

49

52

82

200/174

176

301-400

83

84

38

30

64

344/304

250

Свыше 400

75

74

34

24

41

441/388

297



Таблица 2 Средний годовой пробег легковых автомобилей в США

Годовой пробег

Годы эксплуатации

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

тыс. км

28,7

25,2

20,2

17,9

16,1

14,7

13,9

11,6

10,4

8,0

%

100

89

71

63

56

52

49

41

36

28




Рис.1 Гистограмма распределения парка по возрастным группам

1.1 Возрастная структура и реализуемые показатели качества автомобиля и парка


Под возрастной структурой (ВС) принимается количественное или качественное распределение автомобильного парка по имеющимся возрастным группам (см. рис.2.1). Удельный вес автомобилей данной возрастной группы j в парке в момент времени i (например, в 2010 г.) определяется:



где Aj – размер парка в момент времени i, являющийся календарным временем существования данного парка;

Aij – количество автомобилей j-й возрастной группы в парке в момент времени i:



Возрастная группа j может исчисляться в годах или км пробега.

Возрастная группировка парка по пробегу лучше отражает надежностные свойства автомобилей, но более сложна в расчетах из-за падения годовой наработки в км при старении автомобилей (см. табл. 1).

Реализуемый показатель качества автомобиля - это средний показатель конкретного свойства автомобиля, определенный за заданную наработку. Чаще всего – это наработка до списания tсп или продажи (см. рис. 2)



где Пj – показатель качества автомобиля j-й возрастной группы.




Рис.2 Изменение показателей качества за срок службы автомобиля
Реализуемый показатель качества автомобиля зависит от его возраста. Например, реализуемый показатель – среднегодовой пробег за первые три года эксплуатации составляет (см. табл. 2) тыс. км, а за десять лет эксплуатации только тыс. км.

Отсюда важность определения рационального срока службы изделия.

Реализуемый показатель качества парка как системы определяется возрастной структурой парка в момент времени i:



При определенных свойствах автомобиля как подсистемы, т.е. значениях Пj, tсп реализуемый показатель качества автомобиля постоянен , а для парка (системы) он зависит от его возрастной структуры аij, т.е. . На этом основано управление реализуемыми показателями качества парка.

Рассмотрим пример, иллюстрирующий влияние возрастной структуры парка на показатели эффективности (см. табл. 1, 3).

Рассмотренный в примере реализуемый показатель качества автомобиля (простои в ремонте) при tсп = j = 5 равен



Таблица 3 Влияние возрастной структуры на реализуемые показатели качества автомобиля и парка

Возраст автомобиля

Удельный простой в работе

Удельный вес автомобилей возраста j в парке в момент i, aij

Группа

j

Интервал наработки, тыс. км

%, j

I, i=1

II, i=2

III, i=3

1

0-100

100

0,2(20%)

0,1

0,2

2

101-200

122

0,2(20%)

0,1

0,4

3

201-300

176

0,2(20%)

0,3

0,2

4

301-400

250

0,2(20%)

0,3

0,2

5

Cвыше 400

297

0,2(20%)

0,2

-

Реализуемый показатель качества автомобиля,

189

189

189

162

То же, парка, Пj

-

189

209,4

154