ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 23
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ПЛАН
Введение …………………………………………………………………… 3
1. Содержание нравственного мира человека ………………………….. 5
2. Нравственные качества человека ……………………………………… 8
3. Нравственные типы личности …………………………………………. 10
Заключение ………………………………………………………………… 23
Список используемой литературы ………………………………………. 25
ВВЕДЕНИЕ
Выбранная мной тема, на мой взгляд, актуальна сегодня, потому что наше общество переживает не только экономический, но и духовный кризис, результатом которого является то, что набор ценностей, заложенных в сознании, прежде всего детском и молодежном, во многом деструктивен с точки зрения развитие личности, семьи и государства.
В обществе исчезают представления о высших ценностях и идеалах. Оно становится ареной эгоизма и нравственного хаоса. В политике, экономике, социальной сфере и межнациональных отношениях духовно-нравственный кризис усугубляет кризисные явления.
Научные знания о нравственности, законах ее возникновения и развития необходимы каждому полицейскому для того, чтобы квалифицированно проводить обучение и воспитание, укреплять дисциплину и морально-психологическую готовность подчинённых к выполнению своего конституционного долга по обеспечению экономической и национальной безопасности страны.
Нравственный облик человека - это совокупность личностных качеств человека, которые позволяют ему совершать определенные виды действий, т.е. вести себя определенным образом. Основываясь на этих действиях, мы делаем вывод о социальной значимости и ценности человека.
Нравственные нормы отвечают любым потребностям общества. Они вырабатываются обществом спонтанно на основе культурных традиций и обычаев и, по сути, являются ограничением человеческого произвола в интересах самого же человека. Человек является нравственным, культурным, если он осознал необходимость действовать в соответствии с требованиями морали, т.е. нравственные нормы и ценности, свойственные конкретному историческому моменту, стали его личным убеждением.
Степень изученности. В разработке данной темы были использованы работы таких авторов как: Горелов А. А., Гусейнов А. А., Дусенко С. В., Зеленкова И. Л., Кондрашов В. А., Косых М. П., Разин А. В., Смирнов Г. Н. и др.
Целью данной работы является изучение основных черт нравственной личности, исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:
- Рассмотреть содержание нравственного мира человека;
- Исследовать нравственные качества человека;
- Охарактеризовать нравственные типы личности.
Структура данной работы состоит из: введения, 3 глав, заключения и списка используемой литературы.
-
СОДЕРЖАНИЕ НРАВСТВЕННОГО МИРА ЧЕЛОВЕКА
Нравственностью называют совокупность норм, идей, предписаний о добре и зле, свободе и ответственности, долге, совести, правильном и неправильном, вине, чести и достоинстве человека. Названная совокупность нравственных качеств выражается в поведении человека, группы людей, в обществе, во власти, в государстве, но ещё вписана в психологию личности, группы, общества, власти, государства. Нравственность всепроникающе, но она прямо не закреплена в законе, ее носителем является моральная норма, поэтому законы должны быть нравственными, то есть они не должны противоречить морали и основываться на ней. Это не всегда так, встречаются и безнравственные законы, например, гитлеровские «нюрнбергские» законы, многие советские. Только в межличностном общении может возникнуть и существовать нравственность, поскольку ее природа социально-психологическая. Теснейшим образом она связана с психологией личности, психологией народов и рас, с групповой психологией, а также биологией человека. Нравственность не только регулирует поведение, интимную, профессиональную и общественную жизнь человека, не только его отношение с другими людьми, в том числе отношения по поводу производства, распределения и потребления материальных и духовных благ, но еще призвана обеспечить его выживание как биологического вида. Те, которые отрицают нравственность, обречены на вымирание.
Нравственный мир человека - это целостная система элементов, охватывающая нравственную культуру человека. Понятие нравственная культура состоит из двух понятий- «культура» и «нравственность», в своем сочетании они подчеркивают, с одной стороны, важность морали как наиболее чувствительного показателя культуры, с другой - собственно культуру, насыщающая мораль высокой духовностью. Анализ нравственного потенциала культуры, путей и средств усвоения ею нравственного опыта поколений предполагает, прежде всего, рассмотрение понятий этики, нравственности, морали, выяснение их места в системе культуры и их роли в жизни человека и общества.
Структуру нравственной культуры личности составляют:
а) развитость нравственного сознания (нравственные знания о добре; чести и т.д.; нравственные чувства и эмоции, нравственная воля, нравственные ценности);
б) развитость нравственного мировоззрения (нравственные идеалы, нормы и принципы, нравственные ориентации и интересы, убеждения и верования);
в) совершенство нравственных качеств (человеколюбие, уважительное отношение к людям, сострадание, сочувствие, справедливость, совестливость, доброта, честность, достоинство, чувство и понимание долга, ответственность и другие);
г) последовательное проявление нравственных качеств, соблюдение норм и принципов морали.
Другими словами, «золотое правило» нравственности рекомендует: «относись к другим людям так, как вы хотели бы, чтобы относились к вам».
Это также может быть выражено другими суждениями. Но каждый человек понимает этот принцип по-своему.
Один моделирует его только в семейные отношения, другой - в неформальные межличностные отношения, третий - в профессиональные и сервисные. Таких вариантов может быть много. Тем не менее, ценность и смысл этого правила-нормы сохраняются, остаются понятными и востребованными.
Совесть, честность, доброта- эти понятия, всегда много значили для человека. Без них немыслима идея морали и нравственный идеал. Во все времена люди превыше всего ценили верность долгу, любовь к Родине, духовную чистоту и бескорыстную помощь. Человек прошел долгий и чрезвычайно трудный путь в своем духовном развитии.
