Файл: Система права Это объективно существующее внутреннее строение права, заключающееся в разделении единого права на отрасли и институты, взаимосвязанные и разграниченные между собой Проявление системности права.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.02.2024

Просмотров: 27

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Система права

Это объективно существующее внутреннее строение права, заключающееся в разделении единого права на отрасли и институты, взаимосвязанные и разграниченные между собой

Проявление системности права

  • единство, т.е. внутренняя непротиворечивость, согласованность нормативных предписаний друг с другом. Единство норм права внутри системы права позволяет обеспечить общий, единый порядок регулирования.

  • дифференциация, т.е. специализация норм права, которая проявляется в том, что право делится на отрасли и институты в зависимости от потребностей правового регулирования.

Признаки системы права

  1. Имеет объективный характер.
    Она не зависит от воли и желания законодателя, элементы системы права определяются в конечном счёте предметом правового регулирования.

  2. Включает в себя нормы права, правовые институты (институты права) и отрасли права.

  3. Внутренне непротиворечива, согласованна.

Выражается в том, что нормы права иерархичны в соответствии с разной юр. силой, во взаимодействии регулятивных и охранительных норм, материальных и процессуальных норм права, в конкретизации абстрактным норм локальными актами.

  1. Динамична.

Выражается в том, что одни отрасли и институты утрачивают значение, т.к. устаревают регулируемые ими отношения, а другие наоборот появляются в силу появление новых общ. отношений.

Соотношение понятий «система права» и «правовая система»

Система права — это внутреннее строение права, а правовая система — это общая категория правоведения, которая означает совокупность всех правовых явлений, существующих на территории государства

Элементы системы права

  • нормы права — это общеобязательные, формально-определённые правила поведения общего характера, предоставляющие лицам субъективные права и налагающие на них юридические обязанности, которые поддерживаются силой гос. принуждения;

  • институты права (правовые институты) — это совокупность однопорядковых правовых норм, регулирующих качественно однородный вид общ. отношений;

  • отрасли права — это система правовых норм, регулирующих качественно однородную сферу общ. отношений.

Основания деления права на отрасли

  1. Предмет правового регулирования (основной) — это качественно однородные общественные отношения, обладающие юридическим своеобразием (или общественные отношения, подвергающиеся правовой регламентации).

  2. Метод правового регулирования (вспомогательный) — это совокупность способов воздействия права на поведение участников общественных отношений.

Признаки общественных отношений, являющихся предметом правового регулирования отрасли права

  • это большая по объёму группа общественных отношений;

  • эти отношения должны обладать юридическим своеобразием, которое проявляется в особенностях положения участников общественных отношений (чаще всего значение имеют два момента: либо участники общественных отношений находятся в равном положении, либо же состоят в отношениях власти и подчинения);

  • эти отношения должны нуждаться в правовом урегулировании;

  • эти отношения объективно поддаются правовому регулированию.

Элементы метода правового регулирования

  1. Характер общего юридического положения субъектов.

Этот элемент показывает, как участники общественных отношений относятся друг к другу (находятся в равном положении или соподчинённом). Эта характеристика переносится в метод из существующих жизненных реалий.

  1. Основания возникновения прав и обязанностей субъектов.

Этот элемент показывает способы определения содержания прав и обязанностей сторон, каковыми могут быть закон, властный односторонний акт, договор.

  1. Виды и характер санкций, применяемых в той или иной отрасли права.

Этот элемент показывает государственно-принудительные меры за нарушение требований норм права и порядок их применения.

Виды метода правового регулирования

  • императивный (в основе лежит обязывание как способ правового регулирования);
    с точки зрения общего юридического положения субъектов (первый элемент метода) характеризуется соподчинённым положением субъектов; с точки зрения второго элемента метода ведущим основанием возникновения прав и обязанностей является властный односторонний акт; с точки зрения санкций характерна средняя жёсткость воздействия; направленность санкций как на имущество, так и на личность нарушителя, но в большей мере — на имущество; процедура применения мер юридической ответственности в большинстве случаев носит внесудебный характер, т. е. санкции применяются в адм. порядке.

