Файл: Урок 100. И. Бунин Матери.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 25

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Какие рассказы о своей маме вы подготовили к уроку?

III.Речевая разминка

Прочитайте стихотворение Агнии Барто медленно.

Мама поет

Мама по комнатам,

В фартуке белом,

Неторопливо пойдет,

Ходит по комнатам,

Занята делом

И, между делом

Поет.

Чашки и блюдца

Перемывает,

Мне улыбнуться

Не забывает

И напевает.

Но вот сегодня

Голос знакомый,

Словно совсем и не тот:

Мама по-прежнему

Ходит по дому,

Но по-иному поет.

Голос знакомый,

С особенной силой

Вдруг зазвучал в тишине.

Доброе что-то

В сердце вносил он...

Не разреветься бы мне.

Что вам хочется сказать о стихотворении?

Начните читать медленно и постепенно ускоряйте темп.

Начните читать быстро и постепенно замедляйте темп.

Начните читать шепотом и постепенно усиливайте голос.

Начните читать громко и постепенно переходите на шепот.

Прочитайте выразительно.

IV.Постановка целей урока

Почему мама в стихотворении А. Барто поет по-другому? Что вы поняли?

Когда мама грустит?

Сегодня мы продолжим читать о маме, поговорим об отно­шениях с ней.

V.Работа по теме урока

На с. 120 прочитайте имя автора произведения, которое мы будем сегодня читать. (Э. Мошковская.) Знаете ли вы что-нибудь об Э. Мошковской?

Материал для учителя

Эмма Эфраимовна Мошковская (1926-1981) - русская поэтесса. Ро­дилась в Москве. В 1954 г. окончила училище имени Гнесиных по классу вокала. Затем уехала в Архангельск и там работала в филармонии. Ее первые «пробы пера» носили характер поэтических пародий на друзей, посвящений разным датам, песенок под гитару бардовского типа.

В это время обнаружилось, что певица наделена даром удивитель­но точно и эмоционально воссоздавать детское мироощущение, воспроизводить детскую речь. Постепенно сочинительство стало увлекать Э. Мошковскую все больше и больше, ас 1961 г. ее стихи уже появ­лялись на страницах журналов «Мурзилка», «Пионер», «Вожатый». С.Я. Маршак одобрил стихи и посоветовал Эмме Эфраимовне про­должать писательскую деятельность. В 1962 г. вышел первый сборник поэтессы — «Дядя Шар», за ним последовали «Дождик вышел погу­лять» и «Как жираф в школу пошел». В 1964 г. Э. Мошковская всту­пила в Союз писателей, и с этого времени ее занятия поэзией стали профессиональными.

Любимый герой Э. Мошковской — маленький романтик, для кото­рого окружающий мир полон приключений и чудес. Он наделен особым «зрением души», а потому легко вступает в общение со старым грузови­ком, маленькой речкой, муравьями, «танцующими после работы» пчела­ми, даже ветром. Сам малыш — человек смелый и добрый, чувствующий свою ответственность по отношению к окружающему: Я боюсь, И лес боится — Замирает и таится... Ты не беспокойся, лес! Ты не бойся — Я же здесь.


Ирина Токмакова вспоминает: «Я знала Эмму Мошковскую с юных лет. Мне всегда казалось, что у нее в глубине, где-то там, что условно называется человеческой душой, живет певчая птица. Она и в обычном, буквальном, смысле слова любила петь. У нее был красивый голос, и об­разование у нее было музыкальное. Однако постепенно птица эта за­пела по-новому. У нее стали рождаться веселые и печальные, забавные и смешные стихи. Стихи эти были адресованы детям».

Очень важно сказать, что, как бы ни пела Э. Мошковская, она пела своим собственным голосом, никому и никогда не подражая. Открыв лю­бую из ее книг, мы с первого взгляда узнаем настоящего поэта, который отлично понимает, как живет и чувствует маленький человек.

Ирина Токмакова сравнила стихи Мошковской с домом, в котором не заперты двери: «Этот дом без стен и крыши, открытый ветру, солнцу и дождю, людям, зверям и птицам, — ее поэзия».

— Что вы узнали об авторе? Захотелось вам почитать ее книги?

VI. Физкультминутка

Это — правая рука,

Это — левая рука.

Справа — шумная дубрава,

Слева — быстрая река...

Обернулись мы, и вот

Стало все наоборот.

Слева — шумная дубрава,

Справа — быстрая река.

Неужели стала правой

Моя левая рука?

