Файл: Личностное развитие и его особенности 3 Понятие личностного роста 3.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 39

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В ходе терапии каждый человек должен осознать, что у него самого и у его партнера существуют различные потребности, различный опыт, вследствие этого они по-разному относятся к жизни и различными способами реагируют на ее требования.

Психологическая помощь направлена на раскрытие человеком своего личностного потенциала, способности увидеть иные возможности своего поведения, а также изменения отношения к происходящим событиям, умение принимать ответственность за выбранные пути своего развития.

Личностный рост есть не всякое развитие личности, а лишь то развитие, которое детерминировано в решающей степени генетически закрепленными факторами (основами) поведения и трансперсональным. Целью психологической коррекции, является ситуация, когда клиент преодолевает свою отчужденность от себя - он действует, прислушиваясь к требованиям своих эмоций, ориентируясь на свою интуицию, где это необходимо, вступает в борьбу с требованиями со стороны других, социальными нормами, ценностями, когда эти требования означают для него манипуляцию и имеют смыслом (целью) отчуждение человека "от себя самого" - то есть от влияний со стороны своего трансперсонального и генетических основ.

Сутью взаимоотношений между представителями этих двух групп ролевых позиций является борьба, уклонение от которой есть стагнация и деградация. Смыслом этой борьбы является утверждение в мире позитивного творческого начала - социальные требования, нормы, ценности должны меняться в направлении обеспечения условий для личностного роста каждого человека в противовес манипуляциям».

В. Сатир предложила определять момент окончания терапии достижением следующих критериев (для членов семьи в целом):

Когда члены семьи могут взаимодействовать, проверять информацию, спрашивать.

Когда они могут интерпретировать враждебность.

Когда они могут понять, как видят их окружающие.

Когда они могут понять, как они видят себя самих.

Когда один член семьи может рассказать другому, как он себя проявляет.

Когда один член семьи может рассказать другому о том, что он от него ожидает, на что надеется и чего боится.

Когда они могут спорить.

Когда они способны совершить выбор.

Когда они способны учиться на практике.

Когда они могут освободиться от вредных последствий прежних моделей.

Когда они могут ясно выражать свои мысли, то есть, быть конгруэнтными в своем поведении, с минимальным различием между чувствами и их выражением и с минимумом скрытых сообщений.


Критерии для ситуации, когда взрослые мужчина и женщина как муж и жена могут:

Быть правдивыми, говоря от первого лица «Я», добавлять утверждение или вопрос, которые: критикуют, находят ошибки, оценивают, говорят о раздражении, сообщают о наблюдении, говорят о проблемах.

Быть конкретными, говоря так, чтобы стало понятным «Я и мне» и «Ты и тебе». «Я — отдельное от тебя существо, и я осознаю мои собственные качества как принадлежащие мне. Ты — это ты, отдельно от меня, и я осознаю твои качества как принадлежащие тебе».

Быть недвусмысленными, используя вопросы и утверждения, которые отражают правдивость и способность понимать утверждения, инструкции и намерения другого человека, для того, чтобы добиваться какого-то результата.

в) Лечение закончено, когда каждый участник терапевтических сессий может использовать первое лицо «Я», продолжая предложение глаголом в активном залоге и заканчивая его прямым дополнением.


Заключение



Каждая личность уникальна и проходит в своем развитии определенные этапы, учась на своих ошибках и перенимая опыт предыдущих поколений. Но на основе собственной внутренней силы и возможности контролировать проявление негативных импульсов, принимая себя и других исключительно как цель, можно говорить о едином целом компоненте взаимной помощи и интереса человека к самому себе и своему окружению.

Таким образом, психологическое консультирование помогает обрести понимание своего нового места в сложной системе семейных связей, новые способы общения: слышать самому и быть услышанным и правильно понятым внутри своей семьи. Адекватная и объективная оценка истинных причин, вызвавших необходимость обращения за помощью.

Список литературы





  1. Абрамова Г.С. Практикум по психологическому консультированию. Екатеринбург, 1995.

  2. Абульханова-Славская, К. А. Деятельность и психология личности / К. А. Абуль-ханова-Славская. -М., 1980.