  • диспозитивный (в основе лежит дозволение как способ правового регулирования);

Характеризуется равным юридическим положением субъектов, наличием договора как специфического основания возникновения прав и обязанностей и достаточно мягкими санкциями, которые носят исключительно имущественный характер и не затрагивают личность нарушителя.

  • охранительный (в основе лежит запрет как способ правового регулирования).

Характеризуется, во-первых, соподчинённым положением субъектов, во-вторых, основанием возникновения прав и обязанностей является закон, в-третьих, жёсткими санкциями, касающимися непосредственно личности правонарушителя (лишение свободы, ограничение свободы) и налагаемыми в рамках судебной процедуры.

Классификация отраслей права

  1. В зависимости от предмета и метода правового регулирования:

  1. Учредительная отрасль права — конституционное (или государственное) право — основополагающая отрасль, носит учредительный характер, т.к. закладывает основы правового регулирования в иных отраслях права.

Предмет — основы конституционного строя, правовое положение личности, форма правления, форма гос. устройства и т.д.

Метод — императивный.

  1. Базовые (профилирующие) отрасли права:

  1. гражданское право;

Предмет — сфера имущественных и тесно связанных с ними личных неимущественных отношений.

Метод — диспозитивный.

Основные источники — Конституция РФ, ГК РФ и др.

  1. уголовное право;

Предмет — отношения по охране жизни, здоровья, безопасности, личной неприкосновенности и имущества граждан, а также отношения по охране защищаемых законом интересов общества и государства.

Метод — охранительный.

Основные источники — Конституция РФ, УК РФ.

  1. административное право.

Предмет — общественные отношения в сфере исполнительно-распорядительной деятельности.

Метод — императивный.

Основные источники — Конституция РФ, конституции и уставы субъектов РФ, КоАП РФ и др.

  1. В зависимости от роли, назначения в системе права:

  1. Основополагающая отрасль — состоит из норм, устанавливающих основы правового регулирования и требующих развития в иных отраслях права (например, конституционное право).

  2. Материальные отрасли — состоят из норм, которые непосредственно регулируют общественные отношения, а также закрепляют исходные права и обязанности субъектов права (например, уголовное, гражданское, трудовое и т.д.).

  3. Процессуальные отрасли — состоят из норм, которые устанавливают процедуру защиты материальных прав, носят вспомогательный характер (например, уголовно-процессуальное право, гражданско-процессуальное право и т.д.).

  1. В зависимости от функций права:

  1. Регулятивные — выражают регулятивную функцию права, непосредственно регулируют общественные отношения, предоставляют субъективные права и налагают юридические обязанности (например, гражданское, трудовое, экологическое право и т. д.);

  2. Охранительные — выражают охранительную функцию права, направлены на защиту прав, предоставленных регулятивными отраслями (например, уголовное право).

  1. В зависимости от предметного единства:

  1. Основные — в их состав не могут входить нормы других отраслей права (например, конституционное, гражданское право и др.)

  2. Комплексные — состоят из норм, входящих в различные отрасли права (например, хозяйственное право, природоохранительное право, военное право и др.)

Подсистемы системы права

  1. Частное право — это функционально-структурная подсистема права, регулирующая отношения, обеспечивающие частные интересы, автономию и инициативу индивидуальных юридически равноправных собственников в их имущественной деятельности и в личных отношениях.

    • гражданское право;

    • семейное право;

    • трудовое право;

    • торговое право;

    • банковское право;

    • международное частное право и др.

  1. Публичное право — это функционально-структурная подсистема права, регулирующая отношения в сфере государственной власти, исполнительно-распорядительной и судебной деятельности.

    • конституционное право;

    • административное право;

    • уголовное право;

    • уголовно-исполнительное право;

    • финансовое право;

    • уголовно-процессуальное право;

    • международное публичное право и др.

Теории разграничения права на частное и публичное

  1. Теория предмета:

  1. к сфере публичного права относит отрасли, нормы которых регулируют отношения, одной из сторон которых является государство;

  2. к сфере частного права относят отрасли, нормы которых регулируют имущественные (и связанные с ними неимущественные) отношения между физическими и юридическими лицами без участия государства;

  3. предметом регулирования публичного права выступают властные отношения;

  4. предметом регулирования частного права имущественные отношения.

