Система права
| Это объективно существующее внутреннее строение права, заключающееся в разделении единого права на отрасли и институты, взаимосвязанные и разграниченные между собой
|
Проявление системности права
| -
единство, т.е. внутренняя непротиворечивость, согласованность нормативных предписаний друг с другом. Единство норм права внутри системы права позволяет обеспечить общий, единый порядок регулирования.
-
дифференциация, т.е. специализация норм права, которая проявляется в том, что право делится на отрасли и институты в зависимости от потребностей правового регулирования.
|
Признаки системы права
| -
Имеет объективный характер. Она не зависит от воли и желания законодателя, элементы системы права определяются в конечном счёте предметом правового регулирования.
-
Включает в себя нормы права, правовые институты (институты права) и отрасли права.
-
Внутренне непротиворечива, согласованна.
Выражается в том, что нормы права иерархичны в соответствии с разной юр. силой, во взаимодействии регулятивных и охранительных норм, материальных и процессуальных норм права, в конкретизации абстрактным норм локальными актами.
-
Динамична.
Выражается в том, что одни отрасли и институты утрачивают значение, т.к. устаревают регулируемые ими отношения, а другие наоборот появляются в силу появление новых общ. отношений.
|
Соотношение понятий «система права» и «правовая система»
| Система права — это внутреннее строение права, а правовая система — это общая категория правоведения, которая означает совокупность всех правовых явлений, существующих на территории государства
|
Элементы системы права
| -
нормы права — это общеобязательные, формально-определённые правила поведения общего характера, предоставляющие лицам субъективные права и налагающие на них юридические обязанности, которые поддерживаются силой гос. принуждения;
-
институты права (правовые институты) — это совокупность однопорядковых правовых норм, регулирующих качественно однородный вид общ. отношений;
-
отрасли права — это система правовых норм, регулирующих качественно однородную сферу общ. отношений.
|
Основания деления права на отрасли
| -
Предмет правового регулирования (основной) — это качественно однородные общественные отношения, обладающие юридическим своеобразием (или общественные отношения, подвергающиеся правовой регламентации).
-
Метод правового регулирования (вспомогательный) — это совокупность способов воздействия права на поведение участников общественных отношений.
|
Признаки общественных отношений, являющихся предметом правового регулирования отрасли права
| -
это большая по объёму группа общественных отношений;
-
эти отношения должны обладать юридическим своеобразием, которое проявляется в особенностях положения участников общественных отношений (чаще всего значение имеют два момента: либо участники общественных отношений находятся в равном положении, либо же состоят в отношениях власти и подчинения);
-
эти отношения должны нуждаться в правовом урегулировании;
-
эти отношения объективно поддаются правовому регулированию.
|
Элементы метода правового регулирования
| -
Характер общего юридического положения субъектов.
Этот элемент показывает, как участники общественных отношений относятся друг к другу (находятся в равном положении или соподчинённом). Эта характеристика переносится в метод из существующих жизненных реалий.
-
Основания возникновения прав и обязанностей субъектов.
Этот элемент показывает способы определения содержания прав и обязанностей сторон, каковыми могут быть закон, властный односторонний акт, договор.
-
Виды и характер санкций, применяемых в той или иной отрасли права.
Этот элемент показывает государственно-принудительные меры за нарушение требований норм права и порядок их применения.
|
Виды метода правового регулирования
| -
императивный (в основе лежит обязывание как способ правового регулирования); с точки зрения общего юридического положения субъектов (первый элемент метода) характеризуется соподчинённым положением субъектов; с точки зрения второго элемента метода ведущим основанием возникновения прав и обязанностей является властный односторонний акт; с точки зрения санкций характерна средняя жёсткость воздействия; направленность санкций как на имущество, так и на личность нарушителя, но в большей мере — на имущество; процедура применения мер юридической ответственности в большинстве случаев носит внесудебный характер, т. е. санкции применяются в адм. порядке.
-
диспозитивный (в основе лежит дозволение как способ правового регулирования);
Характеризуется равным юридическим положением субъектов, наличием договора как специфического основания возникновения прав и обязанностей и достаточно мягкими санкциями, которые носят исключительно имущественный характер и не затрагивают личность нарушителя.
