Файл: Народная художественная культура в современных условиях. 1 Устойчивые черты нхк. 2 Историческая динамика развития нхк.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 36

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Однако говорить о возрождении в России мелкотоварного производства, очевидно, пока не приходится (отлаженная система "художественного производства", называемая художественными промыслами, продолжает существовать в рамках государства и остается под его контролем).

Подобное, уже устоявшееся в советский период состояние было еще раз подкреплено рядом законодательств - статей в Конституции, специальными указами и Положением о приоритете художественных промыслов как подлинно народных.

Но уже сейчас художественное творчество подвергается новому осмыслению: возникает достаточное количество всевозможных проектов по развитию народного традиционного искусства - просветительского, рекламного, экономического, правового типа при поддержке различных фондов.

С возрождением рынка необходимо признать ослабление, уменьшение роли чиновников-управленцев, критиков и искусствоведов, до этого регулировавших состояние народного художественного искусства.

Можно наблюдать возрождение рукотворного творчества - ремесла среди всех слоёв населения. Зачастую, они воплощают традицию не всегда прямо, не всегда в исконном её виде, а скорее опосредованно - самостоятельно или же путём обучения у старых мастеров.

Нельзя не заметит саму положительную динамику процесса возрождения к жизни этого вида народной художественной культуры в более традиционном её понимании.

В этой связи нельзя не отметить появление всевозможных объединений, ассоциаций, центов и школ ремесел и т.д. Одни из них стремятся к пропаганде традиционных ремесел, вторые - к обучению на традиционной основе, понимая традиция по-своему, третьи объединяются для координации работы мастеров и продажи их произведений, четвертые занимаются организацией социально-бытовых условий и т.д.

Сегодня, обретя большую свободу, народные мастера традиционных промыслов могут входить в объединения, создавать новые, делать продукцию на выставки, на заказ, на рынок и т.д.

Из этого можно сделать вывод, что современное пространство нашей культуры наполняется вещами, бытовавшими во времена наших далёких предков, но при этом, основа их возрождения иная. Можно говорить скорее о психологической, нежели, изначальной, мифологической их природе.

В основе находится стремление к повторению знакомых образцов художественного ремесла старых мастеров благодаря их волнующей, наивной чистоте, крепости и целесообразности форм, декоративности и красочности, своеобразное стремление найти некий антипод, реакция на современный рационализм, свойственный мышлению человека на протяжении всего прошлого столетия.


Создания наших современников стали, бесспорно, разнообразнее, технологически сложнее, виртуознее в плане своего исполнительского мастерства, но в то же время эклектичнее, отвечая задачам постмодернистской культуры.

Семантика многих из них стала иной - лишенной былого скрытого подтекста, знаковости, символичности, т.е. того мироощущения, которое было присуще мастерам прошлого.



2.2 Современные бытовые культурные тексты



В прошлом весь жизненный уклад семьи, общины, общества, этноса был нормирован и регламентирован традиционной народной культурой.

Сейчас же современная неспециализированная культурная практика наоборот - частная сфера, следствие, неотъемлемая часть обыденной жизни общества, всех его слоёв и групп, она являет собой важный институт, хотя не только не регламентирует, но и не охватывает собой все сферы и группы.

Здесь формируется повседневный опыт, мир чувств, мир представлений, близких и понятных каждому человеку, иногда собственная система ценностей, верований, обычаев, стереотипов поведения, имеющих хождение в различных социальных средах, субкультурах. Это всё аккумулируется и находит своё отражение в различных текстах, которыми наполнена повседневность.

В незатейливых, часто наивных, шероховатых текстах, например, песнях, запечатлен огромный пласт человеческих судеб с их внутренними переживаниями и житейскими драмами. Это и песни-исповеди, песни-рассказы, песни-истории.

Персонажи многих уличных, бытовых песен либо литературные персонажи: благородные ковбои, отважные моряки, пираты, либо различные маргиналы: беспризорники, уголовники, бродяги и др. они являются своеобразным противопоставлением обыденности.

