Файл: Повышение эффективности логистического канала распределения.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 45
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, хорошо предсказуем.
В группу Y включают товары, которые потребляются в колеблющихся объемах. В частности, в эту группу могут быть включены товары с сезонным характером спроса. Возможности прогнозирования спроса по товарам группы Y — средние.
В группу Z включают товары, спрос на которые возникает лишь эпизодически. Прогнозировать объемы реализации товаров группы Z сложно.
Для получения количественной оценки характеристики потребности требуется воспользоваться статистическим рядом отгрузок.
Проведение анализа происходит в несколько этапов:
1)Определение признака, на основе которого конкретную позицию ассортимента относят к группе Х, Y или Z, является коэффициент вариации спроса, описывающего потребность в запасе. Коэффициент вариации V, представляет собой отношение значения среднеквадратичного отклонения ряда к среднеарифметическому значению. Основное достоинство коэффициента вариации заключается в возможности оценки фактических отклонений реализации от среднего значения за период продаж как в меньшую, так и в большую стороны.
В первую очередь рассчитывается среднегодовое значение товарооборота по каждой товарной группе, т.е. математическое ожидание:
где Рх – валовая выручка по данной позиции за месяц,
Мх – математическое ожидание
Далее расcчитывается дисперсия, как отклонение от среднего:
гдеDx – дисперсия,
Рх – валовая выручка по данной позиции за месяц
Мх – математическое ожидание
Следующим этапом расчитывается среднеквадратичное отклонение как корень из дисперсии.
Коэффициент вариации – есть отношение среднеквадратичного отклонение к математическому ожиданию в процентах.
2) Выстраивание ассортимента продукции в порядке возрастания коэффициента вариации.
3) Разделение ассортимента на группы X, Y, Z.
Номенклатурные позиции со значением коэффициента вариации от 0 до 10% попадают в категорию X, от 10 до 20% – в категорию Y, остальные – в категорию Z
В результате анализа получено, что в группу Х, группу регулярного спроса, входит примерно 19% товарных позиций; в группу Y, группу нерегулярного спроса, входит около 60% товарных позиций; группу Z, группу со спонтанным спросом вошло до 22% товарных позиций ассортимента
Использование классификации АВС/XYZ позволяет определить оптимальую систему планирования ресурсов, минимизировать издержки по содержанию засов и выбрать оптимальную схему контроля[14].
Некоторые стратегии управления запасами, прежде всего периодические, эффективны лишь для определенных групп запасов. В одном случае это группа А, в другом – группа С или Z и т.д.
Очевидно, что немногочисленность наименований и высокая стоимость запасов группы А требует особого подхода к их управлению, в то же время многочисленная группа С не столь прихотлива в управлении.
Материалы группы А и В необходимо заказывать часто, но небольшими партиями. Запас при этом будет снижаться. Материалы группы С заказывают редко и в больших количествах. Запас в физическом выражении при этом растет, но, т.к. по стоимости данная группа занимает небольшой удельный вес, на потребность в оборотных средствах это существенно не влияет.
Общие рекомендации для групп товаров по степени их важности:
Группа А.
Группа С.
XYZ-анализ – результат дальнейшего развития дифференцированного подхода. Каждой группе товаров требуется своя стратегия запасообразования:
Группа Х.
Группа Y.
Группа Z.
Общая рекомендация ориентации группы Х на работу по схеме «точно в срок» по подгруппе АХ может привести к успешной реализации технологии «точно в срок» и к грандиозному провалу в случае срыва поставок и в силу высокой значимости группы А.
Работа с группой Z в подгруппе AZ может привести к замораживанию крупного капитала. При отрицательном отношении к группе Z и минимизации запаса подгруппы AZ возможны серьезные потери, если в качестве критерия ABC-классификации были приняты показатели, следящие за реализацией продукции А-класса. Дефицит в таком случае будет крайне нежелателен. Поэтому для группы Z при совмещении с классификацией АВС возможна комбинация подходов минимизации и максимизации в зависимости от групп А, В и С.
В общем случае группа AZ в номенклатуре запаса должна быть подвергнута серьезному анализу. Возможно, что единичный и крайне выгодный заказ должен быть исключен из номенклатуры классификации как нетипичный. Наличие такого заказа в общем списке номенклатуры может привести к нежелательному искажению информации.
Позиции CX в силу привлекательного для традиционного бизнеса постоянного характера потребления не могут быть исключены из сферы внимания, в целом такое отношение типичное для группы С. Именно эта группа может стать полигоном обработки навыков поставки по схеме «точно в срок», так как вероятные срывы и высокие риски, свойственные такой работе, не будут фатальными для организации.
Матрица АВС/XYZ дает хорошую информацию для стратегического перемещения позиций номенклатуры. Например, появление позиций группы CZ может быть вызвано пренебрежением руководства к продвижению продукции группы С, что является целесообразным. Проведение маркетинговых мероприятий позволит переместить эти позиции в группу CY с выраженной тенденцией спроса, что в дальнейшем может привести к перемещению их в группу BY .
