ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 24
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Ориентация «потребителя», естественно, индивидуалистична. Каждый «потребитель» стремится к счастью в одиночку, но понимая, что блаженствовать одному неуютно, он начинает размышлять и заботиться о счастье других людей. Если я достиг успехов в жизни, мне хочется поделиться своим рецептом с другими людьми — пусть им тоже будет хорошо (типичный пример тому — творчество Д. Карнеги и другие пособия типа «Как заработать миллион», «Как выйти замуж».) Общий принцип морали таков: стремись к своему счастью в той мере, в какой это не мешает ближнему стремиться к его счастью. Если последнее ограничение отсутствует, то бесконтрольное личное процветание превращается в аморальное хапужничесгво и агрессию по отношению к людям.
Желаемое счастье понимается «потребителем» как достижение денег, славы, семейное благополучия и т.д. а это всё ценности социальные. Действительно, «потребитель» хочет приобрести как можно больше для себя, но только в обществе и благодаря его помощи эти мечты могут сбыться. Вот почему такой человек может быть социально полезным, приятным в общении, прекрасным семьянином. Этот тип активен и деятелен, потому что ему нужно всего этого добиться. Это означает, что от него могут исходить яркие идеи и прогрессивные преобразования. Для активного человека на первый план в морали выходят не мотивы, а поступки. Сложная моральная мотивация, как уже упоминалось выше, здесь не нужна. Его решимость основана на убежденности в своей правоте.
Какому источнику моральных правил доверяет такой человек? Прежде всего, самому себе. Применение общих правил зависит от ситуации, в которой он находится. И это второй источник нравственности. А поскольку жизненные ситуации разнообразны, то и правила морали не постоянны, а довольно относительны. В жизни такой релятивизм может опуститься до полной безнравственности. Когда все нормы приличия забыты, ситуация и личная выгода позволяют легко притеснять права других людей.
Конечно, для людей с другим типом моральной организации потребительская модель может быть представлена как «мещанская», «деловая» или «хищническая». В ответ на эти обвинения «потребитель» может предъявить свои собственные моральные достоинства. Пусть идеалы не такие высокие, но они воплощаются в жизнь; пусть мы не очень бескорыстны, но наша жизнь налажена и мы не впадаем в антисоциальные крайности; пусть мы несколько эгоистичны, но мы заботимся о потребностях человека и не мучаем его невыполнимыми требованиями.
За этими ценностными ориентациями просматривается образ активного человека, предпринимателя по роду деятельности, буржуа по социальной принадлежности, прагматика по стилю мысли, жизнелюба по мироощущению. Его можно обнаружить во все времена. Главной ценностью людей «потребительского» типа является счастье, мотивом— польза, ориентациями: индивидуализм, релятивизм, социальность и активность.
Тип «конформиста». Люди с возвышенным мышлением считают конформизм пороком, союзником всего зла, компромиссом с несправедливостью мира. Но посмотрим вокруг: добродетель подавляющего большинства основывается на хорошем согласии с окружающей средой. Оставьте таких людей без поддержки общественного мнения — они собьются с «истинного пути», так как не в состоянии самостоятельно поддерживать моральные ориентиры. Типичный пример этого - молодой юноша, приехавший из деревни в город и « и пустившийся во все тяжкие» без присмотра. Тот, чья мораль зависит от одобрения или осуждения других, легко поддается влиянию. В нем плохо воспитаны самостоятельность морального духа, внутренняя убежденность и чувство личной ответственности за совершенные поступки. Казалось бы, здесь отсутствуют важнейшие признаки нравственного поведения. Однако давайте посмотрим на человека такого типа в привычных для него условиях.
Главной ценностью «конформистского» типа является чувство общности с окружающей средой. Будь то родная деревня, класс или просто круг знакомых, именно социальная группа является источником моральных норм и идей для такого человека. Если в окружающей среде укоренились высокие требования к поведению, человек вырастает хорошо воспитанным. Может быть, даже с чрезмерной строгостью. Высокие идеалы, забота о репутации, верность христианским добродетелям — так вырисовывается, «приличное общество» всех времен и народов. Она основана на широко распространенном общественном мнении, когда каждое правонарушение приводит к огласке. Наказание должно быть незамедлительным: «откажись от дома», «не подавай руки», «я с тобой не играю». Страх перед тем, что скажут другие, вовсе не случаен. Этот страх смешон для развитой личности, но добиваться такой самодостаточности от всех и вся — бесполезное начинание.
