Файл: Профессиональное образовательное частное учреждение колледж инновационных технологий и сервиса.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 50
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1 Анкетирование.
2 Офтальмологический и оптометрический осмотр.
3 Составления индивидуального плана цветотестирования.
Анкетирование.
При анкетировании просим пациента или его родителей указать на сколько часто или редко они сталкиваются с этими проблемами. 1= никогда .2 = иногда. 3= часто
Анкета
(Никогда =1; Иногда =2; Часто =3)
-
Сложно концентрироваться и продолжительно удерживать внимание; -
Требуется избыточное количество времени для выполнения домашней работы, зрительной нагрузки; -
Жалобы на расплывчатость или двоение во время чтения; -
Жалобы на напряжение в глазах и головные боли во время чтения; -
Частая потеря строки во время чтения или пропуск слов/строки; -
Приближение текста на слишком близкое расстояние при чтении; -
Сложность со списыванием или копированием текста/объектов; -
Сложности с правописанием; -
Использование пальца при чтении, чтобы не потерять строку; -
Часто случайно происходит замена местами букв и чисел, путает похожие слова при чтении, например: «Р» и «Б», «П» и «Ц», «Р» и «Ь», «Е» и «З», «сон» и «нос», 12 и 21; -
Пропуск или путанее коротких слов; -
Сложность сидеть ровно и держать осанку во время чтения или письма; -
Быстрая утомляемость, сонливость после непродолжительного чтения или понимание прочитанного ухудшается со временем; -
Неуклюжесть; -
Трудности в школе, институте, работе.
После заполнения анкеты мы подсчитываем количество балов и интерпретируем результаты анкетирования. На данном этапе могут быть использованы и другие вариации анкет, после заполнения которых не происходит подсчёт балов. (Приложение 9)
Результаты анкетирования:
15-18 -Скорее всего нет зрительных проблем. Однако. в редких случаях, зрительная терапия может помочь улучшить зрительные навыки и функции.
19-27 –Возможно есть зрительные проблемы. Зрительная терапия может помочь в устранении этих проблем и симптомов.
28-45 – Проблемы безусловно имеются. Программа по зрительной терапии может быть рекомендована для устранения зрительных нарушений и вероятно даст положительные плоды.
Оптометрический осмотр
Данный этап включает в себя стандартный оптометрический осмотр. Включает в себя: сбор анамнеза, группу предварительных тестов, объективное исследование (
Кераторефрактометрию), субъективное исследование (затуманивание, растуманивание, определение наилучшей сферы, тесты на уточнение наилучшей сферы, подбор астигматического компонента, определение монокулярной и бинокулярной остроты зрения, определение моторно доминантного глаза, тесты на бинокулярный баланс, тест на характер зрения, определение фории в коррекции и другие бинокулярные тесты, полное исследование зрения в близь).
Первым делом, после полного исследования, назначается полная коррекция, к ней назначается адаптация от 6-8 недель. Если имеются бинокулярные нарушения, с ними тоже нужно разобраться до подбора цветокоррекции, при необходимости может быть назначена визуальная терапия, для их устранения, затем уже подбирается коррекция цвета.
Офтальмологический осмотр
Диагностика проводится с целью выявления всех имеющихся нарушений. Она включает исследование баланса и координации движений, локализации, исследование поля зрения ориентировочным методом, проверку правильности восприятия пространства (метод Пульфриха, оценку правильности восприятия лиц. Используются специальные нейропсихологические тесты (срисовывание домика, проба «Заборчик») для выявления зрительно-пространственных, межполушарных нарушений и оценки целостности восприятия. Полученные диагностические признаки очень важны как для оценки их компенсации цветом, так и для уточнения цветового оттенка.
Высшие мозговые функции, на которые мы можем влиять коррекцией цвета:
-Речь
-Гнозис (знание)
-Праксис (действие)
Речь -это высший мыслительный процесс. Она определяется как выражение мыслей производством артикуляции, имеющих определённое значение.
2 этапа развития речи:
-Начальная ступень: ассоциация определённого слова со зрительным, тактильным, слуховым и другими ощущениями, вызываемые объектами во внешнем мире.
-Вторая стадия: новые нейронные контуры создаются в процессе развития речи. Когда определённое значение придаётся определённым словам, устанавливается путь между слуховой областью (область Хешля 41) и моторной областью мышечной артикуляции (область Брока 44)
Когда ребенок начинает говорить, после 3 х лет, в первую очередь ребенок учится соотносить слово с объектом, ощущением, а уже затем формируются речевые контуры.
Процесс речи включает в себя 2 основных этапа мышления:
-
формирование в уме мыслей, которые нужно выразить, а также выбор слов -
моторный контроль вокализации и сам акт вокализации
Моторная афазия (повреждения области речи Брока)-человек способен решить, что он хочет сказать, но не может заставить вокальную систему испускать слова вместо шумов, это может выражаться как заикание.