Таким образом, для оптимального управления запасами необходимо придерживаться следующих правил.
2 Практическая часть
2.1 Практическая часть
Имеем исходные данные остатков, отгрузок и число календарных дней, исходя из этих данных производим расчёты средних остатков, запасоемкости, обеспеченности, доли переходящего запаса, скорости обращения и времени оборота.
Таблица 1 - Расчет среднего объема запаса товара по месяцам.
В группу Y включают товары, которые потребляются в колеблющихся объемах. В частности, в эту группу могут быть включены товары с сезонным характером спроса. Возможности прогнозирования спроса по товарам группы Y — средние.
В группу Z включают товары, спрос на которые возникает лишь эпизодически. Прогнозировать объемы реализации товаров группы Z сложно.
Для получения количественной оценки характеристики потребности требуется воспользоваться статистическим рядом отгрузок.
Проведение анализа происходит в несколько этапов:
1)Определение признака, на основе которого конкретную позицию ассортимента относят к группе Х, Y или Z, является коэффициент вариации спроса, описывающего потребность в запасе. Коэффициент вариации V, представляет собой отношение значения среднеквадратичного отклонения ряда к среднеарифметическому значению. Основное достоинство коэффициента вариации заключается в возможности оценки фактических отклонений реализации от среднего значения за период продаж как в меньшую, так и в большую стороны.
В первую очередь рассчитывается среднегодовое значение товарооборота по каждой товарной группе, т.е. математическое ожидание:
| (1) |
где Рх – валовая выручка по данной позиции за месяц,
Мх – математическое ожидание
Далее расcчитывается дисперсия, как отклонение от среднего:
| (2) |
гдеDx – дисперсия,
Рх – валовая выручка по данной позиции за месяц
Мх – математическое ожидание
Следующим этапом расчитывается среднеквадратичное отклонение как корень из дисперсии.
Коэффициент вариации – есть отношение среднеквадратичного отклонение к математическому ожиданию в процентах.
2) Выстраивание ассортимента продукции в порядке возрастания коэффициента вариации.
3) Разделение ассортимента на группы X, Y, Z.
Номенклатурные позиции со значением коэффициента вариации от 0 до 10% попадают в категорию X, от 10 до 20% – в категорию Y, остальные – в категорию Z
В результате анализа получено, что в группу Х, группу регулярного спроса, входит примерно 19% товарных позиций; в группу Y, группу нерегулярного спроса, входит около 60% товарных позиций; группу Z, группу со спонтанным спросом вошло до 22% товарных позиций ассортимента
Использование классификации АВС/XYZ позволяет определить оптимальую систему планирования ресурсов, минимизировать издержки по содержанию засов и выбрать оптимальную схему контроля[14].
Некоторые стратегии управления запасами, прежде всего периодические, эффективны лишь для определенных групп запасов. В одном случае это группа А, в другом – группа С или Z и т.д.
Очевидно, что немногочисленность наименований и высокая стоимость запасов группы А требует особого подхода к их управлению, в то же время многочисленная группа С не столь прихотлива в управлении.
Материалы группы А и В необходимо заказывать часто, но небольшими партиями. Запас при этом будет снижаться. Материалы группы С заказывают редко и в больших количествах. Запас в физическом выражении при этом растет, но, т.к. по стоимости данная группа занимает небольшой удельный вес, на потребность в оборотных средствах это существенно не влияет.
Общие рекомендации для групп товаров по степени их важности:
Группа А.
-
Точный расчет оптимальных параметров системы запасообразования, времени и объемов поставок. -
Тщательный складской учет и контроль запасов. -
Частые поставки, интенсивный анализ рынка, основательный анализ цен, издержек и качества работы поставщика
Группа С.
-
Прощенные расчеты параметров, времени и объемов заказа. -
Упрощенный складской учет. -
Редкие поставки. -
Минимальный контроль за состоянием запасов. -
Максимальная автоматизация всех действий по управлению запасами. -
Создание большого запаса в физическом выражении при незначительных вложениях оборотных средств.
XYZ-анализ – результат дальнейшего развития дифференцированного подхода. Каждой группе товаров требуется своя стратегия запасообразования:
Группа Х.
-
Можно использовать в поставках по выталкивающей технологии. -
Главная стратегическая задача - не допустить снижения объемов продаж. -
Закупки «точно в срок», синхронно с потреблением или образованием минимальных запасов.
Группа Y.
-
Характеризуется колеблющимся уровнем потребления. -
Может планироваться по выталкивающей технологии. -
Товары этой группы нужны для максимальной загрузки склада, создания полноценных запасов в максимально возможном объеме с поставкой строго по графику, соответствующему графику колебания потребления. -
Главная стратегическая задача: предотвратить создание излишних запасов, не допуская снижения объемов продаж.
Группа Z.
-
Товары этой группы характеризуются нерегулярным потреблением, поэтому можно использовать планирование поставок по вытягивающей технологии. -
Закупки в случае возникновения потребности. -
Создание минимальных страховых запасов.
