Файл: Курсовая работа игра студентки заочной формы обучения с применением дистанционных.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 50
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство образования и науки Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«САРАТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО»
КУРСОВАЯ РАБОТА
Игра
студентки заочной формы обучения с применением дистанционных
образовательных технологий курса ___ ___ группы
факультета психолого-педагогического и специального образования ___________________________________________________
по специальности/направлению Педагогическое образование: Дошкольное образование
_____________________________________________________________
(Фамилия И. О. студента)
Научный руководитель (руководитель)
____________________________ ___________________________ __________________________
должность, уч. степень, уч. звание подпись, дата инициалы, фамилия
Зав. кафедрой
____________________________ ___________________________ __________________________
должность, уч. степень, уч. звание подпись, дата инициалы, фамилия
Саратов 2016
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………….…… 3
1. Игра как средство успешной социализации дошкольников………..5
1.1 Понятие социализации дошкольников …………………………………5
1.2 Роль и значение игры в социализации дошкольников...........................10
2. Методический и практический аспекты педагогической деятельности в условиях дошкольного образовательного учреждении…..22
2.1. Дошкольное образовательное учреждение как среда
социализации дошкольников …………..…………………………………. 22
2.2. Анализ опыта работы воспитателя с дошкольниками средствами игры и игрушки (на примере муниципального дошкольного образовательного учреждения « ») ………………………………………………...32
Заключение ……………………………………………………………… 42
Список использованных источников ……………………………….…. 44
Приложения……………………………………………………................... 46
ВВЕДЕНИЕ
Игра – одно из наиболее эффективных средств воспитания. Полноценное социальное развитие ребенка немыслимо без игры. Благодаря игре происходит формирование личности ребенка. Именно игра обеспечивает выделение и осмысление дошкольником социально принятых нравственных норм поведения. Через игру мир сложных социальных отношений, которые не доступны еще ребенку в его неигровой деятельности, вносится в жизнь дошкольника и поднимает ее на более высокий уровень.
Не подлежит сомнению, что наибольшие возможности формирования детского общества обеспечиваются игровой деятельностью детей. Именно здесь наиболее полно активизируется их общественная жизнь. Это позволяет рассматривать игру как средство воспитания качеств необходимых для жизни в обществе. Другими словами, игра является необходимым и обязательным элементом в процессе социализации ребенка.
Игра и игрушка – понятия неразделимые. Игрушка – это предмет, специально созданный для детских игр. Но это не уменьшенная копия реального предмета, а условное его изображение, предельно обобщенный художественный образ. Выразительная форма, подвижность, яркость и условность окраски – все это влечет ребенка к игрушке, вызывает желание играть с ней. Игрушка источник радости ребенка.
По определению Л.С. Макаренко, игрушка является материальной основой игры. Играя, ребенок реализует свои мысли, чувства в действии, а, следовательно, от того, во что он играет, какие игрушки попадают ему в руки, во многом зависит и направление его мыслей, чувств, поступков.
Игровая деятельность дошкольников была актуальной темой во все времена. Актуальнаона и сегодня. Изменились времена, изменились и игры. Если раньше дети играли в романтические игры, игры-путешествия («Моряки», «Летчики» и др.), то сегодня, романтические профессии не престижны, отошли на задний план полярники, покорители космоса, разведчики и летчики. Не секрет, что опыт и знания для своих игр дети черпают из телевизора. Из телевизора и с компьютера дети учатся игровым сюжетам, и они не всегда демонстрируют дружественное, бесконфликтное сотрудничество в отношениям между людьми. Поэтому актуальность социализации детей в играх очевидна. Актуальна на сегодня и игрушка, которая попадает в руки ребенка.
Проблемой игровой деятельности и игрушки занимались психологи (Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец), педагоги (Л.Н. Галагузова, Л.Ф. Грибова, Н.Я. Михайленко).
Объект исследования – игровая деятельность.
Предмет исследования – роль игры и игрушки в социализации дошкольников.
Цель исследования - изучить роль игры и игрушки в социализации дошкольников на примере муниципального дошкольного образовательного учреждения № « » .
Задачи исследования:
-
Изучить особенности игровой деятельности дошкольников; -
Исследовать роль игры и игрушки в социализации дошкольников; -
Проанализировать социально-педагогическую деятельность по социализации дошкольников средствами игры и игрушки на примере муниципального дошкольного образовательного учреждения № « » .
-
Игра как средство успешной социализации дошкольников
-
Понятие социализации дошкольников
Социализация представляет собой процесс социального развития человека в результате стихийных и организованных воздействий всей совокупности факторов общественного бытия. Социализация продолжается на протяжении всей жизни человека во взаимодействиях его с различными факторами: условиями, ситуациями, субъектами.
Социализация как процесс – особенности социального становления личности.
Социализация как результат – характеристика социального становления человека в соответствии с его возрастом или уровнем развития. Ребенок в социальном развитии может отставать или опережать своих сверстников. В этом отношении социализация как результат характеризует ребенка по отношению к его сверстникам.
Таким образом, социализация есть единство экстериоризации (воспроизводство, продуцирование культуры) и интериоризации (впитывание, усвоение культуры).
