Файл: Вызовы и угрозы экологической безопасности рф.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 15

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Также Земельный кодекс РФ содержит положения о проведении экологической экспертизы при использовании земельных участков для различных целей, например, для строительства объектов инфраструктуры или промышленных предприятий.

Таким образом, Земельный кодекс РФ и экологическое право тесно связаны между собой и обеспечивают защиту земельных ресурсов и окружающей среды.

Связь экологического права и административного кодекса заключается в том, что административный кодекс содержит положения о ответственности за экологические правонарушения.

Например, статья 8.40 Административного кодекса РФ устанавливает административную ответственность за нарушение экологических требований при использовании природных ресурсов, а статья 8.41 Административного кодекса РФ устанавливает ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

Кроме того, административный кодекс содержит положения о проведении экологической экспертизы и о возможности применения административных мер по защите окружающей среды.

Таким образом, экологическое право и административный кодекс взаимосвязаны и обеспечивают ответственность за экологические правонарушения и защиту окружающей среды.

Связь экологического права и градостроительного кодекса заключается в том, что градостроительный кодекс содержит положения о регулировании использования территории и охране окружающей среды при строительстве объектов.

Например, градостроительный кодекс устанавливает требования к проектированию и строительству объектов, которые должны соответствовать экологическим нормам и стандартам. Кроме того, градостроительный кодекс предусматривает проведение экологической экспертизы при разработке проектов строительства.

Также градостроительный кодекс содержит положения о защите природных объектов, территорий и ландшафтов от негативного воздействия строительства. В случае нарушения экологических требований при строительстве объектов, градостроительный кодекс предусматривает административную и уголовную ответственность.

Связь экологического права и уголовного права заключается в том, что экологические правонарушения могут быть квалифицированы как уголовные преступления.

Например, незаконная вырубка лесов, загрязнение водных ресурсов, выбросы вредных веществ в атмосферу и другие экологические правонарушения могут привести к уголовной ответственности.


Уголовный кодекс предусматривает наказание для лиц, совершивших экологические преступления, включая штрафы, лишение свободы и другие меры наказания.

Также экологическое право и уголовное право сотрудничают при проведении экологических экспертиз и расследовании экологических преступлений.

Экологическое право является отраслью права, которая регулирует взаимодействие человека и природы. Гражданское право, в свою очередь, регулирует отношения между субъектами гражданского оборота, такими как физические и юридические лица.

Связи между экологическим и гражданским правом могут проявляться в следующих ситуациях:

1. Ущерб окружающей среде может являться основанием для гражданской ответственности. Например, если предприниматель неправильно утилизировал отходы, что привело к загрязнению водоема, то по вине предпринимателя пострадавшие имеют право на возмещение ущерба в соответствии с гражданским законодательством.

2. Охрана окружающей среды может являться обязанностью субъектов гражданского права. Например, любой собственник земли имеет обязанность заботиться об этой земле и не загрязнять ее, так как это может нанести вред окружающей среде.

3. Различные нормы экологического права могут применяться в гражданских спорах в качестве начальных данных. Например, если имеется противоречие между экологическим и гражданским законодательством, судья может использовать экологическое законодательство для разрешения конфликта.

Таким образом, экологическое право и гражданское право тесно связаны и существуют взаимодействия между ними.

Статья 72 Конституции РФ10 относит охрану окружающей среды и обеспечение экологической безопасности к совместному ведению РФ и субъектов РФ.

Согласно ФЗ «Об охране окружающей среды»11 деятельность по охране окружающей среды направлена на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.

Вопросы совершенствования и непосредственного применения экологического законодательства решаются на всех уровнях: на федеральном — Государственной Думой и Советом Федерации РФ, Президентом и Правительством РФ, а также федеральными министерствами, службами и агентствами; на уровне субъектов РФ — законодательными и исполнительными органами субъектов; а также органами местного самоуправления и конкретными предприятиями

12.

Федеральные органы исполнительной власти в области охраны окружающей среды и природопользования представлены Министерством природных ресурсов и экологии РФ (далее также — Минприроды России) и находящимися в его ведении Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, Федеральным агентством водных ресурсов, Федеральным агентством лесного хозяйства, Федеральным агентством по недропользованию, Федеральным агентством по рыболовству, находящимся в ведении Министерства сельского хозяйства РФ, и Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, руководство деятельностью которой осуществляет Правительство РФ.

Минприроды России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов.
2.2 Особенности контроля и надзора государственных органов в сфере обеспечения экологической безопасности
Государственный экологический контроль в России является одним из важнейших механизмов защиты окружающей среды и здоровья населения. Он осуществляется органами государственной власти, а также специальными организациями и экспертами.

Государственный экологический контроль включает в себя следующие мероприятия:

- Мониторинг и анализ состояния окружающей среды и ее компонентов (атмосферы, воды, почвы, растительности и животного мира).