Общая рекомендация ориентации группы Х на работу по схеме «точно в срок» по подгруппе АХ может привести к успешной реализации технологии «точно в срок» и к грандиозному провалу в случае срыва поставок и в силу высокой значимости группы А.
Работа с группой Z в подгруппе AZ может привести к замораживанию крупного капитала. При отрицательном отношении к группе Z и минимизации запаса подгруппы AZ возможны серьезные потери, если в качестве критерия ABC-классификации были приняты показатели, следящие за реализацией продукции А-класса. Дефицит в таком случае будет крайне нежелателен. Поэтому для группы Z при совмещении с классификацией АВС возможна комбинация подходов минимизации и максимизации в зависимости от групп А, В и С.
В общем случае группа AZ в номенклатуре запаса должна быть подвергнута серьезному анализу. Возможно, что единичный и крайне выгодный заказ должен быть исключен из номенклатуры классификации как нетипичный. Наличие такого заказа в общем списке номенклатуры может привести к нежелательному искажению информации.
Позиции CX в силу привлекательного для традиционного бизнеса постоянного характера потребления не могут быть исключены из сферы внимания, в целом такое отношение типичное для группы С. Именно эта группа может стать полигоном обработки навыков поставки по схеме «точно в срок», так как вероятные срывы и высокие риски, свойственные такой работе, не будут фатальными для организации.
Матрица АВС/XYZ дает хорошую информацию для стратегического перемещения позиций номенклатуры. Например, появление позиций группы CZ может быть вызвано пренебрежением руководства к продвижению продукции группы С, что является целесообразным. Проведение маркетинговых мероприятий позволит переместить эти позиции в группу CY с выраженной тенденцией спроса, что в дальнейшем может привести к перемещению их в группу BY .
Таким образом, для оптимального управления запасами необходимо придерживаться следующих правил.
-
Для товаров AX и AY групп необходимо рассчитывать оптимальный размер запаса. Контроль над запасами должен обслуживаться самыми опытными и квалифицированными сотрудниками. -
Для товаров группы AZ необходим ежедневный контроль и страховой запас. -
Стратегии по управлению группами BX, BY и BZ осуществляется по одинаковым и индивидуальным способам планирования и срокам закупок. -
Товары группы СХ можно доверить работникам с небольшим опытом. Им будет несложно работать с категорией, где заказы происходят реже, допуски по отклонениям выше, и жестко лимитируется лишь сумма, расходуемая на данную товарную позицию за определенный период. -
Закупка товаров групп CX, CY и CZ производится на квартал с ежемесячной проверкой хранения на складе. -
Поквартальный детальный анализ товарных позиций, меняющих группу классификации АВС/XYZ; выяснение причин, определение сопутствующих проблем.
2 Практическая часть
2.1 Практическая часть
Имеем исходные данные остатков, отгрузок и число календарных дней, исходя из этих данных производим расчёты средних остатков, запасоемкости, обеспеченности, доли переходящего запаса, скорости обращения и времени оборота.
Таблица 1 - Расчет среднего объема запаса товара по месяцам.
Месяц | Остатки | Средние остатки | Отгрузки | Запасоемкость | Число календарных дней | Обеспеченность потребности запасом | Доля переходящего запаса | Скорость обращения | Время оборота |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Январь | 185159 | 197 101,5 | 17 190 | 12,16 | 31 | 376,97 | 0,82 | 0,09 | 11,47 |
Февраль | 209 037 | 198 852 | 57 133 | 3,30 | 28 | 92,46 | 0,85 | 0,29 | 3,48 |
Март | 188 667 | 192 205,5 | 48 450 | 4,04 | 31 | 125,24 | 0,77 | 0,25 | 3,97 |
Апрель | 195 744 | 200 612,5 | 58 593 | 3,50 | 30 | 105,21 | 0,74 | 0,29 | 3,42 |
Май | 205 481 | 201 931,5 | 45 423 | 4,36 | 31 | 135,39 | 0,84 | 0,22 | 4,45 |
Июнь | 198 382 | 191 509 | 23 779 | 7,76 | 30 | 232,94 | 0,95 | 0,12 | 8,05 |
Июль | 184 636 | 178 050 | 21 676 | 7,91 | 31 | 245,22 | 0,95 | 0,12 | 8,21 |
Август | 171 464 | 161 870,5 | 65 235 | 2,33 | 31 | 72,36 | 0,79 | 0,4 | 2,48 |
Сентябрь | 152 277 | 158 645,5 | 46 609 | 3,54 | 30 | 106,21 | 0,72 | 0,29 | 3,4 |
Октябрь | 165 014 | 169 895,5 | 45 290 | 3,86 | 31 | 119,63 | 0,75 | 0,27 | 3,75 |
Ноябрь | 174 777 | 176 867 | 31 443 | 5,69 | 30 | 170,74 | 0,83 | 0,18 | 5,63 |
Декабрь | 178 957 | | 13 660 | | 31 | | | | |