Успешная социализация предполагает эффективную адаптацию человека к обществу и в то же время – способность противостоять ему в тех жизненных коллизиях, которые препятствуют саморазвитию, самоопределению, самореализации. Человек, полностью идентифицирующий себя с обществом (конформист), может рассматриваться как жертва социализации. Человек, не адаптированный к обществу – девиант (см. Приложение А) того или иного вида – тоже жертва социализации. Из этого следует, что и процесс, и результат социализации содержат в себе внутренний, до конца не разрешимый конфликт между мерой идентификации человека с обществом и степенью его обособления в обществе.
Следовательно, социальная природа человека детерминирует его зависимость от общества.
Качественное социальное изменение человека на каждом этапе его возрастного развития составляет основу и суть процесса социализации. Она обусловливает своеобразие восприятия им окружающей среды и ориентирует на адекватное поведение, действия и поступки. Как ребенок воспринимает явления, так он на них и реагирует. Со временем эта реакция приобретает все более и более осознанный характер. Социальное изменение ребенка закономерно. На каждом возрастном этапе ребенок представляет то особенное, что определяет своеобразие его социального формирования, определенную субкультуру, играющую особую роль в этом процессе.
Понятие «детская субкультура» предполагает, что для «каждого возраста характерна своя культура, обусловленная тем, что может усвоить на этот период ребенок и что может стать социальным содержанием его развития как личности: позволяющим ему понимать явления объективной действительности, реагировать на них и адекватно проявлять себя в данной социальной среде.
В каждый возрастной период она отличается своим языком, содержанием, своеобразием восприятия явлений окружающей среды, мышления и поведения, что существенно влияет на действия и поступки ребенка в социуме. Субкультура отражается в детских играх, фольклоре, художественном творчестве, традициях. В зависимости от пола, особенностей психического развития и социализации детей у них наблюдаются своеобразные проявления субкультуры, выражающиеся в тайных языках и шифрах, шалостях, детской «магии» и т.д., например, в играх, считалках, загадках, дразнилках у дошкольников [Дошкольная педагогика: 2011:42].
Таким образом, термин «социокультура» означает, что каждый ребенок в зависимости от возраста, с одной стороны, представляет собой определенную детскую субкультуру, с другой – конкретный результат культурного становления детской личности, обусловленный средой, социумом, в котором он жил и формировался. Она также определяет то индивидуальное, что сформировалось из этого ребенка на данном возрастном этапе, в данной социальной среде – реализованную социокультурную реальность. Поэтому в конкретном ребенке детская субкультура проявляется в его внутреннем социокультурном мире и реальном бытие [Мудрик 2009: 60].
Г.Н. Штинова выделяет типичный и индивидуальный социокультурный мир ребенка.
Типичный — это социокультурный мир, характерный для определенного возраста. Другими словами, через типичный социокультурный мир можно определить ход социализации ребенка, его соответствие возрасту и уровню социального развития и воспитания.
Индивидуальный социокультурный мир свидетельствует об особенностях социального развития и воспитания данного конкретного ребенка, его индивидуальном своеобразии. С его помощью можно оценить уровень соответствия или несоответствия, опережения или отставания процесса социализации на данном этапе.
Благодаря этому мы сравниваем детей одного возраста, оцениваем их и делаем выводы о соответствии, задержке или опережении в социальном развитии.
Основными социально - педагогическими качественными характеристиками социокультуры ребенка, по мнению Л.В. Мардахаева являются:
-
Восприятие окружающей среды и реакция на нее; -
Речь; -
Душевное состояние и переживания; -
Самопроявление (проявление «Я» личности), отношения и взаимоотношения; -
Поведение, действия и поступки [Мардахаев 2011:109].
Рассмотрим в отдельности каждую из социально-педагогических характеристик социокультуры ребенка.
Восприятие окружающей среды и реакция на нее у ребенка меняется с возрастом. Оно зависит от его развития, социализации и социального обогащения. Именно психическое развитие ребенка обусловливает его интеллектуальное и социальное изменение, что, в свою очередь, влияет на развитие его психики.
Условно, весь этап детства делится на следующие периоды:
-
Младенчество (до 1 года); -
Преддошкольный возраст (от 1 года до трех лет); -
Младший дошкольный возраст (4-5 лет); -
Старший дошкольный возраст (6-7 лет).
В дошкольном возрасте ребенок, осваивая мир постоянных вещей, овладевая употреблением все большего количества предметов по их функциональному назначению и испытывая ценностное отношение к окружающему предметному миру, открывает для себя некоторую относительность постоянства вещей. При этом он уясняет для себя создаваемую человеческой культурой двойственную природу рукотворного мира постоянство функционального назначения вещи и относительность этого постоянства.
На начальных этапах социального развития человека направление вхождения культуры в мир ребёнка будет доминировать над процессами распредмечивания его жизненных сил: именно представления и знания о социальной действительности будут служить тем базисом, с опорой на который ребёнок, присвоив и усвоив социальное содержание из позиции субъекта деятельности, самостроительства, сможет преобразовывать окружающее, творить культуру, осуществлять себя как человека.
Процесс социализации ребёнка и знакомство его с культурой происходят под влиянием ряда факторов, определяющих направленность, динамику и характер ознакомления с социальной действительностью.
Специфика социализации ребёнка требует специальной организации деятельности взрослых – комплексного сопровождения социального становления ребёнка в процессе его воспитания (см. Приложение А), образования и развития.
Для успешной социализации ребенка, по мнению И.В. Шаповаленко, необходимо действие трех факторов: ожидания, изменения поведения и стремления соответствовать этим ожиданиям. Процесс формирования личности происходит по трем различным стадиям: