Файл: Народная художественная культура в современных условиях. 1 Устойчивые черты нхк. 2 Историческая динамика развития нхк.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 35
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Можно заключить, что одной из функций промежуточной культуры является репрезентация эстетических представлений значительной социальной общности, чьи взгляды не выражены ни аутентичным фольклором, ни профессиональным искусством.
Отметим, что речь идет прежде всего об эстетических взглядах этой социальной общности. "Элитарное" профессиональное искусство во главу угла ставит наличие у художника собственной концепции, своеобразие его мировоззрения. Традиционный фольклор насыщен глубокой семантикой, которая проявляется в каждом образе, в каждом мотиве. Однако уже в позднейшем фольклоре - конца прошлого века - заметны тенденции к убыванию смысла и возрастанию чисто декоративного начала.
Итогом этих процессов становится превалирование "жизнеподобности" изображения над обобщенностью, свойственной более символичным образам, а также несвойственная прежде фольклору чистая повествовательность. Так, фигура женщины в традиционном фольклоре - символ порождающего начала, всадник - это древний солярный символ, а дерево - Древо жизни. Образы, передающие эту глубокую семантику, отличаются обобщенностью, монументальностью, лаконичностью.
Однако постепенно они все более приближаются к реальной повседневной жизни, в них возрастает количество деталей, декоративных элементов. И, наконец, в наиболее поздних образцах народного творчества, а также в городской и мещанской культуре эти три символа компонуются в бытовую сценку - встреча всадника и девушки, очень популярная, особенно на рубеже веков "Встреча у колодца".
При этом персонажи, теряя глубинную символику, начинают воплощать некие идеальные представления о романтических отношениях, идиллии на фоне природы, а также распространенные представления о "красавцах" и "красавицах" - таким опосредованным образом воплощаются теперь мужское и женское начала.
Промежуточная культура не являясь ни традиционным фольклором, ни элитарным искусством, ни массовой культурой зачастую не признаётся многими искусствоведами, чего не скажешь о достаточно широкой социальной группы, чьи взгляды она отражает.
В действительности у этих произведений имеется своя аудитория, которая предпочитает их прочим произведениям, но так же, что крайне важно, принимает их за собственный фольклор. Дело в том, что здесь художник и зритель, по сути, принадлежат к одному социокультурному слою. Поэтому их восприятие различных культурных течений и традиций, способ их вживления в современную культуру и сосуществования с ней схожи между собой, но отличаются от позиций специалистов.
Произведения, создаваемые в рамках "промежуточной" культуры и бытующие в самой широкой среде, интересны именно потому, что они отражают, иллюстрируют и объективируют нормы и ценности, не находящие своего адекватного отражения в других областях культуры и распространенные в самых широких слоях населения, к которым и относятся и его авторы, и его публика
Бурные изменения, начавшиеся тогда еще в СССР с середины 1980-х гг., к концу 1980-х отчетливо проявились и в сфере промежуточной культуры. В сущности, именно тогда этот пласт культуры выплеснулся за границы индивидуального хобби и стал системообразующим.
С одной стороны, в условиях перелома общественного сознания промежуточная культура стала основным средством самооопределения и высказывания собственной позиции по самым животрепещущим вопросам прошлого и настоящего.
С другой стороны, зарубежная профессиональная массовая культура еще не заполонила рынок, а отечественная только начинала освобождаться от идеологичности.
Российские творцы массовой культуры сами еще учились реагировать на актуальные потребности народа и в этом смысле немногим отличались от обычных любителей.
В такой ситуации промежуточная культура выполняла функции профессиональной массовой и содержательно, и даже формально: афиши и вывески, календари и постеры нередко создавались людьми, не имеющими специального образования: вывески - самими же продавцами, календари - фотографами-любителями, а в роли моделей выступали чьи-то знакомые.
Необходимо добавить и еще одну составляющую промежуточной культуры той поры. Смена имиджа страны привлекла огромное внимание иностранных туристов к культуре России, в том числе и к ее историческим формам. С другой стороны, и в самом обществе возникла потребность переосмысления отечественной истории.
В ответ на эти общественные потребности в промежуточной культуре бурно расцвели всякого рода воспроизведения, имитации, "продолжения и развития" искусства народных промыслов, прежде всего, хорошо узнаваемых: Хохломы, Палеха и т.п. Причем образцы этого искусства как вторили классическим примерам, так и "осваивали" отечественную историю и современность.
Поэтому к концу 1980-х гг. во многих крупных городах России, прежде всего в туристических центрах, расцвело множество и уличных вернисажей, и галерей, и художественных салонов, где было представлено все многообразие изобразительного и декоративно-прикладного "промежуточничества". Однако уже тогда было ясно, что из всего этого массива промежуточной культуры предстоит выделиться двум основным направлениям: профессиональному - и любительскому.
В значительной своей части промежуточная культура будет вытеснена профессиональной массовой. Этот естественный процесс эволюции был ускорен и экономическими изменениями в стране. К середине 1990-х гг. ситуация в промежуточной культуре в целом устоялась.
Промежуточная культура возникла, чтобы заполнить расширяющийся провал между академической, профессиональной, элитарной культурой и фольклором. Способом заполнения этого культурного вакуума стало совмещение элементов различных культурных пластов и комплексов.