VII.Продолжение работы по теме урока

Стихотворение «Я маму мою обидел...»

(Учитель читает стихотворение на с. 120—121.)

Что вы испытали, когда слушали это стихотворение?

Как мальчик и мама относились друг к другу до ссоры? Най­дите эти строчки, прочитайте.

Переживал ли малыш, что поссорился с мамой? Кем он себя представлял? Почему он видел себя печальным и молчаливым?

Прочитайте стихотворение выразительно.

Прочитайте пословицы на с. 121, объясните их смысл.

Как вы понимаете пословицу, записанную на доске? Без матушки родной и цветы не цветно цветут.

Подберите самые красивые слова о своей маме: «Моя ма­мочка самая...»

VIII.Рефлексия

Нарисуйте смайлик в своей тетради, который отражает ваше отношение к материалу урока.

IX.Подведение итогов урока

Закончим урок стихотворением Виктора Гина, которое есть у вас на карточках. Прочитаем его.

Не обижайте матерей

Не обижайте матерей,

На матерей не обижайтесь.

Перед разлукой у дверей

Нежнее с ними попрощайтесь

. И уходить за поворот

Вы не спешите, не спешите,

И ей, стоящей у ворот,

Как можно дольше помашите.



Вздыхают матери в тиши,

В тиши ночей, в тиши тревожной.

Для них мы вечно малыши,

И с этим спорить невозможно.

Так будьте чуточку добрей,

Опекой их не раздражайтесь,

Не обижайте матерей.

На матерей не обижайтесь.

Они страдают от разлук,

И нам в дороге беспредельной

Без материнских добрых рук —

Как малышам без колыбельной.

Пишите письма им скорей

И слов высоких не стесняйтесь,

Не обижайте матерей,

На матерей не обижайтесь.

Какие произведения мы читали на уроке? Кто их авторы? Чему они нас учат?

X.Домашнее задание

Подготовить выразительное чтение стихотворений.

Повторить произведения всего раздела.

Мама поет

Мама по комнатам,

В фартуке белом,

Неторопливо пойдет,

Ходит по комнатам,

Занята делом

И, между делом

Поет.

Чашки и блюдца

Перемывает,

Мне улыбнуться

Не забывает

И напевает.

Но вот сегодня

Голос знакомый,

Словно совсем и не тот:

Мама по-прежнему

Ходит по дому,

Но по-иному поет.

Голос знакомый,

С особенной силой

Вдруг зазвучал в тишине.

Доброе что-то

В сердце вносил он...

Не разреветься бы мне

Не обижайте матерей

Не обижайте матерей,

На матерей не обижайтесь.

Перед разлукой у дверей

Нежнее с ними попрощайтесь

. И уходить за поворот

Вы не спешите, не спешите,

И ей, стоящей у ворот,

Как можно дольше помашите.

Вздыхают матери в тиши,

В тиши ночей, в тиши тревожной.

Для них мы вечно малыши,

И с этим спорить невозможно.

Так будьте чуточку добрей,

Опекой их не раздражайтесь,

Не обижайте матерей.

На матерей не обижайтесь.

Они страдают от разлук,

И нам в дороге беспредельной

Без материнских добрых рук —

Как малышам без колыбельной.

Пишите письма им скорей

И слов высоких не стесняйтесь,

Не обижайте матерей,

На матерей не обижайтесь.

Мама поет

Мама по комнатам,

В фартуке белом,

Неторопливо пойдет,

Ходит по комнатам,

Занята делом

И, между делом

Поет.

Чашки и блюдца

Перемывает,

Мне улыбнуться

Не забывает

И напевает.

Но вот сегодня

Голос знакомый,

Словно совсем и не тот:

Мама по-прежнему

Ходит по дому,

Но по-иному поет.

Голос знакомый,

С особенной силой

Вдруг зазвучал в тишине.

Доброе что-то

В сердце вносил он...

Не разреветься бы мне

Не обижайте матерей

Не обижайте матерей,


На матерей не обижайтесь.

Перед разлукой у дверей

Нежнее с ними попрощайтесь

. И уходить за поворот

Вы не спешите, не спешите,

И ей, стоящей у ворот,

Как можно дольше помашите.

Вздыхают матери в тиши,

В тиши ночей, в тиши тревожной.

Для них мы вечно малыши,

И с этим спорить невозможно.

Так будьте чуточку добрей,

Опекой их не раздражайтесь,

Не обижайте матерей.

На матерей не обижайтесь.

