Файл: Теория государства и права как наука теория государства и права относится к гуманитарным наукам.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 60
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА КАК НАУКА
Теория государства и права относится к гуманитарным наукам.
Предмет ТГП – наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования гос-ва и права. А именно:
- возникновение гос-ва и права;
- смена их исторических типов;
- осуществление функций гос-ва и права;
- развитие самой юридической науки.
Функции ТГП представляют собойосновные направления действия данной науки:
1)Онтологическая: отвечает на вопросы, что есть государство и право, как и почему они возникают и действуют.
2)Гносеологическая (познавательная): познание права и всех правовых явлений.
3)Методологическая: определение правильных подходов к изучению правовых явлений.
4)Прогностическая: выработка прогнозов, гипотез о развитии права.
5)Прикладная: выработка практических рекомендаций по совершенствованию правотворческой и правореализующей деятельности.
6)Воспитательная: формирование средствами правоведения законопослушного гражданина.
Формы (источник) права – это способ выражения вовне государственной воли юридических правил поведения. Выделяют 4 основных формы права:
1)Нормативный акт — это правовой акт, содержащий нормы права и направленный на урегулирование определённых общ. отношений (Конституция, законы, подзаконные акты и т.п.). Действует непрерывно.
2)Правовой обычай – это исторически сложившееся правило поведения, содержащееся в сознании людей и вошедшее в привычку в результате многократного применения (трудовые, религиозные, брачно-семейные). Недостатки: на укрепление и отмирание обычая уходит много времени.
3)Юридический прецедент – это судебное или административное решение по конкретному юр. делу, которому придаётся сила нормы права и которым руководствуются при разрешении схожих дел:
-судебный (решение суда);
-административный;
-кассационный (решение, принятое в результате кассации, т.е. обжалования).
Недостатки: прецедент очень сложно изменить.
4)Нормативный договор – соглашение между различными субъектами права, а которых содержатся нормы права. Он является основным источником международного права.
-
ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА
Существуют следующие теории:
Договорная: гос-во возникло в результате общественного договора (Локк, Руссо).
Материалистическая (классовая): гос-во есть продукт и проявление непримиримости классовых противоречий (Маркс, Энгельс, Ленин).
Органическая: гос-во представляет собой общественный организм, состоящий из людей, подобно тому, как живой человеческий организм состоит из клеток (Спенсер).
Психологическая: гос-во возникло в результате психологических потребностей людей жить в рамках организованного общества (Тард, Петражицкий).
Теория насилия: гос-во возникает в результате завоевания одним народом другого (Дюринг, Гумплович, Каутский).
Теологическая: гос-во, гос.власть имеют божественное происхождение "вся власть от Бога" (Фома Аквинский, Иоанн Златоуст).
Патриархальная: гос-во возникло непосредственно из разросшейся семьи, власть монарха базируется на основе власти отца над членами его семьи (Платон, Аристотель).
-
ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО. ПОНЯТИЕ, ХАРАКТЕРИСТИКА
Правовое государство – это государство, в котором обеспечивается господство права, верховенство закона во всех сферах общественной жизни, где признаются и гарантируются права и свободы человека, равенство всех перед законом, а в основу организации власти положен принцип разделения властей.
Признаки правового государства:
-
Верховенство закона: все государственные органы, должностные лица, общественные объединения, граждане в своей деятельности обязаны подчиняться требованиям закона — в России оно выражается главным образом в верховенстве Конституции РФ по отношению ко всем нормативным актам. Законы и другие правовые акты не должны противоречить Конституции. В статье 15 устанавливается, что Конституция имеет высшую правовую силу; -
Соблюдение и охрана прав и свобод человека – государство должно не только провозгласить приверженность этому принципу, но и закрепить фундаментальные права человека в своих законах; -
Последовательно проведённый принцип разделения властей, взаимоограничение и взаимный контроль друг за другом всех ветвей власти; -
Взаимная ответственность государства и гражданина – за нарушения закона должна обязательно последовать предусмотренная законом мера ответственности, не взирая при этом на личность нарушителя.
Предпосылки создания и функционирования правового государства:
-
производственные отношения, основанные на многообразии форм собственности, свободе предпринимательства; -
режим демократии, конституционализма и парламентаризма, суверенитет народа, предотвращение попыток узурпации власти; -
высокий уровень политического и правового сознания людей; -
юридической предпосылкой является создание внутренне единой и непротиворечивой системы законодательства; -
важнейшей предпосылкой является гражданское общество, т.е. система отношений между людьми, обеспечивающая удовлетворение их неотъемлемых прав и интересов на основе самоуправления и свободы.
-
ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА
Гражданское общество – такое состояние общества, когда человек является высшей ценностью, признаются, соблюдаются, защищаются его права и свободы, а государство способствует динамичному развитию экономики и политической свободы. Находясь под контролем общества, государственная и общественная жизнь основываются на праве, идеалах демократии и справедливости.
Структура
1. Экономическая система – закрепляет отношения собственности, распределения, обмена и потребления отношения производства материальных и нематериальных благ.
2. Политическая – включает в себя государство, право, политические партии, общественные движения, политические отношения и политическое сознание (взгляд на текущую политику).
3. Духовно-культурная – образование, наука, культура, искусство, религия и соответствующие культурно –научные отношения.
4. Социальная – личность, семья, школа, церковь, межличностные отношения, отношения между крупными социальными группами, классами, сословиями.