Лицевая и ларингеальная области моторной коры активируют эти мышцы.
Мышечные движения рта, языка. гортани, голосовых связок и т. Д. ответственны за интонации. Синхронизацию и быстрые изменения интенсивности последовательности звуков.
Мозжечок, базальные ганглии и сенсорная кора помогают контролировать последовательность и интенсивность мышечных сокращений.
Чтение –речевая функция, тесно связанная с функциями письма и чтения, в их осуществлении принимает участие несколько анализаторов: зрительный, слуховой, двигательный. То есть говорить легче чем читать.
Процесс чтения- способность распознавать и произносить слова.
Визуальная информация с левой стороны отправляется в первичную зрительную кору. Эта информация перемещается в левую зрительную ассоциационную кору (она является областью визуальной формы слова) через мозолистое тело. Чтение и слух взаимосвязаны
Гнозис (знание)-распознавание, благодаря которому человек ориентируется в пространстве. размер и форма предметов, их пространственное соотношение.
Гнозис основан на анализе и синтезе всех импульсов, поступающих от анализаторов, а также на отложении информации в системе памяти.
Расстройства гнозиса носят название агнозий- потеря ощущения знакомости окружающих предметов и всего мира (зрительные, сенсетивные, вкусовые, обонятельные)
Тотальная агнозия –полная дезориентация в пространстве.
Зрительная агнозия – поражение затылочных отделов коры головного мозга, характеризуется нарушением узнавания предметов. Больной может точно описать внешние качества предмета, такие как форма, величина и цвет, но назвать сам предмет не может. Если данный предмет попадает в руки больного, то он сразу его узнаёт. Может нарушаться ориентация в пространстве и зрительная память, сопровождается потерей возможности к чтению.
Просопагнозия –проблема распознавания лиц.
Болезнь Паркинсона –неврологическая патология, тремор при разных условиях освещения.
Тесты применяемые на данном этапе для диагностики и оценки имеющихся нарушений, сначала проводятся без фильтра, а затем на 3ем этапе уже с фильтрами оценивается компенсация:
Динамическое равновесие: тест
-идти по прямой, пяткой к носку. Ребенок в 5 лет способен идти по прямой линии, до 9 лет он может делать шаги неправильно, начиная с 6 лет нужно попросить ребенка идти спиной вперед. Трудности при выполнении теста –контроль равновесия. Результат оценивается по 5 бальной шкале и сравнивается без цветокоррекции и в цветных очках. Смотрим улучшаются ли результаты.
Равновесие стоя на одной ноге.
С 5 лет ребенок начинает осваивать равновесие в положении стоя на одной ноге, при котором интегрируются вестибулярные и зрительные стимулы –контроль позы в различных условиях.
Стояние на 1 ноге зависит от степени зрелости:
В 3 г –могут простоять на 1 ноге 1 сек
В 5 лет -10 секунд
В 6 -20 секунд
В 7 -30 секунд
После 8 лет можно оценивать право –левое различие, обычно дети лучше стоят на левой ноге
Результат оценивается по 5-бальной шкале и сравнивается без цветокоррекции и в цветных очках.
Покружиться и остановиться (противопоказано при эпилепсии)
Можно проводить в 2х вариантах:
-Покружиться без цветных очков и резко остановиться. При головокружении приставить фильтры
-Покружиться в подобранных фильтрах, резко остановиться и снять очки.
При получении положительного результата можно рассчитывать, что у пациента уменьшатся явления непереносимости движения в транспорте, реакция на изменения погодных условий.
Вытянуть руки вперед ладонями вверх
Если пациент не может выдерживать рук вытянутыми вперед больше нескольких секунд –это может указывать на дефицит концентрации внимания. Этот признак так же оценивается в цветных очках и без них.
Проба Озерецкого
Положить обе руки на стол перед собой. Одна рука сжата в кулак, а другая лежит ладонью вниз). Испытуемый должен быстро менять положения рук: копирует движения рук врача
, затем делает пробу самостоятельно, если справляется его просят делать упражнение быстро. Оценивается ритмичность движений и способность синхронно менять местоположение обеих рук. Задание применяется для детей свыше 12 лет. Неспособность выполнить задание говорит о нарушении межполушарных двигательных координаций и плохой проводимости или повреждении мозолистого тела и других межполушарных проводящих путей.
Исследование мышечного тонуса
Рука пациента должна быть расслаблена и слегка согнута в локте. Врач сгибает и разгибает руки, оценивая тонус рук и наличие асимметрии.
Высокий тонус –психическое напряжение
Низкий тонус –результат периферического повреждения.
Изменение тонуса встречается при нервно –мышечных заболеваниях, врожденных заболеваниях с поражением мозжечка. Улучшение мышечного тонуса может быть выявлено сразу после подбора фильтров, но чаще оно обнаруживается при повторном визите.