-
охранительный (в основе лежит запрет как способ правового регулирования).
Характеризуется, во-первых, соподчинённым положением субъектов, во-вторых, основанием возникновения прав и обязанностей является закон, в-третьих, жёсткими санкциями, касающимися непосредственно личности правонарушителя (лишение свободы, ограничение свободы) и налагаемыми в рамках судебной процедуры.
|
Классификация отраслей права
| -
В зависимости от предмета и метода правового регулирования:
-
Учредительная отрасль права — конституционное (или государственное) право — основополагающая отрасль, носит учредительный характер, т.к. закладывает основы правового регулирования в иных отраслях права.
Предмет — основы конституционного строя, правовое положение личности, форма правления, форма гос. устройства и т.д.
Метод — императивный.
-
Базовые (профилирующие) отрасли права:
-
гражданское право;
Предмет — сфера имущественных и тесно связанных с ними личных неимущественных отношений.
Метод — диспозитивный.
Основные источники — Конституция РФ, ГК РФ и др.
-
уголовное право;
Предмет — отношения по охране жизни, здоровья, безопасности, личной неприкосновенности и имущества граждан, а также отношения по охране защищаемых законом интересов общества и государства.
Метод — охранительный.
Основные источники — Конституция РФ, УК РФ.
-
административное право.
Предмет — общественные отношения в сфере исполнительно-распорядительной деятельности.
Метод — императивный.
Основные источники — Конституция РФ, конституции и уставы субъектов РФ, КоАП РФ и др.
-
В зависимости от роли, назначения в системе права:
-
Основополагающая отрасль — состоит из норм, устанавливающих основы правового регулирования и требующих развития в иных отраслях права (например, конституционное право).
-
Материальные отрасли — состоят из норм, которые непосредственно регулируют общественные отношения, а также закрепляют исходные права и обязанности субъектов права (например, уголовное, гражданское, трудовое и т.д.).
-
Процессуальные отрасли — состоят из норм, которые устанавливают процедуру защиты материальных прав, носят вспомогательный характер (например, уголовно-процессуальное право, гражданско-процессуальное право и т.д.).
-
В зависимости от функций права:
-
Регулятивные — выражают регулятивную функцию права, непосредственно регулируют общественные отношения, предоставляют субъективные права и налагают юридические обязанности (например, гражданское, трудовое, экологическое право и т. д.);
-
Охранительные — выражают охранительную функцию права, направлены на защиту прав, предоставленных регулятивными отраслями (например, уголовное право).
-
В зависимости от предметного единства:
-
Основные — в их состав не могут входить нормы других отраслей права (например, конституционное, гражданское право и др.)
-
Комплексные — состоят из норм, входящих в различные отрасли права (например, хозяйственное право, природоохранительное право, военное право и др.)
|
Подсистемы системы права
| -
Частное право — это функционально-структурная подсистема права, регулирующая отношения, обеспечивающие частные интересы, автономию и инициативу индивидуальных юридически равноправных собственников в их имущественной деятельности и в личных отношениях.
-
гражданское право;
-
семейное право;
-
трудовое право;
-
торговое право;
-
банковское право;
-
международное частное право и др.
-
Публичное право — это функционально-структурная подсистема права, регулирующая отношения в сфере государственной власти, исполнительно-распорядительной и судебной деятельности.
-
конституционное право;
-
административное право;
-
уголовное право;
-
уголовно-исполнительное право;
-
финансовое право;
-
уголовно-процессуальное право;
-
международное публичное право и др.
|
Теории разграничения права на частное и публичное
| -
Теория предмета:
-
к сфере публичного права относит отрасли, нормы которых регулируют отношения, одной из сторон которых является государство;
-
к сфере частного права относят отрасли, нормы которых регулируют имущественные (и связанные с ними неимущественные) отношения между физическими и юридическими лицами без участия государства;
-
предметом регулирования публичного права выступают властные отношения;
-
предметом регулирования частного права имущественные отношения.
