Файл: РеФерат по дисциплине Методика преподавания юриспруденции в высшей школе.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 23

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Одним из преимуществ использования информационной сети Интернет является перенос центра тяжести с вербальных методов обучения на методы поисковой и творческой деятельности. Использование образовательной информации, размещенной на серверах, не является заменой учебника. Оно создает основу для организации педагогом самостоятельной деятельности учащихся по анализу и обобщению материала при широком использовании индивидуальных и групповых форм организации учебного процесса.

Разберем ключевые возможности внедрения информационных технологий в преподавание предметов правовой специфики. Во-первых, нас будет интересовать вопрос визуализации лекционного материала. Правовые дисциплины как правило являются довольно сложными для аудио-восприятия в силу их особенностей. Юриспруденция имеет свой предмет исследования, который сложно отграничить от предмета других наук, прежде всего от общественных. Более того, право отличается как правило сложными структурными связями, богатой терминологией и в рамках нашего государства слишком обширной нормативно-правовой базой. В системе образования Республики Беларусь различные отрасли права рассматриваются самостоятельно, на некоторые из них учебной программой выделяется не объективно малое количество часов. Как следствие это вызывает ряд проблем. Преподаватель стремится дать максимальное количество материала в рамках лекционных занятий, что вызывает проблемы в восприятии. Для того, чтобы упростить задачу и педагогу и учащемуся имеет смысл применять новейшие информационные технологии. Самыми простыми способами в данном случае будут программы Microsoft Office. Педагог может создавать лекции в формате презентации Power Point. Данная программа позволит изложить показать самые сложные, комплексные правовые явления, вне зависимости от того, какая рассматривается отрасль права, в виде схем, таблиц, диаграмм и иных наглядных пособий, которые легко усвоить и запомнить.

Мы также можем предложить преподавателю готовить краткий конспект лекции в текстовых редакторах и размещать либо на своем персональном сайте, либо высылать на почту студентам в качестве предварительной подготовки к занятию. Несомненно, данный способ будет требовать от самого учащегося подготовки к лекционному занятию заранее, как минимум изучения материала, который предложил преподаватель. Подобная система популярна в Соединенных Штатах Америки и Великобритании. Студент не может прийти на лекцию без предварительной проработки материала. Это позволяет преподавателю использовать время более рационально, не останавливаясь на материале,
который не представляет сложности, а потратить лекцию на разбор проблемных аспектов законодательства, практических моментах применения той или иной нормы.

Во-вторых, внедрение электронных учебников. Электронный учебник – это автоматизированная обучающая система, включающая в себя дидактические, методические и информационно–справочные материалы по учебной дисциплине, а также программное обеспечение, которое позволяет комплексно использовать их для самостоятельного получения и контроля знаний. Электронные учебники были изначально разработаны для организации дистанционного образования. Однако, со временем, благодаря своим возможностям обучения они переросли эту сферу применения. Электронный учебник на лазерном диске теперь может использоваться совершенно самостоятельно и автономно как в целях самообразования, так и в качестве методического обеспечения какого-либо курса, точно так же, как и обычный бумажный учебник. Для того чтобы электронный учебник стал популярным, он должен быть универсальным, то есть одинаково пригодным как для самообразования, так и для стационарного обучения, полным по содержанию, высоко информативным, талантливо написанным и хорошо оформленным. Такой учебник можно предложить любому учащемуся, и он может стать существенным подспорьем для преподавателя при организации им занятий по самоподготовке учащихся иди студентов, а также проведении зачетов и экзаменов по отдельным предметам.

Несмотря на то, что пользоваться бумажным учебником по сравнению с электронным более удобно, электронный учебник приобрел в последнее время большую популярность благодаря своим функциональным возможностям. Рассмотрим преимущества электронного учебника по сравнению с простым типографским.

Возможность быстрого поиска по тексту. Не всякая печатная книга обладает индексом, а если и обладает, то он ограничен. Отсутствие такого ограничения - неоспоримое преимущество электронного учебника.

Организация учебной информации в виде гипертекста. Гипертекст - возможность создания «живого», интерактивного учебного материала, снабженного взаимными ссылками на различные части материала. Термин «гипертекст» ввел в 1963 г. Т. Nelson для обозначения понятия дает следующее определение: «гипертекст – это способ хранения и манипулирования информацией, при котором она хранится в виде сети связанных между собой узлов» Гипертекст дает возможность разделить материал на большое число фрагментов, соединив их гиперссылками в логические цепочки. А затем на основе одного оформленного соответствующим образом материала моделирование «собственных» учебников для каждого учащегося, в зависимости от его уровня подготовки, быстроты усвоения и, интересов.



Наличие мультимедиа (multi - много, media - среда) - богатейшего арсенала способов иллюстрации изучаемого явления. Продукты мультимедиа применяют многообразные разновидности информации: компьютерные данные, теле - и видеоинформацию, речь и музыку. Такое объединение ведет к использованию разнообразных технических устройств регистрации и воспроизведения информации, допускающих управление от компьютера телевизором, видеомагнитофоном, HiFi-аудиосистемой, проигрывателем компакт-дисков (СD), магнитофоном и электронными музыкальными инструментами. Мультимедиа-средства по своей природе интерактивны, то есть зритель и слушатель мультимедиа-продуктов не остается пассивным. Мультимедиа повышает качество обучения и позволяет удерживать внимание обучаемого. Если раньше изношенный черно-белый фильм «Действия населения в условиях химической тревоги», показываемый на занятиях по гражданской обороне, был пределом мечтаний, то современные технические средства позволяют создать куда более зрелищные учебные пособия в виде компьютерной анимации или даже игры.

