Файл: Введение содержание нравственного мира человека.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 25

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


«Герой» очень остро чувствует разницу между тем, что есть, и тем, что должно, потому что у людей этого типа чрезвычайно развито чувство долга. И если мы понимаем, что напряженный долг является неотъемлемой чертой морали, то становится ясно, что этот тип воплощает специфику морали с наибольшей силой. Это «самый нравственный» тип. Иногда даже гиперморально, когда человек забывает, что помимо моральных ценностей существуют и другие, совсем не аморальные ценности. Человеку, исполненному долга, все остальные кажутся недостаточно совершенными.

Если нравственное развитие возможно, то оно совершается благодаря этим людям. Что бы охраняли «конформисты» и «аристократы», если бы «герои» не искали новых путей? Нравственное сознание давно погрязло бы в пучине самодовольства. Героическая нравственная личность открывает не только новые пути, но и новые идеи. Размышление о нравственных проблемах стимулирует героические ориентации нравственного сознания. Недаром в юности почти все — герои, пока идет поиск и формирование своего «я». Мало того, что «герой» всегда «неудобен», вносит дискомфорт в существование окружающих и беспокойство в их умы. Он далеко не всегда прав и по большому моральному счету. Очень много зависит от идеи, которой такой человек предался. Идея «героя» всегда возвышенная и благородная, но конкретных теорий справедливости много, и горе, если одна окажется примитивной, не учитывающей сложность и многогранность мира. Тогда «герой» окажется фанатиком от морали и на деле будет разрушать те основания нравственности, которые собирался поддерживать.

Однако личное благородство людей этого типа не вызывает сомнений. Если они ошибаются, то искренне ошибаются. Поэтому такие люди неизменно вызывают восхищение. Каждая эпоха гордится своими героями. Другие могут не всегда соглашаться с ними в отношении конкретных действий и решений. Однако даже враги признают высокое моральное достоинство такого человека, которого нельзя отнять. В этом «герой» подобен «аристократу». Он есть он: человека можно убить, но уничтожить в нем мораль невозможно. Потому что его источник находится вне досягаемости земных властей.

«Героический» тип личности встречается не только у социальных реформаторов, иначе таких людей было бы мало. Как говорится, «в жизни всегда есть место подвигу». Самые простые действия обычного человека могут быть осуществлены на основе сложных мотивов и высоких ценностей. Итак, «героический» тип нравственной личности считает справедливость главной ценностью, занимает активную и социально заинтересованную жизненную позицию, обращает внимание на рациональные мотивы поведения и их идеологическую поддержку, в целом обладает высоконравственной ориентацией.


«Религиозный» тип. Это название, как и предыдущие, очень условно. Даже атеисты могут принадлежать к «религиозному» типу. В свою очередь, верующие могут вести нравственную жизнь «героического», «конформистского» и даже «потребительского» типа. Люди исполняют одни и те же христианские заповеди, руководствуясь самыми разными мотивами. Но чаще всего «религиозный» тип личности встречается у людей, которые искренне верят. Чувство, что я хожу под Богом и исповедую мораль перед лицом Бога, является основой мировоззрения. В глубине своей души я могу общаться с Творцом Всего Сущего, сокровенное «Я» может напрямую соприкасаться с высшими ценностями и смыслами. К нравственности приходят индивидуально, а не коллективом. Его источником не может быть общество, моральный закон выше социального.

Закон смысла жизни имеет сверхъестественное происхождение в том плане, что он выше всякой конкретной жизни. Для человека «религиозного» типа Бог не обязательно диктует конкретные заповеди, ведь заповеди — это нормы, которые и люди могут изобрести. И вообще в морали свободная личность всякий раз решает задачу самостоятельно и в детальных предписаниях не нуждается. Бог поддерживает моральный миропорядок в целом, хранит его тайну. Он дает личности возможность причаститься к тайне смысла жизни, благодаря чему можно не только знать смысл, но и переживать его.

Главная нравственная ценность «религиозного» типа нравственной личности — смысл жизни. Все нормы, принципы, идеалы — вторичны. Это частности по сравнению с чувством своей неслучайности в мире, в бытии в целом. Чувство гармонии Божьего творения, где каждая былинка имеет свое назначение, переходит здесь в учение о предназначении человека. Учения могут быть самые разные: христианские и буддийские, ортодоксальные или лично изобретенные. Все они находят источник нравственности вне человека и общества. Она оказывается укорененной в закономерностях более фундаментальных, чем земные. Называются ли они Богом, законом кармы, законом Космоса или иначе, не имеет существенного значения. Выходя мыслью и чувством за пределы только человеческого, личности такого типа выходят и за пределы только морального. Обычная нравственность здесь сама собой разумеется, но «мораль для людей» считается ограниченной и в общем-то несовершенной.

Если «герой» считает мир несовершенным, он стремится преобразовать его. «Верующий» же считает мир неисправимым и стремится сам выйти за его пределы. Отрешенностью от земных правил жизни люди «религиозного» типа раздражают всех остальных, поскольку их действия не имеют видимого резона. Мотивом поведения выступает сильное моральное чувство, сродни любви. Недаром любовь предлагается христианством как универсальный способ отношения к миру. Это редкий и сложный мотив. Излишне говорить, что рациональное обоснование поступков не играет здесь особой роли. Аргументы подбираются в свете общей линии, которая может выглядеть со стороны как догма. Однако против догматичности верховного идеала говорит его жизненность и жизнеспособность. Словно личность земная получает от верховного идеала всякий раз конкретный совет. «Верующий» скажет, что нравственные решения даются путем откровения или озарения. Как и «аристократу», ему слышится внутренний голос, голос совести. Но он знает источник этого голоса.