Герои попадают в коллизии, где реальные события и вымысле переплетаются и становятся практически не отделимы друг от друга, и это определённым образом поэтизирует повседневную обыденную реальность.

В коротких ёмких анекдотах верно подмечены особенности человеческих характеров, различные жизненные коллизии, которые случаются повсеместно, но данные истории не замыкаются исключительно на семейном. Дворовом или уличном пространстве, они так же касаются и других сфер жизни простого человека: политической, моральной, нравственной, правовой. Но эти темы отражаются не объективно, а наоборот перерабатываются, проходят через призму обыденного сознания.

Как уже говорилось, бытовые тексты уходят корнями как в специализированную культуру, профессиональное искусство в его "высоких" и массовых вариантах, так и в традиционную фольклорную культуру прошлого, а также в различные современные субкультуры, которые сформировались в разных социальных средах. Это приводит к эклектичности таких текстов, смешению в них разнородных элементов.



Современная народная художественная культура в своём бытовом проявлении, не смотря на современность семантики, интеграцию в неё содержательный, внешних, языковых и других элементов профессионального, специализированного искусства, массовой культуры, в своей основе традиционна. народный художественный культура бытовой

Но основа эта не находится на поверхности: она проявляется в том, что накопленный опыт повседневной жизни социальной общности, аккумулируется, закрепляется, транслируется из поколения в поколение, в достаточно устойчивых формах, стереотипах, которые составляют основу традиции как таковой.

Более того, многие из этих стереотипов, схематических конструкций, стилистических приёмов берут своё начало в традиционном фольклоре. Так же, они становятся общепринятыми или распространяются в социальных общностях разного масштаба.

Бытовые формы музыкального (песенного, инструментального), словесного и пр. творчества являются важным компонентом современной народной культуры. Они занимают свою, определенную нишу в жизни человека, группы, сообщества, общности, поскольку образуют особую, повседневную социокультурную среду, составляют наиболее близкое и понятное каждому человеку культурное пространство. Здесь в повседневной творческой практике он впитывает представления, идеи, знания, нормы, идентифицируется с ними.

Таким образом, на бытовом уровне происходит идентификация индивида с определённой общностью, группой, сообществом. В свою очередь бытовые формы творчества отражают особенности, состояние обыденного сознания определенной социальной среды в определенный исторический период.

Бытовой слой народной культуры в силу аккумулирования, синтезирования различных, разнородных частей, компонентов разных культурных пластов является достаточно мобильным, изменчивым, многослойным, многообразным, он синкретичен.

Достаточно просто отследить в бытовом творчестве влияние со стороны массовой культуры и профессионального искусства. Связи с классическим фольклором, напротив, глубоко скрыты. Но при более подробном, тщательном рассмотрении можно обнаружить традиционные фольклорные корни в бытовых текстах.

Механизмы функционирования данных текстов в повседневной жизни индивида, группы, сообщества имеют в значительной степени фольклорный характер.


Это означает, что передача культурной информации, ее сохранение осуществляются преимущественно в процессе непосредственного взаимодействия исполнителя - автора и слушателя, которые чаще всего принадлежат к одной социокультурной среде.

Но важным является то, что в современных условиях используются новые технические средства фиксации, распространения, тиражирования бытовых культурных текстов. Но, надо заметить, что в бытовании культурные тексты, в том числе и авторские, можно сказать, присваиваются обществом, определённой социальной группой и в итоге утрачивают своё авторство и распространяются в дальнейшем как анонимные.

Устойчивость бытовых форм музыкального и словесного творчества, их прорастание в повседневную жизнь обусловливаются тем, что они выполняют жизненно важные функции.

Бытовой слой народной культуры способствует усвоению человеком в повседневной жизни норм, ценностей, правил поведения, знаний и пр., т.е. помогает его социализации, интеграции в сообщество, группу, осознанию своей принадлежности к ним, своей самобытности. А это "работает" на укрепление социальных связей, коммуникации, на обеспечение условий для самовыражения, самореализации личности, ее психологической адаптации, включению в социокультурное пространство.



