Файл: 1. Жизненный цикл и возрастная структура технической системы 3.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 85
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Работоспособность агрегата (изделия) - состояние агрегата (изделия), при котором он (оно) может выполнять заданные функции с параметрами, значение которых соответствует технической документации, т.е. в интервале от Y нормального до Y предельного.
Ответственность за обеспечение работоспособности транспортного средства (производственно-техническая база, станция технического обслуживания, сервиса и т.п,) вместе с ИТС несут:
-
подразделения обеспечения персоналом (управления и отделы кадров, организация труда и заработной платы) за укомплектованность ремонтно- обслуживающим персоналом; -
подразделение материально- техническая служба за обеспечение запасными частями, технологическим оборудованием, оснасткой и инструментом; -
подразделение механика за качественное содержание ПТБ; -
подразделение технического контроля за проведение контроля технического состояния автотранспортного парка (автомобиля), технологического оборудования, стендов, постов обслуживания и т.п.; -
планово-экономическое и финансовые подразделения за качественную организацию учёта ответственности, проведение анализа и планирование показателей обеспечения работоспособного предприятия.
Причиной снижения работоспособности технической системы автомобиля является износ или поломка его основных агрегатов: двигателя, рулевого управления, тормозной системы, аккумуляторной батареи, и т.п.
Неработоспособность - состояние объекта, при котором значение хотя бы одного параметра, характеризующего способность выполнять заданные функции, не соответствует требованиям нормативной документации.
Предельное состояние - состояние объекта (технической системы), при котором его дальнейшая эксплуатация недопустима или нецелесообразна, либо восстановление его работоспособного состояния невозможно или нецелесообразно.
Критерий предельного состояния - признак или совокупность признаков предельного состояния объекта (технической системы), установленные нормативной документацией.
Примечание. В зависимости от условий эксплуатации для одного и того же объекта (технической системы) могут быть установлены два и более критериев предельного состояния.
Непосредственно по износу определяют только техническое состояние шин, коробки передач, заднего моста, рулевого управления соответственно изменение высоты протектора, по шуму (зазору) в коробке передач и мосту, в шарнирах и других сопряжениях.
Для поддержания работоспособности технической системы (автомобильного транспорта) необходимо осуществлять планово- предупредительное обслуживание и ремонт.
2.1 Понятие об отказах и неисправностях
В соответствии (ГОСТ 27.002 - 89) отказ – нарушение работоспособности технической системы является следствием недопустимого изменения её параметров или свойств под влиянием внутренних физико- химических процессов и внешних механических, климатических или иных воздействий.
Для предупреждения отказов и неисправностей, а также выявления их источников, предъявления претензий и рекламаций изготовителю необходимо знать причины и механизмы возникновения и проявления отказов, а также их влияние на надежность и работоспособность автомобиля в целом, т.е. на его способность выполнять транспортный процесс
Основными видами отказов являются.
Ресурсный отказ – отказ, в результате которого объект достигает предельного состояния.
Внезапный отказ – отказ, характеризующийся скачкообразным изменением значений одного или нескольких параметров объекта.
Постепенный отказ – отказ, возникающий в результате постепенного изменения значений одного или нескольких параметров объекта.
Конструктивный отказ – отказ, возникший по причине, связанной с несовершенством или нарушением установленных правил или норм проектирования и конструирования.
Производственный отказ – отказ, возникший по причине, связанной с несовершенством или нарушением установленного процесса изготовления или ремонта, выполняемого на ремонтном предприятии.
Эксплуатационный отказ – отказ, возникший по причине, связанной с нарушением установленных правил и (или) условий эксплуатации.
Отказ работоспособности автомобиля фиксируется в следующих случаях, связанных с техническим состоянием:
-
опоздание с выходом на линию; -
прекращение уже начатого транспортного процесса (линейный отказ); -
досрочный возврат с линии (неполное выполнение задания); -
принудительное обоснованное недопущение к работе или прекращение работы автомобиля на линии контрольными органами (ГИБДД, транспортная инспекция, экологическая полиция).
Все остальные отклонения технического состояния от нормы классифицируются как неисправности автомобиля.
2.2 Основные признаки неисправности
Неисправность – это результат разрушительного процесса, который начался и продолжается уже какое-то время. Исключение составляют поломки, вызванные дорожно-транспортными происшествиями.
Идеальный случай, если удается обнаружить неисправность в момент ее зарождения или созревания, но это удается, к сожалению, не всегда и не всем. Почти каждая созревающая неисправность чем- то себя выдает, и надо обладать высоким профессиональным мастерством и интуицией, чтобы это разгадать.
Автомобиль состоит из нескольких тысяч деталей, объединенных в узлы и агрегаты, разнообразие возможных неисправностей может быть весьма многочисленными.
Основными признаками неисправности коробки передачи и раздаточной коробки являются: шум при работе, повышенный нагрев, самопроизвольное выключение передач, утечка масла.
К основным неисправностям карданной передачи относится: вибрация карданных валов, рывки и удары.
Неисправность рулевого управления: повышенный люфт, т.е. поворот, превышающий 15°; заедание рулевого управления, появление стуков и люфта, глухой стук издают при резком повороте автомобиля рулевой механизм и шарниры.