Они страдают от разлук,

И нам в дороге беспредельной

Без материнских добрых рук —

Как малышам без колыбельной.

Пишите письма им скорей

И слов высоких не стесняйтесь,

Не обижайте матерей,

На матерей не обижайтесь
Урок 105. Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Весна»

Цели: обобщить знания учащихся по разделу; продолжить раз­витие навыков выразительного чтения, анализа стихотворного текста.

Планируемые результаты: учащиеся должны хорошо знать содержание и авторов прочитанных произведений; читать сти­хотворения выразительно; находить в стихотворении те слова, которые помогают представить героев, картины природы; объяс­нять отдельные выражения в лирическом тексте; ставить вопросы к стихотворению.

Оборудование: выставка книг по теме; карточки (кроссворд, задания).

Ход урока

I.Организационный момент

II.Работа по теме урока

Весенний кроссворд

По горизонтали:



5. Стеклянный дворец

Разбился наконец,

Пробежали трещинки —

В них вода плещется. (Ледоход.)

7. Выросла, повыросла,

Из бороды повылезла,

Солнышко встало

— Ничего не стало. (Сосулька.)
По вертикали:

1.Хрустальные бусы

На солнце тают,

Текут ручьями,

Тепло встречают. (Капель.)

2.Ревнул вол За сто сел,

За сто речек. (Гром.)

3.Растопило солнце снег,

Радость на душе у всех,

Птицы весело запели,

Слышен звонкий стук капели,

И ручьи бурлят, и птички

В гнезда сели на яички.

Небо светло-голубое.

Что с природою такое? (Весна.)

4.Желтый кнут

Во всю длину

По небу прошел,

Небо зажег. (Молния.)

6. Посмотрю я в окошко:

Идет длинный Антошка,

Тонкий,высокий,

Упал в осоку,

Сам не вышел,


Детей вывел. (Дождь.)

Мини-викторина

— Вспомните автора каждого стихотворения.

«Сельская песенка» ...

«На лугу»...

«Матери» ...

«Посидим в тишине» ...

Соедините стрелками темы стихотворений с их с названиями.

Борьба зимы с весной

Мамина колыбельная

Отдых мамы

Без мамы плохо

Ледоход

Возвращение птиц на родину
«Сельская песенка»

«Я маму мою обидел...»

«В бурю»

«Посидим в тишине»

«Весенние воды»

«Зима недаром злится...»

III. Подведение итогов урока

Урок 110. Ив шутку и всерьез

Цели: познакомить учащихся с новым разделом; развивать и совершенствовать навыки выразительного чтения, умение от­вечать на вопросы по прочитанному материалу; поддерживать интерес к чтению; воспитывать уважение к чужому мнению.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогно­зировать содержание раздела, планировать виды работ с текстом; читать произведение вслух с постепенным увеличением темпа чте­ния и переходом на чтение про себя.

Оборудование: выставка книг по теме; карточки (текст для ре­чевой разминки, задания).

Ход урока

I.Организационный момент

II.Речевая разминка

— Прочитайте стихотворение Игоря Шевчука.

С прогулки

Домой я с лыжной шел прогулки.

По просьбе мамы, по пути,

Купил картошки, хлеба, булки,

Пришел домой часам к пяти.

Потом поужинал.

Устало

Собрал портфель, залез под душ.

Теперь — скорей под одеяло!

Не спится что-то...

Что за чушь?

Какая-то мешает мелочь...

Что недоделал?

Не понять.

Ах, вспомнил, что забыл я сделать —

Забыл я лыжи... лыжи снять!

Понравилось вам стихотворение? Чем? (Ответы детей.)

Прочитайте стихотворение с разной интонацией.

Прочитайте выразительно.

III.Постановка целей урока

Расшифруйте, что здесь написано.

FИ\UR2В QШNУWSZNТКGУ UИS 2WQВСFSЕР5JЁSWЗQ5

У нас получилось: «И в шутку и всерьез». Это название но­вого раздела. Как вы его понимаете?

Как вы думаете, какие произведения мы будем изучать в этом разделе?

Чему будем учиться? (Ответы детей.)

IV.Работа по теме урока

1.Введение в раздел

Прочитайте на с. 125, с чем мы познакомимся в этом разделе.

Чему мы научимся?

Чему мы будем учиться?

(Дети читают, сравнивают со своими предположениями.)

2.Статья Г. Кружкова

Прочитайте текст на с. 126.

(Учитель может предложить учащимся, чтобы они поставили вопросы к тексту. В случае их затруднения вопросы задает сам.)