.3 Промежуточные формы культуры



Промежуточная культура - это культурный пласт, находящийся между аутентичным фольклором и профессиональным, академическим искусством. Оба этих полюсных явления имеют достаточно сложную структуру, они неоднозначны, изменчивы, они взаимопроникают и взаимовлияют друг на друга, но и то, и другое признаны основными составляющими элементами национальной культуры.

Но кроме них, как нам известно существует ещё один феномен - синтез этих двух пластов, обладающий так же и своеобразными элементами - "промежуточная культура", известный так же как "пост-фольклор", "третья культура", "примитив".

"Промежуточная" культура в целом, а не только в дошедших до нас памятниках, в основном действительно принадлежащих к сфере декоративно-прикладного, изобразительного и отчасти монументального искусства, - это нормативно-ценностная система, включающая в себя элементы традиционной культуры и аутентичного фольклора, но принимающая в себя и наиболее распространенные достижения культуры высших слоев общества, социальных элит.

Очевидно, что в рамках промежуточной культуры оба полюса представлены фрагментарно. Кроме того, даже эти фрагменты частично подвергаются переработке - как в целях снятия противоречий между ними, так и для того, чтобы более полно соответствовать позициям и образу жизни нового общественного слоя - среднего класса. В свою очередь, именно "промежуточная" культура становится средством самовыражения для этого класса.


Иными словами - промежуточная культура - это осбоый пласт культуры, создаваемый, функционирующий и воспринимаемый на уровне обыденного сознания.

Специалисты легко отмечают в произведениях такого рода влияние соседних сфер культуры - профессионального, массовой культуры, самых известных образцов фольклора. Авторская индивидуальность в таких работах почти не проявлена. Зато художественный язык такого творчества воплощает наиболее распространенные эстетические стереотипы определенного социокультурного слоя в их наиболее легкочитаемой и узнаваемой форме.

К кругу таких произведений в области изобразительного творчества безоговорочно относят: "лубочную народную картинку, бытовой примитивный портрет, живописную вывеску, сценографию фольклорного театра, декоративную роспись".

Сегодня промежуточная культура представлена такими разнородными объектами, как разного рода домашние поделки, произведения, которые можно встретить на уличных вернисажах и на большинстве выставок-продаж, и т.п. Совершенно особое место в этом культурном пласте занимает явление, которое часто называют "наивным искусством".

Промежуточная культура, конечно, не ограничивается только изобразительным творчеством. В музыке аналогом этого явления можно считать, например, городской "жестокий романс", в театре - любительские постановки и т.п. По сути, те же взгляды, те же принципы сосуществования различных культурных моделей проявляются и в языке, и в костюме, и в поведенческих стереотипах.

"Промежуточная", или "третья" культура - явление, возникающее там, где происходят масштабные социальные сдвиги, меняющие саму структуру общества. Условия его зарождения складываются в эпоху, когда различия между социальной элитой и социальными "низами", городом и деревней, традиционным обществом и процессами модернизации наиболее поляризуются.

Промежуточная культура, таким образом, во-первых, заполняет лакуну между двумя все более расходящимися культурными моделями - элитарной и "народной", и, во-вторых, становится способом воплощения культурных идеалов нового общественного слоя, зарождающегося на сломе традиционной биполярной социальной структуры.

В ходе исторического развития меняя конкретные формы воплощения и способы реализации, промежуточная культура, всё же сохранила свои структурные, морфологические и функциональные характеристики.

Сегодня эта культурная сфера в области декоративно-прикладного и изобразительного творчества представлена такими разнородными объектами, как всякого рода домашние поделки, произведения, которые можно встретить на уличных вернисажах и на большинстве выставок-продаж, непрофессиональный дизайн - от украшения салона автомобиля до оформления собственной "страницы" в "Интернете" и т.п.