Файл: Народная художественная культура в современных условиях. 1 Устойчивые черты нхк. 2 Историческая динамика развития нхк.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 37
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Конкретные формы традиционных культур, как и социальные механизмы их трансмиссии, исторически носят преходящий характер. Целостная система нормативно-ценностного жизнеобеспечения народа распадается на элементы, которые со временем теряют своё функционально-смысловое наполнение. Вместе с тем, общие идеи и ценности народной культуры остаются актуальными и переходят в область профессиональной деятельности специалистов разного профиля.
Однако затем они могут снова возвращаться в массовое сознание и в видоизмененном виде опять стать частью народной культуры. Этот процесс в значительной мере происходит в настоящее время. В России, как и в других странах, становится заметной активизация интереса к традиционным культурам, включая их ранние формы.
Глава 2. Современные тенденции развития народной художественной культуры в России
Подобная трансформация связана в первую очередь с общей динамикой развития общества и его культуры, приведшей к утрате традиционными культурами своей универсальной роли в новых условиях.
По мере появления национальных государственных образований, укрупнения и укрепления социальных структур, явным становится процесс обретения ими своего, общенационального варианта языка и культуры, в то время как регионально-этнические культурные традиции, игравшие до этого значительную роль, отступают на второй план, занимая более не центральное положение.
Прежним традициям отводится сфера повседневности, сфера бытового общения, они сохраняются как историческая память рода, семьи. Если в традиционной этнической культуре представлены в нерасчлененном виде все области материально-практической, духовно-религиозной, познавательной, соционормативной, эстетической деятельности человека как члена сообщества, то культура нового времени и современности все более дифференцируется, усиливается специализация отдельных областей, сфер культурной деятельности по типу предмета, характеру, целям.
Параллельно, помимо традиционных механизмов прямого наследования, формируются опосредованные способы передачи культуры, фиксации и закрепления культурного текста в качестве канонического образца, а также введения его в социальное обращение.
Возникают и множатся как технические средства, обслуживающие этот процесс и влияющие на него, так и самые разные социальные технологии обучения, трансляции, социализации; образуются соответствующие социальные институты, сеть организаций разного уровня формализации.
Становясь многослойной, культура социально дифференцированного общества, обрастает субкультурами. В такой ситуации происходит неизбежная потеря фольклором свое исконной универсальности, и как следствие он начинает взаимодействовать с современными субкультурами, в результате чего, такой симбиоз образует вторичные формы народной культуры, а так же позволяет фольклору приобрести роль культурного наследия.
В культуре нового времени весьма значительное место начинает занимать массовая культура, которую иногда сближают с народной, видя в ней проявление того же коллективно-бессознательного, внеличностного, анонимного начала, которое есть в фольклоре.
Вместе с тем, в современном индустриальном и постиндустриальном обществах, с высокоразвитыми информационными технологиями, специализацией всех областей деятельности продолжает существовать и внепрофессиональная культурная практика в синкретических формах.
Она живет своей жизнью параллельно со специальными, профессиональными областями в многоэтажном здании современной культуры. Уходят в прошлое классические формы народной культуры (например, эпические жанры фольклора разных народов), им на смену приходят всевозможные малые формы фольклора и постфольклора.
В прошлом традиционные формы народной художественной культуры являлись воплощением базовых жизненных ценностей, определявших основы социального бытия сообщества.
Теперь картина мира современного человека в значительной мере строится на иных представлениях и способах ориентации в социальном и природном пространстве. Сегодня обращение к народной культуре - это часто сфера специальных интересов отдельных групп, приверженность к ритуалам, обычаям, связанным с определенными обстоятельствами жизни, тяготение к историческим культурным формам.
Вытеснение из жизни общества как пережитков прошлого многих элементов этнических культур отнюдь не нивелирует их значение в полной мере - они начинают играть иную роль как в полиморфном современном культурном пространстве, так и в жизни народов исконных носителей этих традиций. Отчасти это связано с актуализацией этнического и национального самосознания в последние десятилетия XX в.
Происходит скрещивание или смешение разных этнических традиций, перенос и вживление их в новую, неаутентичную социальную ткань, что дает естественный выход в область современной массовой культуры, эксплуатирующей и синтезирующей любой культурный материал.
Наметился даже своеобразный параллелизм и одновременно противостояние традиционно-народного и профессионального, специализированного подходов к одним и тем же сторонам жизни и способам отношения к ним (истолкование, сохранение, практическое использование, преобразование и пр.).
Аналитический, сциентистский подход, выработанный в европейской культуре, предполагает дифференциацию множества областей знания, технологий, их обоснование и методологическое обеспечение. Такой подход, безусловно, противостоит синтетическому, по преимуществу интуитивно-чувственному, заложенному издревле в основе синкретической традиционной культуры.
Вместе с тем, несмотря на типологические различия культур разных эпох и традиций, можно говорить об очевидной тенденции актуализации прошлого в самых разных формах.
.1 Традиционно-историческая культура в современности
Предметно-материальный мир традиционной народной культуры продолжает жить в условиях современности. Он обширен, многообразен, но в значительной части носит иной, чем прежде, характер, заметно отличаясь от старого, что абсолютно логично, так как мировоззрение и быт населения достаточно скоротечно изменились и продолжают трансформироваться ускоряя темп.
