Файл: Профессиональное образовательное частное учреждение колледж инновационных технологий и сервиса.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 46
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Использование цветокоррекции может помочь огромному количеству людей облегчить различные симптомы, такие как: проявление аутичных черт(ориентация в пространстве и времени , выбор одежды, улучшение восприятия вкусовых качеств блюд, улучшение восприятия лиц и эмоций других людей), облегчит процесс письма и чтения, улучшит почерк , облегчит восприятие прочитанного текста и вычислительные операции; поможет в борьбе с нистагмом, фотофобией, снизит зрительное утомление, возможно даже повысит остроту зрения, поле зрения, и улучшит характер зрения и восприятие цветов. Как выяснилось в ходе изучения вопроса, спектр патологий, в котором может помочь цветокоррекция зрения, крайне велик, что даёт возможность для широкой практической реализации и последующего изучения этого метода воздействия.
Практика цветокоррекции требует высокого уровня вовлеченности специалиста в данную тему. Использование методики подразумевает знание в различных областях: офтальмологии, оптометрии, дефектологии, логопедии, нейропсихологии, неврологии, психологии и коррекционной педагогики.
Всерьез изучением вопроса и разработкой методик цветокоррекции стали заниматься не так давно, около 20 лет назад, истоки исследования находятся в США. Родоначальниками направления являются оптометрист И. Джордан и школьный учитель Х. Ирлен, именно они положили начало развитию этой области оптометрии. За рубежом на оптометриста учат в высших учебных заведениях, в курс обучения включен раздел «цветокоррекция зрения». Однако, в нашей стране лишь изучением этого вопроса начали заниматься не так давно, 7 лет назад. На данный момент с методикой цветокоррекции знаком ограниченный круг специалистов, обучение по этой теме совершенно не развито, редко встречаются частные практические курсы от практикующих специалистов. На курсы обычно набираются небольшие группы слушателей, так как встречи в основном происходят очно, на коммерческой основе. Обучение крайне сжатое, в лучшем случае длится неделю, конечно за столь сжатый временной промежуток крайне затруднительно освоить столь широкий раздел оптометрии.
В нашей стране, студентов средне-специальных медицинских учреждений (даже обучающихся по специальности медицинская оптика) и медицинских вузов не знакомят с этой областью оптометрии, что затрудняет распространение и последующую разработку темы, ограничивает предложение и распространение услуги в оптических салонах. Хоть за последние годы нашим соотечественникам и удалось создать новые методы цветокоррекции и адаптировать их к применению в некоторых центрах коррекции зрения, все же невозможно за столь ограниченный временной промежуток распространить услугу среди широких слоёв населения.
На данный момент цветокоррекцию подбирают всего в нескольких городах России, конечно же потребуется еще не одно десятилетие чтобы развить это направление и включить этот раздел оптометрии в учебный план студентов.
В ходе выпускной квалификационной работы были проработаны следующие задачи:
-
изучены терапевтические возможности цветных очковых линз; -
рассмотрено применение цветных очковых линз для коррекции зрительных нарушений; -
рассмотрены основные этапы и методы цветокоррекции зрения.
В заключение можно сказать, что проблема цветокоррекции в России актуальна как никогда в связи с ростом зрительных и эмоциональных нагрузок. Тем временем, ее изучение находится на истоке. Практикующим специалистам потребуется много времени и усилий, для того чтобы развить данное направление в нашей стране.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
-
Абугова Т.Д., Цветотестирование и цветокоррекция. The EYE ГЛАЗ., 2021, - 53-58с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://doi.org/10.33791/2222-4408-2021-1-53-58 (дата обращения 15.05.2022). -
Абугова Т.Д, Новые возможности цветокоррекции. - М.: Оптический MAGAZINE №2, 2018, -10-23с. -
Джордан И., Зрительная дислексия. Признаки, симптомы и критерии оценки. –М.: Перевод Смиренской Ю., 2016г. 17с. -
Логан Э., Гордон Г., Лоффер Г., Восприятие лиц, норма и патология – значение для оптометриста. –М.: 2014г. 97-10с. -
Джордан И., Нарушение зрительного восприятия при дислексии. -М.: МЦ «Невро-Мед», 2017, - 24 с. -
Левашов О. В., Зрение, мозг, движение. -М.: Союзкнига, 2018, - 124 с. -
Пиотровская М., Дислексия.: -М.: Ассоциация родителей и детей с дислексией, 2018, - 42 с. -
Носенко И.А., Основы оптометрии. Практикум. –М.: Феникс, 2015 г. 35с. -
Кушель Т., Певко Д., Справочник медицинского оптика. Часть первая Основы физической оптики, физиология зрения, контактная коррекция, очковые линзы. – М.: 2016 г. – 192с., режим доступа: https://www.weboptica.ru/book/1.pdf. -
Игнатьев С.А., Шаповалов С.Л, Милявская Т.И., Справочник по клинической оптометрии. –М.: 2014г.86с. -
Лоскутов И.А., Корнеева А.В., Современная оптометрия. Краткое руководство. – М.: ГЭОТАР-Медицина, 2021г. 143-146с. -
Ринская Н.В., Настольная книга оптометриста. Алгоритм подбора рефракции: Учебное пособие 2ое издание. – М.:2019г. 18-24с. -
Слюсарев Г.Г., Геометрическая оптика. – М.: URSS, 2019г. 25с. -
Можаров Г.А., Геометрическая оптика. Учебное пособие. - М.: Лань, 2019г. 20-34 с. -
Семенович А. В., Введение в нейропсихологию детского возраста: учебное пособие. М.: Генезис, 2018г. - 319 с. -
Цвета. Цвета здоровья. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://swallow3737.ya.ru/replies.xml?item_no=8 (дата обращения 11.05.2022). -
Шкapлoвa C. И., Спектральные фильтры («цветные» очки). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.glazmed.ru/lib/public17/cataract0027.shtm(дата обращения 13.05.2022). -
Спектральные фильтры как вид лечебной коррекции зрения: информационное письмо. Хирургическое лечение катаракты и глаукомы. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.cataract.com.ua/specials/sp_filtr/sp_filtr.htm (дата обращения 14.05.2022). -
Логан Э., Гордон Г., Восприятие лиц, норма и патология - значение для оптометриста. Перевод с английского языка. -М.: Журнал "Современная Оптометрия " номер 3(апрель) 2014 г. -
Сезонное аффективное расстройство. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://sveto- terapia.ru/articles/seasonal- affective- disorder (дата обращения 14.05.2022).
