Файл: Высшая школа экономики и управления.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 24

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Иногда доставка непосредственно в магазин происходит быстрее. В последние годы множество сетей начинает создавать свои логистические цепочки. Для этого компании арендуют, покупают или самостоятельно строят складские центры, которые также можно назвать распределительными. На полученную площадь они приглашают логистического провайдера. При ухудшении качества обслуживания приглашается другой провайдер.

Распределительные каналы подразделяются на два вида: канал нулевого уровня (прямой сбыт), многоуровневый канал (косвенный сбыт) (рис. 1.1).

Каналы распределения классифицируются на горизонтальные и вертикальные.

Горизонтальный канал образуется независимыми производителями и провайдерами. Каждая ступень горизонтального канала является юридическим лицом, работающим на своем страхе и риске, стремящимся максимально увеличить свою прибыль самостоятельно. Вертикальные распределительные каналы являются каналами, состоящими из производителей и одной или несколькими посредниками, действующими как единая система.


Рисунок 1.1 - Каналы распределения
На первом уровне применяются каналы распределения, которые применяются при слишком большом количестве потребителей товара, чтобы сам производитель мог обслуживать их. При этом продукция должна распределяться по ограниченным торговым точкам, т.е. ее потребление должен иметь региональное значение, или спрос для этой продукции должен ограничиваться [17].

Для расширения территории распространения товаров и услуг для большего числа клиентов используются каналы распределения третьего и второго уровней.

В случае использования каналов на третьем уровне — это будет десятки миллионов пользователей.

Достоинства каналов низшего уровня аналогичны каналам высокого уровня. Каждая компания выбирает подход к созданию распределительных каналов с учетом характеристик товара и особенностей рынка, на котором реализуются эти товары[20].

Назовем каналы распределения нулевого и первого уровней низкоуровневыми каналами, а каналы второго и третьего уровня – высокоуровневыми.

Достоинства низкоуровневых каналов аналогичны недостаткам каналов высокого уровня, и наоборот. Каждая организация выбирает свой подход к построению каналов распределения, ориентируясь на характеристики товаров и особенности рынков, на которых эти товары реализуются.


Маркетинговый канал - это совокупность организаций, которые принимают участие в процессе подготовки товаров или услуг для их использования. Главные и обычные действующие лица каналов маркетинга - потребители, производители, оптовики и розничные торговые организации ритейлеров. Товар будет принадлежать каждому участнику по отдельности. Также производитель и посредник принимают риски в связи с статусом временного владельца товара.
Таблица 1.1 – Преимущества и недостатки низкоуровневых каналов



Взаимодействующие участники определенного канала, выполняющие общее требование передачи права собственности на товары, можно назвать каналом права собственности на товары. Эти же участники или их связанные участники заключают договоры с другими участниками канала, выполняющими отдельные специальные обязанности.

Информационный канал включает в себя сферу заключения договоров покупки и продажи, взаимодействия и видов, и средств общения по разным направлениям.

Сюда могут относиться сделки, заключенные при личной встрече, по телефону, электронной почте, с помощью электронного обмена данными или любым другим способом.

По содержанию выполняемых функций их называют информационными каналами, каналами переговоров, финансированием, продвижением и товародвижением [25].

При принятии решения о размещении организация должна учесть множество факторов. Некоторые из них легко поддаются измерению или оценке: размер операционных издержек, уровень заработной платы, число конкурентов и удаленность от них, расстояние до ближайших распределительных центров, принадлежащих нашей компании, количество потребителей, объем потребности, удаленность от поставщиков. Другие факторы, не менее важные, представить в числовом выражении практически невозможно, и поэтому их оценивают или с помощью экспертов, или по косвенным показателям. Например, это такие факторы, как качество инфраструктуры, перспективы развития данного региона и соседних областей, политическая и экономическая стабильность.

Финансовый канал - это оплата товаров, то есть расчеты, а что еще более важно - связан с финансированием. Стороны, которые участвуют в этом канале, оказывают различные финансовые влияния, а часто участники должны помочь другому для поддержания жизнеспособности всего канала. Например, открывшийся новый розничный магазин может иметь товары, которые будут отданы на конденсацию. Это значит, что они остаются владельцем оптовика.



Ритейлер возместит оптовую цену только за проданные товары. В данном случае оптовик берет почти всю финансовую ответственность. Канал для продвижения предназначен для выхода нового товара в рынок или для поддержки и развития рынка существующего товара. Он тесно связан с финансовым каналом, так как без денег ни одно рекламное мероприятие не проходит, и с товародвижением.

Канал торгового движения имеет отношение к физическому движению материальных потоков продуктов торгового движения, перемещению их в пространство и время, что является главным и не единственной темой изучения этой дисциплины. Логистика включает в себя движения и хранения продукта, а движение обычно идет в направлении потребителя. Также логистика распространяется на движение обратно. Например, возврат товара и утилизация продуктов, включая их упаковку[27].

Еще одна характеристика каналов, цепей распределительной логистики - число участников логистических систем посредников, которые трансформируют материальный поток в процессе продвижения на конечный пункт назначения, число уровней определяется и его протяженностью.