  1. Теория метода:

  1. к сфере публичного права относит отрасли, основанные на жёстких, централизованных методах регулирования;

  2. к сфере частного права относят отрасли, основанные на децентрализованном регулировании;

  3. методом регулирования публичного права выступают императивный и охранительный методы;

  4. методом регулирования частного права выступает диспозитивный метод.

  1. Теория интереса.

  1. к сфере публичного права относит отрасли, которые выражают интересы государства, общества в целом;

  2. к сфере частного права отнесены отрасли, которые выражают частные интересы отдельных лиц;

  3. для публичных отношений характерен приоритет коллективного начала над индивидуальными;

  4. для частных отношений характерен приоритет индивидуального начала над коллективным.

Институт права (правовой институт)

Это совокупность однопорядковых правовых норм, регулирующих качественно однородный вид общ. отношений

Особенности института права

  • нормы, составляющие его, объединены общим содержание, однородностью регулируемых общ. отношений;

  • нормы, его образующие, несмотря на однородность предмета регулирования, разнообразны (т.к. однородность общ. отношений не исключает разнообразия их сторон и оттенков);

  • его содержание выражается в определённой группе понятий, терминов, конструкций;

  • нормы, составляющие его, закрепляются в законодательстве в отдельном НПА или в каком-либо разделе НПА (в редких случаях возможно размещение норм института права в разных НПА).

Классификация институтов права

  1. В зависимости от связи с элементами системы права:

  1. Отраслевые— состоят из норм одной отрасли права.

  2. Комплексные— состоят из норм различных отраслей права.

  1. В зависимости от функций права:

  1. Регулятивные — проводят регулятивную функцию права.

  2. Охранительные — проводят охранительную функцию права.

  1. В зависимости от способа обособления юр. норм:

  1. Предметные — относятся к одному предмету регулирования.

  2. Функциональные — обеспечивают "сквозное" регулирование отдельной операции в правовом регулировании, касающейся многих разновидностей данных отношений.

Соотношение понятий «система права» и «система законодательства»

  • система права — это внутреннее строение законодательства;

  • система законодательства — это совокупность действующих на территории данного государства нормативно-правовых актов.

Соотношение системы права и системы законодательства

  1. во-первых, система права отражает внутреннее содержание права, а система законодательства — его внешнюю форму;

  2. во-вторых, в отличие от системы права система законодательства носит в большей мере субъективный характер, т.к. законодатель распределяет содержание нормативно-правовых актов, руководствуясь прежде всего удобством пользования (система же права объективна);

  3. в-третьих, первичным структурным элементом системы права является норма права, а первичным структурным элементом системы законодательства — НПА;

  4. в-четвёртых, система права состоит из отраслей права (как совокупности правовых норм), а система законодательства — из отраслей законодательства (совокупности НПА, регулирующих какую-либо группу, разновидность общ. отношений);

  5. в-пятых, система права носит одноуровневый характер, представляя собой совокупность отраслей права, а система законодательства — многоуровневый.

Многоуровневость системы законодательства может быть:

  • горизонтальной (деление происходит в зависимости от иерархии НПА, от их юридической силы);

  • вертикальной (деление происходит в зависимости от предмета регулирования, т.е. деление на отрасли).

  1. в-шестых, система права носит единый характер, а система законодательства в связи с федеративным характером устройства нашего государства имеет два уровня:

  • система федерального законодательства;

  • система законодательства субъектов федерации.

  1. в-седьмых, система законодательства содержательно отличается от системы права, т.е. в текстах НПА, помимо изложения норм, содержатся также призывы, декларации, указания на мотивы и цели издания норм права, когда в систему права входят только нормы права.

Взаимодействие системы права и системы законодательства

  • система права лежит в основе системы законодательства;

  • каждой отрасли права соответствует такая же отрасль законодательства (при этом система законодательства более разнообразна, чем система права).

Соотношение российского и международного права

  • общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью её правовой системы;

  • если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.