  3. Асмолов, А. Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров / А. Г. Асмолов. — М. : Институт практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.

  4. Братусь Б. С. Смысловая сфера личности / Б. С. Братусь. // Психология личности в трудах отечественных психологов — СПб.: Питер, 2000.

  5. Братченко С.Л., Миронова М.Р. Личностный рост и его критерии. Психологические проблемы самореализации личности. СПб., 1997.

  6. Глэддинг С. Психологическое консультирование. - 4-е изд. СПб, 2002.

  7. Кишиков Р.В. Профессионально-психологическое консультирование. М., 2006.

  8. Климов, Е. А. Развивающийся человек в мире профессий / Е. А. Климов. — Обнинск. : Принтер, 1993.

  9. Кудрявцев, Т. В. Психология профессионального обучения и воспитания / Т. В. Кудрявцев. -М.: МЭИ, 1985.

  10. Лэндрет Г. Игровая терапия: искусство отношений. М., 1994.

  11. Меновщиков В. Ю. Психологическое консультирование: работа с кризисными и проблемными ситуациями. — 2-е изд., стер. — М.: Смысл, 2005.

  12. Немов Р.С. Основы психологического консультирования: Учеб. для студ. педвузов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.

  13. Огнев А. С. Организационное консультирование в стиле коучинг. – СПб, 2003.

  14. Парслоу Э., Рэй М. Коучинг в обучении: практические методы и техники. - СПб.: 2003.

  15. Посадский А.П., Хайниш С.В. Консультационные услуги в России: Практическое пособие для менеджеров и предпринимателей. — М.: Финстатинформ, 1995.

  16. Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения: Учебно-методические пособие /Н.С.Пряжников. – М,: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: МОДЭК, 2002. – 400с.

  17. Психология развития. Словарь / Под. ред. А.Л. Венгера // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2006.

  18. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: — М.: Издательство ВЛАдОС-ПРЕСС, 2002. — Кн.2:

  19. Рябикина З.И. Личность. Личностное развитие. Профессиональный рост / З. И. Рябикина. — Краснодар : Кубанский гос. ун-т, 1995.

  20. Строкова Т.А. Педагогическая поддержка и помощь в современной образовательной практике /Т.А. Строкова //Педагогика.- 2002. - №4. – С.20-27.

  21. Таланов В.Л., Малкина-Пых И.Г. Справочник практического психолога. — Спб.: Сова, М.: ЭКСМО, 2003. — 928 с.

  22. Тиллих, К. Роджерс: диалог // Моск. психотерапевтич. журн. 1994. № 2.

  23. Тиунова ОВ. Основы индивидуального психолого-педагогического консультирования. Методическое пособие. — М.: де Ново, 2004.

  24. Фельдштейн, Д. И. Психология становления личности /Д. И. Фельдштейн. — М. : Междунар. пед. акад., 1994. -192 с.

  25. Фирсов М.В., Шапиро Б.Ю. Психология социальной работы: Содержание и методы психосоциальной практики: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.


1 Тиллих, К. Роджерс: диалог // Моск. психотерапевтич. журн. 1994. № 2. С. 136.

2 Лэндрет Г. Игровая терапия: искусство отношений. М., 1994. С. 63

3 Братченко С.Л., Миронова М.Р. Личностный рост и его критерии. Психологические проблемы самореализации личности. СПб., 1997, С.38-46

4 Асмолов, А. Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров / А. Г. Асмолов. — М. : Институт практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. С. 43

5 Фельдштейн, Д. И. Психология становления личности /Д. И. Фельдштейн. — М. : Междунар. пед. акад., 1994. С. 85

6 Рябикина, З. И. Личность. Личностное развитие. Профессиональный рост / З. И. Рябикина. — Краснодар : Кубанский гос. ун-т, 1995. С. 57

7 Братусь, Б. С. Смысловая сфера личности / Б. С. Братусь. // Психология личности в трудах отечественных психологов — СПб. : Питер, 2000. С. 28

8 В. Леви из книги «Куда жить. Человек в цепях свободы»