При этом каналы на нулевом уровне могут быть формированы как прямыми логистическими цепями, так их эшелонированными. Во-вторых, дополнительными элементами могут быть трансформаторы транспортной организации.

В многоуровневых каналах отличается распределение материального потока посредством посреднической структуры и соответственно затрудненное согласование функционирования каждого из звеньев продвижения материального потока до потребителей.

Эффективность каналов логистики и цепочек определяется такими критериями, как отношения логистических расходов производителей к полученному результату. Главным оценочным показателем является качественный показатель – уровень сервиса потребителей.

Те, организации, которые смогли правильно оценить свой потенциал, а также потенциал сложившейся ситуации и вовремя перестроиться на новые направления интеграции и координации как внутренних бизнес-процессов, так и взаимоотношений с контрагентами в цепях поставок, смогли не только удержать свои позиции, но и добиться значительных результатов в повышении конкурентоспособности и упрочения рыночных позиций. Следовательно, мы можем говорить об актуальности изучения логистического потенциала цепей поставок.


Интеграция процессов в экономике приводит к использованию концепции управления цепями поставок и выделяет необходимость исследования их логистического потенциала. Логистический потенциал выражает способность цепи поставок оказывать эффективное воздействие на продвижение по ней товаров и услуг, и тесно связан со всеми структурными компонентами экономического потенциала, поскольку является катализатором их качественной работы.

При создании логистического канала необходимо учитывать обычно долгосрочность взаимодействия с партнерами [2727].

Ошибки в выборе логистического канала, посредников и звеньев в логистической цепи могут привести к ослаблению или разрыву логистических связей по всему пути продвижения материального потока. Это может негативно отразится на результатах функционирования всей логистической системы, ее эффективности, отрицательно повлиять на взаимоотношения с посредническими структурами, привлекаемыми к управлению потоковыми процессами.

Увеличение потоков передаваемой информации приводит к необходимости координации спроса и поставок на основе развития информационных технологий. В этой области первоочередное значение, по нашему мнению, должно отводиться формированию информационных систем «прозрачной и быстрой логистики». Их основной смысл заключается в создании необходимых внешних условий для эффективного продвижения материальных ресурсов, в частности, транспортных потоков, налаживания информационных связей участников (быстрой передачи данных о ситуации на рынке логистического сервиса, поставках, объемах реализации, изменениях потребительских предпочтений, действиях конкурентов и т.д.).

При этом особенно важно, чтобы создаваемые информационные системы функционировали на длительном промежутке времени и передавали достоверные данные. Только в этом случае будет осуществляться реальная экономическая и социальная отдача от фундамента цепи поставок.

В современных условиях, когда информация о происходящих изменениях на рынке товаров и услуг все быстрее становится общедоступной, вкусы и предпочтения заказчиков в разных странах постепенно сближаются. В результате у производителей и обслуживающих компаний остается все меньше возможностей для реализации некачественных товаров и услуг. Вместе с тем появляется необходимость в опережающей разработке и предложении потребителям более совершенных видов обслуживания, выявлении резервов увеличения объема продаж, роста прибылей на единицу реализуемой продукции за счет повышения качества, использования гибкой стратегии ценообразования, учета степени чувствительности услуг к колебаниям спроса на рынке.


1.3 Этапы организации распределительной логистики торговой фирмы



Распределение логистики включает в себя весь спектр задач управления материальными потоками на территории поставщика - потребителя, начиная с момента решения поставленной задачи и заканчивая моментом вывода поставленного товара из сферы его внимания. При этом основной удельный вес занимают задачи управления материальными потоками, решаемые в процессе продвижения уже готовой продукции к потребителю[28].

Производители и потребители являются исходными и окончательными точками движения материальных потоков. Эти два главных элемента логистической связи связаны логистическими каналами. При выборе логистических каналов выбирается форма движения материальных потоков транзитного или складского направления, общее строение товародвижения. Транзитная форма означает использование прямых каналов, а складская – эшелонированных каналов.

Прямые логистические каналы отличаются тем, что контроль движения материального потока осуществляется без участия посредников торговли. Это обычно устанавливается между производителями и институциональными потребителями, стремящимися полностью контролировать логистические и маркетинговые программы и имеющими ограниченные целевые рынки.

Прямые каналы могут состоять из прямых логистических цепей, ког­да имеется только два звена, между которыми осуществляется продви­жение материальных потоков (поставщик-потребитель), и эшелониро­ванных логистических цепей, включающих три и более звеньев. Например, продвижение материальных потоков через трансформацион­ные пункты транспортных организаций (склады временного хранения для накопления грузовых партий, перевалочные пункты).

Преимущество прямого логистического канала и цепи - возможность осуществлять более концентрированные и своевременное корректирование процессов корректировки потоков. Они обеспечивают быстрое адаптирование к потребительским требованиям и контролирование всего процесса управления материальным товарным, грузовым потоком.

В гибких логистических системах, которые генерируют большинство товарных потоков, используются как прямые, так и эшелонированные каналы и цепи и их соотношение находится в зависимости от целевых рынков, стратеги предприятия, а также собственных потенциальных возможностей логистической системы.