Файл: Курсовая работа игра студентки заочной формы обучения с применением дистанционных.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 51
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Игра и игрушка – понятия неразделимые. Игрушка – это специальный предмет, предназначенный для игры и иного жизненного назначения. В ней в обобщенной форме представлены типичные свойства предмета (в том числе людей и животных), которые обеспечивают воспроизведение соответствующих действий с ним [Михайленко 2009: 36]. Но это не уменьшенная копия реального предмета, а условное его изображение, предельно обобщенный художественный образ. Выразительная форма, подвижность, яркость и условность окраски – все это влечет ребенка к игрушке, вызывает желание играть с ней. Игрушка – источник радости ребенка.
По определению Л.С. Макаренко, игрушка является материальной основой игры. Играя, ребенок реализует свои мысли, чувства в действии, а, следовательно, от того, во что он играет, какие игрушки попадают ему в руки, во многом зависит и направление его мыслей, чувств, поступков.
Игрушка чрезвычайно разнообразна по типам, материалам, по технике изготовления, возрастному и воспитательному назначению. Но при всем разнообразии игрушек в них, прежде всего, изображаются реальные вещи и предметы, с которыми действует и сам ребенок, и взрослые. Изображение предметов условно и в значительной степени обобщенно. Характер и степень обобщенности и условности зависят от типа игрушки и ее конкретного назначения. Условность изображения предмета не исключает, а предполагает отражение типических черт вещи или предмета, отличающих их от других (так, у грузовика обязательно есть кабина, кузов, колеса, у куклы платья, туфли, косметика).
Истинной игрушке чужды дробность характеристики и натурализм. Обобщенность и известная условность обеспечивают разнообразие ее функций в играх детей. Натуралистическая игрушка быстро надоедает детям именно потому, что ограничивает игровой замысел, «приземляет» его точностью образа. Хорошая игрушка обладает определенной игровой динамикой: ее образ, конструкция, материал обеспечивают разнообразие игровых действий. Динамика в игрушке может быть представлена подвижностью частей, звучанием, комплексностью фигур (наборы) и т. д. Предмет статичный, хотя и обобщенный, не может быть игрушкой.
Воспитательное значение игрушки разнообразно и разносторонне. Игрушка — «материальная основа» (А.С. Макаренко), «жизненный нерв» игры (Е.А. Аркин). Игрушка участвует в самом создании игры, выступает как своеобразный партнер ребенка, оказывает огромное влияние на его личность. Оно тем более глубоко, что ребенок любит свои игрушки, привязывается к ним, с игрушкой ребенок действует, чувствует себя полноценным участником окружающей жизни.
Разнообразные игрушки помогают ребенку освоиться с привлекательным для него миром взрослых, познакомиться со свойствами и качествами разнообразных предметов, их назначением в быту и трудовой деятельности людей. Через игрушку воспитатель может формировать у детей интерес к технике, развивать любознательность и творчество.
Правильно подобранные игрушки способствуют умственному развитию детей. В педагогике разработана целая система игрушек, игры с которыми направлены на совершенствование сенсорики ребенка. Многие образные и дидактические игрушки побуждают детей к речевой активности, используются для обогащения словаря. Разборные игрушки, разнообразные конструкторы упражняют детей в анализе, синтезе и обобщении. Их можно использовать также для сравнения, классификации. Различные мозаики, бирюльки способствуют развитию сосредоточенности и устойчивости внимания.
Игрушка забавляет и радует ребенка, вызывает положительное отношение к окружающему. Симпатия и привязанность к игрушке переносятся и на предметы, людей, изображенных в игрушке. Особое значение в формировании нравственных чувств ребенка имеет кукла. Игры с куклой пробуждают у детей заботливое, бережное отношение, внимательность и нежность, помогают накопить опыт положительных нравственных переживаний.
