Файл: Ответы на вопросы к дифференцированному зачету по дисциплине История.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 140

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вторые были политического характера:

  • стремление США не допустить распространения коммунизма на Западное полушарие,

  • и равно пропорциональные устремления СССР по установлению коммунизма во всем мире.

Кризис возник в обстановке конфронтации из-за строительства Берлинской стены. Непосредственной причиной кризиса являлось тайное размещение на Кубе советских ракет с ядерными боеголовками. Операция проводилась тайно, по личному указанию Н. С. Хрущева и с согласия Ф. Кастро.

22 октября президент Кеннеди выступил по телевидению и объявил о начале военно-морской блокады Кубы, куда отныне не допускались советские корабли.

По результатам проведенных негласно личных переговоров между лидерами, Соединенные Штаты согласились на демонтаж своих установок в Турции, а также отказались официально от каких-либо попыток сменить вооруженным путем режим Ф. Кастро.

США активно предпринимали попытки по ослаблению международных позиций СССР, путем заключения большого количества союзов с целью нивелировать региональное влияние СССР.

Так, например, в конце 1970-х - начале 1980-х гг. Китай солидаризировался с США в различных формах протеста против советской военной кампании в Афганистане.

В 1970—1980-х годах в Африке все региональные конфликты стали характеризоваться отмеченной выше тенденцией к двойственности: противостояние США и СССР и параллельная региональная борьба за власть, антиколониализм, борьба с апартеидом и расизмом.

Стратегическая роль Эфиопии и соседнего Сомали возросло еще в большей степени при администрации Форда, когда в результате нефтяного шока 1973 г. произошло усиление влияния СССР и нефтедобывающих арабских государств вместе с одновременным снижением стоимости доллара. Уже в декабре 1976 г. между СССР и Эфиопией было заключено секретное соглашение о военном сотрудничестве, объем которого оценивался в 100 млн. долл.

Свою роль сыграла и позиция Израиля, чьи интересы в Эфиопии были связаны с Эритреей (мусульманской областью Эфиопии, в которой существовали сепаратистские тенденции). Израильтяне опасались, что появление независимой проарабского Еритрейского государства будет угрожать их стратегическим интересам на Красном море.

В 1991 г. войска Народного фронта освобождения Эритреи разбили правительственные силы очистили территорию и остановились на этнической границе. 27 апреля 1993 г. этот край получил независимость и через месяц был принят в ООН.


Юго-Восточная Азия занимала важное место в стратегии США периода холодной войны.

Со времени окончания Второй мировой войны США пытались поддерживать в Восточной Азии стабильность, исходя из стратегической задачи не допустить установления здесь китайского или советского доминирования, формирование в странах ЮВА коммунистических режимов. Основу двусторонних союзнических отношений между США и Таиландом заложила Совместное заявление о политике США в отношении Таиланда 1962 г. (коммюнике «Раск-Танат»).

В 1954 г. Филиппины и Таиланд вместе с США, Британией, Францией, Австралией, Новой Зеландией и Пакистаном подписали Договор коллективной защите Юго-Восточной Азии (СЕАТО), который просуществовал до 1977 г. Центральную роль в этой системе договоров сыграли американо-японские союзнические отношения.


Часть стран ЮВА (нынешние Малайзия, Сингапур, Бруней) до обретения независимости находились в колониальной зависимости от Британии, а, следовательно, также в сфере американских союзнических отношений. США оказывали поддержку сайгонскому режиму в Южном Вьетнаме во время первой Индокитайской войны (1945-1954), принимали непосредственное участие во второй Индокитайской войне (конец 1950-х - 1975), исходя из «теории домино», согласно которой падение режима в Сайгоне должно привести к падению других некоммунистических режимов в регионе (она оправдалась лишь частично, в отношении Лаоса и Камбоджи).

Негативный опыт войны во Вьетнаме оставил глубокий след в общественном сознании американцев и уже длительное время влияет на формирование политики США в ЮВА. Кроме соглашений о совместной обороне с Филиппинами и Таиландом, а также участия в СЕА- ТО, США были вовлечены в систему безопасности субрегиона через военное сотрудничество с Индонезией, участие в саммитах Регионального Форума АСЕАН (АРФ). АСЕАН, образовавшаяся в 1967 г. в составе Индонезии, Малайзии, Сингапура, Таиланда, Филиппин, положительно оценивала присутствие американских военных баз на Филиппинах, считавшиеся необходимым противовесом советским базам во Вьетнаме.

В июле 1973 года в Афганистане произошло свержение монархии. Переворот совершил двоюродный брат короля Муххамед Дауд. Генерал объявил о свержении монархии и назначил себя президентом Республики Афганистан. Социальная, экономическая, политическая нестабильность в стране стали причиной гражданской войны, а внешнее вмешательство СССР и США послужило толчком к еще более массовому кровопролитию.

Таким образом, в рассматриваемый период ареной противостояния СССР и США стали Азия, Африка и Латинская Америка, где постоянно происходили военные конфликты.

В 1970-1980 гг. милитаризация, то есть подчинение всех сфер жизни государства и общества военным интересам, охватила ряд стран Азии, Африки и Латинской Америки. Наибольших результатов милитаризации достиг Ирак - в 1978 г. в его военных формированиях находилось 25% населения. Практически все страны-участницы конфликтов пытались создать собственный ВПК. Удалось это лишь немногим, причем только Израиль вышел на уровень развития крупных государств, а Исламская Республика Иран достигла полной самостоятельности ВПК.

