Файл: Повышение эффективности логистического канала распределения.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 43
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Одобрено кафедрой
«»
Автор(ы):
Иванов И.Н
Руководитель:
Лукин О.А.
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Экономические основы логистики»
на тему: «Повышение эффективности логистического канала распределения»
Уровень ВО: Бакалавриат
Форма обучения: Заочная
Курс:
Специальность/Направление: Менеджмент
Специализация/Профиль/ Магистерская программа: Логистика и управление цепями поставок
Группа: ЗМЛ-3911
Москва, 2023
Содержание
Введение………………………………………………………………………...4
Глава 1. Теоретические основы управления
1. Теоретические основы управления запасами…………………….……….6
1.1 Понятие и виды запасов…………………………………………………...6
1.2 Характеристика моделей в управлении запасами………………………8
1.3. Совершенствование управления запасами на предприятии на основе АВС и XYZ– анализа………………………………………………………………….10
1.3. Система управления запасами на предприятии на основе ABC – анализа………………………………………………………………………….10
1.4. Система управления запасами на предприятии на основе XYZ – анализа………………………………………………………………………….12
2. Практическая часть…………………………………………………………19
2.1 Расчет среднего объема запаса товара по месяцам…………………….19
2.2 Прогноз потребления запаса………………………………………………..25
Заключение…………………………………………………………………….38
Список использованных источников………………………………..………39
Введение
Управление запасами предприятия и их оптимизация - очень важная тема, так как позволяет заниматься ей и узкоспециально - не входя в противоречия с другими бизнес-процессами и оптимизируя только запасы, и очень широко - смотря через призму управления товарными запасами на предприятии на работу всего предприятия. Из-за бурного развития в последнее время логистики, многие специалисты говорят о наиболее эффективном управлении запасами в логистике, где оно рассматривается с точки зрения минимизации совокупных издержек. То есть оптимизация товарных запасов рассматривается в первую очередь, как снижение затрат на их создание и обслуживание. Это, действительно, очень важный момент мероприятий по оптимизации запасов на предприятии, но очевидно, что управление товарно-материальными запасами, кроме логистического имеют - как минимум - ещё финансовый и маркетинговый аспект. Соответственно эффективность управления запасами не может оцениваться только издержками на их создание и обслуживание, а стратегия управления запасами не может строиться только на снижении этих издержек. Оптимальное управление запасами подразумевает такую политику управления запасами, которая гармонизирует все аспекты, связанные с этой задачей.
Управление запасами в логистической системе организации характеризуется наличием большого количества однородных объектов управления, по-разному влияющих на деятельность предприятия. Управляя запасами, приходится принимать решения по сотням позиций ассортимента. При этом все они заслуживают различного внимания с точки зрения вклада в результат торговой деятельности и не являются равноценными.
Запасы относятся к числу объектов, требующих существенных капитальных вложений. Поэтому объем материальных запасов в торговых организациях, как логистических системах, в значительной степени определяет их эффективность с точки зрения использования оборотного капитала и оказывает существенное влияние на конечные результаты деятельности экономических субъектов.
1. Теоретические основы управления запасами
1.1 Понятие и виды запасов
Запас – то, что приготовлено, собрано для последующего потребления. Сопоставляющими запаса могут быть информация, финансовые ресурсы или прочие разнообразные ценности. В логистике термин «запас» применяется только в приложении к материальным потокам. Запасы в логистике и в управлении цепями поставок составляют товарно-материальные ценности.
Материальные запасы – это находящиеся на различных стадиях производства (и обращения) продукция производственно-технического назначения, изделия народного потребления и другие товары, ожидающие вступления в процесс внутреннего потребления или потребления производственного.
Запас каждой товарной позиции, независимо от места размещения и от величины, можно разделить на две части - изменяющуюся и постоянную. Изменяющаяся часть запаса (текущий запас) связана с поставками под текущие необходимости (покрытие предвиденного, текущего спроса) и систематическим расходом (выдача, продажа). Этот запас обновляется по определённым принципам. Постоянная часть в основном складывается из страхового запаса и по разным причинам также часто содержит сверхнормативный запас, не вносящий никакой ценности в общий процесс. При этом под постоянным запасом понимается запас в учётных категориях (количество, стоимость), а не физических.
Производственные запасы представляют собой сырье, материалы, полуфабрикаты и комплектующие изделия, которые поступили на предприятие, однако еще не подверглись технологической переработке и находятся на складах снабженческих служб предприятий, а также (в небольших количествах) на цеховых складах и непосредственно у рабочих мест. Производственные запасы имеются как у производителей, так и у торговых и транспортных организаций, хотя в значительно меньших объемах. Основным признаком их выделения в самостоятельную форму является не местонахождение, а назначение — они предназначены для производственного потребления своим же владельцем. Производственные запасы ориентированы на конкретную технологию и поэтому стабильны по своему натурально-вещественному составу. Материалы вступают в производство в количественных соотношениях, соответствующих нормам расхода, поэтому их запасы взаимозависимы и
должны формироваться в определенных пропорциях, чтобы недостаток одних материалов не приводил к образованию некомплектных излишков других.
Запасы в незавершенном производстве складываются из материалов и полуфабрикатов, которые подверглись обработке и находятся в производственных цехах в виде незаконченной продукции. Они мало маневренны, технологически зависимы, в большинстве случаев их невозможно продать. По этой причине управлением незавершенным производством занимаются некоммерческие, а технические и производственные службы организаций.
