Файл: Личностное развитие и его особенности 3 Понятие личностного роста 3.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 36

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


1. Ожидание чуда

Человек, решивший наконец-то обратиться к психологу, может нафантазировать об этом всё что угодно. Например, что это должно полностью перевернуть его жизнь, разрешить его трудности без особых усилий. Ведь у психолога припасена волшебная пилюля, которая избавляет от всех проблем. Очень жаль, но такой пилюли просто не существует. Работа с психологом, действительно, может стать положительным поворотным моментом, но за счет ваших личных усилий, а не за счет волшебных средств!

2. Ожидание мгновенного эффекта

Человек – это сложная система, в которой всё взаимосвязано. Кроме того, это система, стремящаяся к стабильности. Меняя только один аспект, мы оказываем влияние на личность в целом. Если человек долго жил с какой-то проблемой, то он к ней так или иначе привык, прикипел душой. Проблема уже успела пустить в нём корни, занять огромное место в его мыслях, чувствах, телесных реакциях, сплестись с остальными аспектами его жизни. И даже при огромном желании взять и моментально расстаться со всем наболевшим - не так то просто. Более того – это может стать причиной дополнительного стресса. На месте исчезнувшей проблемы возникнет пугающая пустота. Поэтому нужно не избавляться от проблемы, а достигать нового желаемого состояния. Но психике требуется время на перестройку и интеграцию нового.

3. Иллюзия, что работает именно психолог

Психолог даёт клиенту необходимую информацию, консультирует, создает особое пространство отношений, условий для изменений, но работает над своей проблемой сам клиент. Чтобы ни делал психолог, какие бы техники не применял, но если клиент не захочет, это не подействует! И в этом плане автор возможного исцеления – это сам клиент. Психолог не в силах сделать необходимые шаги за него. Более того, психолог-консультант идет ЗА клиентом, не опережая его ни на шаг.

В обществе до сих пор распространены стереотипы о психологической помощи. Что работа с психологом ничем не отличается от разговора по душам. Можно пожаловаться о волнующих проблемах лучшей подруге или другу на кухне, и вроде становится легче. Зачем тогда раскрывать свою душу незнакомому человеку? Да еще платить за это деньги?

Действительно, беседы по душам позволяют выговориться, выпустить пар, но не решить проблему. Через некоторое время напряжение вновь накапливается. Друг или подруга также могут надавать вам кучу «правильных» советов, но вряд ли вы им последуете…

Что же покупает клиент? За что он платит деньги психологу? Ведь другой человек, пусть даже психолог, не сможет решить проблемы за него. Более того, хороший специалист постоянно напоминает клиенту о личной ответственности и активности, а не берется с умным видом за «сложный» случай.


Психолог не дает советов и указаний, как надо поступить в той или иной ситуации. Он понимает, что универсальных рецептов не существует и что пути выхода, решений могут быть разными. И только сам клиент сможет обнаружить именно своё, единственно верное решение. Просто чтобы к нему прийти надо пробраться сквозь пелену страхов, ложных установок и самоограничений. Самостоятельно это сделать довольно сложно и требует намного больше времени, нежели в работе со специалистом.

Психолог способен помочь человеку пройти сквозь такую плену, а также дать инструменты (конкретные техники) самопознания и саморазвития.

Психолог помогает человеку увидеть ситуацию в новом ракурсе. Когда человек приходит со своей проблемой, то у него уже есть жесткое представление, что ЭТО за проблема. Но его представление является ограничивающей ловушкой сознания.

Любую проблему можно сравнить со слоном, а человека со слепым мудрецом. Психолог с помощью специальных техник помогает клиенту исследовать его «слона». И каково же бывает душевное потрясение, когда клиент, считавший, что проблема - это «хобот», имеет еще и «хвост», и «бока», и «уши»! Иногда достаточно помочь человеку взглянуть на ситуацию с иной точки зрения, чтобы он нашел её решение.

Еще психолог создает особое терапевтическое пространство взаимодействия, консультативное взаимодействие, основанное на принципах клиент-центрированной терапии:

- каждая личность обладает безусловной ценностью и заслуживает уважения как таковая;

- каждая личность в состоянии быть ответственной за себя;

- каждая личность имеет право выбирать ценности и цели, принимать самостоятельные решения.