Признаки
-
свобода – независимость индивида от государства, независимость в выборе сферы профессиональной реализации; независимость в формировании политических взглядов и убеждений; наличие в государстве механизма защиты прав и свобод человека и гражданина: наделение индивида собственностью (средствами, необходимыми для достойного существования); -
правовой характер общества – имеет место правовое государство, основанное на праве и соблюдении Конституции -
открытость – информационная свобода, т.е. отсутствие государственной монополии на информацию; свобода мысли, слова, образования, свобода её размещения вне страны, свобода въезда и выезда из страны; -
плюрализм – наличие партий различных идеологических направлений, отсутствие обязательной государственной идеологии, наличие в обществе различных точек зрения, свобода их выражения, свобода конкуренции партий в борьбе за власть самоуправление и саморазвитие.
-
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ. ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, СТРУКТУРА
Политическая партия – добровольный союз людей, объединенных единством целей и действий во имя интересов определенной личности, стремящихся к обладанию политической властью или к участию в ее осуществлении в государстве.
Структура политической партии состоит из трех уровней:
• блок избирателей, массовая база партии, обеспечивающая кандидатов партии поддержкой в течение избирательных кампаний. Принадлежность к данной группе основана на приверженности, а не на фактическом членстве;
• официальная партийная организация. Лидеры партии, партийная бюрократия, мозговой штаб, идеологи партии, партийный архив, рядовые члены партии. В случае успеха на выборах в составе партии выделяются «законодатели» и «члены правительства», которые становятся вторым руководящим звеном партии;
• партия в системе правления, должностные лица в государственном аппарате, получившие посты в силу принадлежности к соответствующей партии президент, губернаторы, члены парламента и т. д.
Виды политических партий
Политические партии выражают интересы разных категорий людей, слоев, групп, классов общества, поэтому их много и они имеют разные программы и цели.
Принято классифицировать политические партии по следующим критериям:
-
по социальной направленности программы и деятельности: социал-демократические, либерально-демократические, коммунистические, классовые, националистические, расовые, фашистские, религиозные, государственно-патриотические, народные и т. п.; -
по идейным основаниям деятельности: доктринальные (сориентированные прежде всего, на защиту своей идеологии), прагматические (ориентирующиеся на практическую целесообразность действий) и харизматические (объединяющиеся вокруг конкретного политического лидера); -
по методам выполнения программы: революционные (стремящиеся к радикальному, качественному преобразованию общества) и реформаторские (стремящиеся к улучшению общественной жизни без структурных принципиальных изменений); -
по характеру политических действий: реакционные, консервативные, умеренные, радикальные, экстремистские; -
по представительству в высших органах государственной власти и отношению к официальной политике: правящие и оппозиционные (последние по юридическому статусу могут разделяться на легальные, полулегальные и нелегальные); -
по месту в политическом спектре: левые, центристские и правые; -
по стилю общения между партийными лидерами и рядовыми членами: демократические и антидемократические; -
по характеру членства: кадровые (отличающиеся немногочисленностью, свободным членством, организационной рыхлостью) и массовые (стремящиеся вовлечь в свои ряды как можно большее число членов, упрочить связи, укрепить структуру); -
по организационной структуре: парламентские (где в качестве первичных образований выступают территориальные комитеты), лейбористские (представляющие собой разновидность парламентских партий, допускающих коллективное членство, в том числе и трудовых коллективов) и авангардные (построенные на принципах демократического централизма и территориально-производственного объединения своих членов) и т. п.
-
ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА
Государство — организация политической власти объединенное на единой или отдельной территории осуществляющее определённые функции.
Признаки:
-
Суверенитет -
Народ (население) -
Наличие гражданства -
Наличие аппарата принуждения (на постоянной основе) -
Глава государства -
Монополия на применение силы -
Монополия на сбор налогов -
Определённая территория -
Законодательство -
Государственные символы (гимн, герб, флаг) -
Язык -
Органы государственной власти
-
ПОНЯТИЕ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА.СОДЕРЖАНИЕ И ВИДЫ
Функции государства – основные направления деятельности гос-ва по реализации стоящих перед ним задач, обусловленных как классовой, так и общесоциальной его сущностью.
Каждая функция гос-ва имеет предметную характеристику и направлена на достижение какого-либо конкретного блага.
Содержание функций постоянно меняется.
Напр. марксизм к важнейшим функциям эксплуататорских государств относит:
1) подавление эксплуататорским меньшинством эксплуатируемого большинства населения;
2) охрану частной собственности на средства производства.
Классификация функций:
-
по сферам деятельности государства: внутренние и внешние; -
по продолжительности действия: постоянные и временные; -
по степени общности: основные и неосновные.
Функции государства:
-
Правоохранительная (охрана прав и свобод граждан, зашита государства от внешней угрозы, охрана природы и др.); -
Социальная (обеспечение минимальных социальных стандартов (зарплата, пенсия, прожиточный минимум) поддержку (инвалидов, детей, пенсионеров и тд),обеспечение занятости, развитие пенсионного обеспечения, страхового и т.д) -
Образовательная (поддержку науки, культуры, образования, спорта, средств массовой информации; сохранение историко-культурных памятников, архивов, музеев и т.д); -
Воспитательная; -
Экономическая (установление и сбор всех видов налогов; формирование государственного бюджета и контроль за его расходной частью); -
Политическая; -
Правотворческая (издание законов); -
Экологическая (установление правового режима природопользования, установление экологических стандартов (например, показателей предельно допустимой концентрации вредных веществ в атмосфере, выхлопных газах автомобилей и т. п).