Файл: Отчёт в каково стартовое состояние моей школы Практику Исследование в действии.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 26
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тихонова Надежда Андреевна Портфолио учителя Отчёт В
группа № 2 1-го уровня
город Костанай 16.10. 2014 год.
Отчёт В
Каково стартовое состояние моей школы?
Практику «Исследование в действии» я начала с анализа исходных данных. Был проанализирован «Рабочий план УВП на 2014-2015 учебный год», в котором меня интересовали перспективы развития нашего учебного заведения, анализ состояния процесса. Эти данные помогли понять: в чём проявляются сильные и слабые стороны нашей школы, какова результативность работы школы и приоритеты для коллектива
Источниками стали: документация; материалы по внутришкольному контролю, анализ посещённых уроков, мероприятий, анализы контрольных срезов, работы ШМО, творческих групп
Методическая тема школы «Внедрение современных педагогических технологий в образовательный процесс как одно из направлений образовательной деятельности, ориентированной на результат 12 летней школы» может быть трансформирована, конкретизирована в исследовании в действии, чтобы процесс обучения привёл к положительным результатом в обучении.
Статистические данные по школе (количество отличников и хорошистов) в динамике показывают
как, успеваемость и качество знаний постепенно повышаются. А это значит, что добиваться в дальнейшем такой же динамики будет возможным лишь при условии изменений подходов в обучении в сторону передовых технологий и качества обучения.
Определено, в каких классах будет проводиться исследование. Во время интервью директор школы, дав краткую оценку состояния учебно-воспитательного процесса, обратила внимание на проблему познавательной активности учащихся. Её выводы основывались на низких показателях учащихся в проектной деятельности на уровне школы, района, различных республиканских, международных интеллектуальных конкурсах, олимпиадах. Так, из 65 учащихся 5 – 7 классов в прошлом учебном году в школьном НОУ приняло участие 3 ученика, в школьной олимпиаде – 14, в других конкурсах и олимпиадах – 8 человек.
Мы согласились с предложением директора школы обратить внимание на среднее звено, так как именно в нём закладываются основы знаний старшей школы. И, если мы хотим повысить результативность обучения в перспективе, нужно начинать это делать с начальной школы и среднего звена
Из диаграммы видно, что качество знаний и СОУ снижается к 7 классу. Причины спада показателей нам предстоит выяснить, проанализировать, чтобы впоследствии предпринять шаги, помогающие скорректировать данную ситуацию.
В анализе школы отмечается, что данные на конец учебного года удовлетворительные, потому что до 50% (39 учеников) качество знаний показали учащиеся 5-7 классы, стандартом образования овладели все 78 учащихся 5-7 классах при 100% успеваемости, качестве 47,8% (18 ч-к) и СОУ 52,6% (20 ч-к) в среднем
Однако, качество стартовых контрольных работ на начало учебного года и уровень СОУ оказался достаточно низким по всем предметам. В отчетах руководители ШМО отметили большой процент «забытости» учебного материала, причина по всей вероятности, заключалась в низкой степени обученности учащихся.
Исходя из данных, администрацией делается вывод, что педагогами технологии дифференцированного, личностно-ориентированного обучения освоены теоретически и применяются не на достаточном уровне.
Итоги года высветили ещё ряд существенных проблем: слабо развиты аналитические навыки, равно как и исследовательская культура, как у учащихся, так и у учителей. В анализе работы школы особое внимание уделяется формированию и развитию познавательных интересов учеников, так как без этого невозможно получить более высокие результаты. В анализе обращается внимание на:
У14,2 % (5 из 39 учителей) учителей не овладели знаниями и умениями технологии критического мышления (это, в основном, новые педагоги, пришедшие в школу позже проведения годичных курсов, проходивших на базе нашей школы)
У 15,8% (1 из 8) молодых учителей внимание акцентировано на отработке структуры различных типов уроков, что, естественно, не может не сказаться на эффективном включении новых современных технологий. Администрация обращает внимание и на то, что по результатам анализа посещённых уроков в течение года выяснилось, что 23,7% (9 из 39) учителей знакомы с основами личностно-ориентированного обучения лишь на теоретическом уровне.
В отчетах руководители ШМО отметили большой процент «забытости» учебного материала, причина заключалась в низкой степени обученности учащихся. На начало нового учебного года, 60% (164 ученика) уровня обученности не достигли учащиеся с 5 по 11классы. И, как следствие такого обучения, является то, что учащиеся с низкой успеваемостью не мотивированы на обучение. В ходе посещения уроков, наблюдения, анкетирования и индивидуального собеседования, высказали нежелание учиться 6,8 % (17 уч-ся) учащихся 5-10 классов.
Большая часть педагогов прошла годичные курсы по программе РКМЧП, один педагог прошёл уровневые курсы в Алматы (2 уровень), семеро – в Костанае (3 уровень). Это говорит о высоком потенциале коллектива.
Качественный состав учителей отображен в диаграмме
На конец прошлого года в школе было 2 отличника образования, в этом году они ушли на заслуженный отдых. На смену им пришли педагоги без опыта, а это значит, что необходима последовательная менторская работа по повышению их профессионального мастерства.
Некоторые исходные данные требовали дополнительного исследования, так как на начало учебного года коллектив обновился и поэтому в вопросах обучения картина может быть другой.
Мы пришли к мнению, что данный вопрос целесообразнее изучить методом блиц-беседы, опроса.
