Файл: Народная художественная культура в современных условиях. 1 Устойчивые черты нхк. 2 Историческая динамика развития нхк.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 30

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Оглавление
Введение

Глава 1. Народная художественная культура в современных условиях

.1 Устойчивые черты НХК

.2 Историческая динамика развития НХК

Глава 2. Современные тенденции развития народной художественной культуры в России

.1 Традиционно-историческая культура в современности

.2 Современные бытовые культурные тексты

.3 Промежуточные формы культуры

Заключение

Библиографический список

Введение
Неизбежный переход к постмодернизму в культуре, а так же к постиндустриальным формам цивилизации естественным образом связан с процессом переосмысления массивных пластов человеческой истории. А это неизбежно ведёт к расширению сознания, открытию новых его граней, неизбежности использования новых духовных "ресурсов" для обеспечения жизни общества. Едва ли можно отрицать, что важнейшей стороной данного процесса является определённое движение в сторону консерватизма, возобновления культурной традиции прошлого, а так же консерватизма, а в некоторых случаях и фундаментализма.

Актуальность данного исследования состоит в том, что вторая, или как вариант, вторичная жизнь традиции, социальное проигрывание разных вариантов включения ее в современный культурный мир и живой обиход, повышают роль исторической народной культуры, прежде всего художественной, в новых обстоятельствах, когда общество и человек сталкиваются с неизбежной перспективой многовариантности во всех планах: собственно культурном, социальном, политическом, экономическом, этнонациональном, религиозном.

Занимающие господствующее положение универсально-рациональные модели классического периода модернизации дополняются и частично оттесняются в сознании и деятельности индивидов и общностей иными культурными стереотипами, а вернее архетипами. Эти архетипы проникают во многие сферы жизни и заключают в себе большой объём традиционного культурного и социального опыта, который был отвергнут на предыдущем этапе, но теперь приобретает новые смыслы, социо-культурные связи и перспективы. Эти тенденции определяют особую важность анализа развития народной культуры в современной ситуации и в современных ее модификациях.

Объектом исследования служит современное развитие народной художественной культуры в её традиционных и современных проявлениях.


В качестве предмета исследования выступают:

· Традиционно-историческая культура и субкультура в современной среде.

· Современные бытовые культурные тексты.

· Промежуточные формы культуры.

Цель исследования заключается в выявлении и изучении основных современных тенденций народной художественной культуры.

Исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:

. Рассмотреть народную художественную культуру в современных условиях, выявить её устойчивые черты, структуру и динамику развития.

2. Определить основные современные тенденции развития народной художественной культуры на основе анализа традиционно-исторической культуры и субкультуры в современной среде, современных бытовых культурных текстов, промежуточных форм культуры.

Хронологические рамки. Нижняя хронологическая грань определяется второй половиной XX в., что связано с усилением процесса синтеза традиционной и индустриальной культур в мировом масштабе и началом зарождения постиндустриальной культуры, верхняя хронологическая рамка определяется новейшим временем, так как целью исследования является выявление именно современных тенденций развития.

Методологической основной данной курсовой работы является культурологический метод, который предполагает, прежде всего, анализ ценностно-нормативных систем, идей, целей, представлений, знаний, а также различных способов их знаково-символического и предметно-материального воплощения их во всем многообразии и противостоянии друг другу, представленных разными эпохами и культурами.

Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, в котором обозначены актуальность, объект и предмет исследования, методология, цель и задачи, хронологические рамки. 1 глава включает в себя описание народной художественной культуры в современных условиях, её устойчивых черт, структуры и динамики развития. Во 2 главе рассматриваются современные тенденции развития народной художественной культуры на примере традиционно-исторической культуры и субкультуры в современной среде, современных бытовых культурных текстов и промежуточных форм культуры.

Глава 1. Народная художественная культура в современных условиях
Религиозные, социально-утопические, правовые, нравственные, педагогические воззрения находят своё отражение в народной художественной культуре, и эта связь художественного творчества со остальной культурной деятельностью неразрывна и органична - часто невозможно отнести отдельный вид народного творчества к той или иной форме культуры. Народная художественная культура является результатом синтеза других видов народной культуры.



Их связь со средой обитания и жизнедеятельности, с трудовой деятельностью и бытом народа является интегрирующей. Сама суть народной художественной культуры состоит в совокупности художественных и эстетических ценностей и идеалов, появившихся и укоренившихся в той или иной этнической общности.

Народную художественную культуру во всех ее проявлениях следует рассмотреть в контексте современных культурных процессов, так как именно это может позволить увидеть, как элементы традиционных культур разных исторических эпох и народов вписываются в современное культурное пространство.

Как отдельные элементы, как и целые направления культуры недавнего и уже достаточно далёкого прошлого могут входить в сферу актуальной культуры, ровно как и оставаться на её переферии, но, тем не менее, ясно видна важность и необходимость их анализа как артефактов культуры в её современном состоянии, а не только как достояния истории.

Следует сразу оговориться, что народная культура, в прошлом бывшая достаточно прочно укорененной, сейчас выглядит размытой, проницаемой для самых разных направлений современной крайне многослойной культуры, широко ассимилирующей их элементы и традиции и потому не имеющей однозначного, общепринятого понимания.