её исполнение обеспечивается гос. принуждением, т.е. в случае ненадлежащего исполнения или неисполнения обязанности наступает юр. ответственность.

Состав (виды) юридической обязанности

  • обязанность действовать, т. е. обязанность совершить активные положительные действия в пользу управомоченного лица;

  • обязанность воздержаться от совершения определенных действий;

  • обязанность отвечать за свои действия, т.е. обязанность претерпеть меры государственного принуждения

Концепции объекта правоотношения

  1. Монистическая — у всех правоотношений имеется единый, общий объект — поведение людей.

  2. Плюралистическая — у правоотношений существуют разнообразные объекты.

Виды объектов правоотношений (правовых отношений)

  • продукты материального и духовного творчества людей (например, вещи, деньги, предметы искусства и т.д.);

  • личные неимущественные блага (жизнь, здоровье, честь, достоинство и т.д.);

  • действия лиц (например, поведение лица, освобождённого из мест лишения свободы и находящегося под административным надзором);

  • результаты действий, т. е. последствия, к которым приводит то или иное действие или бездействие (например, возвращение вычищенной вещи из химчистки).

Юридические факты

Это конкретные жизненные обстоятельства, с наличием или отсутствием которых нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношений

Признаки юридических фактов

  • это факты действительности, т.е. обстоятельства, реально, фактически существующие в жизни;

  • это факты, на которые указывает норма права, т.е. они отражены в гипотезе правовой нормы.

Классификация юридических фактов

  1. В зависимости от связи с волей человека:

  1. События — это юр. факты, происхождение которых не связано с волей человека, участвующего в правоотношении.

  1. абсолютные — это события, происхождение которых вообще не зависит от воли людей (например, все виды стихийных бедствий, рождение и смерть. человека);

  2. относительные — это события, происхождение которых связано с волей человека, но эти люди не будут участниками возникших правоотношений (например, поджог).

  1. Действия — это юр. факты, происхождение которых связано с волей участников данного правоотношения.

    1. правомерные — это действия, совершаемые в соответствии с правовыми нормами, не противоречащие им:

      1. юр. поступки — это действия, которые совершаются без намерения породить юридические последствия, но эти последствия тем не менее наступают в силу предписания закона (например, создание картины художником ведёт к возникновению авторских правоотношений);

      2. юр. акты — это действия, которые совершаются со специальным намерением породить юридические последствия (например, договор дарения)

    2. неправомерные — это волевые действия людей, которые не соответствуют предписаниям правовых норм, нарушают их:

      1. проступки — это неправомерные действия с меньшей степенью общественной опасности, ответственность за которые предусмотрена нормами иных отраслей права (например, административные проступки: мелкое хулиганство);

      2. преступления — это неправомерные действия с большей степенью общественной опасности, ответственность за которые предусмотрена уголовным законодательством (например, убийство).

  1. В зависимости от правовых последствий:

  1. Правообразующие — это юр. факты, с которыми нормы права связывают возникновение правоотношений (например, заключение брачного контракта).

  2. Правоизменяющие — это юр. факты, с которыми нормы права связывают изменение существующих правоотношений (например, повышение в должности).

  3. Правопрекращающие — это юр. факты, с которыми нормы права связывают прекращение существующих правовых отношений (например, расторжение брака, смерть гражданина).

  1. В зависимости от формы проявления:

  1. Положительные — это такие факты, с наличием которых норма права связывает возникновение, изменение или прекращение правовых отношений (например, для вступления в брак необходимо достижение определённого возраста).

  2. Отрицательные — это такие факты, отсутствие которых необходимо для возникновения, изменения или прекращения правоотношения (например, для вступления в брак лица на момент подачи заявления должны не состоять в ином зарегистрированном браке).

  1. В зависимости от отраслевого регулирования:

  1. Простые — это юр. факты предусмотрены одной отраслью права (например, для вступления в брак необходимо добровольное волеизъявление лиц, обращение в органы ЗАГС и т.д. — всё это требования одной отрасли — семейной).

  2. Сложные — это юр. факты предусмотренные нормами разных отраслей права (например, для возникновения пенсионного правоотношения требуются достижение определенного возраста и наличие стажа — эти условия предусмотрены трудовым законодательством, а также вынесение органом соц. обеспечения решения о назначении пенсии — это регламентируется адм. правом).