-
Теория метода:
-
к сфере публичного права относит отрасли, основанные на жёстких, централизованных методах регулирования;
-
к сфере частного права относят отрасли, основанные на децентрализованном регулировании;
-
методом регулирования публичного права выступают императивный и охранительный методы;
-
методом регулирования частного права выступает диспозитивный метод.
-
Теория интереса.
-
к сфере публичного права относит отрасли, которые выражают интересы государства, общества в целом;
-
к сфере частного права отнесены отрасли, которые выражают частные интересы отдельных лиц;
-
для публичных отношений характерен приоритет коллективного начала над индивидуальными;
-
для частных отношений характерен приоритет индивидуального начала над коллективным.
|
Институт права (правовой институт)
| Это совокупность однопорядковых правовых норм, регулирующих качественно однородный вид общ. отношений
|
Особенности института права
| -
нормы, составляющие его, объединены общим содержание, однородностью регулируемых общ. отношений;
-
нормы, его образующие, несмотря на однородность предмета регулирования, разнообразны (т.к. однородность общ. отношений не исключает разнообразия их сторон и оттенков);
-
его содержание выражается в определённой группе понятий, терминов, конструкций;
-
нормы, составляющие его, закрепляются в законодательстве в отдельном НПА или в каком-либо разделе НПА (в редких случаях возможно размещение норм института права в разных НПА).
|
Классификация институтов права
| -
В зависимости от связи с элементами системы права:
-
Отраслевые— состоят из норм одной отрасли права.
-
Комплексные— состоят из норм различных отраслей права.
-
В зависимости от функций права:
-
Регулятивные — проводят регулятивную функцию права.
-
Охранительные — проводят охранительную функцию права.
-
В зависимости от способа обособления юр. норм:
-
Предметные — относятся к одному предмету регулирования.
-
Функциональные — обеспечивают "сквозное" регулирование отдельной операции в правовом регулировании, касающейся многих разновидностей данных отношений.
|
Соотношение понятий «система права» и «система законодательства»
| -
система права — это внутреннее строение законодательства;
-
система законодательства — это совокупность действующих на территории данного государства нормативно-правовых актов.
|
Соотношение системы права и системы законодательства
| -
во-первых, система права отражает внутреннее содержание права, а система законодательства — его внешнюю форму;
-
во-вторых, в отличие от системы права система законодательства носит в большей мере субъективный характер, т.к. законодатель распределяет содержание нормативно-правовых актов, руководствуясь прежде всего удобством пользования (система же права объективна);
-
в-третьих, первичным структурным элементом системы права является норма права, а первичным структурным элементом системы законодательства — НПА;
-
в-четвёртых, система права состоит из отраслей права (как совокупности правовых норм), а система законодательства — из отраслей законодательства (совокупности НПА, регулирующих какую-либо группу, разновидность общ. отношений);
-
в-пятых, система права носит одноуровневый характер, представляя собой совокупность отраслей права, а система законодательства — многоуровневый.
Многоуровневость системы законодательства может быть:
-
горизонтальной (деление происходит в зависимости от иерархии НПА, от их юридической силы);
-
вертикальной (деление происходит в зависимости от предмета регулирования, т.е. деление на отрасли).
-
в-шестых, система права носит единый характер, а система законодательства в связи с федеративным характером устройства нашего государства имеет два уровня:
-
система федерального законодательства;
-
система законодательства субъектов федерации.
-
в-седьмых, система законодательства содержательно отличается от системы права, т.е. в текстах НПА, помимо изложения норм, содержатся также призывы, декларации, указания на мотивы и цели издания норм права, когда в систему права входят только нормы права.
|
Взаимодействие системы права и системы законодательства
| -
система права лежит в основе системы законодательства;
-
каждой отрасли права соответствует такая же отрасль законодательства (при этом система законодательства более разнообразна, чем система права).
|
Соотношение российского и международного права
| -
общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью её правовой системы;
-
если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
|
её исполнение обеспечивается гос. принуждением, т.е. в случае ненадлежащего исполнения или неисполнения обязанности наступает юр. ответственность.