Объективным является процесс усложнения социальных структур, что неизбежно ведёт к расслоению культуры. В прошлое уходит ситуация, когда практически все общество ориентировалось на единые образцы и критерии.

На исходе XX в. представления о культуре как о совокупности высших ценностей, осознаваемых в качестве абсолютных, универсальных, вневременных, подвергаются серьезным испытаниям.

Мультикультурализм как важная характеристика современной эпохи неизбежно связан с определенной децентрализацией критериев.

1.1 Устойчивые черты НХК



Учитывая факт неизбежной трансформации, синкретичный характер народной художественной культуры, её стремление к ассимиляции и синтезу, возникает необходимость выделить устойчивые черты, для того, что бы на основе динамики их развития в дальнейшем проследить за современными тенденциями развития, как отдельных частей, так и в целом самого комплекса элементов народной художественной культуры.

Для всех элементов народной художественной культуры характерна традиционность, а так же преемственность и устойчивость художественных традиций.


Народный коллектив, этнос отбирает и совершенствует существующие объекты культуры. Из этого следует другая устойчивая черта - коллективность, народность, а значит и анонимность авторов. Неразрывны в контексте народной художественной культуры так же творчество и исполнение.

Народная культура являет собой выражение национальной характера, этнической психологии народа, менталитета в самых его фундаментальных проявлениях.

Но, в то же время, наравне с наличием чётких различий в самом содержании элементов одной культуры, имеются и общие архетипичные сюжеты прослеживающиеся во всех культурах мира, примером может служить миф о большом потопе, характерный как для народов, принадлежащих к христианской культуре, так и для народов Океании, как, впрочем, и для остальных народов мира.

Выраженность национальной психологии в народной художественной культуре, а так же её архетипность обеспечивают её понятность всем эпохам и поколениям. Народная художественная культура отличается при этом не только особой внутренней целостностью, но и целостностью восприятия мира, являясь не только выражением, но и народным переживанием бытия и окружающей действительности.

Народная художественная культура обладает специфической "природностью". Природа в самом широком её понимании выступает не отдельно, а в совокупности с субъектом культуры, обобщённо выраженная в глубинных архетипных мотивах.

Такое переживание природы тесно связано с национальными отношением к ней, детерминированным географическим ландшафтом. "Природность", таким образом, несёт в себе синтез природного и народного и оказывается главным источником эстетического переживания в народном искусстве.

С одной стороны, народное художественное творчество как культурный текст (словесный, музыкальный, иконический, хореографический) - это стабильность, стереотипность, устойчивость, извечность, узнаваемость для всех членов общины, сообщества - носителей данной традиции.

Эти качества прослеживаются в круге идей, представлений, образов, сюжетов, мотивов, устойчивых словесных формул, приемов, в формах ритуализированного поведения и социального действия, составляющих в каждой культуре ее первооснову.

С другой стороны, фольклорный текст - это динамичность, вариативность, пластичность, лабильность, импровизационность в процессе адаптации к конкретной бытовой ситуации. Однако импровизация реализуется в рамках, заданных культурой и социальной ситуацией, связь с окружением максимальна.


Произведения народной художественной культуры не воспринимаются как изолированный от повседневности предмет, как раз наоборот, они встроены в повседневность, в бытовую деятельность человека, образуя одновременно и её предметную среду и встроенную в неё совокупность символов, являющихся эманацией внутреннего мира человека, его собственного миропонимания.



.2 Историческая динамика развития НХК



Народная художественная культура начинает своё формирование ещё на заре формирования этноса, в самом начале процесса этногенеза, более того, эти два процесса проистекают неразрывно.

В дальнейшем народная художественная культура продолжает формироваться в рамках происхождения нации, слияния её в единое целое, где культурной первоосновой будет оставаться миф. Это время определяется бытованием народной художественной культуры в качестве актуальной, она ежедневно востребована человеком, который является её основным носителем.

В случае смены доминирующего мифа, происходит ассимиляция мифологических структур прежнего и наступающего мифов, и тогда следует говорить не столько о бытовании народной художественной культуры, а скорее о переходе её в статус традиции.

Сегодня, некоторые исследователи полагают, что специфика народной художественной культуры состоит в том, что она существует в контексте сегодняшнего дня исключительно в качестве традиции: живой традиции, воспроизводимой ее носителями (обряды и фольклор русских деревень сегодня) и традиции, консервируемой учеными и профессиональными коллективами. В то же время, согласно другой точке зрения, народная культура состоит из двух видов - популярной и фольклорной.

В итоге популярная художественная культура, выстраивая чёткую линию преемственности от фольклорных форм, продолжая своё бытование, описывает сегодняшние быт, нравы, обычаи, песни, танцы народа, а традиционная фольклорная культура - его прошлое.

Легенды, сказки и другие жанры фольклора активно создавались в прошлом, сегодня же они существуют как историческое наследие. Часть фольклорной культуры вошла в популярную культуру, вернее послужила её первоосновой, которая помимо исторических преданий постоянно пополняется новообразованиями, например современным городским фольклором.

Аудитория народной культуры - всегда большинство общества, и это является её определяющим моментом. Так было в традиционном и индустриальном обществе. Ситуация меняется только в постиндустриальном обществе.