Разнообразные игрушки побуждают детей к совместной игре со сверстниками, более младшими и старшими товарищами и способствуют укреплению добрых чувств. Кукла с ее многочисленными «атрибутами» вызывает живой интерес к жизни людей. Национальная кукла – один из источников положительного отношения детей к сверстникам и взрослым другой национальности.
Будучи первым и самым доступным предметом искусства, игрушка вызывает у ребенка эстетические чувства и переживания, способствует накоплению эстетического опыта и формирует художественный вкус. Следует при этом особо подчеркнуть значение народной игрушки (см. Приложение А), воплощающей в себе художественные качества, близкие и понятные детям.
Игрушка побуждает детей к разнообразным действиям и удовлетворяет потребности ребенка в активном движении. Игры с мячом, шарами, вожжами, кеглями, игры в городки, серсо и др., развивают быстроту реакции, точность и координированность движений. Многочисленные игрушки, предназначенные для детей самого раннего возраста (погремушки, резиновые мячи, фигурки и др.); развивают у ребенка зрительную и слуховую сосредоточенность, способствуют развитию хватательных движений и предметных действий. Разнообразные игрушки побуждают детей к совместной игре со сверстниками и старшими.
В современной педагогической литературе классификация игрушек строится на основе их использования в разных видах игр: сюжетные или образные игрушки (куклы, фигурки животных, предметы домашнего обихода и т. д.); технические игрушки; игровые строительные материалы, конструкторы, сборно-разборные игрушки; дидактические игрушки и игры; игрушки для подвижных и спортивных игр (мячи, скакалки, серсо, кегли и др.); театральные и декоративные игрушки (персонажи теневого и кукольного театров, костюмы для игр – драматизации, елочные украшения); игрушки-забавы; звучащие музыкальные игрушки (бубны, ксилофоны и др.).
В особую группу следует выделить игровые материалы и игрушки-самоделки (см. Приложение А).
В дополнение к игрушкам в детских учреждениях создается разнообразное игровое оборудование: домики, макеты автомашин, самолетов, ракет и т. д.
Сюжетно-образные игрушки используются детьми, прежде всего, для творческих сюжетно-ролевых игр. Сюжетная игрушка занимают особое место в жизни детей. Ей отводится наиболее значимая роль в социализации ребёнка.
Педагоги, психологи и социальные педагоги относят к сюжетным игрушкам те, которые, так или иначе, воспроизводят черты (образ) реального прототипа.
К дидактически игрушкам относятся разнообразные пирамидки, деревянные шарики, конусы, колёсики, игрушки-вкладыши, цилиндры и т.д. Они обычно очень яркие, побуждают ребёнка активно действовать с ними.
Эти игрушки помогают познавать окружающий мир, развивая сенсорные качества. Ребёнок учится различать цвета, знакомится с величиной, размерами, формой. Играя вместе с детьми, взрослые могут развивать речь ребёнка, обучая действиям с игрушками и цветовым различиям: «Дай большой зелёный шарик», «Положи на большой жёлтый кубик красный маленький цилиндр» и т.д. В самостоятельной игре ребёнок сам постигает многие истины, например, такие, что большие матрёшки не помещаются в маленькие. Ребёнок учится самоконтролю, выдержке, терпению. Во время игры с другими детьми можно устроить соревнования друг с другом («Кто быстрее соберёт пирамидку»), проявляя при этом различные качества (ловкость, быстроту, точность).
Технические игрушки в занимательной, доступной форме дают детям представление о технике, помогают воспитать интерес к ней и реализовать этот интерес в игре. У старших дошкольников технические игрушки с механизмами воспитывают любознательность, рождают стремление узнать, как игрушка приводится в движение, желание самостоятельно соорудить что-либо подобное. В этом отношении большую
ценность представляют сборно-разборные игрушки, конструкторы и наборы полуфабрикатов.
