Файл: Закономерности, соответствующие рассматриваемым явлениям правильно диагностировать педагогическое явление.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.02.2024
Просмотров: 23
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Задание 1
Личная «я концепция»
Теоретическая компетентность
Аналитические умения
Прогностические умения
Проективные умения
Рефлексивные умения
• анализировать педагогические явления
• осмысливать каждый элемент педагогического явления в связи с
• целым и во взаимодействии с другими элементами
• находить в педагогической теории положения, выводы, за-
закономерности, соответствующие
рассматриваемым явлениям
• правильно диагностировать педагогическое явление
• формулировать приоритетные педагогические задачи и находить
оптимальные способы их решения
• формулировка диагностируемых образовательных целей и задач
отбор методов их достижения
• предвидение возможных отклонений при достижении результата,
нежелательных явлений и выбор способов их преодоления
• мысленная проработка структуры и отдельных компонентов
образовательного процесса
• предварительная оценка затрат средств, труда и времени уча-
стников образовательного процесса
• конструирование содержания взаимодействия участников
образовательного процесса.
Прогностические умения
объединяются в три группы:
1. прогнозирование развития коллектива (его уровня, динамики,
структуры, системы взаимоотношений; изменение положения актива и
отдельной личности в коллективе и т. д.)
2. прогнозирование развития личности (интегративных личностных
качеств, чувств, воли, поведения, возможные отклонения в развитии и
поведении личности; трудности в установлении контактов и
взаимоотношениях со сверстниками);
3. прогнозирование педагогического процесса (образовательных,
развивающих и воспитательных возможностей содержания образования,
затруднений учащихся в учении и других видах деятельности;
прогнозирование результатов использования тех или иных методов,
средств и приёмов образования).
• вычленять поле образовательных проблем
обосновывать способы их поэтапной реализации
• планировать содержание и виды деятельности участников
образовательного процесса с учётом их потребностей, возможностей
(материальных в том числе), интересов, средств, опыта и собственных
качеств личности
• определять форму и структуру образовательного процесса в
зависимости от сформулированных педагогических задач и особенностей
участников
• определять отдельные этапы педагогического процесса и задачи,
характерные для них
• планировать индивидуальн. работу с учащимися для оказания
своевременной дифференцированной помощи, для развития способностей
• отбирать формы, методы и средства обучения и воспитания для
получения качественного педагогического результата
• планировать системы приемов, направленных на стимулирование
активности школьников и сдерживание негативных проявлений в их
поведении
• планировать развитие воспитательной среды и связей школы с
родителями и общественностью
• правильность сформулированных целей, их преобразование,
(конкретизация) в те или иные задачи
• адекватность решаемых приоритетных задач необходимым
условиям
• соответствие содержания деятельности воспитанников по-
ставленным задачам
• эффективность применявшихся методов, приемов и средств
педагогической деятельности
• соответствие применявшихся организационных форм возрастным
особенностям учащихся, уровню их развития, содержанию образования в
той или иной образовательной области
• причины успехов и неудач, ошибок и затруднений
• формировать у учащихся активное, творческое отношение к
явлениям окружающей действительности путем создания и решения
проблемных ситуаций
• разумно использовать методы поощрения и наказания, создавать
атмосферу сопереживания
Практическая компетентность
Информационно-дидактические умения
Развивающие умения
Коммуникативные умения
Мобилизационные умения
• доступно, с учетом специфики предмета, уровня обученно-сти
(подготовленности) учащихся, их жизненного опыта и возраста излагать
учебный материал
• используя различные методы обучения и их сочетания (рассказ,
объяснение, беседа, проблемное обучение и др.),
• логически правильно
выстроить процесс преподавания и усвоения учебной информации
учащимися
• доступно, лаконично и выразительно формулировать вопросы
• эффективно использовать ТСО, средства наглядности, ЭВТ
• оперативно диагностировать характер и уровень усвоения учащимися
учебного материала
• оперативно изменять (в случае необходимости) логику и способ
обучения учащихся.