Распространенной тенденцией в 1970-1980 гг. стали планы правительств стран Азии, Африки и Латинской Америки создать собственное оружие массового поражения и баллистические ракеты. Только Израиль и Южная Африка разработали ядерное оружие, тогда как химическую создали Ирак, Иран, Ливия, Сирия. Эти же страны производили и собственные баллистические ракеты. Торговля оружием стала основным источником поступления средств ведения войны в страны-участницы конфликтов.


Целью всех внутригосударственных конфликтов 1970-1980 гг. в Азии, Африке и Латинской Америке была борьба за власть, а не национально-освободительная борьба. Основными методами действий ВПО стали партизанские, которые в некоторых случаях дополнялись террористическими акциями

Общественный резонанс стал в 1970- 1980 гг. главным сдерживающим фактором участия великих держав в военных конфликтах и поэтому их лидеры пытались быстро урегулировать конфликтные ситуации. Во время конфликтов великие державы защищали только свои интересы, мало обращали внимание на ООН и другие международные организации, открыто подтасовывали факты, что проявилось при вторжении советских войск в Афганистан в 1979 г. и в ходе американской агрессии на Гренаде 1983 г. Иногда сверхдержавы действовали под Ооновским флагом ради прикрытия собственных «нецивилизованных» действий, как это случилось в Ливане в 1982- 1984 гг.

7. Влияние «холодной войны» на освободительные движения;

С большим трудом в 1947 приобрела национальную независимость Индия, во многом благодаря начатой Ганди кампании пассивного противодействия. а в 1960 ещё целый ряд африканских владений. После поражения под Дьенбьенфу французы ушли из Французского Индокитая. Относительно спокойно преобразовалась некогда могущественная империя Нидерландов.

Освободившиеся от колониальной зависимости страны получили название стран третьего мира. В начавшемся постколониальном периоде развитые западные страны экономически и политически намного превосходили страны третьего мира. Некоторые из стран третьего мира всё ещё выступают в роли источников сырья, что позволяет им обеспечить уровень благосостояния населения, сравнимый, а в некоторых случаях и превосходящий уровень европейских стран (Арабские Эмираты). Низкий уровень зарплаты делает их резервуарами дешёвой рабочей силы, что даёт возможность международным корпорациям минимизировать свои издержки, перемещая в них своё производство, в первую очередь — товаров массового потребления.

Ликвидация колониальной системы не во всех случаях имела положительные последствия. Поскольку на место смешанной администрации в лице собственного чиновничества и чиновничества метрополии с их в течение многих лет отрабатываемой управленческой политикой, пришли слабые коррумпированные режимы стран третьего мира, которые не способны добиться справедливого соотношения цен на внутренних рынках, обеспечить контроль за возвратом валютной выручки и увеличить собираемость налогов для развития собственной образовательной и научной сферы. Хронически растёт задолженность многих развивающихся стран.


Многие национально-освободительные движения, направленные против колониализма, зародились уже после Первой мировой войны и связанного с ней потрясением всего миропорядка. Многие из основателей национально-освободительных движений вошли в контакт с мировым коммунистическим движением (Коминтерн), например, вьетнамец Хо Ши Мин и аргентинец Эрнесто Че Гевара, и рассматривали себя как часть мирового

антиимпериалистического движения.

После Второй мировой войны возникла новая волна антиколониального движения почти во всех колониальных странах.

В начале своего развития они нуждались в идеологической и политической поддержке и нашли её в марксистско-ленинской теории империализма. Кроме политической поддержки решающую роль в процессе развития бывших колоний играла материальная помощь стран «антиимпериалистического лагеря» в атмосфере холодной войны, начавшейся в 1950-е гг.



Из числа стран, заручившихся такой поддержкой, можно назвать следующие:

— бывшая французская колония Вьетнам

— зависившие от США Куба, Никарагуа и Чили

— бывшая французская колония Алжир

— бывшие португальские колонии Ангола, Гвинея-Бисау и Мозамбик.

8. Трудности при преодолении отсталости в странах «третьего мира».

С крушением колониальной системы освободительная борьба афро-азиатских народов не прекратилась, а вступила в качественно новую фазу, характеризуемую размежеванием классовых и политических сил, некогда выступавших единым фронтом, осознанием ими своих социальных интересов. Главной становится борьба за выбор пути дальнейшего развития, причем эта борьба принимает различную степень остроты и осуществляется в разнообразных формах в зависимости от конкретных условий той или иной страны, расстановки сил, уровня политической организации масс, влияния внешних факторов.

Освободившиеся страны, несмотря на значительные успехи, достигнутые в годы самостоятельного развития, столкнулись с рядом серьезных трудностей и проблем, таких, как отсталость и зависимость (в большинстве стран сохраняется многоукладная экономика, отсталая в целом экономическая структура, господство ручного труда и низкая его производительность), неравноправное положение в системе мирового капиталистического хозяйства, все более глубокое внедрение в их экономику транснациональных корпораций, политическая нестабильность режимов, необходимость противостояния политике неоколониализма,