Мало того, что личность здесь социально ориентирована, ее устремления носят коллективистский характер, а не индивидуалистический, как у «потребителя». Личному счастью предпочитается всеобщее согласие, приспособление к господствующим ценностям считается лучшим путем нравственного совершенствования, а главный мотив поведения — быть как все. А потому, раз последующие поколения поступают, как и предыдущие, складываются мощные традиции, которые придают устойчивость нравам.
«Конформистский» тип нравственной личности может в равной степени развиваться и среди дворянства, и среди крестьянства, и в любой другой среде. С точки зрения сознания этот человек пассивен, потому что все нормы были выработаны давным-давно до него. Но при внутренней пассивности критерием нравственности являются действия и поступки. Поведение предписывается обычаем, грань между моральным и привычным может быть почти стерта. Достойное поведение становится синонимом хорошего, а моральное непохожесть изгоняется. Если «потребительский» тип наивно верит, что все люди одинаковы, то «конформистский» тип хочет, чтобы все были одинаковыми — такими, как он. Отсюда — нетерпимость к другим нравственным системам, но достаточная снисходительность к нарушителю в его окружении. Если только он нарушает правила, но и не отвергает сами нормы. Грешник может покаяться и снова будет принят "в лоно". Нет более страшного зверя, чем инакомыслящий. Идеи, на которых держится мораль, считаются не подлежащими обсуждению. Вот почему мотивы особо не выясняются: предполагается, что есть один правильный мотив. Это представление для бесхитростных душ, которые не знают о борьбе одинаково нравственных мотивов, о "глубинах" и "пропастях" души, о ее бесконечном самообмане. Итак, главной моральной ценностью «конформистского» типа является коллективное счастье. Такая социальная ориентация предполагает любовь к традициям, приспособление к ним, желание поступать как все, ориентацию на поступки в сочетании с непоколебимой верой в основы морали.
«Аристократический» тип. Название говорит само за себя. Аристократизм первоначально считался достоинством, передаваемым по наследству. И раз ты от рождения принадлежишь к сословию, которое выше других, то честь его нельзя ронять. Знать может обеднеть, попасть в долги, быть свергнута революцией, но чувство своей «особости», которая не зависит от переменчивости земной судьбы, остается.
Чувство собственного достоинства, которое невозможно отнять, является отличительной чертой нравственной аристократии. Известно, что его находили у венецианского гондольера или разбойника не реже, чем у напудренного придворного или рыцаря. Такими «аристократами» могут быть и люди артистического мира. Принадлежа к искусству, они всегда чувствуют себя возвышенными над простыми смертными. Они могут быть учеными или философами, горцами и даже нищими. В этих кругах каждый должен быть личностью, причем достаточно яркой. Такой человек отвечает за свои поступки не перед общественным мнением, а только перед самим собой.
Мораль особых социальных групп противостоит повседневным нравам их эпохи. А нравственная личность «аристократического» типа выступает против любых социальных условностей и правил, если они не соответствуют ее совести. Такие личности непременно асоциальны. Нет, он не обязательно будет грабителем или даже просто нарушителем порядка. Но его мораль будет странной, непохожей. Его собственной моралью. Естественно, эта ориентация индивидуалистична по своей сути. Из всех специфических черт морали «аристократический» тип воплощает в себе (выпячивает) все, что связано с автономией нравственной личности, самостоятельностью воли, свободой выбора.
Свобода — вот основная нравственная ценность этого типа. Потому отсутствие счастья или привычного социального положения не могут сломить человека с аристократическим духом. Была бы возможность оставаться самим собой. Свобода по отношению ко внешним условиям делает «аристократа» несколько равнодушным к нравам окружающей среды. Если социальная среда и кажется этому типу недостаточно нравственной, он не стремится преодолеть ее косность, а предоставляет самой себе, пока она не посягает на его личную свободу. Это пассивный в поведенческом отношении тип. Он обожает свой внутренний моральный мир и действует сообразно своим убеждениям, не интересуясь практическими последствиями.