• определение «зоны ближайшего развития» (Л. С. Выготский)
отдельных учащихся, класса в целом
• создание специальных условий и проблемных ситуаций для развития
познавательных процессов, воли и чувств учащихся
• стимулирование познавательной самостоятельности и творческого
мышления, потребности в установлении логических (от частного к
общему, от вида к роду, от предпосылки к следствию, от конкретного к
абстрактному) и функциональных (от причины к следствию, от цели к
средству, от качества к количеству, от действия к результату) отношений
• постановку вопросов, требующих применения ранее усвоенных знаний
индивидуальний подход к учащимся
• взаимосвязанные группы
перцептивных умений, собственно умений педагогического (вербального)
общения и умений и навыков педагогической техники.
Перцептивные умения:
• воспринимать и адекватно интерпретировать сигналы от партнера по
общению, получаемые в ходе совместной деятельности
• глубоко проникать в личностную суть других людей
устанавливать индивидуальное своеобразие другого человека
• на основе быстрой оценки внешних характеристик человека и манер его
поведения определять его внутренний мир, направленность и возможные
будущие действия
• определять, к какому типу личности и темперамента относится человек
• по незначительным признакам улавливать характер переживаний,
состояние человека, его причастность или непричастность к тем или иным
событиям
• находить в действиях и других проявлениях человека признаки,
отличающие его от других и самого себя в сходных обстоятельствах в
прошлом;
• видеть главное в другом человеке, правильно определять его
отношение к социальным ценностям
, учитывать в поведении людей
«поправки» на воспринимающего, противостоять стереотипам восприятия
другого человека.
Установление психологического контакта:
• создавать обстановку коллективного поиска, совместной творческой
деятельности;
• вызывать настроенность воспитанников на общение с педагогом и
предметом, который он преподает.
Управлением общением :
• организовать совместную с учащимися творческую деятельность;
• целенаправленно поддерживать общение введением элементов
беседы, риторических вопросов;
распределять и поддерживать внимание;
выбирать наиболее подходящий по отношению к классу и
отдельным учащимся способ поведения и общения, который готовил бы
их к восприятию информации, снимал психологический барьер,
приближал ученика к учителю;
анализировать поступки воспитанников, видеть за ними мотивы,
которыми они руководствуются, определять их поведение в различных
ситуациях;
создавать опыт эмоциональных переживаний учащихся, обес-
печивать атмосферу благополучия в классном коллективе.
Педагогическая техника
• управления их вниманием;
• чувством темпа;
• владения словом, правильными дикцией, дыханием, мимикой и
жестикуляцией (т. е. развитой культурой речи);
• управления своим телом, умением снимать мышечное напряжение;
• регулирования своего психического состояния (вызывания «по
заказу» чувства удивления, радости, гнева и т. д.);
• владения техникой интонирования для выражения разных чувст;
• умения расположить к себе собеседника;
• образной, красочной передачи информации.
• формированием потребности в знаниях, труда, других видах деятельности;
• вооружением учащихся навыками учебной работы;
• формированием у учащихся активного, самостоятельного и творческого отношения к явлениям окружающей среды путем создания специальных ситуаций для проявления воспитанниками нравственных поступков .
Задание 3
Раскрывается понятие жизненной модели как конструкта, конкретизирующего понятие жизненного сценария. В настоящее время проблематика жизненного пути и жизненного сценария переживает новый этап развития, что связано с глобальными изменениями современного общества, расширяющимися возможностями для жизнетворчества. Одной из исследовательских
задач становится разработка концептов, конкретизирующих ключевые термины в этом проблемном поле.
Таким образом, конструкт «жизненная модель» позволяет, на наш взгляд, конкретизировать изучение жизненного сценария и найти способы его описания. Следующим шагом в его исследовании должна стать интеграция различных аспектов жизненного сценария человека на основе обобщающего концепта «жизненный стиль», описывающего фундаментальный способ отношений человека с жизнью.