Это взаимодействие, где нет места оценкам, морализированию, внушениям и давлению. Во время работы психолог сосредотачивает всё свое внимание на клиенте. Такая обстановка безусловного приятия, поддержки позволяет клиенту раскрыться и выразить сокровенное. Обратить внимание на свои переживания, чувства, которые длительное время сдерживались, подавлялись, взглянуть на них по-новому, пережить, понять и отпустить. Социум с детства приучает человека отрицать, отбрасывать отрицательные эмоции. Никто не учит, как по-человечески обращаться со своими чувствами, вот и остаётся человеку – держать их глубоко внутри, постепенно превращаясь в бурлящий котел с плотно закрытой крышкой. И процесс консультирования может стать той площадкой, на которой человек наконец-то признает эти чувства и сможет их пережить.



Поэтому психологическое консультирование - это процесс эмоционально насыщенный, требующий смелости и предельной честности по отношению к самому себе. Нужно быть готовым к переживанию всего того, что человек так долго избегал в себе самом. Процесс душевного исцеления связан не только с радостными моментами и озарениями, но и зачастую с болезненными чувствами, которые нужно признать. Это важный этап на пути саморазвития.

1. Уравновешивание индивидуальной и социальной перспектив

Консультант по вопросам развития рассматривает клиента с трех точек зрения:

а) эволюционирующей структуры мотивов индивидуума, направленных на себя и на других;

б) поведенческих и когнитивных навыков, а также других ресурсов, которые создают контекст осуществления целей, включенных в эти мотивы;

в) социальных условий, которые формируют эти структуры и взаимодействуют с ними.

Вмешательства консультантов по вопросам развития нацелены на конкретных лиц или на те социальные образования, в которые эти лица входят. Таким образом, консультант по вопросам развития может вносить свой вклад посредством применения знаний о психол. развитии как консультант по учебным планам и программам или по системам поддержки близких родственников.

2. Консультирование по вопросам развития и образа жизни на разных этапах жизненного цикла

Вполне понятно, что первоочередной заботой является развитие детей. Однако рост и изменение не прекращаются со вступлением во взрослость. Само признание приоритета вопросов детского развития требует внимания к развитию взрослых, так как превратности взрослой жизни родителей оказывают воздействие на их детей. Рост показателя количества разводов в служит весьма убедительной иллюстрацией.

Наиболее важным понятием в терапии и критерием любого психологического проявления является понятие зрелости.

а) это такое состояние, в котором данное человеческое существо в полной мере отвечает за самого себя.

б) зрелым можно считать человека, достигнувшего совершеннолетия, который способен осуществлять выбор и принимать решения на основании точного восприятия самого себя, окружающих и ситуации, в которой он находится, кто берет на себя ответственность за эти выборы и эти решения, за любое их последствие.

Стиль поведения, характеризующий зрелую личность, можно назвать функциональным, поскольку он позволяет личности достаточно адекватно и успешно взаимодействовать с миром, в котором он живет.


Такая личность:

а) ясно выражает свои мысли, намерения, желания.

б) обращает внимание на сигналы своего Я, тем самым принимая все свои мысли и чувства.

в) способна видеть и слышать то, что происходит за ее пределами, дифференцировать это от собственных проявлений и от проявлений среды.

г) ведет себя по отношению к другому человеку, как к существу, отдельному от нее и уникальному.

д) рассматривает существование различности как возможность получения новой информации и исследования, а не как угрозу или причину конфликта.

е) воспринимает других людей и ситуации в контексте, то есть с точки зрения того, чем они объективно являются, а не того, какими она хотела бы или ожидала их увидеть.

ж) принимает на себя ответственность за то, что чувствует, о чем думает, что видит и слышит, а не отрицает своих проявлений и не приписывает их кому-то другому.

з) имеет навыки ведения открытой коммуникации, передачи и восприятия информации, выяснения разночтений между ней самой и окружающими.