«Аристократ» эгоцентричен и поэтому вполне терпим к взглядам и слабостям других людей. То, чего он не позволяет себе, он снисходительно позволяет другим. Они «неполноценны», чего от них требовать. Ничья низость не может поколебать идеалы. Их также не могут поколебать идеологические нападки, которых так боятся «конформисты».
Что является источником морали для «аристократического» типа нравственной личности? Как ни странно, это тоже традиция, но не социальная, внешняя, ритуальная, а духовная традиция. В своих действиях «моральный аристократ» сохраняет свое достоинство, стремясь не уронить идеал, который видят только люди духа. Его мотивы представляют собой не правила среды, а своего рода «мораль в целом», которая стала моей. Мотив здесь выглядит как «внутренний голос» то ли Бога, то ли гения, то ли самого сокровенного «Я», которому нужно повиноваться, если не хочешь потерять себя.
Внутренний голос совести - надежный источник моральных правил. Но мы не должны забывать, что это может ввести в заблуждение. «Аристократ» полон духовных переживаний и стремлений, но их источник кажется ему иррациональным. Так что мораль делается сродни искусству, для этого тоже нужно быть особо одаренной, творческой личностью.
Итак, главная нравственная ценность «аристократического» типа — это свобода быть самим собой, для этого он индивидуалистично сосредоточен на внутреннем мире, мотивах поведения, чистоте идеалов, следует духовным традициям. Поэтому же при общей асоциальной ориентации он пассивен по отношению к общественной среде, толерантен, а иногда и равнодушен.
«Героический» тип. Герой, по определению, всегда борется с обстоятельствами. Это могут быть исторические события, люди, идеи. Дело в том, что в глазах героя они недостаточно нравственны, и он хочет преобразовать эти обстоятельства. Подобно "аристократу", "герой" выделяется на фоне социальной среды. Но он противостоит ей не пассивно, а активно, причем наступательно. Он не хочет примиряться с миром таким, какой он есть. И не потому, что задеты его личные интересы. «Герой» противостоит всему, что не выдерживает сравнения с идеалом, с идеей абсолютного добра. А поскольку в мире почти ничего не идеально, то, начав борьбу с какой-то частной несправедливостью, ему потом приходится бороться со всем миром. Но это не смущает «героя». Чем больше врагов, тем сильнее энтузиазм. Если противников много, это означает, что он борется с чем-то значительным, делает важное дело. Если он выступает против зла, значит, он добрый.
В этом месте личность «героического» типа подстерегает первая опасность — влюбиться в борьбу ради самой борьбы. Зла так много, что не нужно церемониться. Поэтому для «героя» проблема целей и средств стоит наиболее остро. Как бы в пылу борьбы не было потеряно главное — идея, ради которой всё затевалось.
Эта идея играет ведущую роль в нравственном сознании личности «героического типа». Это вообще идейный человек. В отличие от всех предыдущих, где теории были задействованы как бы задним числом, чтобы оправдать интуитивно занятую жизненную позицию, здесь рациональная аргументация является ведущим мотивом поведения. И этим мотивам придается чрезвычайное значение. Конечно, «герой» - человек действия, но нравственный смысл для него имеют не столько события, сколько их объяснение. А врагом морали будет любой, кто делает то же самое, что и сам «герой», но по другим причинам. Терпимость - это не героическая добродетель.
Какого же рода идеи очаровывают нравственное сознание «героя»? В первую очередь — это поиск справедливости. Справедливость — основная моральная ценность этого типа нравственной личности. Счастье и смысл жизни постигаются в борьбе за нее, и свобода личности состоит в том, чтобы поставить себя (добровольно!) на службу этой идее. Как бы ни понимал каждый конкретный человек, в чем состоит справедливость, ясно, что это понятие относится не столько к внутреннему миру личности, сколько к общественным взаимосвязям. Потому личности «героического» типа — это люди социально ориентированные. Мысль о служении обществу встречается здесь обязательно. Но, в отличие от «конформиста», «герой» интересуется не текущими, а перспективными задачами. Он стремится к тому обществу, которое должно быть в соответствии с идеалом справедливости.