Юридический (фактический) состав

Это совокупность юр. фактов, необходимых для возникновения, изменения либо прекращения правоотношения

Классификация юридического (фактического) состава

  1. В зависимости от правовых последствий:

  1. Правообразующие.

  2. Правоизменяющие.

  3. Правопрекращающие.

  1. В зависимости от отраслевого регулирования:

  1. Простые — это юр. факты предусмотренные одной отраслью права.

  2. Сложные — это юр. факты предусмотренные нормами разных отраслей права.

Реализация права

Это воплощение предписаний правовых норм в жизнь в фактической деятельности субъекта

Классификация форм реализации права

  1. В зависимости от юр. положения правореализующего субъекта:

  1. Простая (непосредственная) —осуществляется физ. и юр. лицами без вмешательства гос. органов.

  1. использование — состоит в реализации субъективных прав, т.е. в осуществлении субъектами своих прав, предусмотренных управомочивающими нормами прав;

  2. исполнение — состоит в реализации юридических обязанностей, т.е. в обязательном совершении активных положительных действий, предусмотренных обязывающими нормами права;

  3. соблюдение — состоит в реализации юридических запретов, т.е. обязанностей пассивного типа, когда лицо воздерживается от совершения действий, предусмотренных запрещающими нормами права.

  1. Сложная (правоприменительная) — осуществляется в виде государственно-властной деятельности компетентных гос. органов и сопровождается вынесением акта применения права.

  1. В зависимости от правового положения субъектов:

  1. Гражданско-правовая форма — правоотношения возникают между субъектами, находящимися в равном положении, не подчинёнными друг другу.

  2. Адм.-правовая форма — правоотношения возникают между субъектами, где одна сторона имеет специальные властные полномочия, т.е. стороны находятся в юридически неравном, соподчинённом положении.

  1. В зависимости от субъектного состава:

  1. Индивидуальная форма (например, составление завещания, оплата проезда).

  2. Коллективная форма (например, заключение коллективного договора).

  1. В зависимости от внешнего проявления:

  1. Активная форма (например, исполнение обязанности по уплате налогов).

  2. Пассивная форма (например, соблюдение всевозможных правовых запретов).

  1. В зависимости от метода воздействий:

  1. Добровольная форма.

  2. Принудительная форма.

Применение права

Это государственно-властная деятельность компетентных гос. органов (или иных лиц по специальному уполномочию государства), заключающаяся в вынесении индивидуальных конкретных предписаний, направленных на реализацию норм права

Признаки применения права

  • является государственно-властной деятельностью;

  • представляет собой деятельность, связанную с вынесением индивидуально-конкретных предписаний;

  • применение права носит процедурный характер.

Случаи применения права

  1. Когда необходимо ввести контроль гос-ва за установлением отношений, т.е. те ситуации, в которых субъективные права и юр. обязанности не могут возникнуть без вмешательства компетентного гос. органа (например, получение пенсии не может осуществляться без вынесения органом социальной защиты решения о назначении пенсии конкретному человеку).

  2. Когда существует спор о праве, т.е. когда имеются препятствия к осуществлению субъективного права или отсутствует добровольное исполнение юр. обязанности (например, когда разведённый супруг добровольно не выплачивает алименты).

  3. Когда необходимо применить меры юр. ответственности.

Требования надлежащего применения права

  1. Обоснованность — означает, что применение норм права должно исходить из всех тех фактических (жизненных) обстоятельств, которые имеются в виду в гипотезе нормы права или предполагаются санкцией, т.е.:

    1. должны быть выявлены все относящиеся к делу факты;

    2. факты должны быть тщательно и объективно изучены и признаны достоверными;

    3. все недоказанные и сомнительные факты должны быть отвергнуты.

  2. Законность — означает, что при решении конкретного дела правоприменительный орган должен основываться на определенной норме права (их совокупности), прямо относящейся к рассматриваемому случаю, строго и неукоснительно следовать её точному смыслу, действовать в рамках своей компетенции.

