Файл: Повышение эффективности логистического канала распределения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 45

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, хорошо предсказуем.

В группу Y включают товары, которые потребляются в колеблющихся объемах. В частности, в эту группу могут быть включены товары с сезонным характером спроса. Возможности прогнозирования спроса по товарам группы Y — средние.

В группу Z включают товары, спрос на которые возникает лишь эпизодически. Прогнозировать объемы реализации товаров группы Z сложно.

Для получения количественной оценки характеристики потребности требуется воспользоваться статистическим рядом отгрузок.

Проведение анализа происходит в несколько этапов:

1)Определение признака, на основе которого конкретную позицию ассортимента относят к группе Х, Y или Z, является коэффициент вариации спроса, описывающего потребность в запасе. Коэффициент вариации V, представляет собой отношение значения среднеквадратичного отклонения ряда к среднеарифметическому значению. Основное достоинство коэффициента вариации заключается в возможности оценки фактических отклонений реализации от среднего значения за период продаж как в меньшую, так и в большую стороны.

В первую очередь рассчитывается среднегодовое значение товарооборота по каждой товарной группе, т.е. математическое ожидание:




(1)


где Рх – валовая выручка по данной позиции за месяц,

Мх – математическое ожидание

Далее расcчитывается дисперсия, как отклонение от среднего:





(2)

гдеDx – дисперсия,

Рх – валовая выручка по данной позиции за месяц

Мх – математическое ожидание

Следующим этапом расчитывается среднеквадратичное отклонение как корень из дисперсии.

Коэффициент вариации – есть отношение среднеквадратичного отклонение к математическому ожиданию в процентах.

2) Выстраивание ассортимента продукции в порядке возрастания коэффициента вариации.

3) Разделение ассортимента на группы X, Y, Z.

Номенклатурные позиции со значением коэффициента вариации от 0 до 10% попадают в категорию X, от 10 до 20% – в категорию Y, остальные – в категорию Z

В результате анализа получено, что в группу Х, группу регулярного спроса, входит примерно 19% товарных позиций; в группу Y, группу нерегулярного спроса, входит около 60% товарных позиций; группу Z, группу со спонтанным спросом вошло до 22% товарных позиций ассортимента


Использование классификации АВС/XYZ позволяет определить оптимальую систему планирования ресурсов, минимизировать издержки по содержанию засов и выбрать оптимальную схему контроля[14].

Некоторые стратегии управления запасами, прежде всего периодические, эффективны лишь для определенных групп запасов. В одном случае это группа А, в другом – группа С или Z и т.д.

Очевидно, что немногочисленность наименований и высокая стоимость запасов группы А требует особого подхода к их управлению, в то же время многочисленная группа С не столь прихотлива в управлении.

Материалы группы А и В необходимо заказывать часто, но небольшими партиями. Запас при этом будет снижаться. Материалы группы С заказывают редко и в больших количествах. Запас в физическом выражении при этом растет, но, т.к. по стоимости данная группа занимает небольшой удельный вес, на потребность в оборотных средствах это существенно не влияет.

Общие рекомендации для групп товаров по степени их важности:

Группа А.

  1. Точный расчет оптимальных параметров системы запасообразования, времени и объемов поставок.

  2. Тщательный складской учет и контроль запасов.

  3. Частые поставки, интенсивный анализ рынка, основательный анализ цен, издержек и качества работы поставщика

Группа С.

  1. Прощенные расчеты параметров, времени и объемов заказа.

  2. Упрощенный складской учет.

  3. Редкие поставки.

  4. Минимальный контроль за состоянием запасов.

  5. Максимальная автоматизация всех действий по управлению запасами.

  6. Создание большого запаса в физическом выражении при незначительных вложениях оборотных средств.

XYZ-анализ – результат дальнейшего развития дифференцированного подхода. Каждой группе товаров требуется своя стратегия запасообразования:

Группа Х.

  1. Можно использовать в поставках по выталкивающей технологии.

  2. Главная стратегическая задача - не допустить снижения объемов продаж.

  3. Закупки «точно в срок», синхронно с потреблением или образованием минимальных запасов.

Группа Y.

  1. Характеризуется колеблющимся уровнем потребления.

  2. Может планироваться по выталкивающей технологии.

  3. Товары этой группы нужны для максимальной загрузки склада, создания полноценных запасов в максимально возможном объеме с поставкой строго по графику, соответствующему графику колебания потребления.

  4. Главная стратегическая задача: предотвратить создание излишних запасов, не допуская снижения объемов продаж.


Группа Z.