При ослаблении затяжки болтов крепления колес, трогании с места можно услышать перестук и поскрипывание.
При увеличенном люфте подшипников ступиц, издаётся глухой стук (удар). Монотонный гул при движении и хрустящий при повороте выдают вышедший из строя подшипник ступицы переднего колеса. Характерно стучат амортизаторы и изношенные шарниры передней подвески. Хотя и говорят, что стучат амортизаторы, но, как правило, чаще стук издают места крепления амортизаторов в связи с износом резиновых втулок. Характерные шумы издают вышедшие из строя подшипники: подшипник выжимного сцепления, генератора, водяного насоса, первичного вала коробки передач.
Двигатель не поворачивается стартером
Стартер питает аккумуляторная батарея, к ней и верные претензии. Замерив плотность электролита, состояние клемм и их затяжку, можно безошибочно определить причастность аккумуляторной батареи к неисправности. Если батарея не при чем, виноват сам стартер, и им должны заняться специалисты. Можно проверить надежность присоединения проводов и нет ли внешних обрывов.
Виновником может быть и замок зажигания. Он имеет контакты, на которые с помощью штекеров надеваются провода. Случается, штекер отсоединяется и цепь разорвана. Могут быть окислены и контакты, тогда они теряют токопроводимость.
Система смазки. Внешними признаками неисправности системы являются потеря герметичности, загрязнение масла и несоответствие давления в системе нормативным значениям.
При падении давления до 0,09- 0,04 МПа на щитке приборов ряда автомобилей загорается сигнальная лампа.
Указатели давления масла в течение эксплуатации могут начать работать с погрешностью.
В процессе работы в системе смазки накапливаются осадки, состоящие из продуктов неполного сгорания топлива и окисления масла. Присадки масел также способствуют отложениям.
Пониженное давление в системе является результатом недостаточного уровня масла, разжижения или применения масла пониженной вязкости, загрязнения сетки маслозаборника, фильтров, износа деталей, заедания перепускного клапана в открытом положении.
Система охлаждения. Внешними признаками неисправности системы охлаждения являются перегрев или недостаточный прогрев двигателя, потеря герметичности. Перегрев возможен даже при небольшом снижении уровня охлаждающей жидкости в системе.
Эффективность работы системы охлаждения снижается и при ослаблении натяжения ремня вентилятора.
Неисправный термостат также может быть причиной неисправного функционирования системы охлаждения.
У двигателей с принудительным отключением-включением вентилятора может быть отказ датчика, управляющего его работой.
Возможные неисправности подвесок
В процессе эксплуатации автомобиля могут возникать следующие неисправности подвески:
-
в рессорах - обломы, трещины и снижение упругости листов рессор, износ листов, резиновых подушек, хомутов, пальцев верхних и нижних опор, серег; -
у амортизаторов - засорение клапанов, износ штока и поршня цилиндров, подтекание жидкости; -
в направляющем устройстве и стабилизаторах – износ шаровых соединений, резиновых втулок.
Неисправные рессоры заменяют или ремонтируют. При сборке листы смазывают графитной смазкой.
Неисправность цепи привода газораспределительного механизма
Цепь имеет сколы и трещины, вытянута более чем на 4 мм.
Неисправность свечей зажигания:
-
Закоксованы свечи. -
Наличие трещин и сколов изолятора, нарушена герметичность свечи. -
Увеличен зазор между электродами более 0,6 мм.
Примерное распределение отказов и неисправностей по агрегатам, системам и узлам автомобиля за период эксплуатации до первого капитального ремонта приведено в табл.6
Таблица 6 Отказы и неисправности, %
Агрегат, система, узел автомобиля | Отказы | Неисправности |
| 12 | 3 |
Системы: Охлаждения Питания и смазки Зажигания Электрооборудование Сцепление КИП и раздатка Карданная передача Ведущие мосты Ходовая часть Тормозная система Пневмо оборудование Рулевое управление | | |
8 | 3 | |
6 | 5 | |
3 | 1 | |
4 | 9 | |
10 | 8 | |
3 | 2 | |
14 | 2 | |
16 | 18 | |
12 | 25 | |
1 | 2 | |
3 | 3 | |
8 | 9 | |
Итого | 100 | 100 |
2.3 Нормативная база технической системы
Информационное обеспечение включает в себя составной частью нормативно-справочное обеспечение, составляющее до 60…70% от общего объема информации, используемой в управлении автотранспортным производством.
Нормативная база представляет собой систему норм, устанавливающих количественные характеристики использования различных ресурсов, показателей, параметров состояния автомобилей и процессов. Наличие нормативной базы в системе управления позволяет принимать однозначные решения и последующие управленческие воздействия на автомобили, и соответствующие процессы.
Все сферы деятельности автомобильного транспорта, такие, как автомобильные перевозки грузов и пассажиров; ТО и ТР подвижного состава; ремонт автомобильных шин и аккумуляторных батарей; оборудование для ТО и ТР подвижного состава; средства механизации погрузочно-разгрузочных работ и др. – регламентированы правилами и нормами, которые могут быть государственными, отраслевыми и нормативными предприятиями. Всего в системе автомобильного транспорта Российской Федерации действует свыше 500 наименований нормативных