Другими словами, промежуточная культура - это такая культурная сфера, которая наиболее активно взаимодействует с соседними культурными пластами - фольклором, массовой культурой, "высоким" искусством, - оставаясь при этом в восприятии их на позициях все же обыденной культуры.
Эта сфера культуры действительно находится в промежутке - и между тремя вышеперечисленными пластами профессиональной культуры, и между специализированным, с одной стороны, и обыденным - с другой, уровнями культуры.
Таким образом, промежуточная культура оказалась посредником при диалоге отстоящих друг от друга социокультурных слоев. Одновременно она же стала языком, на котором возникающие сословия, культурные общности и группы заявляли о себе и формулировали собственную социальную и культурную идентичность.
Промежуточная культура отражает существующие нормы и ценности, идеалы и стереотипы современной народной культуры, а также степень усвоения и формы восприятия ею иных пластов культуры и иных субкультур.
Именно этот культурный пласт, будучи слоем наиболее активных контактов современной народной культуры с другими областями культуры и других субкультур, отбирает наиболее интересное и значительное (с точки зрения народной культуры), стереотипизирует и обобщает полученный материал и представляет его публике в удобочитаемой и удобопонятной форме.
Она как бы картографирует современный культурный ландшафт таким образом, что каждый может найти и свое место, и соседей, и совсем неизвестные края, помогая таким образом без особых усилий сориентироваться в нынешней культурной многослойности и разнообразии.
В таком обобщённом виде и отдельные элементы, и сущностные черты различных субкультур поддаются не только прочтению, но и "применению". Каждый может примерить их на себя, а затем или отказаться от них, или войти в них глубже, или тем или иным способом по своему усмотрению совместить их с элементами или сущностными чертами своей собственной или любой другой известной ему культуры.
Заключение
Таким образом, можно заключить, что народная художественная культура, как в России, так и во всём мире переживает своеобразный ренессанс.
Различные факторы привели к тому, что народная художественная культура вновь возрождается. Но нельзя не отметить некоторые отступления от традиционного её вида.
В некоторых случаях народная художественная культура предстаёт с первого взгляда в том же, привычном, традиционном виде, но при дальнейшем изучении новоявленных феноменов культуры, исследователи отмечают, изменение внутреннего посыла и содержания, при сохранении формы. Значительно меняются функции и носители, а подчас и бытования предметов народной художественной культуры.
В другом случае, несмотря на то, что внешне современные виды народной художественной культуры трудно отождествлять с их традиционными видами, от которых они ведут преемство, при подробном их рассмотрении становятся явными схожесть функций и содержания. Посыл и стремление создателей таких образцов народной художественной культуры остаётся таким же, что и раньше. В данном случае уместно говорить о наследовании.
Но появляются так же и новые образцы, до этого не существовавшие, появляются в силу значительных, стремительный культурных и социальных перемен, заполняют новообразовавшийся вакуум. И не смотря на их беспрецедентность, они так же являются образцами народной художественной культуры, возникшими уже в современных реалиях.
Всвязи с быстротечностью процессов трансформации, появления и исчезновения объектов народной художественной культуры в информационную эпоху возникают трудности своевременного изучения этих явлений.
В целом, в России народная художественная культура начинает своё обновление в самых различных формах, а тот процесс в дальнейшем будет лишь углубляться и ускоряться.
Библиографический список
1. Балдина О.Д., Быкова Э.В., Гавриляченко Е.С., Михайлова Н.Г., Семенова Е.А. Народная культура в современных условиях, М. - 2000, 179 с.
. Бахтина В.П. Русский фольклор в современном мире. - М., 1991.
. Богатырев П.Г. Фольклор как особая форма творчества // Вопросы теории народного искусства. - М., 1971.
. Гусев В.Е. Виды современного фольклора славянских народов // История, культура, фольклор и этнография славянских народов: VI Международный Съезд славистов. Прага, 1969 год. Доклад сов. делегации. - М., 1969. - С. 297-298.
5. Культурология. XX век. Словарь. - СПб., 1997. - С. 295
6. М.А. Народное искусство как часть культуры. - М., 1985. - С. 78.
. Мамонтова Н.Н. Проблемы изучения традиционных форм культуры и понятие "народное искусство" // Научные чтения памяти В.М. Василенко: Сб. ст. - М., 1997. - Вып. 1. - С. 23.
. Михайлова Н.Г. Современные особенности народной культуры, М. - 2001
. Морфология культуры: структура и динамика. - М., 1994.
. Нелюдов С.Ю. Устные традиции современного города: смена фольклорной парадигмы
. Нелюдов С.Ю. Несколько слов о "постфольклоре"
. Островский Г.С. Искусство примитива как явление народной художественной культуры русского города XVIII - начала XX в. // Примитив в изобразительном искусстве - М., 1995.
. Путилов Б.Н. Фольклорное наследие русского народа и современная культура // Русский фольклор. - М.; П., 1964. - Вып. 9. - С. 77.
14. Ямпольский М. Русская культура и субкультуры // Общественные науки и современность. - 1993. - №1.
15.
16.
.
18.