Файл: 1. Жизненный цикл и возрастная структура технической системы 3.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 85

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Работоспособность агрегата (изделия) - состояние агрегата (изделия), при котором он (оно) может выполнять заданные функции с параметрами, значение которых соответствует технической документации, т.е. в интервале от Y нормального до Y предельного.

Ответственность за обеспечение работоспособности транспортного средства (производственно-техническая база, станция технического обслуживания, сервиса и т.п,) вместе с ИТС несут:

  1. подразделения обеспечения персоналом (управления и отделы кадров, организация труда и заработной платы) за укомплектованность ремонтно- обслуживающим персоналом;

  2. подразделение материально- техническая служба за обеспечение запасными частями, технологическим оборудованием, оснасткой и инструментом;

  3. подразделение механика за качественное содержание ПТБ;

  4. подразделение технического контроля за проведение контроля технического состояния автотранспортного парка (автомобиля), технологического оборудования, стендов, постов обслуживания и т.п.;

  5. планово-экономическое и финансовые подразделения за качественную организацию учёта ответственности, проведение анализа и планирование показателей обеспечения работоспособного предприятия.

Причиной снижения работоспособности технической системы автомобиля является износ или поломка его основных агрегатов: двигателя, рулевого управления, тормозной системы, аккумуляторной батареи, и т.п.

Неработоспособность - состояние объекта, при котором значение хотя бы одного параметра, характеризующего способность выполнять заданные функции, не соответствует требованиям нормативной документации.

Предельное состояние - состояние объекта (технической системы), при котором его дальнейшая эксплуатация недопустима или нецелесообразна, либо восстановление его работоспособного состояния невозможно или нецелесообразно.

Критерий предельного состояния - признак или совокупность признаков предельного состояния объекта (технической системы), установленные нормативной документацией.

Примечание. В зависимости от условий эксплуатации для одного и того же объекта (технической системы) могут быть установлены два и более критериев предельного состояния.

Непосредственно по износу определяют только техническое состояние шин, коробки передач, заднего моста, рулевого управления соответственно изменение высоты протектора, по шуму (зазору) в коробке передач и мосту, в шарнирах и других сопряжениях.


Для поддержания работоспособности технической системы (автомобильного транспорта) необходимо осуществлять планово- предупредительное обслуживание и ремонт.

2.1 Понятие об отказах и неисправностях


В соответствии (ГОСТ 27.002 - 89) отказ – нарушение работоспособности технической системы является следствием недопустимого изменения её параметров или свойств под влиянием внутренних физико- химических процессов и внешних механических, климатических или иных воздействий.

Для предупреждения отказов и неисправностей, а также выявления их источников, предъявления претензий и рекламаций изготовителю необходимо знать причины и механизмы возникновения и проявления отказов, а также их влияние на надежность и работоспособность автомобиля в целом, т.е. на его способность выполнять транспортный процесс

Основными видами отказов являются.

Ресурсный отказ – отказ, в результате которого объект достигает предельного состояния.

Внезапный отказ – отказ, характеризующийся скачкообразным изменением значений одного или нескольких параметров объекта.

Постепенный отказ – отказ, возникающий в результате постепенного изменения значений одного или нескольких параметров объекта.

Конструктивный отказ – отказ, возникший по причине, связанной с несовершенством или нарушением установленных правил или норм проектирования и конструирования.

Производственный отказ – отказ, возникший по причине, связанной с несовершенством или нарушением установленного процесса изготовления или ремонта, выполняемого на ремонтном предприятии.

Эксплуатационный отказ – отказ, возникший по причине, связанной с нарушением установленных правил и (или) условий эксплуатации.

Отказ работоспособности автомобиля фиксируется в следующих случаях, связанных с техническим состоянием:

  • опоздание с выходом на линию;

  • прекращение уже начатого транспортного процесса (линейный отказ);

  • досрочный возврат с линии (неполное выполнение задания);

  • принудительное обоснованное недопущение к работе или прекращение работы автомобиля на линии контрольными органами (ГИБДД, транспортная инспекция, экологическая полиция).

Все остальные отклонения технического состояния от нормы классифицируются как неисправности автомобиля.


2.2 Основные признаки неисправности


Неисправность – это результат разрушительного процесса, который начался и продолжается уже какое-то время. Исключение составляют поломки, вызванные дорожно-транспортными происшествиями.

Идеальный случай, если удается обнаружить неисправность в момент ее зарождения или созревания, но это удается, к сожалению, не всегда и не всем. Почти каждая созревающая неисправность чем- то себя выдает, и надо обладать высоким профессиональным мастерством и интуицией, чтобы это разгадать.

Автомобиль состоит из нескольких тысяч деталей, объединенных в узлы и агрегаты, разнообразие возможных неисправностей может быть весьма многочисленными.

Основными признаками неисправности коробки передачи и раздаточной коробки являются: шум при работе, повышенный нагрев, самопроизвольное выключение передач, утечка масла.

К основным неисправностям карданной передачи относится: вибрация карданных валов, рывки и удары.

Неисправность рулевого управления: повышенный люфт, т.е. поворот, превышающий 15°; заедание рулевого управления, появление стуков и люфта, глухой стук издают при резком повороте автомобиля рулевой механизм и шарниры.