Значение строительных материалов определяется, прежде всего, характером самого материала. К. Д. Ушинский отмечал, что «лучшая игрушка для дитяти та, которую он может заставить изменяться самым разнообразным образом». Сооружение построек из различных наборов, строительных материалов — один из видов непосредственно связанного с игрой изобразительного творчества детей, которое имеет большое значение для эстетического воспитания.
Игры со строительными материалами, в процессе которых ребенок создает что-то новое, ближе всего стоят к трудовой деятельности человека. Они требуют элементарного планирования, определения задачи, подбора материала, последовательности и согласованности действий, организации взаимоотношений и т. п. Кроме того, дети осваивают знания о форме, величине, пространственном расположении и т, д.
Игрушки-забавы, в основе которых лежит движение, неожиданность, несут ребенку радость, вызывают веселый смех, хорошее настроение, у детей постарше будят любознательность, воспитывают чувство юмора. Музыкальные игрушки развивают слуховое внимание, музыкальный слух, чувство ритма. Театральные игрушки подготавливают детей к театральному зрелищу. В младших группах эти игрушки демонстрирует воспитатель при рассказывании сказок, потешек, а в старших ими пользуются сами дети – в играх-драматизациях и других театрализованных играх.
Таким образом, игра и игрушка имеют чрезвычайно большое значение в социализации ребенка. В игре дети усваивают отдельные знания и умения, моделируют социальные ситуации и типичные отношения. Социально-педагогические исследования показывают большое влияние игры на социализацию детей, так как в играх у детей складываются отношения друг к другу, оценочные отношения и общие требования к участникам игровой группы. Игрушка подсказывает идею игры, влияет на воображение и чувства ребенка. Игрушка помогает воспитанию у детей интереса к труду, способствует формированию пытливости, любознательности. Давая детям, представление о людях разных профессий, разных национальностей, она в то же время может помочь воспитанию чувства симпатии, уважения к ним. Игрушки и игры объединяют детей, требуют совместных усилий, согласованных действий.
2. Организация игровой деятельности в условиях дошкольного образовательного учреждения
2.1. Дошкольное образовательное учреждение как среда социализации дошкольников
Дошкольное образовательное учреждение (далее – ДОУ) – это открытая социально-педагогическая система, в которой происходит взаимодействие с окружающей микросредой (социумом), различными социальными институтами (семья, учреждения дополнительного образования, клубы, библиотеки, общественные организации, учреждения местной власти и т.п.).
ДОУ как открытая социально-педагогическая система предполагает решение следующих задач:
-
обеспечение социально-педагогических и психологических условий для успешного обучения, воспитания и развития личности ребенка, ее социализации; -
формирование условий для создания единого образовательного пространства; -
изучение и анализ социально-педагогических и психологических проблем детей, участие в осуществлении мониторинга качества воспитания; -
создание максимальных условий для освоения дошкольниками духовных и культурных ценностей, воспитания уважения к истории и культуре своего и других народов; -
обращение к личностным проблемам обучающихся, формирование их нравственных качеств, творческой и социальной активности; -
содействие укреплению взаимопонимания между субъектами и их взаимодействию; -
осуществление социальной опеки и защиты прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации; -
проведение консультативно-просветительской и профилактической работы, организация пропаганды здорового образа жизни среди дошкольников, педагогов, родителей; -
развитие индивидуальных интересов и потребностей дошкольников, способствующих их социальному становлению, развитию нравственности, гражданственности и ответственности [Лобанова 2012:31].
Организация жизни детей в ДОУ строится на основе комплексного подхода к решению данных задач всестороннего воспитания на основе единства воспитательно-образовательного содержания, методов и форм.
Организация жизни – это целенаправленное введение, правильное сочетание и чередование основных процессов жизнедеятельности, деятельности и обучения детей в возрастных группах в индивидуальных, подгрупповых и общегрупповых формах, а также создание необходимых условий для реализации задач всестороннего и гармонического воспитания и развития каждого ребенка.