Сбытовые запасы образуются у производителей в виде готовой продукции на складах или в выпускающих цехах. Поскольку они являются продолжением производственных запасов в их развитии, процессы образования и управления ими предопределены технологией. Но одновременно это и товар, представленный на рынок, следовательно, при планировании сбытовых запасов, как и сбыта, приходится учитывать рыночные факторы.
Транспортные запасы занимают особое место, поскольку их образование обусловлено специфическими условиями —временем транспортировки и грузоподъемностью транспортных средств, что не позволяет оперативно влиять на их уровень. Это продукты, находящиеся в процессе транспортировки, включающем перевалку грузов, ожидание на складах транспортных организаций, погрузочно-разгрузочные работы.
1.2 Характеристика моделей в управлении запасами
Материальные запасы образуются в логистических системах в основном из-за несовпадения интенсивностей входного и выходного потоков или их асинхронности. Поскольку выходной поток, как правило, задан для логистической системы (производственный спрос или сформированный портфель заказов производственных предприятий и оптовых посредников) или его интенсивность определяется внешними факторами (спрос в розничной торговле), то уровень запаса регулируется путем изменения параметров входного материального потока. Поэтому; строго говоря, объектом управления в теории запасов являются не сами запасы, а параметры входного потока (главным образом его интенсивность,— размер заказа и интервал между поставками), а уровень запаса служит лишь в качестве контролируемого параметра (своего рода измерителя).
Эффективное управление запасами позволяет организации удовлетворять или превышать ожидания потребителей, создавая такие запасы каждого товара, которые максимизируют чистую прибыль. Речь может идти как о, которые покупают товары, так и о внутренних, использующих складированные товары внутри организации. Во второй части говорится об определении объема запасов, необходимых для удовлетворения ожиданий потребителей, который обеспечит максимальную отдачу вложенных в эти товары средств. Эти две составляющие эффективного управления запасами не противоречат, а фактически дополняют друг друга.
Для того, чтобы запас мог обеспечивать имеющуюся потребность, необходима реализация процесса управления запасами. Под управлением запасами понимается деятельность, направленная на обеспечение требуемого уровня запаса.
Алгоритм управления запасами:
-
определение объема потребности в запасе; -
определение состава статей затрат, связанных с созданием и поддержанием запаса; -
расчет оптимального размера заказа, пополняющего запас; -
согласование условий пополнения запаса; -
проектирование алгоритма управления запасами.
управление запасами, наряду с нормированием, предусматривает организацию контроля за их фактическим состоянием
1.3.Совершенствование управления запасами на предприятии на основе АВС и XYZ– анализа
1.3. Система управление запасами на предприятии на основе ABC -анализа
Классификация АВС требует наличия классификатора номенклатуры запаса, в нашем случае это ассортимент продукции с объемом продаж и валовой прибылью за год. Для последующего заполнения таблицы требуется реализовать ряд этапов.
Первый этап: выбор критерия классификации. В нашем анализе объектом классификации является валовая прибыль от продаж товаров, реализуемых предприятием за год.
Второй этап АВС-классификации включает расчет нарастающего итога значения критерия классификации по номенклатурным позициям.
Удельный вес значения конкретного критерия классификации рассчитывается как отношение значения критерия каждой позиции к итоговой сумме годовой прибыли.
Удельный вес первой позиции номенклатуры переписывается в столбец нарастающего итога. Для последующих номенклатурных позиций производится суммирование нарастающего итога предыдущей позиции с удельным весом текущей позиции.
Третий этап: выделение групп классификации. Выделение групп классификации, основанных на правиле Парето, в соответствии с которым 80% значений качественного критерия определяется 20% количества выбранной совокупности объектов.
Имеет место выполнение правила Парето: на долю ̴ 20% товарных позиций приходится ̴ 80% валовой выручки за квартал.
В группу В включены позиции, позволяющие получить до 15% выручки.
Оставшиеся номенклатурные позиции включены в группу С.
В группу А попали товары, обеспечивающие непрерывность процесса торговли, их отсутствие может стать критичным для фирмы и привести к ощутимым потерям.
ABC - классификация помогает выделить позиции имеющие большую долю в объеме продаж, что важно и с точки зрения управленияих запасами, так как эти запасы будут наиболее дорогими.
Цель анализа, заключающаяся в том, чтобы отделить существенные позиции запасов от несущественных, достигнута.
Следующей целью является установление соответствующего учета и контроля в разрезе групп запасов.
Кроме этого в разрезе групп запасов должны осуществляться адекватные мероприятия по оптимизации размеров заказа и поставок.
1.4. Система управление запасами на предприятии на основе XYZ-анализа
XYZ-классификация – второй метод группировки номенклатуры запаса, позволяющий систематизировать решения по управлению запасом.
Основным признаком классификации XYZ является характер спроса (продаж):
а) товары, продаваемые в больших количествах, имеющие массовый характер спроса – группа X;
б) товары, потребляемые в средних размерах (в количественном выражении) – группа Y;
в) товары, продаваемые нерегулярно, разово – группа Z.
Если известны данные за несколько периодов (дней, месяцев, кварталов) в соответствии с XYZ – классификацией весь ассортимент делится на три группы в зависимости от степени равномерности спроса и точности прогнозирования следующим образом.
В группу Х включают товары, спрос на которые равномерен, либо подвержен незначительным колебаниям. Объем реализации по товарам, включенным в данную группу