При ослаблении затяжки болтов крепления колес, трогании с места можно услышать перестук и поскрипывание.

При увеличенном люфте подшипников ступиц, издаётся глухой стук (удар). Монотонный гул при движении и хрустящий при повороте выдают вышедший из строя подшипник ступицы переднего колеса. Характерно стучат амортизаторы и изношенные шарниры передней подвески. Хотя и говорят, что стучат амортизаторы, но, как правило, чаще стук издают места крепления амортизаторов в связи с износом резиновых втулок. Характерные шумы издают вышедшие из строя подшипники: подшипник выжимного сцепления, генератора, водяного насоса, первичного вала коробки передач.

Двигатель не поворачивается стартером

Стартер питает аккумуляторная батарея, к ней и верные претензии. Замерив плотность электролита, состояние клемм и их затяжку, можно безошибочно определить причастность аккумуляторной батареи к неисправности. Если батарея не при чем, виноват сам стартер, и им должны заняться специалисты. Можно проверить надежность присоединения проводов и нет ли внешних обрывов.

Виновником может быть и замок зажигания. Он имеет контакты, на которые с помощью штекеров надеваются провода. Случается, штекер отсоединяется и цепь разорвана. Могут быть окислены и контакты, тогда они теряют токопроводимость.


Система смазки. Внешними признаками неисправности системы являются потеря герметичности, загрязнение масла и несоответствие давления в системе нормативным значениям.

При падении давления до 0,09- 0,04 МПа на щитке приборов ряда автомобилей загорается сигнальная лампа.

Указатели давления масла в течение эксплуатации могут начать работать с погрешностью.

В процессе работы в системе смазки накапливаются осадки, состоящие из продуктов неполного сгорания топлива и окисления масла. Присадки масел также способствуют отложениям.

Пониженное давление в системе является результатом недостаточного уровня масла, разжижения или применения масла пониженной вязкости, загрязнения сетки маслозаборника, фильтров, износа деталей, заедания перепускного клапана в открытом положении.

Система охлаждения. Внешними признаками неисправности системы охлаждения являются перегрев или недостаточный прогрев двигателя, потеря герметичности. Перегрев возможен даже при небольшом снижении уровня охлаждающей жидкости в системе.

Эффективность работы системы охлаждения снижается и при ослаблении натяжения ремня вентилятора.

Неисправный термостат также может быть причиной неисправного функционирования системы охлаждения.

У двигателей с принудительным отключением-включением вентилятора может быть отказ датчика, управляющего его работой.

Возможные неисправности подвесок

В процессе эксплуатации автомобиля могут возникать следующие неисправности подвески:

  • в рессорах - обломы, трещины и снижение упругости листов рессор, износ листов, резиновых подушек, хомутов, пальцев верхних и нижних опор, серег;

  • у амортизаторов - засорение клапанов, износ штока и поршня цилиндров, подтекание жидкости;

  • в направляющем устройстве и стабилизаторах – износ шаровых соединений, резиновых втулок.

Неисправные рессоры заменяют или ремонтируют. При сборке листы смазывают графитной смазкой.

Неисправность цепи привода газораспределительного механизма

Цепь имеет сколы и трещины, вытянута более чем на 4 мм.

Неисправность свечей зажигания:

  1. Закоксованы свечи.

  2. Наличие трещин и сколов изолятора, нарушена герметичность свечи.

  3. Увеличен зазор между электродами более 0,6 мм.

Примерное распределение отказов и неисправностей по агрегатам, системам и узлам автомобиля за период эксплуатации до первого капитального ремонта приведено в табл.6

Таблица 6 Отказы и неисправности, %

Агрегат, система, узел автомобиля

Отказы

Неисправности

  1. Двигатель

12

3

Системы:

Охлаждения

Питания и смазки

Зажигания

Электрооборудование

Сцепление

КИП и раздатка

Карданная передача

Ведущие мосты

Ходовая часть

Тормозная система

Пневмо оборудование

Рулевое управление







8

3

6

5

3

1

4

9

10

8

3

2

14

2

16

18

12

25

1

2

3

3

8

9

Итого

100

100



2.3 Нормативная база технической системы


Информационное обеспечение включает в себя составной частью нормативно-справочное обеспечение, составляющее до 60…70% от общего объема информации, используемой в управлении автотранспортным производством.

Нормативная база представляет собой систему норм, устанавливающих количественные характеристики использования различных ресурсов, показателей, параметров состояния автомобилей и процессов. Наличие нормативной базы в системе управления позволяет принимать однозначные решения и последующие управленческие воздействия на автомобили, и соответствующие процессы.

Все сферы деятельности автомобильного транспорта, такие, как автомобильные перевозки грузов и пассажиров; ТО и ТР подвижного состава; ремонт автомобильных шин и аккумуляторных батарей; оборудование для ТО и ТР подвижного состава; средства механизации погрузочно-разгрузочных работ и др. – регламентированы правилами и нормами, которые могут быть государственными, отраслевыми и нормативными предприятиями. Всего в системе автомобильного транспорта Российской Федерации действует свыше 500 наименований нормативных