Этот процесс не везде проходит с одинаковой интенсивностью, он неоднороден в связи с этнической негомогенностью населения, социальной дифференциацией, различностью культурных, природно-географических, социально-экономических условий, а так же в связи с различной степенью ориентации на традиции прошлого.
Искусствовед М.А. Некрасова выделяет четыре формы современного существования народного традиционного искусства в нынешних условиях. Исторически они сложились ещё в прошлом, но окончательное оформление получили в России к середине XX столетия.
Они характеризуются общностью школ, традиций, художественных систем, художественного языка в целом и локальных признаков творчества - всего того, что важно для функционирования народного декоративно-прикладного искусства. Эта классификацией помогает сформировать представления о современных формах народного искусства.
К первой форме относится народное прикладное творчество именно в рамках своего аутентичного, традиционного бытования, так как этот этнографический региональный уклад явился причиной, породившей его. Это творчество до сих пор существует и в наши дни в отдаленных
, изолированных районах страны, замкнутых в силу особых географических и экономических условий. Это - Кавказ, Крайний Север, отдельные районы Дальнего Востока.
Второй формой существования народного прикладного искусства считается коллективное творчество на основе общности промысла, развивающегося в рамках местной художественной традиции.
Третья форма включает творчество отдельных мастеров, сохраняющих коллективный художественный опыт, традицию.
Четвертая форма объединяет организованные мастерские, которые имеют свои помещения, необходимые средства, оборудование, свои кадры и соответствующий план по производству изделий.
Нельзя сказать, что все из выделенных форм существования народной художественной культуры являются аутентичными, народными, только первая - этническая, и частично вторая формы могут считаться действительно традиционными, менее всего такая характеристика относится к двум другим формам - художественным промыслу и производству.
Многие крупные художественные промыслы (типа предприятий, фабрик, объединений) как бы примыкают к традиционной народной вещной культуре, но, по сути, являются новой областью деятельности, хотя и на основе старых образцов.
Можно засвидетельствовать своего рода вторичное рождение, возрождение, бытование вещного мира, который обретает новый способ существования в современной культуре, подчас специально инициируемый культурной политикой. Это подтверждают в первую очередь, происходящие изменения в составе самих носителей культуры в функциях изделий, механизмах передачи традиции.
Таким образом, можно заключить, что деятельность большей части художественных промыслов, называемых по сложившейся традиции народным искусством, входящим в рамки народной художественной культуры, в действительности же является областью деятельности профессиональной специализированной культуры, а не народной, в традиционном толковании этого понятия.
Она предстает как специальная область, специального обучения и специального адресата, специального предназначения - сохранение образцов традиционной культуры народа как объектов для экспонирования на выставках, подражания, заимствования, художественного экспериментирования, учебно-педагогической практики.
Все художественные промыслы, существующие сегодня, а в особенности включающие в себя самые из них знаменитые - Городец, Палех, Мстеру, Хохлому, Федоскино, Холуй, Жостово и пр. являют собой не подвергающуюся сомнению художественную, эстетическую ценность как для России, так и для остального мира.
Необходимо оговориться: не все из них являются прямыми преемниками искусства традиционной народной художественной культуры. По своей сути они представляют собой уже абсолютно новое явление, - это новая специализированная художественная деятельность, примыкающая к традиционной, прошлой народной культуре. Хотя она и возникла на её основе, но уже имеет значительные отличия.
Многими культурологами сейчас высказывается мнение, что целостная система нормативно-ценностного жизнеобеспечения народа сейчас, в современных реалиях дефрагментируеются, распадается на составляющие, которые в свою очередь постепенно теряют своё функционально-смысловое содержание в контексте современной народной культуры.
Это означает, что мастер, именуемый народным или художником того или иного промысла вправе развиваться, согласно своему собственному органичному видению мира, его не надо натаскивать на работу в народном ключе, переучивать, если он не обладает врожденным народным мировидением, а хочет быть профессиональным художником с широкой системой ее образных начал и структур. Наоборот всячески беречь в мастере его самобытность, его врожденную народность, данную ему от природы.
В XX веке в культурном, социальном, историческом контексте произошли кардинальные трансформации, а они, как и любые другие имеют как положительные, так и отрицательные стороны. Для укрепления традиций и их органического существования необходимо понимание того, что происходит сегодня на основе объективных законов.
Поэтому для изучения традиционной и современной народной художественной культуры необходимо понимание объективных законов. Необходимо заметить, что состояние традиционной народной вещной культуры последней декады не изучено должным образом.
Несмотря на это, а так же определённые сложности, возникшие в научной среде, занимающейся изучением этих феноменов, можно заметить рад закономерных перемен.
Одна из них - это появление рынка, попадая на который, изделия народных мастеров в некотором роде вновь обретают прежде утерянную возможность вернуться к первоначальному своему состоянию - естественному пребыванию в социуме.
Если обратиться к истории, но можно заключить, что именно мелкотоварное производство составляло экономическую основу множества очагов народного промысла. Рыночная регуляция посредством спроса, конкуренция являлись главными регуляторами качества создаваемых изделий, повышения мастерства.