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Ваза-тест на баланс белого.
Приложение 2
Тест с клетками-ярко черного цвета.
Приложение 3
Сетка с тонкими линями.
Приложение 4
Тест Амслера.
Приложение 5
Лучистая фигура с толстыми острыми лучами.
Приложение 6
Концентрические круги с белым центром.
Приложение 7
Пробный набор лорнетов с цветными фильтрами.
Приложение 8
Применение накладок оверлей.
Приложение 9
Анкета-опросник.
Скрининг пациента для коррекции цветом
№ | Вопрос | Да | Нет |
1 | Трудно ли Вам читать? | | |
2 | Трудно ли Вам смотреть на белый лист бумаги, книги? | | |
3 | Теряете ли Вы место, где читали? | | |
4 | Пропускаете ли Вы строку при чтении? | | |
5 | Бывает ли, что при чтении Вы пропускаете или заменяете слова? | | |
6 | Бывает ли, что Вы заменяете окончания слов при чтении? | | |
7 | Искажаются ли буквы на листе книги? | | |
8 | Бывает ли текст книги подвижным? Например, буквы на листе «прыгают» или «вибрируют?» | | |
9 | Переворачиваются ли буквы слева-направо или вверх-вниз? | | |
10 | Расплываются ли буквы в книге? | | |
11 | Бывает ли, что слова в книге исчезают? | | |
12 | Бывает ли, что слова в книге «собираются в кучку» и их трудно разобрать? | | |
13 | Видите ли Вы две буквы там, где должна быть одна? | | |
14 | Кажется ли Вам страница в книге объемной «как 3D», выпуклой или вогнутой в каких-то местах? | | |
15 | Замечаете ли Вы мелькания или вспышки света на листе бумаги или на страницекниги? | | |
16 | Можете ли вы читать долго: сколько страниц в книге можете прочитать без перерыва? | | |
17 | Ощущаете ли Вы разницу при чтении в разных условиях освещения? Труднее личитать при люминесцентном освещении в классе? | | |
18 | Бывают ли у Вас головные боли после чтения? | | |
Анкета-опросник №2
Скрининг пациента с расстройствами аутистического спектра.
Поставлен ли диагноз, и если да, то какой? | |
Проводился ли осмотр офтальмологом и когда? | |
Выявлены ли какие-либо нарушения зрения? | |
Использует ли обследуемый очки или КЛ? | |
Есть ли у человека, которого Вы хотите обследовать (можете ответить, обвести, подчеркнуть или выделить цветом то, что есть): | |
Отсутствие или нарушение речи | |
Эпилепсия | |
Тревожность. Плохой сон. Страхи. Депрессивное поведение | |
Свойственна ли Вашему ребенку гиперактивность? Замечали ли Вы агрессию? Случались ли самоповреждающие действия? | |
Бывали ли у Вашего ребенка случаи, когда он убегал в неизвестном направлении? Случались ли опасные ситуации? | |
Замечали ли Вы когда-либо повторяющееся поведение или действия? | |
Были ли у ребенка тики? | |
| |
Трудно ли ему смотреть в глаза? | |
Правильно ли он понимает жесты? | |
Часто ли он рассматривает предметы или игрушки, очень близко поднося их к глазам? | |
Замечаете ли Вы у него повышенный интерес к разнымобъектам, особенно находящимся в движении? | |
| |
Есть ли у него безразличие к чувству боли? | |
Есть ли у него изменения в восприятии температуры при выборе одежды? | |
Бывает ли у него плохая переносимость разной одежды, нежелание надеть что-то новое? | |
| |
Мешают ли ему громкие звуки? Бывает ли, что он закрывает уши руками, когда в комнате или на улице тихо? | |
| |
Есть ли у него избирательность в еде и трудности с выбором еды? Бывает ли, что он долго держит пищу во рту, не проглатывая ее? | |
Часто ли бывают боли в животе, рефлюкс, поносы или запоры? | |