- Оценка воздействия на окружающую среду различных видов деятельности (промышленности, транспорта, сельского хозяйства и т.д.).

- Контроль за соблюдением экологических требований и нормативов при проектировании, строительстве и эксплуатации объектов.

- Проведение экологических экспертиз и разработка рекомендаций по улучшению экологической обстановки.

- Принятие мер по предотвращению и ликвидации экологических аварий и чрезвычайных ситуаций.

Государственный экологический контроль является неотъемлемой частью экологической политики России и направлен на сохранение природных ресурсов и улучшение качества жизни населения.

В результате анализа существующих нормативно-правовых актов, можно прийти к мнению о следующих аспектах государственного экологического контроля:


1. Государственный экологический контроль (надзор) — мера административно-правовой охраны окружающей среды.

Согласно данному аспекту государственный экологический контроль (надзор) служит, по сути, гарантией выполнения обязательных экологических требований.

В случае нарушения требований к экологической безопасности применяются меры, указанные в ст. 75 Федерального закона «Об охране окружающей среды»13. Иными словами контроль принуждает к соблюдению требований всех субъектов экологических отношений.

Ущерб от действий, вредящих экологической безопасности, согласно данному документу подлежит полному возмещению. С этой целью в суд могут обратиться любые органы исполнительной власти.

2. Государственный экологический контроль (надзор) — функция государственного управления в области охраны окружающей среды.

Гарантируя установленное Конституцией РФ право каждого «на благоприятную окружающую среду» (ст. 42), государство осуществляет так называемую «экологическую функцию»14, составляющими которой, по мнению Р.Х. Гиззатулина, являются:

- «функция охраны природы и рационального природопользования»;

- «функция обеспечения экологической безопасности»;

- «функция охраны окружающей среды»15.

Данные функции показывают основы взаимодействия природы и человека. Государство должно осуществлять контрольную функцию, рассматривая любые управленческие решения в том числе с точки зрения экологической безопасности.

3. Государственный экологический контроль (надзор) представляет собой фактор, лежащий в основе построения системы и структуры федеральных органов исполнительной власти.

Существующие подходы к пониманию государственного экологического контроля (надзора) позволяют его рассматривать как меру административно-правовой охраны окружающей среды; как правовую форму экологической деятельности; как функцию государственного управления охраной окружающей среды; как фактор, обосновывающий построение системы и структуры федеральных органов исполнительной власти.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблемой обеспечения экологической безопасности озабочено не только правительство России, но и международные организации. Процессы, происходящие в мире, приводят к возрастанию экологического напряжения, что неминуемо приведет к катастрофе.

Основными экологическими угрозами становятся:

- перенаселенность;

- изменение климата;

- истощение озонового слоя;

- вырубка лесов;


- ядерная война и радиоактивное загрязнение.

Своей хозяйственной деятельностью человек нанес непоправимый вред природе, поэтому задача современных людей – улучшить ее состояние для того, чтобы жизнь на Земле была безопасной.

За причинение вреда экологии в настоящее время предусмотрены различные наказания – от административных до уголовных, и это еще раз подчеркивает важность и срочность принятия мер по сохранению окружающей среды.

Для обеспечения охраны окружающей среды в России действуют различные законы и нормативные акты, которые устанавливают экологические требования и правила. Контроль за соблюдением этих требований осуществляется как государственными, так и общественными организациями.

Государственный контроль за соблюдением экологических требований осуществляется органами государственной власти на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Они проводят проверки предприятий и организаций на соответствие экологическим требованиям, выдают лицензии на использование природных ресурсов и контролируют соблюдение условий лицензий.

Общественный контроль за соблюдением экологических требований осуществляют экологические организации, общественные движения и гражданские инициативы. Они могут проводить экспертизы проектов, участвовать в общественных слушаниях и мониторинге загрязнения окружающей среды.

В целом, контроль за соблюдением экологических требований является важным инструментом для обеспечения охраны окружающей среды и сохранения природных ресурсов. Он позволяет выявлять нарушения и принимать меры по их устранению, а также повышать ответственность предприятий и организаций перед обществом за свои экологические действия.

Противодействие угрозам экологической безопасности может включать следующие меры:

1. Регулирование экономической деятельности: введение экологических стандартов и норм, ограничение выбросов вредных веществ в атмосферу и водные ресурсы, введение экономических механизмов, способствующих повышению эффективности использования ресурсов и охране окружающей среды;

2. Усиление контроля за соблюдением экологических требований: создание и укрепление экологических инспекций, мониторинг состояния окружающей среды, административные, финансовые и юридические меры против правонарушителей;

3. Пропаганда экологических знаний: широкое распространение информации о проблемах экологии среди населения, проведение образовательных и воспитательных программ, развитие международного сотрудничества в области экологии.