Состав (виды) юридической обязанности
| -
обязанность действовать, т. е. обязанность совершить активные положительные действия в пользу управомоченного лица;
-
обязанность воздержаться от совершения определенных действий;
-
обязанность отвечать за свои действия, т.е. обязанность претерпеть меры государственного принуждения
|
Концепции объекта правоотношения
| -
Монистическая — у всех правоотношений имеется единый, общий объект — поведение людей.
-
Плюралистическая — у правоотношений существуют разнообразные объекты.
|
Виды объектов правоотношений (правовых отношений)
| -
продукты материального и духовного творчества людей (например, вещи, деньги, предметы искусства и т.д.);
-
личные неимущественные блага (жизнь, здоровье, честь, достоинство и т.д.);
-
действия лиц (например, поведение лица, освобождённого из мест лишения свободы и находящегося под административным надзором);
-
результаты действий, т. е. последствия, к которым приводит то или иное действие или бездействие (например, возвращение вычищенной вещи из химчистки).
|
Юридические факты
| Это конкретные жизненные обстоятельства, с наличием или отсутствием которых нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношений
|
Признаки юридических фактов
| -
это факты действительности, т.е. обстоятельства, реально, фактически существующие в жизни;
-
это факты, на которые указывает норма права, т.е. они отражены в гипотезе правовой нормы.
|
Классификация юридических фактов
| -
В зависимости от связи с волей человека:
-
События — это юр. факты, происхождение которых не связано с волей человека, участвующего в правоотношении.
-
абсолютные — это события, происхождение которых вообще не зависит от воли людей (например, все виды стихийных бедствий, рождение и смерть. человека);
-
относительные — это события, происхождение которых связано с волей человека, но эти люди не будут участниками возникших правоотношений (например, поджог).
-
Действия — это юр. факты, происхождение которых связано с волей участников данного правоотношения.
-
правомерные — это действия, совершаемые в соответствии с правовыми нормами, не противоречащие им:
-
юр. поступки — это действия, которые совершаются без намерения породить юридические последствия, но эти последствия тем не менее наступают в силу предписания закона (например, создание картины художником ведёт к возникновению авторских правоотношений);
-
юр. акты — это действия, которые совершаются со специальным намерением породить юридические последствия (например, договор дарения)
-
неправомерные — это волевые действия людей, которые не соответствуют предписаниям правовых норм, нарушают их:
-
проступки — это неправомерные действия с меньшей степенью общественной опасности, ответственность за которые предусмотрена нормами иных отраслей права (например, административные проступки: мелкое хулиганство);
-
преступления — это неправомерные действия с большей степенью общественной опасности, ответственность за которые предусмотрена уголовным законодательством (например, убийство).
-
В зависимости от правовых последствий:
-
Правообразующие — это юр. факты, с которыми нормы права связывают возникновение правоотношений (например, заключение брачного контракта).
-
Правоизменяющие — это юр. факты, с которыми нормы права связывают изменение существующих правоотношений (например, повышение в должности).
-
Правопрекращающие — это юр. факты, с которыми нормы права связывают прекращение существующих правовых отношений (например, расторжение брака, смерть гражданина).
-
В зависимости от формы проявления:
-
Положительные — это такие факты, с наличием которых норма права связывает возникновение, изменение или прекращение правовых отношений (например, для вступления в брак необходимо достижение определённого возраста).
-
Отрицательные — это такие факты, отсутствие которых необходимо для возникновения, изменения или прекращения правоотношения (например, для вступления в брак лица на момент подачи заявления должны не состоять в ином зарегистрированном браке).
-
В зависимости от отраслевого регулирования:
-
Простые — это юр. факты предусмотрены одной отраслью права (например, для вступления в брак необходимо добровольное волеизъявление лиц, обращение в органы ЗАГС и т.д. — всё это требования одной отрасли — семейной).