Беседу решили провести с учителями высшей и первой категории. А опрос - с учителями 2 и без категории.
Вопросы беседы:
-
Какие технологии Вы используете в преподавании? -
Почему были избраны именно они? -
Как Вы оцениваете результативность данных технологий.
В блиц-беседе приняло участие 14 человек
Результаты использования технологий отражены в диаграмме
Обоснование, почему была выбрана данная технология, было, в основном, одно: «Мне так удобно, она даёт ожидаемый результат. Технология ИКТ помогает развивать любознательность, с ней легче доносить тему урока».
Опрос:
-
Какие технологии Вам знакомы? -
Какие используете на своих уроках? -
О каких технологиях Вы хотели бы узнать более подробно?
Приняло участие 17 учителей. Результаты отражены в диаграмме
Диаграмма даёт представление о приоритетах учителей. Приверженцы традиционной технологии отмечают, что она проверенная, хорошо знакомая, даёт свои результаты, по ней удобно работать. Тот факт, что новые современные технологии не вызывают особого интереса не только у учителей 2 категории и учителей без категории, но и у учителей высшей и первой категорий, даёт информацию к размышлению: необходимо педагогов знакомить с технологиями на практике, показывать их преимущества в обучении.
Х
отя многие педагоги отмечали, что используют известные им технологии эпизодически: когда нужно дать открытый урок, мастер-класс; ожидается посещение урока по плану контроля администрацией. Обычный же урок проводится традиционно, так как он меньше занимает времени при подготовке и по результативности такие уроки не уступают, по их мнению, тем, при которых используются новые технологии. Из анализа данных результатов следует сделать вывод, что педагоги предпочитают в работе использовать то, что менее трудозатратно, что привычно.
Стартовые возможности школы помогло определить анкетирование «Мнение учеников и учителей о процессе обучения», вопросы анкеты составлены на основе рекомендаций методического пособия для учителей 1 уровня [1]
Результаты разных групп педагогов частично разнятся в отдельных вопросах. Сравнительный анализ показывает, что по многим вопросам члены администрации видят большую положительную динамику, нежели учителя уровневых курсов.
Мнение администрации о процессе обучения
Мнение педагогов 2, 3 уровней о процессе обучения
Это связано с тем, что учителя строже подходят к собственной практике и видят то, что порой (в силу эпизодического контроля за ходом урока) не могут увидеть члены администрации.
Педагогам, работающим в 5 – 7 классах, была предложена анкета «Мнение учителей о процессе обучения». В анкетировании приняло 17 человек.
Из результатов анкетирования мы видим, что учителя достаточно высоко оценивают атмосферу, установившуюся в школе. Педагоги соглашаются с тем, что они располагают возможностью для критического осмысления сущности. Что есть все предпосылки для регулярного использования инструментов для формирования и развития познавательной деятельности учащихся. А это значит, что в школе заложен хороший потенциал для позитивных преобразований, и вопрос в дальнейшем заключается в том, каким образом этот потенциал мобилизовать.
Для того чтобы выявить уровень удовлетворенности родителей работой школы, родителям предложена анкета. (Приняло участие 72 ч-ка) Вопросы сгруппированы
Большинство родителей отмечает, что в школе создана благоприятная атмосфера для комфортного самочувствия детей.
Родители, согласны, что в школе учитываются индивидуальные особенности учащихся, что домашнее задание играет роль в развитии познавательного интереса. Часть родителей согласны, что в школе создаются условия для развития познавательного интереса учащихся
В целом, можно утверждать, что наблюдается высокая степень удовлетворённости уровнем преподавания в школе, однако 11% (8 ч-к) родителей, которые затрудняются ответить, говорит о том, что либо у родителей сложилось индифферентное отношение к школе и проблемам своего ребёнка, либо не возникло желания искреннего ответа.
З аставляет задуматься тот факт, что 4,2% (3 ч-ка) не согласны с данным утверждением
Анализ анкет показал: негативные суждения возникли у родителей тех детей, где есть проблемы с дисциплиной и знаниями
Факт, что 15,2% (10 ч-к) родителей не удовлетворённы учебным процессом, является информацией к размышлению «Что и как необходимо изменить школе в своей практике, чтобы родители и дети были удовлетворены процессом обучения»
С остоялась встреча с родителями 6 класса, на которой родители подтвердили результаты анкетирования. Они высказали ряд претензий к отдельным педагогам, которые иногда создают конфликтные ситуации, бывают необъективны в оценивании детей, отметили, на каких уроках их детям неинтересно, какие предметы вызывают затруднения. Чтобы составить более полную картину мнения родителей о школе, мы попросили председателя общешкольного родительского комитета встретиться с председателями родительских комитетов классов, (общей встречи у неё не получилось, поэтому она встречалась с родителями индивидуально) обобщённое мнение она выразила на консультации. Ею было подтверждено мнение родителей, данное в анкетах, отдельные факты недовольства родителями тоже имели место. Значит степень достоверности анкет достаточно высока.
Для того чтобы услышать «Голос ученика», учащимся 5 – 7 классов были предложены анкеты, целью которых было выяснение уровня познавательной активности обучающихся, их удовлетворённостью созданием условий для обучения. Результаты анкетирования учащихся 5 класса (20 уч-ков) показали, что постоянный интерес процесс обучения вызывает у 60% (12 ч-к) учеников, у 35% (7 ч-к) учащихся интерес эпизодический, 5% (1ч-к) учащихся не задумываются об этом.