Несмотря на озабоченность духовным, внутренней жизнью, мораль личности «религиозного» типа отнюдь не созерцательна. Мораль должна устанавливать не новые способы мышления, а новые способы жизни. Люди этого типа ведут очень простую жизнь. Их жизнь не аскетична, но неприхотлива в личном плане. Они активны и деятельны по отношению к другим, но они понимают, что любая деятельность не является самоцелью, и что она не может изменить глобальные законы Вселенной. Поэтому их практичность, в отличие от «потребительской», не направлена на личную выгоду. А может быть, он вообще не преследует особой выгоды. Своими действиями они поддерживают только самые высокие ценности в иерархии мира.

Естественно, тот, кто способен увидеть «подобие Божие» в самом последнем маленьком человеке, обладает поистине безграничной терпимостью к человеческим слабостям как в области мыслей, так и в области действий. Это не презрительная терпимость «аристократа» и уж точно не безразличие. Это понимание относительности всей человеческой истины и, следовательно, относительности заблуждения; понимание того, что злые поступки происходят главным образом от слабости, а злые мысли происходят от глупости, а не от естественного зла. Для «верующего» нет врагов, нет «низших», нет «чужих». У него обостренное чувство морального мировоззрения.

Итак, «религиозный» тип личности исповедует мораль, где ведущей ценностью является смысл жизни, мотивом - любовь к человеку и чувство высшего единства с людьми и миром. Это внесоциальная, но активная личность, чье мировоззрение выходит за рамки чисто морального и руководствуется опытом ценностей высшего порядка.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог своей работы, хочу сделать вывод, раскрывающий задачи, поставленные в начале работы. Нравственный мир относится к такому качеству личности, как независимость, способность выбирать, что делать в той или иной ситуации. И в более широком смысле, какую жизненную стратегию выбрать.

Нравственность предполагает, в конце концов, выбор человеком того или иного поведения, того или иного поступка. Если есть ситуация выбора. Нравственные качества - это такие черты характера, которые формируются в процессе теоретического мышления человека, способствуют его самоопределению и умению придерживаться объективной позиции, отходя от субъективной оценки.

Нравственные качества - это такие личностные установки, которые регулируют поведение личности в рамках взаимоотношений с другими членами общества. Система ценностей основана на чувствах и эмоциях, одобренных в обществе. Каковы нравственные качества:


  • Милосердие.

  • Сострадание.

  • Чувство собственного достоинства.

  • Чувство стыда за совершенные отрицательные поступки.

Одним из главных регуляторов поведения человека является совесть – чувство моральной ответственности перед другими людьми и обществом в целом за совершенные поступки. Степень проявления совести отражает уровень способности личности самостоятельно определять моральные обязанности и осуществлять моральный самоконтроль за своими действиями.

Формирование нравственных ценностей происходит под влиянием многих факторов – воспитание, личный пример пользующейся авторитетом личности, нормы этики, проповедуемые в обществе. Личности с детских лет внушают представление о положительных поведенческих моделях. Список правил практически безграничен.

Перечень правил меняется в зависимости от уровня нравственного и духовного развития родителей. В некоторых случаях, когда моральные нормы отдельного родителя деформированы, могут содержаться установки, противоречащие общепринятым моральным принципам. Прививая ребенку моральные ценности, родители приводят примеры, воплощающие положительное и отрицательное поведение.

В заключении хочу ещё раз напомнить о чертах, положенных в основу описания основных нравственных типов личности. Это высшие моральные ценности: смысл жизни, свобода, счастье, справедливость. Это возможные источники морального закона: общество, Бог или сам человек. Это значимость мотивов или действий, идей или чувств, простых норм или высоких идеалов. Это приверженность долгу или привычке, индивидуализму или коллективизму, социальной или внесоциальной ориентации. Это активная или пассивная жизненная позиция, нетерпимая или толерантная, прагматическая или специфически моральная. Комбинации этих признаков отражают многообразное и строение самой нравственности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Горелов, А. А. Этика / А.А. Горелов, Т.А. Горелова. - М.: Флинта, МПСИ, 2016. - 416 c.

  2. Гусейнов, А. А. Этика / А.А. Гусейнов, Р.Г. Апресян. - М.: Гардарики, 2017. - 480 c.

  3. Дусенко, С. В. Профессиональная этика и этикет / С.В. Дусенко. - М.: Академия, 2015. - 224 c.

  4. Зеленкова, И. Л. Этика / И.Л. Зеленкова. - М.: ТетраСистемс, 2018. - 352 c.

  5. Золотухина-Аболина, Е. В. Этика / Е.В. Золотухина-Аболина. - М.: Феникс, 2015. - 528 c.

  6. Кондрашов, В. А. Этика. Эстетика / В.А. Кондрашов, Е.А. Чичина. - М.: Феникс, 2018. - 512 c.

  7. Косых, М. П. Этика. Учебно-методические материалы / М.П. Косых. - М.: Философский факультет СПбГУ, 2015. - 152 c.

  8. Основы этических знаний / Под редакцией М. Росенко. - М.: Лань, 2017. - 224 c.

  9. Профессиональная этика / В.М. Артемов и др. - М.: Проспект, 2017. - 208 c.

  10. Разин, А. В. Этика: Уч. / А.В.Разин - 4-е изд., перераб. и доп.-М.:НИЦ ИНФРА-М,2016.-416 с.-(ВО: Бакалавриат)(П) / А.В. Разин. - Москва: ИЛ, 2016. - 714 c.

  11. Смирнов, Г. Н. Этика деловых отношений. Учебник / Г.Н. Смирнов. - Москва: Гостехиздат, 2015. - 272 c.