-
Сложные — это юр. факты предусмотренные нормами разных отраслей права (например, для возникновения пенсионного правоотношения требуются достижение определенного возраста и наличие стажа — эти условия предусмотрены трудовым законодательством, а также вынесение органом соц. обеспечения решения о назначении пенсии — это регламентируется адм. правом).
|
Юридический (фактический) состав
| Это совокупность юр. фактов, необходимых для возникновения, изменения либо прекращения правоотношения
|
Классификация юридического (фактического) состава
| -
В зависимости от правовых последствий:
-
Правообразующие.
-
Правоизменяющие.
-
Правопрекращающие.
-
В зависимости от отраслевого регулирования:
-
Простые — это юр. факты предусмотренные одной отраслью права.
-
Сложные — это юр. факты предусмотренные нормами разных отраслей права.
|
Реализация права
| Это воплощение предписаний правовых норм в жизнь в фактической деятельности субъекта
|
Классификация форм реализации права
| -
В зависимости от юр. положения правореализующего субъекта:
-
Простая (непосредственная) —осуществляется физ. и юр. лицами без вмешательства гос. органов.
-
использование — состоит в реализации субъективных прав, т.е. в осуществлении субъектами своих прав, предусмотренных управомочивающими нормами прав;
-
исполнение — состоит в реализации юридических обязанностей, т.е. в обязательном совершении активных положительных действий, предусмотренных обязывающими нормами права;
-
соблюдение — состоит в реализации юридических запретов, т.е. обязанностей пассивного типа, когда лицо воздерживается от совершения действий, предусмотренных запрещающими нормами права.
-
Сложная (правоприменительная) — осуществляется в виде государственно-властной деятельности компетентных гос. органов и сопровождается вынесением акта применения права.
-
В зависимости от правового положения субъектов:
-
Гражданско-правовая форма — правоотношения возникают между субъектами, находящимися в равном положении, не подчинёнными друг другу.
-
Адм.-правовая форма — правоотношения возникают между субъектами, где одна сторона имеет специальные властные полномочия, т.е. стороны находятся в юридически неравном, соподчинённом положении.
-
В зависимости от субъектного состава:
-
Индивидуальная форма (например, составление завещания, оплата проезда).
-
Коллективная форма (например, заключение коллективного договора).
-
В зависимости от внешнего проявления:
-
Активная форма (например, исполнение обязанности по уплате налогов).
-
Пассивная форма (например, соблюдение всевозможных правовых запретов).
-
В зависимости от метода воздействий:
-
Добровольная форма.
-
Принудительная форма.
|
Применение права
| Это государственно-властная деятельность компетентных гос. органов (или иных лиц по специальному уполномочию государства), заключающаяся в вынесении индивидуальных конкретных предписаний, направленных на реализацию норм права
|
Признаки применения права
| -
является государственно-властной деятельностью;
-
представляет собой деятельность, связанную с вынесением индивидуально-конкретных предписаний;
-
применение права носит процедурный характер.
|
Случаи применения права
| -
Когда необходимо ввести контроль гос-ва за установлением отношений, т.е. те ситуации, в которых субъективные права и юр. обязанности не могут возникнуть без вмешательства компетентного гос. органа (например, получение пенсии не может осуществляться без вынесения органом социальной защиты решения о назначении пенсии конкретному человеку).
-
Когда существует спор о праве, т.е. когда имеются препятствия к осуществлению субъективного права или отсутствует добровольное исполнение юр. обязанности (например, когда разведённый супруг добровольно не выплачивает алименты).
-
Когда необходимо применить меры юр. ответственности.
|
Требования надлежащего применения права
| -
Обоснованность — означает, что применение норм права должно исходить из всех тех фактических (жизненных) обстоятельств, которые имеются в виду в гипотезе нормы права или предполагаются санкцией, т.е.:
-
должны быть выявлены все относящиеся к делу факты;
-
факты должны быть тщательно и объективно изучены и признаны достоверными;
-
все недоказанные и сомнительные факты должны быть отвергнуты.
-
Законность — означает, что при решении конкретного дела правоприменительный орган должен основываться на определенной норме права (их совокупности), прямо относящейся к рассматриваемому случаю, строго и неукоснительно следовать её точному смыслу, действовать в рамках своей компетенции.