  1. Товары этой группы характеризуются нерегулярным потреблением, поэтому можно использовать планирование поставок по вытягивающей технологии.

  2. Закупки в случае возникновения потребности.

  3. Создание минимальных страховых запасов.

Общая рекомендация ориентации группы Х на работу по схеме «точно в срок» по подгруппе АХ может привести к успешной реализации технологии «точно в срок» и к грандиозному провалу в случае срыва поставок и в силу высокой значимости группы А.

Работа с группой Z в подгруппе AZ может привести к замораживанию крупного капитала. При отрицательном отношении к группе Z и минимизации запаса подгруппы AZ возможны серьезные потери, если в качестве критерия ABC-классификации были приняты показатели, следящие за реализацией продукции А-класса. Дефицит в таком случае будет крайне нежелателен. Поэтому для группы Z при совмещении с классификацией АВС возможна комбинация подходов минимизации и максимизации в зависимости от групп А, В и С.

В общем случае группа AZ в номенклатуре запаса должна быть подвергнута серьезному анализу. Возможно, что единичный и крайне выгодный заказ должен быть исключен из номенклатуры классификации как нетипичный. Наличие такого заказа в общем списке номенклатуры может привести к нежелательному искажению информации.

Позиции CX в силу привлекательного для традиционного бизнеса постоянного характера потребления не могут быть исключены из сферы внимания, в целом такое отношение типичное для группы С. Именно эта группа может стать полигоном обработки навыков поставки по схеме «точно в срок», так как вероятные срывы и высокие риски, свойственные такой работе, не будут фатальными для организации.

Матрица АВС/XYZ дает хорошую информацию для стратегического перемещения позиций номенклатуры. Например, появление позиций группы CZ может быть вызвано пренебрежением руководства к продвижению продукции группы С, что является целесообразным. Проведение маркетинговых мероприятий позволит переместить эти позиции в группу CY с выраженной тенденцией спроса, что в дальнейшем может привести к перемещению их в группу BY .

Таким образом, для оптимального управления запасами необходимо придерживаться следующих правил.

  1. Для товаров AX и AY групп необходимо рассчитывать оптимальный размер запаса. Контроль над запасами должен обслуживаться самыми опытными и квалифицированными сотрудниками.

  2. Для товаров группы AZ необходим ежедневный контроль и страховой запас.

  3. Стратегии по управлению группами BX, BY и BZ осуществляется по одинаковым и индивидуальным способам планирования и срокам закупок.

  4. Товары группы СХ можно доверить работникам с небольшим опытом. Им будет несложно работать с категорией, где заказы происходят реже, допуски по отклонениям выше, и жестко лимитируется лишь сумма, расходуемая на данную товарную позицию за определенный период.

  5. Закупка товаров групп CX, CY и CZ производится на квартал с ежемесячной проверкой хранения на складе.

  6. Поквартальный детальный анализ товарных позиций, меняющих группу классификации АВС/XYZ; выяснение причин, определение сопутствующих проблем.



2 Практическая часть

2.1 Практическая часть

Имеем исходные данные остатков, отгрузок и число календарных дней, исходя из этих данных производим расчёты средних остатков, запасоемкости, обеспеченности, доли переходящего запаса, скорости обращения и времени оборота.

Таблица 1 - Расчет среднего объема запаса товара по месяцам.

Месяц

Остатки

Средние остатки

Отгрузки

Запасоемкость

Число календарных дней

Обеспеченность потребности запасом

Доля переходящего запаса

Скорость обращения

Время оборота

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Январь

185159

197 101,5

17 190

12,16

31

376,97

0,82

0,09

11,47

Февраль

209 037

198 852

57 133

3,30

28

92,46

0,85

0,29

3,48

Март

188 667

192 205,5

48 450

4,04

31

125,24

0,77

0,25

3,97

Апрель

195 744

200 612,5

58 593

3,50

30

105,21

0,74

0,29

3,42

Май

205 481

201 931,5

45 423

4,36

31

135,39

0,84

0,22

4,45

Июнь

198 382

191 509

23 779

7,76

30

232,94

0,95

0,12

8,05

Июль

184 636

178 050

21 676

7,91

31

245,22

0,95

0,12

8,21

Август

171 464

161 870,5

65 235

2,33

31

72,36

0,79

0,4

2,48

Сентябрь

152 277

158 645,5

46 609

3,54

30

106,21

0,72

0,29

3,4

Октябрь

165 014

169 895,5

45 290

3,86

31

119,63

0,75

0,27

3,75

Ноябрь

174 777

176 867

31 443

5,69

30

170,74

0,83

0,18

5,63

Декабрь

178 957




13 660




31