Психологические черты зрелой личности:

- выраженное стремление к творчеству, проявление творческого начала в самых разнообразных сферах жизни; тонкая восприимчивость к достаточно широкому кругу явлений социальной жизни (к искусству в его различных жанрах и формах, к жизни людей в ее разнообразных проявлениях; к миру идей. Относящихся к сфере научного познания, нравственности, морали и т.д.; к человеческой экспрессии; к природе в ее многообразии и богатстве и т.д.);

- хорошая интеллектуальная активность в смысле постановки жизненных проблем, готовности их вдумчиво понять и пытаться настойчиво решать;

Достаточная эмоциональная чувствительность, которая носит избирательный характер. Но широка по кругу вызывающих ее явлений; способность при этом проявлять высокий уровень эмоциональной восприимчивости к определенной области явлений окружающего мира, социальных феноменов, человеческих отношений;

- мобильность способностей, т.е. умение реализовать в соответствующих действиях присущие человеку потенции, которые он хотел бы раскрыть;

- рефлексия на свой духовный облик, служащая задачам самоорганизации. Цели такой самоорганизации достаточно разнообразны и широки – тут и нравственное самосовершенствование, и интеллектуальный рост, и эстетическое развитие и т.д.

Процесс формирования личности не происходит в изолированной среде, он осуществляется в контексте более или менее развитого общения с людьми, общественными институтами, различными проводниками массовой коммуникации. В результате вольно или невольно в той или иной мере растущий человек улавливает, осваивает тенденции эпохи, характер господствующего восприятия и понимания жизни.


Направление психологического консультирования направлены прежде всего на изучении личности, его индивидуальности, его способности изменяться и совершенствоваться.

Психологическая помощь при консультировании состоит в следующем:

- работа преимущественно с ситуационными проблемами, решаемыми на уровне сознания;

- признание прав клиента на большую вариативность поведенческих реакций и психических состояний;

- ориентация на большую активность и самостоятельность клиента в процессе работы с ним, пробуждение внутренних ресурсов человека».

Основная задача консультанта – вызвать переживания клиента, основанные на безоценочном отношении к поступающей информации. В связи с этим Г.С. Абрамова выделяет четыре типа задач взаимодействия клиента с консультантом. Во-первых, социальные задачи, когда человек оценивает свои переживания и информацию о других людях, ориентируясь на социальные критерии и нормы («правильно – неправильно»). На этом этапе требуется изменение системы оценки клиента, что позволяет увидеть (клиенту) цель с другой стороны, позволит отойти от шаблонного поведения и переживания. Во-вторых, этические задачи, когда клиент формулирует свое отношение к цели взаимодействия, заранее осуществляя выбор своего отношения («хорошо-плохо»). Консультанту необходимо показать ограниченность оценочной шкалы, которая не дает возможности клиенту анализировать динамичность наличной информации. В-третьих – нравственные задачи. Они связаны с ориентацией переживаний на критерии добра и зла, которые требуют осуществления выбора. Необходимо показать клиенту условность этих критериев, подвести его к сознанию многообразия этих критериев для разных людей. В-четвертых, собственно личностные задачи. Они характеризуются тем, что клиент ставит вопрос о значении для себя той или иной информации, когда он открыт для освоения других форм поведения. Работа консультанта связана с тем, чтобы они совместно с клиентом переформулировали актуальную проблему в личностную задачу.

Предметом взаимодействия является внутренний мир клиента, целью – изменение отношения клиента к нему, нахождение альтернатив действий, переживаний и мыслей.

Цель консультирования – культурно-продуктивная личность, обладающая чувством перспективы, действующая осознанно, способная разрабатывать различные стратегии поведения и способная анализировать ситуацию с различных точек зрения. В целом эффективность консультативного процесса связывают с личностным продвижением и ростом. В процессе консультирования консультант, как правило, поэтапно решает основные задачи: 1) помогает клиенту сориентироваться в собственных проблемах, найти направление, в котором следует искать выход из затруднительной ситуации; 2) актуализирует личностные ресурсы и способности клиента, способствующие нахождению новых возможностей решения проблемы.