-
Целесообразность — означает соответствие деятельности органов и лиц в рамках закона конкретным условиям места и времени, выбор оптимального пути осуществления нормы права в конкретной жизненной ситуации, а также следование нормативному акту.
-
Справедливость — означает осознание правильности решения с точки зрения общества и гос-ва, в том, что принятое решение согласуется с принципами морали, общечеловеческими ценностями, отвечает потребностям.
-
Эффективность — означает, что результат, достигнутый в процессе применения нормы права, будет максимально полно соответствовать цели, которая ставилась законодателем в норме права.
|
Стадии применения права
| -
Установление фактических обстоятельств дела.
Устанавливается круг фактов, необходимых для решения дела. При этом необходимо установить юр. значение фактов (т.к. некоторые фактические обстоятельства не имеют юр. значения и не повлияют на суть выносимого решения). Реализуется такое требование, как обоснованность.
-
Выбор и анализ нормы права.
Осуществляется юр. квалификация, т.е. решается вопрос о том, какая норма будет положена в основу рассматриваемого дела. Реализуется такое требование, как законность.
-
выбор юр. нормы, которая подлежит применению к данным фактическим обстоятельствам, наиболее соответствует данному случаю;
-
проверка подлинности и юр. действительности нормы, т.е. оценивается с точки зрения подлинности сам акт, содержащий норму; он должен соответствовать всем требованиям, предъявляемым к акту правотворчества;
-
проверка юридического действия нормы;
-
толкование нормы права, т.е. прежде всего уяснение подлинного содержания нормы самим правоприменителем, а в необходимых случаях — обращение к актам официального толкования.
-
Вынесение решения и его документальное оформление.
На этой стадии достигается цель
правоприменительной деятельности. Вынесение решения — это акт, который связывает нормы права с конкретным случаем, властно распространяет на него действие нормы, устанавливающей права и обязанности конкретных субъектов.
Документальное оформление решения — важнейшее условие его юридической действительности (несоблюдение условий ведёт к ничтожности акта).
Реализуется такое требование, как целесообразность и справедливость.
-
Доведение содержания решения до сведения заинтересованных лиц.
Официальное обнародование решения.
-
Исполнение принятого решения.
Реализуется такое требование, как эффективность.
|
Акты применения права
| Это индивидуальное государственно-властное веление (предписание), выносимое в результате решения юр. дела
|
Характеристики актов применения права
| -
принимаются компетентными гос. органами, должностными лицами и уполномоченными общ. организациями;
-
носят гос.-властный характер;
-
индивидуализируют нормы права применительно к конкретным ситуациям, лицам;
-
имеют документальную форму;
-
являются юр. фактами, т.е. влекут возникновение, изменение или прекращение правоотношений.
|
Классификация актов применения права
| -
В зависимости от субъектов правоприменения:
-
Акты органов законодательной власти.
-
Акты органов исполнительной власти.
-
Акты контрольно-надзорных органов.
-
В зависимости от отраслевой принадлежности:
-
Акты применения норм уголовного права.
-
Акты применения норм гражданского права.
-
Акты применения норм др. отраслей права.
-
В зависимости от функционального признака:
-
Правонаделительные.
-
Правообеспечительные.
-
Акты-регламентаторы.
-
В зависимости от наименования:
-
Приказы.
-
Постановления.
-
Приговоры.
-
Решения.
-
Разрешения.
-
Резолюции и др.
-
В зависимости от способа принятия:
-
Коллегиальные (например, постановления Госдумы);
-
Единоначальные (например, приказ директора).
|
Структура акта применения права
| -
вводная часть — содержит наименование акта, название органа, его принявшего, место и время издания и т.д.;
-
описательная часть — описывается существо вопроса, т.е. излагаются обстоятельства, установленные на первой стадии правоприменительного процесса;
-
мотивировочная часть — даётся анализ доказательств, их оценка, обосновывается выбор юр. норм, излагаются выводы, сделанные при анализе юр. норм и фактических обстоятельств;
-
резолютивная часть — излагается решение по делу, содержит властные веления, адресованные конкретным лицам и т.д.
|