Моделирование изучаемых процессов и явлений, возможность проводить «компьютерные эксперименты» в тех областях человеческого знания, где реальные эксперименты очень трудоемки или попросту невозможны. Например, возможность поработать с графическим представлением атома водорода, взятым из обучающей программы «Микрофизика на компьютере». Возможно провести разработку обучающих программ по таким прикладным правовым дисциплинам как судебная медицина, судебная бухгалтерия, криминалистика.

Наличие системы самопроверки знаний, системы рубежного контроля, совместимость с электронной экзаменационной системой. Возможность оценки приобретенных знаний. При создании электронных учебников нецелесообразно просто переносить типографский вариант учебного пособия в электронный вид и затем конвертировать в гипертекст. Конечно, в результате появятся некоторые преимущества в плане поиска и гиперссылок, но такой учебник будет неудобен для обучающегося, так как читать с монитора не так удобно, как книгу.

Существенный плюс электронного учебника по праву в том, что автор легко может изменить и предложить студенту новую версию учебника в случае изменения нормативно-правового акта. Поскольку отпадет необходимость в сложном процессе переиздания.

Одним из важнейших аспектов применения информационных технологий в преподавании права является использование современных баз с нормативно-правовыми актами, такими как «Консультант+», «Гарант» или «Эталон». Как пример рассмотрим Консультант Плюс. компания разрабатывает

и совершенствует справочную правовую систему КонсультантПлюс. Данная система рассчитана на специалистов, работа которых связана с применением законодательства. Это юристы, бухгалтеры и другие финансовые специалисты. Систему активно используют также руководители организаций, специалисты государственных органов, ученые и студенты.

Деление всего объема информации на информационные банки преследует ещё одну цель – реализовать модульный построения технических систем. Это даёт возможность конечному пользователю системы включить в свой набор те информационные банки, которые ему необходимы.

Поскольку система является крупнейшим правовым ресурсом, то она позволяет как преподавателю, так и студенту получить доступ к новейшей правовой базе.

Еще одной возможностью, которую дают информационные технологии современному студенту является дистанционное обучение. Это направление зародилось заграницей и постепенно начало распространяться и в СНГ. Дистанционное обучение по получению высшего образования стремительно развивается в соседней Российской Федерации. Благодаря современным технологиям данный процесс имеет положительную динамику и эффективные результаты. Высшие учебные заведения предлагают студентам оперативно получать консультации преподавателя, информацию о сроках сдачи экзаменов и зачетов, общаться с одногруппниками из виртуального класса, находясь в любой точке страны. Современные мультимедиа делают процесс дистанционного обучения понятным, наглядным, доступным, который ничем не уступает традиционным формам совместной работы учащихся и преподавателей, а в некоторых моментах даже превосходит его. Данная форма популярна среди тех, кто уже успел получить базовое образование. Второе высшее дистанционно подходит для людей, которым необходимо заниматься самостоятельной подготовкой в свободное время. Второе высшее образование дистанционно – это форма обучения, которая позволяет выбирать время для занятий, проводить их в удобной обстановке. Студент сам контролирует процесс получения знаний. Некоторые университеты готовы предложить широкий выбор специальностей для удаленного обучения, в том числе и получение диплома о втором высшем юридическом дистанционном образовании.

Стоит отметить, что, несомненно, этот тип обучения еще вызывает ряд вопросов и определенную степень недоверия к нему. На наш взгляд, если ориентироваться на зарубежный опыт, то данный вид обучения имеет место на существование, однако он никогда не сможет занять место классической схемы получения высшего образования.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Информационные технологии пришли в сферу образования относительно недавно, однако уже сейчас можно говорить о том, что их применение может в значительной степени способствовать облегчению процесса получения современной и актуальной правовой информации для студентов юридических специальностей.

Исходя из проведенного нами исследования становится очевидно, что информационные технологии способны значительно упростить изучение правовых дисциплин. Стоит отметить, более того, без использования современных информационных правовых баз подготовить квалифицированного юриста абсолютно невозможно, поскольку для этой профессии важно, более чем для остальных актуальность информации на данную минуту времени. Отсутствие такой информации может повлечь в будущем жизненно опасные ошибки.

При помощи информационных технологий преподаватель правовых дисциплин может внедрять общеевропейские методики преподавания, облегчать восприятие студентом информации, наглядно демонстрировать те или иные правовые явления или явления из прикладных дисциплин, таких как криминалистика.

Для студента же, ключевым становится возможность подготовки к лекциям по зарубежных правовым ресурсам и информационным правовым порталам. При помощи средств сети Интернет и социальных сетей, блогов, возможна рассылка дополнительных методических материалов, к которым в иных условиях трудно получить доступ.

Еще одной основной возможностью, которую предоставляют информационные технологии студентам и преподавателям правовых дисциплин является кооперация с зарубежными коллегами. Это наконец позволяет выйти правоведам из тени советского пространства и получать актуальный обмен информацией и возможность участия в различных международных правовых конкурсах. Что позволит не только улучшить подготовку высококвалифицированных кадров, но и повысить как престиж высших учебных заведений, так и всей страны в целом.

Таким образом, становится ярко видно, что без современных информационных технологий, преподавание правовых дисциплин будет стоять на ретро уровне, а значит тормозить развитие всей правовой сферы

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Апатова технологии в школьном образовании. – М.: Школа-Пресс, 2002.

  2. Гоц Н.А. Применение информационных технологий на уроках. // Материалы конф. «Школа и компьютер». – М., 2004.

  3. Гузеев технология ХХI века: деятельность, ценности, успех. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2004.

  4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. . М.: Академия, 2000.

  5. Роберт информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. – М.: Школа-Пресс, 2004.