  3. Целесообразность — означает соответствие деятельности органов и лиц в рамках закона конкретным условиям места и времени, выбор оптимального пути осуществления нормы права в конкретной жизненной ситуации, а также следование нормативному акту.

  4. Справедливость — означает осознание правильности решения с точки зрения общества и гос-ва, в том, что принятое решение согласуется с принципами морали, общечеловеческими ценностями, отвечает потребностям.

  5. Эффективность — означает, что результат, достигнутый в процессе применения нормы права, будет максимально полно соответствовать цели, которая ставилась законодателем в норме права.

Стадии применения права

  1. Установление фактических обстоятельств дела.

Устанавливается круг фактов, необходимых для решения дела. При этом необходимо установить юр. значение фактов (т.к. некоторые фактические обстоятельства не имеют юр. значения и не повлияют на суть выносимого решения). Реализуется такое требование, как обоснованность.

  1. Выбор и анализ нормы права.

Осуществляется юр. квалификация, т.е. решается вопрос о том, какая норма будет положена в основу рассматриваемого дела. Реализуется такое требование, как законность.

  1. выбор юр. нормы, которая подлежит применению к данным фактическим обстоятельствам, наиболее соответствует данному случаю;

  2. проверка подлинности и юр. действительности нормы, т.е. оценивается с точки зрения подлинности сам акт, содержащий норму; он должен соответствовать всем требованиям, предъявляемым к акту правотворчества;

  3. проверка юридического действия нормы;

  4. толкование нормы права, т.е. прежде всего уяснение подлинного содержания нормы самим правоприменителем, а в необходимых случаях — обращение к актам официального толкования.

  1. Вынесение решения и его документальное оформление.

На этой стадии достигается цель

правоприменительной деятельности. Вынесение решения — это акт, который связывает нормы права с конкретным случаем, властно распространяет на него действие нормы, устанавливающей права и обязанности конкретных субъектов.

Документальное оформление решения — важнейшее условие его юридической действительности (несоблюдение условий ведёт к ничтожности акта).

Реализуется такое требование, как целесообразность и справедливость.

  1. Доведение содержания решения до сведения заинтересованных лиц.

Официальное обнародование решения.

  1. Исполнение принятого решения.

Реализуется такое требование, как эффективность.

Акты применения права

Это индивидуальное государственно-властное веление (предписание), выносимое в результате решения юр. дела

Характеристики актов применения права

  • принимаются компетентными гос. органами, должностными лицами и уполномоченными общ. организациями;

  • носят гос.-властный характер;

  • индивидуализируют нормы права применительно к конкретным ситуациям, лицам;

  • имеют документальную форму;

  • являются юр. фактами, т.е. влекут возникновение, изменение или прекращение правоотношений.

Классификация актов применения права

  1. В зависимости от субъектов правоприменения:

  1. Акты органов законодательной власти.

  2. Акты органов исполнительной власти.

  3. Акты контрольно-надзорных органов.

  1. В зависимости от отраслевой принадлежности:

  1. Акты применения норм уголовного права.

  2. Акты применения норм гражданского права.

  3. Акты применения норм др. отраслей права.

  1. В зависимости от функционального признака:

  1. Правонаделительные.

  2. Правообеспечительные.

  3. Акты-регламентаторы.

  1. В зависимости от наименования:

  1. Приказы.

  2. Постановления.

  3. Приговоры.

  4. Решения.

  5. Разрешения.

  6. Резолюции и др.

  1. В зависимости от способа принятия:

  1. Коллегиальные (например, постановления Госдумы);

  2. Единоначальные (например, приказ директора).

Структура акта применения права

  • вводная часть — содержит наименование акта, название органа, его принявшего, место и время издания и т.д.;

  • описательная часть — описывается существо вопроса, т.е. излагаются обстоятельства, установленные на первой стадии правоприменительного процесса;

  • мотивировочная часть — даётся анализ доказательств, их оценка, обосновывается выбор юр. норм, излагаются выводы, сделанные при анализе юр. норм и фактических обстоятельств;

  • резолютивная часть — излагается решение по делу, содержит властные веления, адресованные конкретным лицам и т.д.