Однако высшим выражением развития человеческого духа всегда было, прежде всего, нравственное сознание в его наиболее гуманистических, исторически прогрессивных проявлениях. Другими словами, историческое становление личности можно рассматривать и как формирование ее нравственного сознания - специфического и уникального способа осознания человеком своего места в мире, в обществе, своих отношений с другими людьми.
-
НРАВСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВА ЧЕЛОВЕКА
Помимо положительных качеств, есть и отрицательные качества: зависть, гнев, властность, лживость. При низкой степени нравственности такие поступки рано или поздно начнут казаться допустимыми, а может быть, даже предпочтительными. Чтобы этого не допустить, необходимо, прежде всего, следить за собой и своими действиями, поступками.
Такое поведение поможет определить сильные и слабые стороны и наметить курс на самосовершенствование. Но это только первые шаги к улучшенной версии себя.
Рассмотрим нравственные качества личности:
1). Ответственность. Человек должен помнить о том, что его деятельность и даже ее отсутствие приводят к конкретным последствиям. Такая черта присуща чаще всего зрелым личностям, которые отличаются независимостью и обладают чувством собственного достоинства. В конце концов, тем, кто привык к тому, что другие решают за них все их проблемы, будет довольно трудно нести ответственность за свои собственные действия.
Ответственность зависит от воспитания. Ребенок, зная о правилах и запретах, понимает, что если он их нарушит, то будет наказан. Взрослым уже сложнее развить это свойство.
2). Гуманизм. Это высокое морально-нравственное качество, без которых было бы гораздо труднее жить в обществе. Они включают в себя сопереживание, заботу. Но трудность в том, что вызвать эти чувства намеренно практически невозможно, так как они просто возникают сами собой. Кроме того, довольно трудно любить всех вокруг. Но если вы посмотрите на окружающих вас людей, проявите интерес к их жизни, понаблюдаете за ними, любовь станет оправданной.
3). Верность. Сегодня это качество в большой цене. Его проявление подразумевается не только по отношению к любимому, но и по отношению к самому себе, к собственным обещаниям. Если человек хочет, чтобы его ценили и уважали, то он должен сдержать свое слово.
4). Дисциплина. Это пример морального качества человека, когда необходимо соблюдать все установленные социальные нормы, чтобы не наткнуться на санкции со стороны государства. Но в психологии существует также понятие девиантной личности. Такой человек не может соблюдать законы и вести себя прилично.
5). Честность. Прежде всего, вы должны быть открыты для себя. Ведь жизнь в "розовых очках" в наше время чревата нехорошими последствиями. Но прежде чем доверять другим, будьте очень осторожны. Стоит убедиться, что перед вами честный человек. В противном случае вы просто облегчите ему поиск ваших слабых мест.
Нравственные установки аналогичны правовым. Они также формируют действия людей, но они не фиксируются в письменной форме, а просто известны всем.
Такие ценности воплощают мораль, ведь она определяют сознание индивидуума в различных сферах, будь то семья, профессиональная деятельность или межличностные взаимоотношения. И если за нарушение закона государством применяются санкции в виде административной или уголовной ответственности, то несоблюдение нравственных устоев карается общественным осуждением и возникновением внутренних негативных эмоций, что мы называем угрызениями совести.
-
НРАВСТВЕННЫЕ ТИПЫ ЛИЧНОСТИ
Рассмотренные пять качеств - это скорее координаты, ориентиры нравственной жизни человека. Важно подчеркнуть, что в обществе очень мало чистых, ярко выраженных типов. Каждый человек несет в себе частичку героя, потребителя, конформиста, в определенных ситуациях проявляющего черты аристократа.
Правонарушения и преступления совершаются из разных побуждений, и поскольку мотивы поступка основаны на мировоззрении, интересно классифицировать правонарушения с точки зрения нравственных типов.
Один и тот же поступок может иметь разные этические мотивы: воровство с целью получения прибыли ("потребитель"), участие в группе "за компанию" ("конформист"), грабеж из соображений идеала ("герой" Робин Гуд) или для удовлетворения амбиций (хитроумные комбинации персонажей в фильм "Ва-банк"). Соответственно, профилактика правонарушений должна основываться на этических соображениях, соответствующих конкретной аудитории.
В любом случае, многообразие человеческих проявлений, приобретая определенную структуру, открывает возможность для личностного роста в направлении сознательного принятия этих проявлений, то есть для развития толерантности, а в других случаях — для сознательного неприятия, недопустимости. Осознание и осмысленность своих и чужих действий становится способностью, помогающей человеку быть гибким в быстро меняющемся мире, превращать непримиримые конфликты в диалог, находить гармонию с миром и самим собой .
Тип "потребитель". Давайте начнем с самого простого и наименее нравственного типа личности. Он широко распространена, ее логика понятна даже ребенку. Мораль, по его мнению, - это институт в обществе, который позволяет индивиду достичь счастья. Это полезно и приятно во многих отношениях. Как в примитивной схеме воспитания: веди себя хорошо — получишь конфетку. Бескорыстие морального типа является невыносимо сложной идеей для такого мышления. Человек этого типа надеется найти в морали средство получения той или иной жизненно важной "конфетки". Именно поэтому его условно называют "потребительским" типом. Такой человек считает, что выгода - это главный, а главное, единственный мотив поведения. Следовательно, моральные поступки также являются одной из разновидностей полезных. Они должны вести к цели, к успеху, к приобретению всевозможных благ и, в конечном счете, к счастью. Стремление к счастью является главной ценностью для этого типа нравственной личности.